Теории о предпринимательстве зародились еще в XVIII. Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит.
Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель — это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. Й. Шумпетер определяет предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство — это рискованное дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетом и другими хозяйствующими субъектами.
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
Критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих в малом бизнесе определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.
Российское малое предпринимательство в своем становлении прошло четыре этапа.
Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях командно — административной экономики в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства.
Каких этапов не должно быть в воронке продаж? Подпишись @reon-pro
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
1992 год — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.
Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на-родного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.
Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци-альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.
Малое предпринимательство было составным элементом массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить массовое развитие предпринимательства. Это объясняется и экономическими причинами и общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.
Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.
Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.
Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.
Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу — и в экономическом, и в социальном плане — такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.
С 2000 года в стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
Источник: studbooks.net
Этапы становления малого предпринимательства в России.
Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества.
Принципиальное значение в 80-е годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 год).
В ноябре 1986 года и мае 1988 года закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 год). В этом законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм. С принятием этого закона начинает расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства, которое однако не получило широкого развития.
В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества.
Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.
В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На этом съезде был организован «Союз кооперативов СССР в сфере производства и услуг». Союз определил своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее. Необходимость ограждения кооперации от случайных и недобросовестных людей, преступных элементов, ринувшихся в новую экономику ради наживы, — была выдвинута как одна из важнейших задач этого процесса.
Начало 90-х годов характеризуется дальнейшим ростом внимания широкой общественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства как важнейшего фактора формирования рыночных отношений. Появляется ряд основополагающих документов. Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства.
На малые предприятия начинает оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% НДС, 35% налог на прибыль, от 50% и выше — на коммерческий кредит.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство прошло следующие этапы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1992—1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии.
В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг.
К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства.
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров.
В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ).
В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП).
ВТОРОЙ ЭТАП: 1995—1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.
Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.»
По данным ГКРП России, в течение 1996–1997 гг. разрабатывалось более 40 законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых предприятий.
Предпринимались попытки по поддержке малого предпринимательства в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области.
В этот период определенные усилия предпринимались и по формированию инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.
Другой особенностью экономической жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию. Еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий. Очень острой остается проблема получения кредитов, которые жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге задачи Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами не решены.
Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.
ТРЕТИЙ ЭТАП: 1999—2001 гг.
Для современного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг.
В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства.
Целый пакет поправок касается упрощения системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, а также совершенствования порядка выделения финансовых средств на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Направления развития малого предпринимательства определены, сформулированы приоритеты государственной поддержки на ближайшее будущее. Программа предусматривает восстановление утраченного в результате августовских событий 1998 г. потенциала отечественного малого предпринимательства. Государственной поддержкой будет охвачено до 250 тыс. малых предприятий, число рабочих мест в этой сфере вновь будет доведено до 8,5 млн. человек, а доля малого предпринимательства в ВВП будет составлять 12 процентов.
- Анализ текущего состояния малого предпринимательства в России. (понятие прибыли и рентабельности)
Характеризуется большой динамичностью развития. В последние годы получили широкое распространение такие новые направления предпринимательской деятельности как: Интернет-предпринимательство.
К нему относится: развитие интернет-торговли (создание и продвижение интернет-магазинов); широкое распространение web-сайтов на которых предлагаются посреднические услуги, услуги по консалтингу, информационная поддержка проектов, реклама и продвижение различных товаров и услуг. Широкие возможности интернет позволяют осуществлять дистанционное образование, проведение on-line конференций и переговоров с деловыми партнерами в различных странах. Вендинговое предпринимательство — продажа товаров (как правило, напитков, газет, игрушек, шоколадных батончиков и т.п.) через автоматы без участия продавца. Такой вид предпринимательской деятельности позволяет экономить торговую площадь, обеспечивает круглосуточную работу автомата и снижает издержки на обслуживание.
Интеграция российских компаний с крупнейшими международными компаниями. Это выражается в покупке зарубежными компаниями российских активов и брендов, создание совместных предприятий, целью деятельности которых является расширение объёмов производства, ускорение темпов роста, завоевание потребительского доверия и увеличение доли рынка.
Если в 80-90-е г. XX в. понятие «бренд» практически не использовалось, то в XXI в. ситуация кардинально изменилось. Все больше предпринимателей стало понимать, что создание мощного, узнаваемого бренда является важным конкурентным преимуществом в бизнесе и увеличивает стоимость компании, позволяет ей выйти на новые рынки. В связи с этим, все больше средств стало инвестироваться в рекламу и продвижение товаров, проведение промо-акций и создание яркого, запоминающегося логотипа.
Повышенный интерес к наукоёмким отраслям. В начале XXI века, с каждым годом все больше внимания российских предпринимателей привлекают такие перспективные отрасли инвестирования как: цифровые и нанотехнологии, телекоммуникации.
Стремительное развитие ретейла (розничной торговли). В последние десятилетие развитие розничной торговли осуществляется высокими темпами. Российские и зарубежные предприниматели вкладывают все больше инвестиций в эту динамично развивающуюся отрасль. Число розничных сетевых магазинов открывающихся под именем известных брендов растет с каждым днем. Прежде всего, это относится к магазинам, реализующим продукцию массового спроса.
Повышенный интерес населения к здоровому образу жизни привлек внимание предпринимателей к такому перспективному направлению деятельности как забота о здоровье. Все больше инвестиций направляется на строительство и открытие фитнес-клубов, бассейнов, спортивных магазинов, производство и продвижение экологически чистых продуктов питания. Российские предприниматели на современном этапе, несомненно, обладают большими возможностями в плане технической и информационной поддержки бизнеса, налаживания и поддержания контактов с зарубежными партнерами.
Доверие зарубежных предпринимателей к российским коллегам постоянно увеличивается, а уровень обмана и мошенничества характерный для 90-х г. XX в., в последнее десятилетие снижается с каждым годом. Оптимизация бизнес-процессов, повышение уровня бизнес-образования и использование мирового опыта управления помогает российским предпринимателям в реализации и развитии предпринимательской деятельности.
С IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов.
В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики.
Источник: studfile.net
Этапы становления и развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от политики государства в поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства всеми ресурсами которые необходимы как краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития страны.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скороходова О.Р.
Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ
Сущность и необходимые условия развития инвестиций малого предпринимательства
Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве
Современное состояние и социально-экономические проблемы развития малого бизнеса в РД
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Этапы становления и развития малого бизнеса в России»
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский
Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от политики государства в поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства всеми ресурсами которые необходимы как краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития страны.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государственная политика, этапы становления, экономические показатели, нормативные правовое акты, конкурентоспособность.
Актуальность заключается в том, что социальной значимости малого бизнеса, является то, что по своему характеру малое предпринимательство основывается на учете местных потребностей, интересов. За счет меньшего масштаба, малый бизнес оказывается более гибким к изменяющимся экономическим условиям и в большей степени способен реагировать на колебания потребительского спроса. Малый бизнес в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, а также установлению рыночного равновесия.
Зарождения малого бизнеса в России происходило после «застойного» периода в 80-е годы. В конце 80-х годов с изменением политической, социально-экономической обстановкой страны, гражданам было представлена возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы создавались по всей стране.
Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Которые оказались не защищены в новых экономических условиях, когда не знали как нужно правильно вести бизнес. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР.
Начало 90-х годов произошел процесс приватизации. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреп-
Доцент кафедры Юриспруденции.
142 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
лению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.
Именно этот период (1992-1993 гг.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к сокрытию своих доходов в виде «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.
Экономический развал и политическая неразбериха в стране (19911993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Те предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новые рыночные отношения, были разорены и ликвидированы, на то данный период главным видом деятельности в сфере бизнеса в стране становится торговля.
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Государство понимает необходимость создание нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности, таких как: «Гражданский кодекс Российской Федерации», «О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года появляется новое законодательство, регулирующею деятельность предприятий малого бизнеса. Малый бизнес сталкивается с бюрократическими процедурами, процесс регистрации предприятий усложняется.
В настоящее время государство очень много делает для бизнеса, совершенствует законодательную базу, упрощена процедура регистрации, ситуация меняется для того, чтобы любой гражданин при желании мог открыть свой бизнес даже в такие трудные экономические времена для страны. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
В целом становление малого и среднего предпринимательства в России можно условно разделить на следующие этапы.
Этап I (1987-1994 гг.) — период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которых являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.
Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой. Фактическое восприятие предпринимателей как явления, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами, остается непривычным в советский и начальный постсоветский периоды [2, с. 173].
Проблемы развития малого бизнеса в России и за рубежом
Этап II (1995 — август 1998 гг.) — период перехода малого и среднего предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.
Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малое и среднее предпринимательство стало достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.).
Этап III (август 1998 г. — 2000 г.) — период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого и среднего предпринимательства в посткритический период [2, с. 175].
Государство понимает необходимость укрепления сектора малого и среднего предпринимательства. Наличие в экономике развитого сектора малого бизнеса обеспечивает стабильность экономического потенциала страны. Для поддержания этой стабильности государством принимаются прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге» и другие.
Этап IV (с 2000 г. по настоящее время). Малое и среднее предпринимательство — становится неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой собственников и в силу своей массовости играют важную роль в социально-экономической жизни страны. Однако, обладая огромными потенциальными возможностями, малый и средний бизнес сегодня не стал стратегическим фактором развития экономики страны. Но он все же сумел за 15 лет своего становления и развития накопить необходимый первичный экономический, финансовый и интеллектуальный потенциал [2, с. 175].
Динамика роста экономических показателей в сфере малого и среднего предпринимательства в России период 2007-2012 гг. представлена на рис. 1.
Динамика оборота малых и средних предприятий на период 20092012 гг. представлена на рис. 2.
Из представленных показателей, видно, что идет изменение динамики оборота малых и средних предприятий это положительно отражается на экономике, при грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения уровня конкурентоспособности экономической системы в целом.
144 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Рис. 1. Динамика объема продукции, произведенной малыми и средними предприятиями
2009 2010 2011 2012
Рис. 2. Динамика оборота малых и средних предприятий
В соответствии п. 1, ст. 5 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: «Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и сред-
Проблемы развития малого бизнеса в России и за рубежом
него предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки» [1].
На основе данных статистических показателей можно увидеть действительное положение малого бизнеса. И уже выявлять недостатки и неудачи в деятельности субъектов предпринимательства.
Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых и средних предприятий.
Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Что это влияет на необходимость получать дополнительные знания, образования в области управления, привлекать квалифицированных специалистов.
Из международного опыта можно увидеть через регулярно проводимые опросы в среде малого и среднего бизнеса главными причинами неудач в их деятельности чаще всего называют:
— нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.
Также существуют и другие причины, которые ведут к банкротству и ликвидации малых фирм это: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые и средние предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого и среднего бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы.
Следует отметить, что постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого и среднего бизнеса.
Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое и среднее предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего [2, с. 215].
Все этапы развития имели большое значение для малого бизнеса в России.
146 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет немало важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (от 29.06.2015 N 156-ФЗ).
2. Ибадова Л.Т. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса / Л.Т. Ибадова // Финансы и кредит. — 2012. — № 16. — С. 46-57.
Источник: cyberleninka.ru