ЕСИА — Единая система идентификации и аутентификации
ЕСНСИ — Единая система нормативно-справочной информации
ИПШ — Информационно-платежный шлюз
ИС ГУЦ — Информационная система головного удостоверяющего центра
Минкомсвязи России — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
МФЦ — Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
ООН — Организация Объединённых Наций
РИЭП — Региональная структура электронного правительства
РПГУ — Региональные порталы государственных услуг
СИСП — Система информационного сопровождения платежей
СКИМ — Система контроля и мониторинга
СМКГУ — Система мониторинга качества госуслуг
СМЭВ — Система межведомственного электронного взаимодействия
СЦ — Ситуационный центр
ФГИС ДО — Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования
ФРГУ — Федеральный реестр государственных услуг и муниципальных услуг
Соглашение об электронном документообороте
ФТЦ — Федеральный телефонный центр
ЦОД — Центр обработки данных
Введение
С возникновением современных технологий электронных коммуникаций непосредственно связана задача рационализации государственной управленческой деятельности, а также соответствующей ей информационной защиты. Современные информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, широкополосный Интернет, глобальные информационные сети значительно повышают качество управленческой деятельности, снижают избыточность управленческих функций, стимулируют активность людей, но и влекут за собой немало управленческих рисков.
В современном мире не существует четкого стандартизированного определения понятия «электронное правительство». В связи с этим возникает потребность в определении понятия «электронное правительство», которое будет использовано в данной работе. Ниже представлены различные определения понятия «электронное правительство»:
- Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, которая основана на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служит цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества;
- Электронное правительство — автоматизацию процесса предоставления государственных услуг;
- Электронное правительство — непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Единой концепции электронного правительства, на данный момент, не существует, но имеется набор общих требований от правительства информационного общества, выполнения которых ожидают граждане и бизнес. Единая цель потребителей — получение более эффективных средств доступа к информации для минимизации стоимости транзакций, более простого, быстрого и комфортного взаимодействия с государственными органами.
Вебинар «ViPNet EDI G2G. Обзор новых возможностей»
Предмет исследования – отношения государства и граждан (в том числе организаций), объект исследования – электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества. В рамках работы электронное правительство будет рассматриваться исключительно на территории Российской Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его отражения в российской практике.
Решение данных задач позволит в наиболее полной форме раскрыть данную тему, тем самым достичь выполнения поставленной цели.
Глава 1. Общие сведения о проекте «электронное правительство»
1.1. Понятие, цели и задачи электронного правительства
Определение понятия «электронное правительство», как было сказано ранее, является первостепенной задачей. Проведя тщательный анализ существующих определений, а также те, которые вынесены в ведении можно сказать, что не одно из них полностью не раскрывает смысл понятия. Именно поэтому в данной работе будет использоваться определение ниже, которое в наибольшей степени раскрывает понятие «электронное правительство».
Электронное правительство (англ. e-Government) — пакет технологий и набор сопутствующих организационных мер, нормативно-правового обеспечения для организации цифрового взаимодействия между органами государственной власти различных ветвей власти, гражданами, организациями и другими субъектами экономики.
Электронное правительство включает несколько подсистем и механизмов:
- Механизм сбора и обработки информации;
- Механизм координации и внутренних коммуникаций;
- Механизм внешних коммуникаций;
- Механизм информационного обеспечения самоорганизации общества.
Предполагает эффективный способ предоставления информации о деятельности органов государственной власти, оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются возможности, предоставляемые информационными технологиями, мобильными технологиями и сетью Интернет.
Можно сказать, что электронное правительство есть новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
Таким образом, электронное правительство имеет следующие основные цели:
- Оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
- Повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
- Поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
- Рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
- Снижение воздействия фактора географического местоположения.
Для достижения указанных выше целей необходимо обеспечить:
- Развитие систем удаленного доступа граждан к сервисам;
- Демонстрация выгоды использования систем удаленного доступа с привлечением общества к их использованию;
- Создание и использование единой инфраструктуры автоматизированного информационного взаимодействия для предоставления государственных услуг;
- Создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
- Внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти;
- Формирование нормативной правовой базы, а также контроля за использованием государственных информационных систем.
Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В итоге это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
1.2. Виды взаимодействия электронного правительства
Хотя «электронное правительство» охватывает множество различных видов деятельности и множество акторов, можно выделить три четко выраженные сферы взаимодействий:
- Между органами государственного управления (G2G);
- Между государством и бизнесом (G2B);
- Между государством и гражданами (G2C).
Ряд исследователей выделяет также четвертую сферу: взаимодействие между государством и госслужащими (G2E).
G2G есть основа «электронного правительства». Государственные органы должны сначала улучшить и усовершенствовать свою собственную внутреннюю структуру и технологии деятельности, и только тогда электронное взаимодействие может быть успешным. G2G включает обмен данными и осуществление электронных контактов между государственными акторами. Это подразумевает контакты внутри государственных органов и между ними на федеральном уровне, а также контакты между федеральным, региональным и местным уровнями.
Инициативы в области взаимодействия государства и бизнеса (G2B) привлекают много внимания, отчасти вследствие значительного энтузиазма со стороны частного сектора и возможностей для сокращения расходов за счет усовершенствования процесса закупок и увеличения конкуренции. Сфера G2B включает продажу населению излишков товаров, принадлежащих государству, а также приобретение товаров и услуг.
Третья сфера «электронного правительства» – это взаимодействие между государством и гражданами (G2C). Инициативы направлены на облегчение контакта граждан с государственными органами, и некоторые исследователи видят в этом основную цель «электронного правительства».
Целью инициатив является сокращение времени на осуществление продления разрешений, лицензий, удостоверений и прочих операций. Также есть аспект – стремление ослабить влияние узких интересов отдельных ведомств на выполнение некоторых функций государства и сократить количество необходимых операций. Потенциальное следствие инициатив состоит в облегчении взаимодействия между гражданами и повышении уровня участия граждан. Решается данный вопрос расширением возможностей для преодоления временных и географических барьеров.
Один из них факторов стимуляции инициатив – заинтересованность в повышении экономической эффективности. Выгода будет в сокращении издержек за счет увеличения скорости операций, сокращения числа сотрудников и повышения постоянства получаемых результатов. В качестве мотивации можно отметить растущие требования политических лидеров по сокращению расходов и повышению эффективности закупок.
Глава 2. Электронное правительство в России
2.1. Сравнение России с другими странами по рейтингу уровня развития электронного правительства
Комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде. В соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ к 2018 году уже 70% всех государственных услуг в России должно предоставляться в электронном виде.
19 июля 2018 года была обнародована очередная редакция рейтинга стран с наибольшим уровнем развития электронного правительства. Россия в этом списке поднялась на три места — с 35-го в 2016 году на 32-е в 2018-м. Исследование проводится раз в два года, по следующим показателям:
- E — GovernmentDevelopmentIndex ( EGDI) — индекс развития электронного правительства, комплексный показатель, характеризующий уровень развития электронного правительства в странах мира;
- Онлайн-сервисы;
- ИКТ-инфраструктура;
- Человеческий капитал.
В математическом плане EGDI — это среднее арифметическое трех основных показателей, оценивающих важнейшие аспекты электронного правительства: широта и качество онлайн-услуг (Online Service Index, OSI), уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index, TII) и объем человеческого капитала (Human Capital Index, HCI). Рейтинг России по сравнению с первым местом можно увидеть в таблице 1:
Таблица 1. Сравнение рейтинга России и Дании
Помимо выше указанных стран, впереди России (показатель EGDI составил 0,7969) в исследовании E-Government Survey 2018 оказались: Новая Зеландия (8-е место), Эстония (15-е), Люксембург (18-е), Исландия (19-е), Лихтенштейн (25-е), Бахрейн (26-е), Мальта (30-е) и Израиль (31-е). Россия, в свою очередь, попала в число 11 стран, которые в 2018 году вошли в группу с «очень высоким» показателем EGDI наряду с Белоруссией, Грецией, Монако, Польшей, Португалией и другими.
Россия поднялась с 34-го на 23-е место в группе стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан (E-Participation, электронное участие). Здесь государства-участники ранжируются по уровню участия граждан в управлении и принятии государственных решений с использованием ИКТ. Также, Россия укрепила позиции в рейтинге телекоммуникационной инфраструктуры, набрав в 2018 году 0,6219 балла против 0,6091 двумя годами ранее.
В рейтинге E-Government Survey 2018 Белоруссия расположилась на 38-м месте с «очень высоким показателем EGDI», который составил 0,7641. Казахстану отдали 39-ю позицию с результатом 0,7597 (также «очень высокий EGDI»). В активе Молдавии 69-я строчка (0,6590). Украина заняла 82-место в списке с «высоким показателем EGDI» — 0,6165. За Арменией закрепили 87-е место (0,5944), за Киргизией — 91-е (0,5835).
В данном исследовании впервые начали оценивать уровень развития электронного правительства (табл. 2) в городах. Было изучено более 40 городов, и первое место среди них заняла Москва, оставив позади Кейптаун и Таллин, которые остались на втором и третьем месте соответственно.
Таблица 2. Уровень развития электронного правительства в городах
Оценка работы электронного правительства в городах проводилась по таким аспектам как:
- Технические;
- Информационное наполнение местных сайтов госуслуг;
- Использование электронных сервисов и инициатив, которые направлены на привлечение граждан к таким услугам.
В общем было задействовано 60 различных показателей: простота работы с порталом, скорость загрузки страниц, доступность сервисов на мобильных устройствах, механизм внутреннего поиска и индивидуальная настройка портала и другие.
Согласно таблице 2, в Москве есть 55 из 60 индикаторов развитости электронного правительства, что стало самым большим значением в мире. В Париже, Сиднее и Амстердаме имеется 51, 50 и 49 индикаторов соответственно.
Также, Москва вошла в группу городов с «очень высокой» развитостью онлайн-сервисов в области электронного правительства.
В 2018 году большой вклад в улучшение показателей EGDI стран внесли различные онлайн-сервисы. В настоящее время, все чаще страны предоставляют государственные интернет-услуги социально-незащищенным слоям населения. В Европе работу в этом направлении проводят более 80% стран, в которые входит и Россия.
Комментарии экспертов Юрия Хохлова (Институт развития информационного общества) и Сергея Шапошника (Институт истории естествознания и техники РАН, Центр компетенций цифровой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова) по поводу положения России в рейтинге уровня электронного правительства:
«Математически индекс развития электронного правительства ООН рассчитывается как среднее арифметическое трех компонентов. Динамика места в общем рейтинге определяется динамикой относительного положения страны в этих трех группах показателей. Из анализа этой динамики видно, что основной вклад в повышение места России в 2018 году внес существенный рост Индекса онлайновых услуг (с 0,7319 в 2016 году до практически максимального значения 0,9167 в 2018), по которому Россия вошла в группу 25 стран-лидеров (в 2016 году она замыкала вместе с Бразилией группу из 38 стран-лидеров), при этом само значение индекса у России находится теперь на 11 месте (у ряда стран значения этого индекса совпадают), поднявшись с 22 места в 2016 году».
«Одним из направлений предлагаемых изменений было расширение и координация инструментов открытого правительства – онлайновых инструментов информирования и участия граждан в обсуждении решений органов власти, реализованных на правительственных порталах и сайтах министерств. В результате внедрения первой очереди этих рекомендаций, осуществленной до обследования, проведенного ООН с августа по ноябрь 2017 года, удалось заметно улучшить показатели России».
«В индексе электронного участия (E-Participation Index), который строится из показателей Индекса онлайновых услуг, характеризующих электронные информирование, консультации с гражданами и участие их в принятии решений, Россия набрала 92,39% от максимально возможного количества баллов (в 2016 – 75%) и заняла 23 место (в 2016 было 32)».
2.2. Стратегия развития электронного правительства в России
Владимир Авербах, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ, выступая на TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказал о текущих результатах и стратегии развития электронного правительства на ближайшие пять лет.
«Реализация стратегии должна привести к снижению расходов органов власти за счет использования сервисов электронного правительства не только для услуг, но и функций, а также за счет укрупнения базовых государственных информационных ресурсов», — сказал Владимир Авербах. Последнее, в свою очередь, уменьшит объемы межведомственного взаимодействия. В ходе выступления Владимир Авербах приводил основные пункты системного проекта электронного правительства России, который разработало Минкомсвязи.
Государство — государство (g2g)
Взаимодействие на уровне G2G должно осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML.
Государство — бизнес (g2b/b2g)
На уровне G2B/B2G внедрение ЭП позволит сократить затраты государственных органов и создать более прозрачную систему государственных закупок.
Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.
Коммерческим организациям, тратящим много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, ЭП позволяет перевести в онлайн режим следующие операции:
- выплаты в фонды социального страхования за сотрудников;
- уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций);
- регистрация новых компаний;
- предоставление информации в статистические органы;
- подача таможенных деклараций и т.п.
Государство — граждане (g2c/с2g)
Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:
- сокращение времени обращения и предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане могут заходить на государственные web-узлы, заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;
- использование комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;
- получение полной информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
- реализация концепции прозрачного правительства или электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не только правительством;
- возможность участвовать в делах своей страны для лиц, живущих или выехавших за границу. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования).
Таким образом, электронное правительство – это новая модель государственного управления, которая включает отношения бизнеса и граждан с государственной властью и предусматривает взаимодействие государства, бизнеса и граждан посредством информационных технологий.
В Украине “электронное правительство” необходимо гражданам и бизнесу для решения следующих задач:
- сокращение расходов на госаппарат вследствие реформирования;
- гласность при принятии государственных решений;
- прозрачность и привлекательность экономики для инвестирования;
- доступность всех государственных нормативных актов;
- возможность для граждан брать участие в принятии государственных решений;
- повышение комфорта в повседневной жизни для граждан.
Главным показателем зрелости государства в области электронного управления является индекс E-government Readiness Index, ежегодно рассчитываемый ООН для всех стран — членов и базирующийся на следующих трех компонентах:
- индекс web-услуг (Web measure Index), определяющий степень развитости web-услуг со стороны ЭП;
- индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure index), оценивающий степень оснащенности граждан средствами ИКТ;
- индекс человеческого «капитала» (Human Capital index), показывающий, насколько образованы граждане и готовы ли они пользоваться информационными услугами.
К 2008 году лидерами по степени зрелости электронного правительства стали Швеция (0,9157), Дания (0,9134) и Норвегия (0,8921), США занимают четвертое место с рейтингом 0,8644. У Украины индекс E-government Readiness равен 0,5728, и по степени зрелости электронного правительства она поднялась с 48 места в 2005 на 41 в 2008 году. Это объясняется увеличением количества пользователей ПЭВМ и Интернет, ростом темпов строительства линий цифровой связи.
Источник: studfile.net
B2G, G2C, G2G — НОВЫЕ СЛОВА В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Концепция Electronic Government была оглашена в США на самом высоком правительственном уровне. Цель программы — снижение издержек при финансировании деятельности госаппарата и повышение открытости и прозрачности органов управления, на основе внедрения технологии электронной коммерции, предоставляемых частными компаниями. В силу специфики клиента — государства, следует ожидать, что консолидация в новой отрасли будет происходить даже быстрее чем в B2B и гораздо быстрее, чем в B2C.
В век информационных технологий появление нового термина в словаре политиков, экономистов, инвесторов событие того же уровня, что в 19 веке получение нового химического соединения. Зачастую это означает рождение нового вида бизнеса.
Новые тенденции в электронной коммерции ознаменовались появлением аббревиатур B2G, G2C, G2G, они обозначают новые сферы бизнеса, в которые, так или иначе, вовлечено государство (Government) — Business-to-Government, Government-to-Citizens, Government-to-Government. Государство также включилось в процесс электронизации.
Концепция Electronic Government была оглашена в США на самом высоком правительственном уровне. Первого июля 1997 года в «Президентской Директиве по Электронной Коммерции» в последнем, тринадцатом пункте говорится: «Я поручаю Управляющему Общих Служб осуществить переход Федерального Правительства в эпоху электронной коммерции путем расширения онлайновой службы покупок для федеральных служащих до объема 4 миллионов наименований в течение следующих 12 месяцев.». Через два года, 17 декабря 1999 года, появился еще один указ, адресованный главам правительственных департаментов и агентств, целиком посвященный концепции электронного правительства. Пять из одиннадцати пунктов являются конкретными указаниями по переводу различных процессов управления на онлайновую технологию: «Управляющий Общих Служб … должен развивать доступ к правительственной информации, организованной не по агентствам, а по типу службы или информации которую граждане могут искать.», «главы департаментов … должны сделать доступными онлайн к декабрю 2000 года 500 самых требуемых правительственных служб, необходимых гражданам.… К октябрю 2003 года трансакции с федеральным правительством должны быть доступны онлайн…», «главы департаментов должны пропагандировать использование электронной коммерции, там, где это возможно, для более быстрого, дешевого снабжения Федеральных служб необходимыми товарами и материалами, что приведет к снижению расходов налогоплательщиков».
В первую очередь «электронизации» могут быть подвергнуты самые очевидные функции государства — сбор налогов, регистрация транспортных средств, регистрация патентов, выдача необходимой информации, заключение договоров и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов, оборудования. В результате будет сокращен объем бумажной работы, проведение необходимых процедур значительно ускорится. То, что раньше требовало от граждан долгого стояния в очередях, общения с правительственным чиновником и производства и перемещения большого количества бумажных документов будет происходить теперь за несколько минут.
Объем рынка правительственных информационных и товарных оффлайновых трансакций, потенциальный объект оптимизации, оценивается от 3 до 50 триллионов долларов США. Только на закупки необходимых товаров правительство тратит более 225 миллиардов долларов ежегодно, из которых 40 миллиардов долларов приходится на продукцию мелкого и среднего бизнеса — от скрепок до продуктов питания.
Согласно исследованию Gartner Group, федеральные службы, службы штатов и местные органы власти потратят через систему электронной коммерции в 2000 году около 1,5 миллиардов долларов, а к 2005 году эта цифра достигнет уровня 6,2 миллиарда долларов. Частный бизнес получит в виде оплаты своих услуг часть сэкономленных средств.
Американские бизнесмены серьезно отнеслись к перспективам новой индустрии. О своих проектах объявили такие компании, как IBM (NYSE: IBM), Ariba (NASDAQ: ARBA) и Commerce One (NASDAQ: CMRC). Две последние компании осуществляют продажу правительству соответствующих программных продуктов через своих дистрибьюторов Govplace.com и iGov.com.
Существует множество более мелких компаний, которые предлагают правительственным органам различные электронные решения. Например, Digital Commerce Corporation (DCC). поддерживает целую серию Интернет-сайтов. FedCenter.com является электронным рынком для федерального правительства, MyGovClub.com предоставляет персональные ресурсы для правительства и для военнослужащих и их семей, PowerTrust.com является электронным оператором на энергетическом рынке, StateGovCenter.com — электронный рынок, на котором власти штатов и местные органы власти закупают необходимую продукцию.
