21 июня 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал
И покатилось
Как онлайн-бизнес помогает продавать электросамокаты
Текст: Дмитрий Лебедев
Иллюстрации: Мария Костевич
Онлайн-сегмент — неотъемлемая часть современной торговли, к этому привыкли как покупатели, так и продавцы. Для обеих сторон в сети представлено множество площадок и маркетплейсов, на которых можно реализовать всё — от нишевых товаров до популярных, но высококонкурентных категорий. Правда, торговую платформу стоит выбирать с умом, потому что не все площадки одинаково эффективны. И вместо того, чтобы заработать на модных тенденциях, предприниматели рискуют потратить все бюджеты на продвижение и не получить с этого ничего.
В середине 2010-х улицы и тротуары больших городов буквально заполонили гироскутеры, сигвеи и моноколеса. Но если раньше это считалось развлечением исключительно для детей и подростков, то два года назад категория личного электротранспорта в России изменилась. На рынке появились удобные, экологичные и относительно недорогие электрические самокаты, которые без особых усилий развивают скорость, сопоставимую с велосипедами и общественным транспортом. Особенно оценили этот сегмент молодые, активные и социально ответственные потребители, которые либо не могут позволить себе личный автомобиль, либо сознательно от него отказываются в пользу экологии.
Сколько стоит и окупается прокатный электросамокат? Самый выгодный бизнес. + кража электросамоката.
Очевидно, что основной потребитель этой категории — а именно продвинутые молодые люди — предпочитает выбирать товары онлайн. Поэтому для многих компаний выбор стал очевиден: резкий рост популярности личного электротранспорта совпал со столь же резким переходом продавцов в диджитал.
Можно ли заработать на продаже самокатов в эпоху кикшеринга?
Старый добрый самокат переживает вторую молодость. Появление электрической версии быстро превратило его в любимца продвинутой молодежи. Повсеместное распространение кикшеринга вывело популярность самокатов на новый уровень. Есть ли смысл строить свой бизнес на продаже самокатов — или конкуренции с сервисами по аренде не выдержать? Рассказывает Алексей Козловский, руководитель категории Lifestyle Авито.
Фото: Марек Ручинский
Руководитель категории Lifestyle Авито
Основные драйверы роста рынка самокатов
Основное и главное: рынок самокатов в России растет. В 2020 году в стране было порядка 30 000 электросамокатов. По прогнозам, в 2021 году это число может достичь впечатляющих 130 000 единиц. Растущий рынок всегда привлекателен для бизнеса.
Во II квартале 2021 года спрос на самокаты на Авито вырос на 60% по сравнению со II кварталом прошлого года, при этом количество объявлений об их продаже на площадке выросло на 90%. Сегодня россияне могут купить самокат на сайте в среднем за 3 500 рублей.
Электросамокаты во II квартале этого года стали востребованнее у россиян практически в два раза (94%), чем в аналогичном периоде прошлого года. Выбор для желающих приобрести электрическую модель на сайте в этом году вырос в три раза. Пользователю Авито электросамокат обойдется в среднем в 20 900 рублей. Почему именно сейчас самокаты приобрели особую актуальность и что лежит в основе небывалого спроса?
ТОВАРНЫЙ БИЗНЕС | ОТКРЫЛ МАГАЗИН ПО ПРОДАЖЕ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ | ТОВАРКА 2022
Желание сэкономить время и деньги на перемещениях
Сегодня самокаты — это не только развлечение, но и средство передвижения. С одинаковым успехом самокаты позволяют разнообразить досуг и преодолеть «последнюю милю» от метро или автобусной остановки, невзирая на загруженность транспортной системы. Возможность использовать самокаты в качестве альтернативы общественному транспорту значительно способствует росту их популярности.
Стремление к мобильности
Самокат обладает высокой маневренностью и мобильностью. На нем можно передвигаться и по тротуару, и по велодорожке, а при необходимости — сложить его и взять с собой в метро или спустить по лестнице. С велосипедом это сделать гораздо сложнее.
Осознанное потребление
И электросамокаты, и уж тем более самокаты на мускульной тяге — логичный выбор для тех, кто ориентируется на осознанное потребление. Самокаты экологичны и не наносят вреда окружающей среде.
Пандемия и связанные с ней ограничения
Необходимость социального дистанцирования и стремление избегать поездок на метро, автобусах и такси заставляет людей обращать внимание на альтернативные варианты передвижения.
Постоянное расширение ассортимента самокатов
Выход на рынок моделей для использования в разной местности и разного функционала: легких городских самокатов, самокатов-вездеходов с большими колесами для перемещения по грунтовой дороге или пересеченной местности, самокатов с седлами, на которых можно ездить сидя.
Арендовать нельзя купить
За несколько лет кикшеринг добрался от Москвы и Санкт-Петербурга до Калининграда и Владивостока. Оказывает ли такая доступность аренды негативное влияние на продажи самокатов?
«Нет, наши продажи самокатов и электросамокатов не упали — наоборот, в этом году выросли на 10%. Самокат — это не только средство передвижения, но и развлечения — люди все чаще катаются в парках с друзьями или всей семьей. У молодежи в последнее время пользуются популярностью трюковые самокаты — в этом году их продажи подскочили так же, как и спрос, примерно на 10%», — Динар Гилязов, магазин «Велоспорт», Казань.
Рассуждая о влиянии рынка аренды на приобретение самокатов в собственность, можно провести параллель с каршерингом и покупкой автомобиля. Рынок каршеринга активно развивается в России с 2015 года. Он существует параллельно с рынком новых и подержанных автомобилей, при этом емкость автомобильного рынка после кризисных 2015–2016 годов постоянно росла на 6,8–22,1% в год вплоть до 2020 года, когда наблюдался небольшой спад в размере 2,7%, вызванный, в первую очередь, коронавирусными ограничениями. Ожидать, что в случае с самокатами аренда полностью вытеснит продажи, вряд ли обоснованно.
Почему люди предпочитают покупать самокаты, а не брать в аренду?
Россияне в целом предпочитают иметь вещи в собственности, а не арендовать. Это относится и к таким крупным приобретениям как недвижимость, и к более доступным, включая спортивные товары — коньки, скутеры, лыжи и так далее. Помимо особенностей национального характера есть еще ряд причин, которые склоняют россиян приобретать, а не арендовать самокаты на постоянной основе.
Приобретение самоката в собственность позволяет сэкономить: он обходится дешевле, чем аренда, если используется регулярно — например, для поездок на работу или учебу или при работе курьером. Собственный самокат всегда под рукой, а точки аренды даже при текущем довольно хорошем географическом охвате есть далеко не везде.
Кроме того, покрытие оператора, чьи самокаты есть в точке старта, может не включать зону пункта назначения. Как один из основных аргументов в пользу приобретения собственного самоката часть пользователей называет возможность доукомплектации аксессуарами. Например, на самокат можно установить площадку для ребенка или снабдить скутер держателями для бутылки с водой, телефона и так далее. Наконец, выбор самоката в собственность не ограничен несколькими моделями, которые предлагаются в прокате. Можно подобрать самокат под свой вес и рост, с учетом требований по скорости и размеру колес.
Самокаты — товар сезонный?
Как и другие спортивные средства передвижения — от роликовых коньков до гироскутеров, — самокаты — товар в значительной степени сезонный. Даже выход на рынок всесезонных моделей типа Mijia M365 не сглаживает зимний провал ввиду особенностей местного климата. Традиционный всплеск интереса к самокатам наблюдается в период подготовки к теплому сезону — с ранней весны до начала лета, а пик спроса по наблюдениям последних лет выпадает на июнь. Этот нюанс следует учитывать при формировании ассортимента. Чтобы пережить сезонные провалы, продавцы вводят в свою линейку товары противоположной сезонности — например, снегоходы, коньки, сноуборды, лыжи.
«С сентября у нас традиционно начинается падение продаж самокатов, и по март их практически нет, поэтому, чтобы не проседать в выручке, зимой мы переходим на продажу тюбингов — надувных «ватрушек» для катания с горок». — Дмитрий Беляков, магазин Giroland, Москва, Нижний Новгород.
- Защита — шлемы, наколенники, налокотники, защита запястий.
- Фонари и сигналы.
- Сиденья, подножки для ребенка.
- Подставки для хранения электросамокатов.
- Сумки для переноски самокатов, корзины на руль, чехлы для самокатов, рюкзаки.
- Аксессуары — держатели для смартфонов, держатели для бутылок.
«Мы продаем различные дополнительные товары для самокатов: грипсы, подшипники, шлемы, замки, сумки и чехлы. Спрос на такие товары стабильный, каждый второй покупатель что-то приобретает. Авито — известная доска объявлений, люди просматривают наш товар ежедневно. Площадка помогает нам экспериментировать — мы выставляем что-то новое на продажу и сразу наблюдаем за динамикой спроса в личном кабинете» — Григорий Пантелеев, магазин «Самокаты и велосипеды», Москва.
Какие самокаты продаются лучше всего
Несмотря на то, что города захлестнула любовь к электросамокатам, самокаты на мускульной тяге продолжают удерживать позиции по трем основным причинам: невысокая по сравнению с электрическими скутерами цена, экономичность использования и дополнительная физнагрузка. Поэтому при определении товарной линейки стоит включить в нее обе группы.
В числе самых популярных самокатов на мускульной тяге стоит отметить легкие Razor A5 Lux и IndigoVamos IN054, Weelz Rock с увеличенными колесами, Oxelo Town 9 Easyfold с ручным тормозом, внедорожный Novatrack STAMP № 116.
«Обычные самокаты покупают в основном детям: совсем маленьким — трехколесные, а детям от 4 до 10 лет — двухколесные модели. Электросамокаты же чаще покупают две категории потребителей — родители, которые покупают их детям от 10 лет, и те, кто покупает самокат на каждый день, чтобы ездить на работу или учебу. Мы реализуем товар через Авито: покупатель может забрать заказ в магазине или же мы отправляем его через Авито Доставку», — Динар Гилязов, магазин «Велоспорт», Казань.
В категории электросамокатов популярны недорогие Ninebot Kickscooter ES1 и KUGOO S3, всесезонный Mijia M365, Razor E300 с пневматическими шинами, Yamato E-Scooter с нижней подсветкой.
Продавать самокаты — выгодно!
Предприниматели уверены, что заработать на продаже самокатов даже при обилии точек кикшеринга можно. Сезонность, особенности предпочтений потребителей, практически полная зависимость рынка электросамокатов в России от китайского импорта (более 90%), за исключением единственного отечественного бренда Reactive — все это создает серьезные вызовы предпринимателю. Однако растущий рынок и всеобщая любовь россиян к двухколесному средству передвижения наполняют идею бизнеса по продаже самокатов смыслом и делают ее вполне привлекательной.
Источник: delovoymir.biz
Сезонный бизнес. Как заработать на горящем спросе и при чем тут самокаты
Сезонный бизнес — это предприятие, актуальное лишь в определенное время года. Летом — мороженое, зимой — свитера или куртки. В зависимости от регионального климата и специфики товара, временные границы подобного заработка могут смещаться в любую из сторон.
Неизменной остается лишь суть сезонного бизнеса — в какой-то момент придется задвинуть ставни своего магазина и ждать следующего лета или зимы. И тут возникает вопрос: зачем начинать дело, которое придется сворачивать через полгода? Не лучше ли двигаться в рамках одной ниши и масштабировать свою деятельность в такт растущему обороту?
Но, как оказалось, правильного ответа на данный вопрос не существует. Свои плюсы и минусы имеют оба сценария. О преимуществах сезонной торговли нам рассказал сооснователь магазина электротранспорта Fast Track Денис Семченко, а также объяснил, почему данный формат бизнеса подходит в первую очередь тем, кто ограничен величиной стартового капитала.
Выбор товара
Когда Денису пришла в голову идея основать свое дело, он столкнулся с привычной для такого случая дилеммой: чем именно заниматься? Имея релевантный опыт в продажах, он наиболее отчетливо видел для себя маршрут торговли. Отсюда вытекал другой закономерный вопрос: что продавать?
Вместе со своим напарником Денис начал анализировать рынок на предмет оптимального товара для своего магазина. Алгоритм поиска был простым: на основе запросов в поисковых системах, соцсетях, контекстной рекламы и информации в медиа парни вычисляли наиболее очевидные торговые тренды. В итоге получился список из 20 товаров разных категорий. После дальнейшей сортировки удалось отфильтровать еще 4. Среди оставшихся оказались электрические самокаты и верхняя одежда из меха. Таким образом, предприниматели определили для себя два сегмента сезонной торговли: зима — шубы, лето — электросамокаты.
Выбирая товар, в первую очередь мы учитывали современные тренды. Электросамокаты — это хайповый продукт, который в России появился недавно, но его популярность увеличивается с каждым годом. И вот, объединив хайповость этого товара с сезонным спросом на него, мы с большой надеждой стартовали в данной нише.
Сезонный спрос действительно назревал. Открытие магазина планировалось в апреле, а значит, впереди лето — время, когда ажиотаж на электротранспорт генерируется сам собой. При этом, выбирая электросамокаты, Денис с напарником были уверены, что данный товар не изживет себя даже через несколько лет (как это часто происходит в других хайповых нишах).
Сравните для примера текущую популярность вэйпов с той, которая у них была хотя бы 3 года назад. В случае с электросамокатами, считает Денис, ситуация иная. Этому свидетельствует и западный рынок, на котором данный товар появился давно, но за это время он не только не потерял актуальности, но и претерпел определенные концептуальные преобразования.
К тому же электротранспорт консолидируется с текущей экологической повесткой и удачно вписывается в современную городскую среду. «Я на своем личном опыте понял, что электросамокат — очень полезная в повседневной жизни вещь. Работая в центре Ростова, мне, как и моим согражданам, приходится сталкиваться с ежедневными пробками.
В этих условиях пользоваться автомобилем, а тем более общественным транспортом не всегда удобно. Ситуацию усугубляет летняя жара, которая на юге особенно сильна. Поэтому, когда мы приобрели самокат для тест-драйва, я сам начал им пользоваться по любому поводу. Причем иногда я даже предпочитал его своей машине», — говорит Денис.
Именно уверенность в неувядающем спросе на электротранспорт (к самокатам затем присоединились и гироскутеры) в купе с его хайповостью заставили Дениса сфокусироваться на данной категории товаров. И выбор этот определил дальнейшую бизнес-стратегию магазина Fast Track, в которой его совладелец находил для себя очевидные преимущества.
Выгоды сезонного бизнеса
Для сезонного бизнеса характерна перманентная активность. Периодов маленьких продаж для него нет — если спрос на товар падает, значит, уходит и сам товар. Вместо него появляется другой, востребованный для своего сезона.
Там, где владелец линейного бизнеса может воспользоваться простоем (чтобы, например, определить дальнейшую стратегию развития), сезонный предприниматель не перестает реализовывать свой продукт. В этом и заключается фундаментальное отличие сезонного товара от постоянного.
Нелинейная торговля заставляет владельца магазина регулярно обновлять стратегии, фокусируясь на краткосрочных целях. Вместо того чтобы развивать одну категорию товара, цементируя свою позицию в выбранной нише, сезонный предприниматель руководствуется локальными решениями. Это заставляет его находиться в постоянном «тонусе», не позволяя проседать показателям продаж.
Отсюда вытекает мнение, что сезонный бизнес является прерогативой более активных людей (хотя вряд ли можно себе представить, что существует бизнес не для активных). Данную мысль подтверждает и директор Fast Track, отчасти связывая свой выбор рабочей стратегии с собственной экспрессивностью. Впрочем, совместимость со своим характером — это не все, что указывает Денис в пользу сезонной торговли. Большую роль играет практическая составляющая:
Сезонный бизнес — это деньги здесь и сейчас. Когда ваши вложения, по сути, могут окупиться в первые же месяцы работы.
Называя сроки окупаемости инвестиций главным преимуществом сезонного бизнеса, предприниматель приводит следующие аргументы: «В моем понимании нишевая торговля предполагает результат в долгосрочной перспективе. Акцентируя свои усилия на одном сегменте, вам, возможно, удастся стать одним из лидеров рынка, но для этого потребуются большие инвестиции, особенно в самом начале. При этом ваш товар может не окупиться, поэтому для строительства подобных «долгостроев» вы должны обладать финансовой «подушкой» в виде других источников дохода. У меня лично пока таких средств нет, а потому сезонная торговля на данном этапе мне кажется наиболее приемлемой».
Тем самым совладелец Fast Track определяет преимущество сезонного бизнеса как возможность избежать больших рисков. Результат продаж сезонного товара выявляется скоротечно (как правило, во временных рамках текущего сезона). То есть пройдет не так много времени, прежде чем вы, вкладывая деньги в подобное дело, увидите результат — положительный или отрицательный.
К тому же сезонная торговля не предполагает больших финансовых вложений в ассортимент, поскольку актуальность товара и без того обеспечивается повышенным вниманием к нему со стороны потребителя. На этом строится еще одна выгода сезонной торговли — экономия на маркетинге. «Если рынок нуждается в товаре, наша задача заключается только в том, чтобы дать его.
Нам не нужно тратить большие деньги на сайт, копирайтинг или презентации. Наш продукт уже знают и хотят. Нам лишь остается поддерживать интерес к нему через продажи. В этом смысле сезонность товара, по сути, реализует часть тех функций, которые должна выполнять реклама», — говорит Денис.
Невысокие риски сезонного бизнеса являются отличным подспорьем для молодых предпринимателей. Это хорошая возможность прокачать свой коммерческий скилл и набраться опыта. Главное не бояться. Ошибки здесь не так страшны, а финансовые потери не так существенны. Пробуйте и не сдавайтесь до тех, пока не наступит положительный результат.
А он наступит, если вы по-настоящему этого хотите. И сезонность товара в этом случае сыграет вам только на руку.
Как не потерять торговое место
Не менее логичный вопрос в рамках обсуждения сезонного бизнеса — это аренда помещения. А точнее ее сроки. Если предприниматель намерен открыть магазин сезонных товаров, то что делать с арендуемой площадью в момент спада продаж? Попытка снять помещение всего на полгода может оттолкнуть арендодателей, что сузит выбор потенциальных мест для магазина.
А в продажах, как известно, неудачное расположение торговой точки порой равносильно ее отсутствию вовсе. Позволить же помещению простаивать в несезон — значит допустить нецелевое расходование средств, которое не может позволить себе предприниматель. Этого не допустил и Денис.
Арендованное им с напарником место на одной из главных улиц Ростова было слишком ценным, чтобы не пользоваться им круглогодично. Поэтому, когда с наступлением зимы спрос на электротранспорт начнет сходить на нет, магазин Fast Track освободит место под другой, более актуальный для этого сезона товар. «Пока это по-прежнему будут шубы, — говорит Денис. — Во-первых, у нас еще осталась часть ассортимента с прошлого сезона. Во-вторых, мы все еще видим в этом направлении дополнительные возможности. Зная наперед, что наш магазин не будет содержать единый товарный ряд, мы намеренно сделали его интерьер максимально нейтральным. Таким образом, ни одна из продуктовых линеек не будет противоречить внутреннему оформлению, даже если каждая из них привлекает совершенно разные целевые аудитории».
Источник: hussle.ru