Если налоги на бизнес растут

«Статус МСП используют, чтобы не переходить к росту. Мы посмотрели, у нас 30 тысяч предприятий, у которых учредители имеют три и более компании. Это явный признак того, что [предприниматели] боятся расти», — докладывал сегодня глава минэкономики РФ Максим Решетников.

На совещании кабмина участники думали, как сделать так, чтобы сегодняшние микропредприятия дальше «спокойно становились» национальными компаниями. Как выяснилось, нужно не только доработать меры поддержки, но и уговорить бизнес, который не хочет лишаться налоговых льгот и сталкиваться со сложной отчетностью. О том, что депутат Госдумы Альфия Когогина думает о словах главы Сбера Германа Грефа про «стыдный» вклад МСБ в экономику, — в материале «БИЗНЕС Online».

К сегодняшнему заседанию правительственной комиссии по вопросам развития МСП (в которую, кстати, входит и глава Сбера) был особый интерес

Вклад МСБ в экономику России застыл на «стыдных» 20%

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России, которая составляет 20%, — «стыдная» и «заколдованная», неожиданно признался в минувшую пятницу глава Сбера Герман Греф . Как отметил банкир, в других странах этот показатель подрастает даже в трудные времена, а у нас «завис» на одном уровне. В 2021 году доля МСП составила 20,3%, в 2020-м — 20,8%, в 2019 году — 20,7%, в 2018-м — 20,4%.

Как масштабировать бизнес, если налоги не дают расти? | Александр Высоцкий | Андрей Парабеллум

Еще более неожиданной оказалась критика Грефа в адрес правительства, а точнее, государственных мер поддержки бизнеса. Только 8% предприятий имеют доступ к льготным займам, и зачастую бизнес даже не может разобраться, на какую господдержку претендует, пожаловался руководитель крупнейшего банка страны. По словам Грефа, разные чиновники придумывают разные условия кредитования, не всегда думая, как их потом исполнять. В итоге банкам приходится выдавать займы чуть ли не в ручном режиме и они становятся «убыточными» для кредитных организаций.

Публичное выступление Грефа прозвучало как некий вызов экономическому блоку кабмина. И поэтому к сегодняшнему заседанию правительственной комиссии по вопросам развития МСП (в которую, кстати, входит и глава Сбера) был особый интерес. Задача — чтобы меры поддержки были эффективными, а помощь бизнесу совпадала с его ожиданиями, обозначил в начале совещания премьер-министр РФ Михаил Мишустин . В этот момент оператор то ли специально, то ли случайно взял крупным планом Грефа.

Мишустин, перечисляя принятые меры поддержки, упомянул в том числе упрощенную систему налогообложения для компаний с численностью до пяти сотрудников и созданные в регионах промпарки. «Все эти меры дают результат. Несмотря на вызовы, за четыре года количество субъектов МСП выросло ( на сколько, премьер не уточнил — прим. ред. ). Численность занятых [в этом сегменте] по итогам последнего квартала прошлого года превысила 28 миллионов человек. В первую очередь за счет почти 4 миллионов индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которых уже свыше 7,5 миллиона», — сказал премьер.

Задача — чтобы меры поддержки были эффективными, а помощь бизнесу совпадала с его ожиданиями, обозначил в начале совещания премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В этот момент оператор то ли специально, то ли случайно взял крупным планом Германа Грефа (на фото)

Как бизнес уходит от налогов. Почему так делать НЕЛЬЗЯ?

Правда, чуть позже глава минэкономразвития РФ Максим Решетников сделает важное уточнение. Если смотреть на число субъектов МСП на 1 тыс. человек, Россия опережает другие страны. Но, если проанализировать «выхлоп», который малый бизнес дал экономике, его долю в ВВП, ситуация иная. Другими словами, количественный рост есть, а вот с качественным… « У нас каждый субъект МСП дает пока меньше рабочих мест и меньше добавленной стоимости, чем субъект МСП за рубежом », — признал министр. Тут же встает и другой вопрос: а насколько эффективно в таком случае тратятся бюджетные средства?

Отдельно Мишустин отметил, что государство пошло навстречу бизнесу и ввело мораторий на проверки, действующий до конца года. В итоге число проверок в 2022-м снизилось до исторического минимума — менее 340 тыс. мероприятий. «Мы рады видеть, что бизнес со своей стороны подошел к работе так же ответственно и добросовестно», — сказал председатель правительства.

Тут надо признать, что все-таки не весь бизнес подошел ответственно. Например, в Татарстане несколько расслабился общепит. В январе на это обращал внимание республиканский Роспотребнадзор, а совсем недавно мэр Казани Ильсур Метшин призвал заведения «не баловаться». «Пользуясь тем, что продолжается мораторий [на проверки бизнеса], начинают баловаться. У кого-то медкнижек нет, у кого-то еще что-то», — заметил градоначальник.

Мишустин отметил, что государство пошло навстречу бизнесу и ввело мораторий на проверки, действующий до конца года

«Бизнес боится расти. Даже не столько из-за налогов, сколько по совокупности»

Решетников ругать свою работу не стал и доложил, что за последние годы власти «существенно улучшили подходы» к поддержке МСП, наладили инструменты. Задача до 2030-го — добиться качественного роста, чтобы компании не «засиживались» в категории МСП и переходили в другие. «Чтобы не останавливались на среднем бизнесе. Чтобы у нас этот статус МСП не был таким панцирем черепахи, который в какой-то момент защищает, а потом сдерживает. Чтобы они потом дальше спокойно становились национальными компаниями», — помечтал Решетников. В качестве примера привел гостиничный бизнес: здесь у компаний МСП занято в 10 раз больше сотрудников, чем у крупных сетей. «И таких примеров много», — убеждал спикер.

Справедливости ради в позитивном отчете минэкономики РФ нашлось место и проблемам, или, как выразился Решетников, «барьерам», которые мешают бизнесу развиваться. Изучив ситуацию, кабмин определил для себя четыре направления работы:

  • акцент на начинающем бизнесе. Как выразился Решетников, надо помочь начинающим предпринимателям «пережить первые два года». Именно в этот период, как подсчитало ведомство, закрывается 51% компаний. «Причины — нехватка опыта ведения бизнеса и неправильный расчет необходимых ресурсов», — пояснил министр. В перспективе кабмин намерен оставить льготные микрозаймы только начинающим, а сейчас сделает упор на финансовую поддержку и обучение;
  • стимулировать МСБ к дальнейшему росту. «У нас большинство субъектов МСП не могут перешагнуть категорию микропредприятия. Лишь 3 процента переходят из микро- в малые предприятия, не могут справиться с барьерами роста», — отметил глава минэкономики РФ. Из доклада следовало, что малый бизнес не растет, потому что не хочет лишаться упрощенной системы налогообложения (УСН), сталкиваться со сложной отчетностью и проверками. «МСП используют, чтобы не переходить к росту. Мы посмотрели: у нас 30 тысяч предприятий, у которых учредители имеют три и более компании. Это явный признак того, что [предприниматели] боятся расти. Даже не столько из-за налогов, сколько по совокупности», — отметил министр;
  • упор на МСП из приоритетных отраслей — обрабатывающая, IT-сфера, инжиниринговые центры, малые технологические компании, туризм. По словам Решетникова, здесь «надо сфокусировать наиболее ресурсоемкие меры поддержки», в том числе льготное кредитование;
  • в концепцию развития МСП до 2030 года включат категорию «МСП+». Это нужно, чтобы не «растягивать» категорию средних предприятий. В новую категорию, по задумке, попадут юрлица, которые «выросли из сектора МСП» и продолжают развиваться (но, видимо, в категорию крупного идти не хотят). «Они не всегда приживаются в сегменте крупного бизнеса, некоторые возвращаются в МСП, потому что сразу лишаются всех мер поддержки», — пояснил Решетников. По его словам, компаний не так много, но такое исключение для них даст позитивный эффект.
Читайте также:  Вшэ бизнес информатика как поступить

Справедливости ради в позитивном отчете минэкономики РФ нашлось место и проблемам, или, как выразился Решетников, «барьерам», которые мешают бизнесу развиваться

«Количество МСП-предприятий подросло чуть-чуть. Но самое главное — число занятых…»

Интересно, что свои претензии к формату господдержки были и у президента РТ Рустама Минниханова . На прошлой неделе президента Татарстана покритиковал промышленную ипотеку, которая пока не дает ожидаемого эффекта, потому что «ограничена многими вещами». Минниханов пообещал поднять вопрос на сегодняшней встрече с премьером, но эта тема, судя по всему, прозвучала уже в закрытой части. Отдельного выступления Грефа публике, к слову, тоже не показали — он лишь коротко отреагировал на реплику одного из участников.

Первый зампред комитета ГД по малому и среднему предпринимательству Альфия Когогина , которая тоже участвовала в заседании, в беседе с «БИЗНЕС Online» уточнила, что готовила вопросы к совещанию вместе с минэкономики. Депутат пояснила, что ни она, ни президент РТ не стали выступать, потому что услышали все волнующие бизнес вопросы при подготовке мероприятия. Более того, эти вопросы уже решаются. По словам Когогиной, Мишустин «настолько глубоко заинтересован в успешном развитии этой темы», что предложил провести отдельную стратегическую сессию по развитию МСП в правительстве под его началом. Событие может состояться уже летом.

На вопрос «БИЗНЕС Online», какие ключевые проблемы есть в сфере МСП, депутат отвечать не стала. Вместо этого напомнила о недавнем «судьбоносном решении» президента РФ Владимира Путина объявить Пятилетие созидательного предпринимательского труда. Это поможет предпринимателям «жить самым комфортным образом, позволит поддержать деловую инициативу и устранить барьеры, мешающие развитию бизнеса», уверена депутат от Татарстана.

«Именно переход от малого к среднему, средне-крупному предприятию у нас сегодня затруднен. Предприятия испытывают шок, и поэтому, может быть, они растут не так, как мы хотели бы. Нам бы хотелось, чтобы доля средних компаний (а они заточены и на технологии, и на инновации) росла », — добавила участница совещания.

Интересно, что свои претензии к формату господдержки были и у президента РТ Рустама Минниханова

Бизнес просил продлить льготы «до 2030 года или на сколько это возможно»

Губернатор Калининградской области и председатель комиссии Госсовета по МСП Антон Алиханов среди прочего предложил создать на цифровой платформе МСП систему обмена лучшими практиками между регионами. Другая идея — внедрить в рамках нацпроекта МСП финансовую поддержку регионам в виде субсидий на поддержку отраслей с наибольшим потенциалом роста. Прозвучала и просьба сохранить финансирование центров «Мой бизнес» «и после 2024-го». «А что ей угрожает после 2024 года?» — удивился Мишустин.

— Просто просили бы продлить ее финансирование после окончания целей нацпроекта, — уточнил губернатор.

— Это немного другой вопрос. Продлить финансирование поддержки. А так центры открыты, [их] 430, — прояснил премьер-министр.

Следующей слово взяла гендиректор литейно-механического завода «Новый» из Удмуртии Лариса Беляева . Предприятие специализируется на выпуске тучных литых заготовок из стали и чугуна для машиностроения. Завод успешно развивается, получает заказы от крупных партнеров, но есть множество малых компаний, у которых не получается наладить взаимодействие с крупным бизнесом, переживала предприниматель за «братьев меньших». Спикер призвала кабмин стимулировать крупный бизнес к партнерству с МСП. «Очень важно, чтобы как можно больше крупных компаний включилось в эту работу не на словах, а на деле», — подчеркнула она. Мишустин в ответ напомнил, что обязательная доля закупок крупного бизнеса у малых предприятий должна составлять 25%.

Генеральный директор Ивановской текстильной компании Юрий Шилов благодарил за поддержку и просил продлить ее «до 2030 года или на сколько это возможно», а для промышленников — запустить отдельный «зонтичный» механизм с повышенным уровнем потерь. «Потому что ряд коллег не подходят под критерии, которые выставлены со стороны правительства и банков», — отметил он. Действующие программы льготного кредитования для малого и среднего предпринимательства «беспрецедентны и уникальны», согласился Мишустин. Он также попросил минфин рассмотреть вопрос их продления. «Конечно, это вопросы, связанные в первую очередь с ресурсами, финансами. У нас непростая ситуация с этим, но обязательно нужно посмотреть, как [их] продлить», — отметил премьер.

Читайте также:  Sims 4 идеи для бизнеса

Одна из причин, по которой МСП не развиваются и не растут, — боязнь потерять право на специальный налоговый режим, объяснил президент федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров . «Предлагаем рассмотреть возможность распространить такой налоговый режим на иные отрасли либо внедрить специальный налоговый режим для предприятий, утрачивающих право на УСН» , — сказал он. Также рестораторы будут рады, если государство продлит «ковидные нормы», позволяющие гостиницам и ресторанам, продающим вино и табак, претендовать на господдержку. Мишустин пообещал, что власти рассмотрят предложения. Одобрят ли — вопрос другого порядка.

Источник: dzen.ru

Почему повышение налогов вредно для экономики?

Почему повышение налогов вредно для экономики?

Действующие в России налоговые ставки, забирая у граждан часть дохода,
лишают стимула к работе и производительному использованию
ресурсов.

Высокие налоговые ставки сокращают национальный продукт и
национальный доход по трем причинам.

Во-первых, когда гражданин отдает больше половины заработка в казну, мотивация работать резко снижается. В нашей стране сумма налоговых отчислений с ростом НДС до 20% значительно превышает 50%. Работник не видит часть налогов, потому что за него отчисления платит работодатель.
Налоговые ставки даже заставляют предпринимателей уезжать в страны с низкими налогами. Эти перемены
сокращают количество рабочих мест и вызывают в стране снижение производства.

Во-вторых, высокие налоговые ставки сокращают как масштабы капиталовложений и прибыльность вложений. Такая налоговая политика отпугивает иностранных инвесторов, а внутренних заставляют искать проекты за границей, где
налоги ниже. Это приводит к выводу средств за рубеж.

Расход — не облагается налогом.Высокие налоговые ставки приводят к тому, что предприниматели предпочитают увеличить расход
на предметы роскоши, вычитаемые из налогооблагаемой суммы: обитые плюшем кабинеты офиса, конференции на Гавайях, роскошные автомобили и т.д. И это — в-третьих.

Таким образом, высокие налоговые ставки сокращают производство, препятствуют инвестициям и мотивируют бесполезную растрату ресурсов. Нетрудно предсказать, что доход страны, которая вводит
высокие налоговые ставки, упадет намного ниже возможного уровня.

Источник: ludirosta.ru

Доначисление любой ценой: как налоговая система губит российский бизнес. Анастасия Татулова – о необходимости реформ

Основательница сети семейных кафе «Андерсон» и бывшая омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства Анастасия Татулова опубликовала программный текст , доказывающий необходимость реформирования налоговой системы РФ. Выбираем главное.

Двойные налоги, зашитые в многообразие государственных сборов, непрозрачные критерии налоговых режимов, которые вынуждают предпринимателей дробить бизнес, доначисления налогов после каждой проверки — все это мешает оставшимся в России бизнесам расти и развиваться.

Чем плоха система сейчас

По опросам предпринимателей, существующая в России сегодня налоговая система и налоговый надзор:

  • Дают конкурентное преимущество тем, кто вообще не платит налоги.
  • Заставляют бизнес выплачивать налоги авансом, то есть до получения денег, и независимо от наличия у предприятия прибыли.
  • Вынуждают не учитывать часть реальных трат в расходах, а иногда даже «докладывать свои» чтобы не показывать убыток.
  • Заточены на максимальное доначисление налогов любой ценой. Даже ценой закрытия бизнеса, банкротства и потери налогоплательщика.
  • Являются средством давления и провоцируют коррупцию. Провоцируют дробление компаний.
  • Стимулирует теневые зарплаты и сокращение рабочих мест в стране.
  • Вешает всю ответственность на того в цепочке, кто выжил.
Налоги и люди

Еще одна проблема предпринимателей состоит в том, что люди в России практически не платят налогов самостоятельно, кроме как раз в год на квартиры и машины. Сотрудника вообще не интересует, сколько с его доходов берет государство и куда потом это тратит, — а зря. «Я получаю на руки, остальное меня не волнует, разбирайтесь с государством сами».

Тем временем фискальная нагрузка в сфере МСП на ФОТ составляет до 46,8%. А в человекоемких отраслях — например, в легкой промышленности: производстве одежды и обуви, продуктов питания, в услугах — и того больше, так как для них ФОТ является основным расходом, но в расходную базу при исчислении НДС не идет.

Налоги в других странах

Не претендуя на фундаментальное исследование, приведу несколько примеров и цитат предпринимателей, ведущих бизнес в других странах, просто чтобы почувствовать разницу.

  • «Сравнивать налоговые системы имеет смысл в первую очередь с теми странами, в которых сопоставимая степень уважения к собственности. Не особенно важно, сколько у тебя осталось после налогов, если это твое, а у нас на самом деле не твое».
  • «Наша компания в Болгарии занимается консалтингом для фармы (креатив, стратегии, PR). Налог на прибыль 10%. При этом российский формат: доходы-расходы. От оставшейся суммы налог на дивиденды, если хочется все вывести, — 5%».
  • «ОАЭ, лицензия на каждый вид деятельности, раз в год нужно ее обновлять. Есть один налог: НДС 5% на все, других налогов нет. Налогов на прибыль и на доходы физлиц в ОАЭ нет, поэтому нет и проблем с обналом и с хождением наличных».
Что отделяет «нас» от «них»?

Главное — это однородность налоговой системы.

  • Ни в одной стране нет стольких вариаций налоговых режимов, как у нас. Самозанятые, патенты, торговые сборы, теперь какой-то еще режим АУСН, УСН в двух вариантах, ОСНО. Переход на ОСНО настолько болезненный, что предприниматели делают все, что можно, чтобы его избежать.
  • Везде ты имеешь право на убыток, и везде есть понимание, что бизнес — это инвестиции и риск. Ни в одной системе вне России я не встретила правила, что налоги надо заплатить вперед, авансируя государство.
  • Все расходы — это расходы, их не надо объяснять и доказывать. У нас ты можешь отнести на расходы только то, что тебе разрешило государство, исходя из своих представлений о твоем бизнесе.
  • Везде налоги на собственный доход платят граждане, где-то совместно с предприятием, где-то полностью самостоятельно. Из них получают вычеты и за свои уплаченные налоги требуют и с правительства, и с муниципалитета адекватной работы.
  • Везде львиная доля налогов и сборов остается в регионах и районах, собранное расходуется там же, где зарабатывается. Поэтому регионы заинтересованы в росте предпринимателей, в том, чтобы росла их выручка, прибыль и налоги. У нас налоги собираются и распределяются по большей части централизованно, а на муниципалитет собранные на его территории налоги не влияют совсем.
Читайте также:  Взаимодействие государства и бизнеса ксо это
А давно так?

За обеление крупного бизнеса взялись раньше, на мелких внимания не обращали, пока не поняли, что там тоже есть что изъять.

Предприниматели 90-х жили в условиях высокого риска и высокого дохода, потом короткий период оттепели 2000-х — в условиях среднего риска и среднего дохода, а потом пришли в ситуацию, когда риск вернулся в высокий, даже выше, чем был 20 лет назад, а доходы сократились. Приняли законы о субсидиарной ответственности, ужесточили все, что можно было ужесточить, подняли в разы штрафы, а вот доход весь стал изыматься государством, как налоговыми платежами, так и неналоговыми.

В таких условиях развивать предприятия стало бессмысленным. Производство оказалось самым уязвимым в налоговом плане сектором: предприятия начали продаваться крупным игрокам или вовсе закрываться. Налогов собирали все больше и больше, а на развитие бизнеса просто не осталось ресурсов. В результате — за пять лет количество средних предприятий сократилось на 12%, на 10 июля 2022 года их осталось всего 17 775 против 20 288 в 2017 году.

Как иллюстрация: при сокрушительном падении прибыли за 2,5 тяжелейших для бизнеса года налогов ФНС было собрано на 29% больше, чем в 2019-м. Государство включило принцип: соберем все, что можно собрать.

Что делать

Во-первых, признать проблему. Осознать, что налоговая система мешает развитию малого и среднего бизнеса и тормозит экономику в стране.

Корень этой проблемы, вопреки расхожему мнению, не в том, что все предприниматели — жулики и не в том, что они не хотят платить налоги. Если налоговая система провоцирует на дробление, это не предприниматель виновен, это система с перекосом.

Во-вторых, реформировать систему. Руководствоваться я предлагаю пятью базовыми принципами:

  1. Предприятие должно быть прибыльно. Это необходимое условие: компания не должна работать только на налоги и зарплаты. Норму прибыли нужно установить с экспертным сообществом в каждой отрасли.
  2. Уплата налогов должна быть проще и выгодней, чем любые схемы, а дробление и мимикрия под микробизнес должны быть и бессмысленны, и нереализуемы.
  3. Показатели работы ФНС должны быть заточены на совместные с бизнесом цели. Рост собираемых налогов должен обеспечиваться строго через рост оборотов в отрасли и ее доли в ВВП. Необходимо исключить ситуацию, когда падают оборот и прибыль, но растут налоги за счет выжимания последнего, как у нас сейчас.
  4. Вместо стимулирования открытия новых компаний нужно обеспечивать безопасное и устойчивое развитие уже созданных предприятий.
  5. Первым наказанием за любое нарушение должно быть предупреждение, а не штраф и тем более не блокировка счетов или закрытие компании-налогоплательщика. Тем более недопустимо заставлять предпринимателей отвечать за нарушения контрагентов.
Что говорит бизнес

Топ пожеланий предпринимателей, высказанных в моем канале, выглядит так:

  1. Налоговый режим для предприятий внутри каждой отрасли должен быть сквозным и единым.
  2. По всей цепочке нужно уравнять и снизить НДС хотя бы до 10%. Убрать НДС там, где он является по факту налогом на труд (как в примере с общепитом). Оставить только там, где есть реальная добавочная стоимость (купил продукт и его перепродал). НДС 20% можно оставить только на ввозимые товары, защищая отечественного производителя.
  3. Совместить бухгалтерский учет с налоговым. Убрать все ограничения и требования к расходам, а также их лимиты, кроме личных покупок. Оставить право предпринимателю распоряжаться своими расходами самостоятельно, не доказывая налоговому инспектору их целесообразность.
  4. Прекратить практику уплаты налогов с не полученных предпринимателем денег, то есть отменить авансовый метод сбора налогов. Дать возможность платить налоги раз в год по фактически полученной прибыли.
  5. Кардинально изменить подход к зарплатным налогам. Чем больше рабочих мест создано, тем меньшей должна быть ставка налога на сотрудника, а не наоборот. Суммарный налог на ФОТ не должен превышать 20% ни в одной отрасли, перенести платеж налога на зарплату в личные кабинеты граждан, чтобы каждый видел, сколько и на что он отчисляет государству, освободить работающих пенсионеров от налогов на ФОТ вообще, как и молодежь: первая работа до 23 лет не должна облагаться налогом, чтобы работодателю было выгодно нанимать и учить молодежь.
  6. Необходимо создать механизмы налоговой лояльности— чтобы было выгодно работать десятилетиями, а не как сейчас средний срок жизни юрлица — 36 месяцев, потом проще закрыть и открыть новое.

Закончить хочется традиционно цитатой президента: «всем, кто открывает новое дело, регистрирует предприятия, нужно давать медаль за личное мужество». А предприниматели согласны без медали, но с новым кодексом, очень уже нужно.

Фото: The Bell (*признан иноагентом)

Источник: www.business-vector.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин