«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным» (Ян Коменский)
Штат, состоящий из высококвалифицированных сотрудников – это залог плодотворной деятельности и стремительного развития любой компании. Однако не всегда в крупной компании можно сформировать коллектив, состоящий из профессионалов одного уровня.
В некоторых случаях целесообразнее нанять перспективных, заинтересованных работников, и в процессе адаптации дать им необходимую базу знаний. К вопросу обучения сотрудников руководство организации подходит по-разному: направляет на обучение в тренинговые центры, нанимает наставников для предоставления необходимых знаний выделенным группам сотрудников, формирует учебные центры.
Однако применение данных методов сказывается на продуктивной мощности компании не лучшим образом: теряя драгоценное время, средства, обучая «не тех» сотрудников, организация замедляет темпы роста и уступает в лидерстве более сильным компаниям-конкурентам. Сегодня существует эффективный метод, предоставляющий простые, доступные и результативные инструменты для корпоративного обучения – e-learning, или электронное обучение. Качественное внедрение системы e-learning в компанию позволяет добиться высоких результатов продуктивной деятельности, решить вопросы повышения квалификации и образования персонала, а также затратить минимум времени и средств. Рассмотрим достоинства e-learning и определим оптимальные способы внедрения системы в организацию.
Что такое электронное обучение.
Шагаем в ногу со временем: e-learning для развития персонала
Электронный формат корпоративного обучения в компаниях сегодня не является собственным ноу-хау или предметом роскоши. Параллельно созданию интернет-технологий и запуску огромного количества образовательных порталов система e-learning стремительно растет и существует в современном мире среднего и крупного бизнеса. В отличие от традиционной формы обучения, система e-learning имеет массу преимуществ:
- Повышение квалификации, предоставление ценных, узкоспециализированных знаний происходит без отрыва сотрудников от основного рабочего места
- Выбор подходящей системы обучения позволяет компании оптимизировать финансовые затраты на образование персонала
- Е-learning охватывает огромные сферы и направления бизнеса (торговля, финансы, менеджмент и другие)
- Электронное образование дает возможность индивидуальных занятий, самостоятельного изучения материала в необходимом объеме
- В процессе обучения участники могут консультироваться с бизнес-тренерами в режиме онлайн
- Учебные программы содержат комплексы упражнений и практических заданий с привлечением мультимедийных решений, что делает процесс обучения интересным, повышает его понимание, усвоение и запоминание
Электронное обучение (eLearning) — что это такое и в чем его польза для бизнеса?
Многие российские компании успешно применяют систему e-learning. Например, крупные промышленные корпорации «Сибнефть», «Норильский никель», Сбербанк России, МПС, «Северсталь», сетевая компания «Сибирское здоровье», центр медицинских услуг «ИНВИТРО» и многие другие.
Например, в Сбербанке была внедрена мощная программа корпоративного обучения для конкретных должностных лиц «Вводный курс по банковским продуктам». Курс содержит индивидуальные обучающие материалы, а также мощную платформу для получения знаний – инструменты, доступные сотрудникам в режиме онлайн.
В проекте сконцентрированы все наработки системы e-learning за период использования дистанционных технологий в компании. Программа является одной их самых результативных и масштабных систем корпоративного обучения на территории РФ (по версии Центра Разработки Мультимедийных Материалов (ЦРММ)).
E-learning для обучения персонала: этапы внедрения системы
Как понять, что вашей компании нужна эффективная система e-learning? В основном современные компании на каком-либо этапе деятельности сталкиваются со следующими проблемами:
- Разработка нестандартных производственных процессов, требующих своевременного и обязательного изучения персоналом
- Территориальная хаотичность филиалов компании
- Ограниченное время для изучения нового материала
- Подавляющее число сотрудников, получивших образование по традиционной форме обучения
- Минимальный бюджет, выделенный на программу обучения персонала
- Зафиксировано большое количество сотрудников, нуждающихся в обучении.
Присутствие одного или нескольких факторов говорит о необходимости применения в компании e-learning.
Что предпринять руководителю? Отбросив сомнения, следовать этапам постепенного внедрения системы электронного обучения в компанию.
1. Анализ инструментов e-learning
Стандартного и единого способа для внедрения дистанционного формата обучения в организацию не существует – инструменты и программы должны быть адаптированы под потребности конкретной организации. На начальном этапе в компании требуется четкое выстраивание подробной схемы e-learning, состоящей из трех основных модулей:
1. Автономная система управления дистанционным обучением (LMS «Learning Management System»)
2. Учебный материал (контент, электронные курсы)
3. Авторские материалы
Перед компанией стоит задача сформировать масштабную базу знаний для доступа сотрудников к инструментам, внедрение которых поможет пользоваться системой e-learning без ограничений. Базовыми инструментами, которые сотрудники могут применять в обучении, являются:
- Дистанционные курсы
- Семинары
- Вебинары, видеоконференции
- Авторские программы
- Skype, социальные сети, форумы, (для обмена информацией и общения)
С применением e-learning корпоративное обучение приобретает новый формат. Из отдельного образовательного мероприятия формируется целая экосистема, в которой сконцентрирован качественный учебный материал и открыт доступ к мощным инструментам для эффективного обучения сотрудника и его роста по карьерной лестнице.
На этапе ухода от очной формы обучения к дистанционной важную роль играет возможность коммуникации. Есть вероятность, что сотрудник не сможет разобраться самостоятельно, оставшись один на один с электронным курсом. Общаясь с группой и обсуждая тематические вопросы, он лучше поймет и усвоит нюансы материала.
2. Выбор LMS, соответствующую задачам и целям компании
Систему управления e-learning необходимо выбирать с учетом ее возможностей и перспектив развития в компании. Огромное количество функций – не главное. Важно освоить методологию, базовые модули, которые будут решать проблемы обучения персонала компании уже сегодня.
Например, если компания планирует подключить к электронному обучению целые группы работников, необходимо обращать внимание на вспомогательные инструменты системы, которые решают вопросы удобства работы с электронными курсами, имеют программы для обучения в оффлайн и онлайн режимах.
Популярными и востребованными системами LMS в России сегодня являются:
- Компания «Лаборатория Мультимедиа» (labmedia.su)
- iSpring (ispring.ru)
- CTI (cti.ru)
- Mirapolis (mirapolis.ru)
- Competentum (competentum.ru)
Представители некоторых вышеперечисленных компаний примут участие в крупнейшей ежегодной выставке в сфере управления персоналом HRhttps://premiummanagement.com/blog/e-learning» target=»_blank»]premiummanagement.com[/mask_link]
E-learning в корпоративном обучении: анализ подходов и инструментов
Расходы на обучение – это не то, сколько компания тратит. Это то, сколько стоит компании не обучать сотрудников. И чем больше компания, тем более справедлив этот тезис.
Руководители направлений обучения и развития персонала часто говорят о недостатке инновационных инструментов в их работе. Существующий рынок услуг TnD сформировался окончательно около 5 лет назад и предлагает компаниям очное обучение у собственных тренеров, вложиться во внедрение системы управления обучением или заказать разработку обучающего контента.
Самое динамичное направление в TnD – онлайн-обучение. Главные тренды в этом направлении: использование интерактивных обучающих курсов, облачные сервисы и мобильные устройства.
Посмотрим на ситуацию глазами сотрудника. После нескольких лет в университете значительная часть выпускников со вздохом облегчения подводит черту под своим образованием. Впечатления от учебы зачастую такие: не то, что нужно на практике, неинтересно, очень долго.
Отсюда и главная проблема HR в целом и TnD в частности: вовлеченность сотрудников.
Посмотрим на международный опыт: с 30-х годов 20 века сфера HR двигается от управления персоналом (рабочими единицами) к управлению человеческим капиталом. С 80-х годов это движение ускоряется автоматизацией HR. Автоматизация же открыла для бизнеса и возможности электронного обучения.
Электронное обучение стоит на трёх китах: методология, платформа и контент.
Методология в 99% случаев формируется внутри компании от бизнес-задач, традиций и возможностей специалистов TnD. Это создает некоторую размытость фокуса обучения и инерционность развития электронного обучения. В российской HR-практике доля компаний, имеющих стратегию в части e-learning, ничтожно мала.
На международном рынке крупные вендоры предлагают решения по автоматизации обучения SuccessFactors, Workday, AT Web, Cornerstone. На российском рынке лидерство держат локальные игроки: Webtutor, Mirapolis, Competentum. Эти решения относятся ко второй составляющей электронного обучения — платформе. Они позволяют автоматизировать процессы, снизить их стоимость и повысить эффективность.
Ключевыми факторами в пользу российских вендоров служат цена, возможность установки системы во внутреннюю сеть компании, язык интерфейса и стоимость поддержки. Иностранные решения выбирают компании, работающие с “большими числами” количества сотрудников, имеющие офисы в других странах и нуждающиеся в унификации процессов TnD.
Традиционно курсы по продуктовому контенту или внутренним процессам компании делают своими силами, наращивая штат TnD, или заказывают у внешних провайдеров.Из минусов внутренней разработки стоит упомянуть слабую методологическую базу и средний уровень в оформлении курсов. Заказная разработка дает сравнительно лучший результат по упомянутым критериям, но несет существенные неявные финансовые расходы для компании, такие как поддержка и изменение курсов, расходы на взаимодействие с поставщиком. Эти расходы измеряются часами работы сотрудников, выбирающих поставщика, пишущих техническое задание, ведущих ежедневное взаимодействие, принимающих и оценивающих результат.
Третий подход к контенту — это использование библиотеки готового контента. Мировой лидер по контенту для бизнес-обучения – сервис Lynda.com, существующий и развивающий свою библиотеку с 1995 года. Сервис предлагает пользователям обучение по отдельно выбранным курсам или программам обучения, которые готовят его к получению профессии или повышению квалификации.
Основные направления обучения: бизнес, творческие профессии, ИТ. По каждому направлению сервис предлагает более 1000 курсов. Популярна также система и библиотека SkillSoft для производственных компаний. Эти и другие крупные библиотеки электронных курсов выпускают свой контент только на английском языке. Поэтому в России их используют в основном частные лица, а не компании.
Единственная библиотека онлайн-курсов на российском рынке, ориентированная на бизнес, — Eduson.tv. Сервис предлагает каталог из более чем 500 онлайн-курсов на русском и английском языках, развивающих полный спектр soft skills сотрудников любой современной компании, включая обучение HR, продажам, менеджменту, финансам, управлению проектами, бизнес-английскому, маркетингу, личной эффективности и т.д.
Стоит отметить отсутствие “зацикленности” на традиционном видео-контенте с говорящими головами. В библиотеке 6 типов контента:
- Развернутый видеокурс со «звездным тренером»
- Презентация — выжимка важной информации по теме
- Диалоговый тренажер — история с персонажами, ветвящийся сюжет
- Бизнес-английский — видео с разбором лексики по выбранной теме, файл с переводом лексики, задания для закрепления и итоговый тест.
- Мини-курс — видео-лекция, презентация, итоговый тест.
- Бизнес-кейс — интерактивный игровой симулятор, история с персонажами, в которой пользователю нужно анализировать информацию и принимать решения.
Качество и методология курсов — на уровне заказной разработки. Сервис работает по принципу подписки на весь каталог курсов.
На сайте Eduson среди клиентов указаны крупные российские и зарубежные компании: Ростелеком, Мегафон, Газпром-нефть, Эльдорадо, Efes.
Сервисы массового открытого обучения, такие как Coursera, не используются компаниями системно, так как в них нет функционала управления обучением и отчетности, что критично для TnD.
В русскоязычном интернете также популярен сервис обучения Нетология, позиционирующийся, как Интернет-университет. Сервис предлагает 4 направления обучения: дизайн, программирование, управление проектами и маркетинг. Клиентов из корпоративного сектора на сайте компании не указано.
Оценивая стратегически вопрос развития персонала, необходимо учитывать, что e-learning — это задача уже сегодняшнего дня, и в будущем электронное обучение будет составлять основную долю в профессиональном образовании. А интерактивный контент, платформа с современным интерфейсом и продуманная методология помогут сотрудникам вновь полюбить учёбу, а HR-ам — решить задачу повышения вовлеченности персонала и эффективности обучения.
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru
Система электронного обучения e-learning: задачи и возможности
Постоянное развитие сотрудников, совершенствование их навыков — один из основных факторов успеха любой компании, особенно сегодня, когда все сферы бизнеса меняются и трансформируются. Добиться этой цели с минимальными финансовыми затратами помогает дистанционное обучение персонала, которое стало доступным, благодаря новым технологиям.
Что такое электронное обучение
Термином e learning, или электронным обучением, называют передачу знаний с помощью цифровых технологий, через интернет. Существует путаница между понятиями «дистанционное» и «электронное обучение». В практике корпоративного образования принято придерживаться следующей позиции:
- Дистанционное образование не предполагает личного контакта преподавателя с учеником.
- E-learning может происходить как полностью дистанционно, так и очно, но с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов.
Таким образом, понятие e learning шире. Главная же его особенность — возможность получать необходимые для работы знания с помощью цифровых технологий.
Преимущества обучения e-learning
По прогнозам американского информационного агентства Business Wire, к 2024 году рынок корпоративного e learning, вырастет на более чем 38 млрд. долларов, продемонстрировав ежегодный рост в 11%. Такая востребованность объясняется преимуществами, которые дает компании дистанционное обучение персонала:
- Занятия могут проходить в удобном для человека месте — он может учиться, например, дома в подходящее время.
- Использование разных форматов подачи материала обеспечивает высокую вовлеченность в учебный процесс.
- Дистанционное обучение сотрудников компании предполагает не только передачу теоретической информации, но и отработку знаний на практике с помощью тестирования и тренажеров.
- Курс можно осваивать в удобном темпе, возвращаясь к непонятным темам или к отработке навыков.
- С помощью e-learning можно одновременно обучать большое количество человек.
- Обучение помогает работникам достигать высоких результатов, повышает их продуктивность и тем самым формирует лояльность к работодателю.
- Современные форматы облегчают управление персоналом, формирование мотивации, работу hr специалистов, профессиональную переподготовку.
Кроме того, отлаженная система помогает создать сильную команду, повышая квалификацию и уровень знаний сотрудников, которые уже работают в компании, и являясь стимулом для привлечения новых.
Сложности обучения и как их избежать
Несмотря на достоинства, которые имеет дистанционное обучение персонала, у такого формата есть и некоторые минусы, которые, впрочем, можно преодолеть:
- Необходимость в наличии технических навыков для работы в обучающих программах. Чтобы было проще освоить ПО, стоит выбирать простые, интуитивно понятные программы, а также готовить подробные инструкции по работе с ними.
- Не все теоретические знания можно отработать на практике с помощью e-learning — например, не получится научить водить машину. Выходом может стать использование технологий виртуальной реальности, либо совмещенный формат, предполагающий теоретическое дистанционное обучение работников с очными практическими занятиями.
Могут возникнуть сложности не только технического, но и психологического характера. Так, не у каждого развиты навыки самодисциплины, чтобы самостоятельно получать знания и отрабатывать их на практике. Чтобы преодолеть это, компании предлагают мотивацию и выбирают программы, предполагающие чередование разных форм и методов, что помогает удерживать внимание.
Что важно учесть при разработке дистанционного обучения
Качественная учебная система базируется на следующих принципах:
- Мультиформатность. Удержать внимание поможет комбинирование методов передачи знаний — видеолекций, тренажеров, интерактивных заданий и прочих.
- Закрепление. Весь учебный материал стоит разделить на блоки, предлагая после каждого тестирование или упражнения на закрепление полученных знаний. Время для каждого блока — 20 минут. Именно столько взрослый человек может удерживать внимание и воспринимать информацию.
- Персонализация. Не обязательно разрабатывать единую для всех учебную программу. Есть другой вариант, предполагающий адаптивность — изучение материала в удобном темпе, возвращаясь к одним темам и пропуская другие.
- Геймификация. Мотивацией могут стать игровые элементы — например, начисление баллов за выполнение заданий или сюжет с персонажем, для которого нужно найти путь к победе.
- Соревновательный элемент. Еще один стимул для повышения квалификации — сравнение своих показателей с другими студентами. Этот принцип может быть реализован в формате рейтинга или группового чата с общим подведением итогов.
Организаторам важно постоянно быть на связи с технической поддержкой и работать с ней в команде. Это поможет оперативного устранить неполадки, которые могут возникнуть при проведении занятий.
Как создать электронное обучение
Обучение e-learning требует серьезной предварительной подготовки и проработки — только в этом случае оно будет полезным. Процесс создания и внедрения можно разделить на этапы.
Создание программы
Структура обучения зависит от его целей и задач, а программа представляет собой пошаговый алгоритм движения к этой цели. Если в компании уже реализована корпоративная программа, необходимо адаптировать ее к онлайн-формату. Если она создается с нуля, потребуется разработка учебных материалов на основе экспертных знаний.
1) Выбор модели обучения:
- Синхронная — все слушатели одновременно участвуют в мероприятии, например, в тренинге или лекции. Предполагается, что участники приходят на встречу в назначенное время — очно либо по ссылке, если мероприятие проходит в онлайн-формате.
- Асинхронная — предполагает, что студенты могут проходить программу в удобном для них темпе. Например, они получают учебные материалы и должны пройти тестирование на их основе в рамках дедлайна, при этом темпы изучения предложенных материалов каждый выбирает сам.
- Смешанная — содержит элементы синхронной и асинхронной моделей. Например, основы темы излагаются на лекции, а углубиться в нее с помощью дополнительных материалов и пройти тестирование студентам предлагается самостоятельно.
2) Выбор СДО. На рынке есть много как отдельных инструментов для электронного обучения, так и готовых систем с разным функционалом.
3) Создание курса, подбор материалов. Тип учебных материалов, которые потребуются, чтобы организовать электронное обучение e learning, зависит от выбранной модели обучения. Например, для синхронной модели необходимы лекции и презентации, для асинхронной — видеоуроки и разнообразие тестовых заданий.
4) Запуск. Все материалы загружаются на портал, устанавливаются дедлайны, после чего можно приглашать студентов и проводить инструктаж.
5) Для обеспечения эффективности курса важно отслеживать результаты и проводить мониторинг. Он предполагает анализ не только качества усвоения знаний (например, с помощью тестирования), но и уровня вовлеченности.
Кейсы
Проиллюстрировать форматы, цели и методы e-learning и дистанционного обучения можно с помощью опыта нашей компании «Лабмедиа», которая создает как отдельные инструменты для корпоративных занятий, так и готовые курсы.
Мотивационный портал Tele2
Яркий пример геймификации и использования социальных инструментов в обучении персонала. Цель разработки — мотивация персонала торговых точек, работающих по франшизе, на продвижение товаров компании и рост продаж. Основные элементы:
- Мотивационные программы, предполагающие начисление бонусов за достижение сотрудниками личных показателей продаж. Бонусы можно потратить на покупку товаров из каталога призов.
- Учебные материалы. За прохождение курса по теме, обучающийся сотрудник получает сертификат. Выбирать курсы можно самостоятельно на основе аналитики личных показателей.
- Работа. Обучение проходит онлайн, при этом сотрудники продолжают выполнять свои рабочие обязанности в торговых точках.
Результатом пилотного запуска у участников программы стал 4-кратный рост выручки с продаж мобильных устройств по сравнению с работниками, которые не принимали участия в обучении.
Создание кадрового резерва для «ФосАгро»
Цель проекта— отбор среди старших школьников и студентов самых перспективных для последующего обучения и создания кадрового резерва компании. Система, реализующая одновременно дистанционное обучение и подбор персонала, создавалась на основе одного из продуктов «Лабмедиа» — платформы с геймификацией BoxBattle. Основные элементы:
- Формирование узнаваемости бренда и лояльности к нему с помощью взаимодействия с аудиторией в социальных сетях.
- Интеллектуальные онлайн-поединки для выявления самых вовлеченных участников.
- Квесты для развития Soft Skills, важных для отрасли.
Адаптационный курс для НЛМК
Курс, реализующий дистанционное обучение и управление персоналом, главная цель которого — знакомство новых сотрудников с предприятием, их адаптация и возможность обучаться без отрыва от работы. Представляет собой образовательный комплект курсов из трех категорий:
- История и структура компании.
- Производственные процессы и контроль качества.
- Охрана труда.
Итог прохождения каждого курса — тестирование для оценки уровня усвоения информации. Результатом программы стало знакомство с предприятием в первый же день работы, причем для этого новым сотрудникам не потребовалось ехать в обучающий центр компании.
Курсы «Путеводитель по закупкам» для МТС
Цель — сформировать общее представление о работе отдела закупок МТС для клиентов, пользующихся им. Курс разработан на основе сказочного сюжета, создан в мультипликационной графике с элементами русских сказок и настольной игры. Прохождение всех ее этапов помогает понять работу отдела закупок.
Взрывной рост электронное обучение продемонстрировало в пандемию, когда компании переводили персонал на удаленную работу, а для поддержания мотивации проводили корпоративные занятия. Этот опыт оказался положительным, а с учетом постоянно меняющихся условий во всех отраслях, совершенствование профессиональных навыков сотрудников необходимо для любой компании. Дистанционное обучение помогает решить эту задачу, одновременно поддерживая мотивацию, без серьезных финансовых затрат и с высокой продуктивностью.
Источник: labmedia.su