Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов — к росту деловой активности и объема производства.
Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США P.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения). В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции:
где T — сумма налоговых поступлений в бюджет, t — ставка налога, Y — уровень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.
Главное заблуждение о налогах россиян!
Рис.10.2. Кривая Лаффера
Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t оПт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т тах.). Если увеличить ставку налога (например, до ti), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Ті), поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y — величина совокупного выпуска). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» («bad side») кривой (т.А).
Снижение ставок подоходного налога (от T1 до tom·.), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т.е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: 1) преодолеть стагфляцию и 2) увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступлений в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличиє от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис.10.1 (а)), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от P1 до P2) (рис.10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.
Рис.10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение
Как снизить налоги на УСН в 2022 до 0: как уменьшить налоги на взносы, ИП с работниками и без.
Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.
Источник: economics.studio
Налоговый прогноз: как изменятся налоги и методы их взыскания
Бухгалтер может не только учитывать факты хозяйственной жизни компании, но и помогать директору планировать работу. Кому как не бухгалтеру знать, с какими налоговыми рисками может столкнуться бизнес и где подстелить соломки? В помощь вам — мнение экономистов и налоговых юристов о том, как налоговое администрирование может измениться в ближайшие годы.
Эксперты:
Виктор Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал», кандидат экономических наук, магистр права, аттестованный аудитор
Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ
Дмитрий Желнин, управляющий партнёр Mitsan Consulting
Михаил Кобрин, экономист, эксперт в области экономической безопасности
Марина Удалова, юрист налоговой практики юридической фирмы «Клифф»
Налоговые ставки
Главный тренд — «обеление» экономики
Эксперты в один голос утверждают, что ставки налогов в ближайшее время, скорее всего, не вырастут. Как отмечает Михаил Кобрин, у государства несколько путей пополнения бюджета. Можно повышать существующие налоги и вводить новые, а можно выводить на свет теневые доходы. «Последние нововведения — ввод онлайн-касс, маркировки, расчёт части налогов на стороне ФНС — говорят о том, что государство выбрало второй вариант», — заключил эксперт.
Рост налоговых поступлений подкрепляет эту гипотезу. По данным ФНС, за 9 месяцев 2019 года в среднем по России за выездную проверку инспекторы доначисляют 36 млн рублей — против 22 млн за аналогичный период 2018 года. Параллельно, как отмечается в Проекте итогового доклада ФНС за 2019 год, растут поступления по результатам аналитической работы, без выездных проверок: в 2019 году бюджет получил таким образом в 1,7 раза больше, чем в 2018 году.
Соотносится это и со стратегией развития ФНС, где говорится про «совершенствование аналитических инструментов налогового контроля», что позволит налоговым органам выявлять «сокрытую налоговую базу». Объявленный Даниилом Егоровым, новым главой ФНС, тренд на «обеление экономики» — вода на ту же мельницу.
По отдельным налогам, впрочем, все не так однозначно.
НДС: ставка не вырастет, но льготы могут отменить
Ставка НДС увеличилась до 20 % в прошлом году и в ближайшее время вряд ли вырастет ещё. Как отмечает Марина Удалова, такая мера обеспечила значительное пополнение бюджета и помогла достичь поставленных целей, в том числе финансирования нацпроектов.
Дополнительно налог вряд ли поднимут, а вот отмена льгот вероятна: «В рамках реформации ЕСН уже лишены льгот по НДС сельхозпроизводители, а в ближайшее время мы будем наблюдать “сворачивание” ЕНВД», — заключил эксперт.
В дальнейшем нельзя исключать, что НДС частично заменят другим налогом, который будет проще администрировать, считает Михаил Кобрин. Сторонники этого сценария предлагают вернуть налог с продаж, который действовал в России в 1991 и 2002–2004 годах.
НДФЛ: прогрессивную шкалу пока не введут
Об этом говорит Минфин в письме от 30.12.2019 № 03-04-05/103357. В 1992–2000 годах прогрессивная шкала применялась и показала свою неэффективность: компании и работники стремились скрыть свои реальные доходы, чтобы снизить налоговую нагрузку, и администрировать такую систему было крайне сложно. Единая ставка налога учитывает интересы и бюджета, и бизнеса, и в 2021–2022 годах этот подход сохранится (см. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).
«Для повышения налогового давления на население уже использован налог на имущество физлиц, ужесточается контроль за денежными переводами населения. Пока государство будет использовать этот ресурс для пополнения бюджета», — заключает Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ.
Земельный налог: пока ставка не увеличится
Как полагает Дмитрий Желнин, тому есть две причины. Во-первых, пока власти заняты не изменением ставок, а инвентаризацией всего недвижимого имущества страны. Это должно увеличить налогооблагаемую базу за счёт неучтённых пока зданий, сооружений и земельных участков. Во-вторых, пока не завершён переход с уплаты имущественных налогов по балансовой стоимости на уплату по кадастровой стоимости, ставки, скорее всего, не повысят, — объяснил эксперт.
Страховые взносы могут снизить
В правительстве обсуждают возможность снизить страховые взносы с 30 до 23–25 %. Об этом писали «Ведомости» в публикации от 10 февраля 2020 года. Но, как считает Виктор Иваницкий, радоваться преждевременно.
«Это очень маленькое снижение. Давайте посчитаем (дальше цифры с учётом округления). Чтобы выдать 100 рублей зарплаты, надо начислить 115 рублей (с учётом того, что придётся удержать НДФЛ 13 %). Если ставка страховых взносов 30 %, затраты на начисление зарплаты и уплату страховых взносов составят 149 рублей.
Так как перед тем, как понести эти расходы, придется заплатить НДС 20 %, то для выдачи на руки 100 рублей нужна добавленная стоимость 179 рублей. Если все те же расчёты провести со ставкой страховых взносов 23 %, мы получим цифру 170 рублей. Итого затраты бизнеса на выплату на руки 100 рублей зарплаты сократятся на 5,4 %. Это слишком мало для вывода неофициальных доходов из тени. А если вспомнить, что до 2011 года ставка страховых взносов для “спецрежимников” была 14 %, то поводов для радости не остаётся вовсе», — заключил Виктор Иваницкий.
Направления налогового администрирования
Итак, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы ФНС займётся не повышением налогов, а на взысканием существующих. Каким образом это будет сделано и кто рискует в первую очередь?
Виктор Иваницкий проанализировал арбитражную практику и определил, что становилось поводом для судебных разбирательств в последнее время. Не исключено, что в 2020–2022 годах эти векторы сохранятся.
Трендом 2018–2019 гг. стали споры по налогу на имущество. Значимый судебный акт — Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241.
Пристальное внимание налоговая уделяет и взаимодействию с иностранными компаниями (концепция «фактического права на доход», ненужные посредники, контроль за ценой сделок для целей налогообложения).
Наконец, самый большой блок арбитражных дел касается взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Бизнесу приходится доказывать три обстоятельства:
- «Физическую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, а услуги оказаны (п. 1. ст. 54.1 НК РФ);
- «Исполнительскую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны именно контрагентом, который назван в первичных документах (пп.2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ);
- Должную осмотрительность при выборе контрагента (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53, который коррелирует с пп. 2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ).
Но иногда в такой ситуации суды позволяют учесть расходы по налогу на прибыль расчётным путём (Решение АС КО от 25.09.2019 по делу № А27-17275/2019, от 21.10.2019 по делу № А27-18448/2019, Постановление АС УО от 23.01.2020 по делу № А50-17644/2019).
Что ещё возьмут под контроль
Всё больше процессов оказывается в фокусе внимания госорганов. Маркировка позволяет прослеживать весь путь товара от производителя до потребителя, благодаря онлайн-кассам как на ладони все продажи. Продукцию животного происхождения контролируют через «Меркурий» и — в порядке эксперимента — через тот же Честный ЗНАК. Мы спросили экспертов, что ещё может оказаться под контролем.
Звонки и переписка
Не исключено, что скоро ФНС сможет запрашивать у сотовых операторов детализацию по счетам абонентов. Показательное разбирательство идёт сейчас, в начале 2020 года.
Напомним: Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 потребовала, чтобы операторы сообщили налоговым органам информацию о звонках их абонентов. Операторы — а дело коснулось «большой тройки»: «Вымпелкома», МТС и «МегаФона» — отказались предоставить данные. Налоговая выставила штраф. Операторы не согласились с таким решением и пошли в суд. В суде первой инстанции они проиграли (ПАО МТС — дело А40-272873/19-75-4881, ПАО «Вымпелком — Коммуникации» — дело № А40-272737/2019, ПАО «Мегафон» — дело А40-272978/19).
Как напоминает Виктор Иваницкий, по Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (в ч. 2. ст. 23 Конституции РФ). Ограничивать это право можно только по решению суда. При этом тайной телефонных переговоров считаются любые сведения, которые передаются и хранятся с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих звонках (Определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 345-О и от 21.10.2008 № 528-О-О).
Скорее всего, полагает эксперт, сотовые операторы будут обжаловать решения суда первой инстанции. Войдёт ли истребование таких данных в практику, покажет время. Если это случится, ФНС сможет использовать эти данные, чтобы доказывать связь компании с проблемными контрагентами и подконтрольность лиц, которые формально не взаимозависимы, отмечает Виктор Иваницкий. Также эта информация поможет налоговым органам доказать, что физлицо занимается предпринимательской деятельностью и не платит налоги или что компания умышленно уходит от уплаты налогов, заключая сделки, не имеющие экономического смысла, добавляет Максим Марамыгин. Наконец, эти данные могут послужить доказательством сокрытия трудовых отношений, считает Михаил Кобрин.
Земельные участки
Дмитрий Желнин напомнил, что с 2020 года Росреестр обязан информировать ФНС о нарушениях в использовании земельных участков. Это напрямую связано с налогообложением.
Например, земли сельхозназначения облагаются налогом по ставке не более 0,3 % от стоимости. Если земельный надзор Росреестра выявит, что участок не используется или используется не по назначению, он сообщит об этом в налоговую, а она начислит налог по максимальной ставке — 1,5 %.
Такая же ситуация и с участками для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По НК РФ, они облагаются по льготной ставке. И если собственник участка ИЖС использует его в коммерческих целях, то есть построил на нём магазин, СТО или шиномонтаж, ФНС может пересчитать налог по максимальной ставке.
Не исключено, что в будущем ФНС и Росреестр объединятся, полагает Дмитрий Желнин. В пользу такого сценария, по мнению эксперта, говорят два факта. Во-первых, система кадастрового учёта и система работы фискальных органов строились при непосредственном участии нынешнего премьер-министра России Михаила Мишустина. Во-вторых, Росреестр выведен из-под ведения Министерства экономического развития и подчинен напрямую Правительству.
В этом случае, объясняет Дмитрий Желнин, налоговые органы смогут не только начислять земельный и имущественный налог, но и регистрировать права на недвижимое имущество. А это упростит инвентаризацию объектов недвижимости и сделает прозрачнее администрирование налогов.
Что ждёт «физиков»: НПД и контроль доходов
У физлиц будет все меньше возможностей зарабатывать, не платя налоги. С одной стороны, расширяется эксперимент с самозанятыми. С другой стороны, ФНС всё жестче контролирует тех, кто получает регулярный доход, но не регистрируется как ИП или плательщик налога на профессиональный доход.
Виктор Иваницкий отмечает, что тренд на переквалификацию доходов физлиц в доходы от предпринимательской деятельности обозначился ещё в конце 2017 года. (обобщение судебной практики см. в письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614).
Но теперь подходы ФНС могут измениться: Даниил Егоров, новый глава ФНС, считает одной из своих задач на ближайшее время создание реестра домохозяйств (см. «Ведомости» от 19 января 2020 года). Означает ли это, что ФНС станет отслеживать источники доходов семей и как именно, покажет время.
Контролировать доходы граждан налоговые органы теоретически могут через банки. Уже сейчас банки отслеживают операции физлиц, но в категорию сомнительных попадают только крупные и регулярные переводы (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Также банк может заблокировать счёт или расторгнуть договор, если посчитает, что человек использует личный счёт в бизнес-целях: это считается нарушением режима счёта (п. 2.2 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И). Однако пока это чревато только сложностями с банком, а не с ФНС. Как ситуация будет развиваться дальше?
Обрабатывать подобные сигналы от банков вручную налоговые органы вряд ли будут, полагает Михаил Кобрин. Вероятнее, что появится автоматизированная система, которая позволит банкам и ФНС отслеживать операции, выдающие в обычном физлице предпринимателя — по аналогии с алгоритмами, которые сейчас используют банки для выполнения требований 115-ФЗ.
Вероятным такой сценарий считает и Максим Марамыгин. «Контроль за денежными переводами физлиц будет ужесточаться, так как именно в этом власть видит способ пополнения госбюджета. Население — единственный реальный источник роста налоговых сборов», — отметил эксперт.
В то же время ФНС даёт возможность легализоваться тем, кто получает регулярный доход не в найме, но не хочет регистрировать ИП из-за высоких налогов и отчётности. Это самозанятость, или налог на профессиональный доход.
Эксперимент запустили в 2019 году в 4 регионах России, с 1 января к ним присоединились ещё 19 регионов. А с 1 июля 2020 года эксперимент могут распространить на всю территорию страны: об этом говорится на сайте Минфина и в проекте итогового доклада ФНС за 2019 год.
Максим Марамыгин считает, что постепенно для тех, кто ведёт бизнес без привлечения наёмных работников, преимущества НПД станут очевидны, и они начнут выходить из тени. Пока по сравнению с другими налоговыми режимами самозанятость выгодно выделяется.
Подготовила Мария Скобелева
Источник: kontur.ru
«Повышение налогов на потенциально налогоемкие в будущем отрасли экономики должно быть последней линией обороны»
Минфин предложил резко повысить налоги для крупных промышленных компаний. По словам Силуанова, повышение налога на добычу полезных ископаемых позволит привлечь дополнительные средства в бюджет для борьбы с кризисом
—>
После прошлых президентских выборов и повышения НДС власти в очередной раз пообещали: в течение ближайших шести лет налоги расти не будут. Правда, тогда никто не знал, что в 2020-м начнется пандемия, рухнут цены на нефть, экономику закроют на карантин, а дефицит бюджета составит 5% от ВВП, или примерно 5,5 трлн рублей.
Соответственно, властям нужно где-то эти деньги найти. Выходов несколько. Сократить бюджетные расходы. Одолжить деньги на рынке. Потратить средства из Фонда национального благосостояния. Или повысить налоги для бизнеса.
Первый способ традиционно отметают. Второго недостаточно. Тратить деньги из кубышки власти предпочитают в последнюю очередь. И, кажется, даже не столько из экономических соображений, сколько из чисто психологических.
И поэтому решили прибегнуть к старому способу — изъять у бизнеса. Причем, как часто это бывает в России, решение секретное, без консультаций с деловым сообществом. Комментирует президент РСПП Александр Шохин.
Александр Шохин президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Для Минфина ФНБ, бюджетные правила и так далее — это священные коровы, которые считаются основой финансовой стабильности макроэкономической. Поэтому, учитывая, что и без этого государственный долг у нас растет по отношению к ВВП, хотя никаких «красных линий» он не переходил, в этих условиях надо действительно искать оптимальную траекторию, и в этой оптимальной траектории как раз повышение налогов на потенциально налогоемкие в будущем отрасли экономики должно быть последней линией обороны, но не первой линией наступления, как получается у Минфина».
Власти два года назад уже пытались изъять у бизнеса то, что чиновники назвали сверхдоходами. Это деньги, которые экспортеры заработали благодаря низкому курсу рубля, — 500 млрд рублей в год. Автор идеи — Андрей Белоусов, который тогда был помощником президента, а сейчас — первый вице-премьер. Деньги потребовались для выполнения майских указов, а взять их хотели у химиков и металлургов.
Бизнес тогда выступил резко и сплоченно и в итоге сумел отстоять свою позицию. Причем на его стороне выступило и правительство. Но об этой идее, видимо, не забыли, потому что сейчас сборы снова хотят повысить для химических и металлургических компаний. Речь идет о налоге на добычу полезных ископаемых, в том числе удобрений и руды.
Источники, близкие к горнодобывающему сектору, сообщили «Коммерсанту», что «все в шоке и стоят на ушах». Неудивительно — по данным издания, НДПИ хотят повысить в 3,5 раза.
Причем далеко не факт, что государство получит большую выгоду, считает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов.
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» «Последствия каких-то серьезных решений в налоговой сфере не всегда совпадают с тем, что ожидают инициаторы этих последствий. В области добычи минерального сырья работают крупные компании, возможно, им придется пересмотреть свою стратегию, и не факт, что этот пересмотр приведет к тому, что поступления в бюджет вырастут. Рост налогов тормозит и без того тормозящую экономику и наносит удар по бизнесу».
Простой пример. Допустим, НДПИ повышается на условные 100 рублей. Поскольку компании заплатят больше налогов, то у них снизится прибыль. И, соответственно, они меньше заплатят 20-процентный налог на эту прибыль. Этот сбор, а также НДПИ в разных пропорциях распределяются между федеральным и региональными бюджетами.
И они получат примерно одинаковые поступления, в районе условных 40 рублей. Но у компаний будет меньше денег на инвестпроекты, на новые производства, соответственно, и на новые рабочие места. И бюджет недополучит другие налоги, в том числе на доходы физлиц.
Кстати, у нас и до пандемии последние годы снижался уровень инвестиций, а сейчас они просто упали, сообщили в Высшей школе экономики. А еще конкуретноспособность наших экспортеров снизится. То есть кратковременная прибыль бюджета может обернуться убытками. Как для бизнеса, так и для государства.
Еще одна чувствительная мера — повышение сразу на 20% акциза на табак. Обычно повышение составляло до 5% в год. Это будет самое большое за всю историю отрасли повышение ставки акциза, говорят участники рынка. Средняя цена пачки сигарет в России — 120 рублей. Как заявил Антон Силуанов, после повышения акцизов она подорожает на 20 рублей.
То есть в среднем пачка будет стоить 140.
Но планы Минфина собрать больше денег с табачников не сбудутся. И не потому, что россияне будут меньше курить из-за подорожавших сигарет, говорит директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco Александр Александров.
Александр Александров директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco «Повышение, которое предлагает правительство, — это рекорд. На наш взгляд, это достаточно рисковое мероприятие по нескольким причинам. Такое большое повышение приведет к значительному росту нелегальной продукции.
При наличии альтернатив нелегальных поставок из стран Таможенного союза, где сигареты, наверное, в два раза дешевле, чем легальные российские, произойдет очередной скачок роста нелегального рынка. Это приведет к потере легальных объемов и к потере налогооблагаемой базы.
И в итоге те планы правительства по увеличению доходной части бюджета за счет 20-процентного роста акциза будут нивелированы. Мы считали, мы моделировали ситуацию по повышению акциза, и оптимальный вариант находится в районе от 8% до 12%. В этом случае бюджет может получить 630 млрд поступлений акцизов.
За последние пять лет стоимость сигарет увеличилась в несколько раз, и начиная с 2015 года, когда уровень нелегальной продукции находился в пределах 1-2%, вырос к 2020 году до уровня 13-15%. Сейчас основная часть стоимости сигарет — это косвенные налоги, которые включают в себя акциз и НДС. Она для сигарет нижнего ценового сегмента достигает 70%, а для более дорогих находится в пределах 45-50%, то есть такая доля, которую с этого получает государство».
Минфин предлагает также ужесточить ответственность за реализацию нелегального табака. Как и алкоголь, сигареты хотят маркировать.
Источник: www.bfm.ru