Международный бизнес, как и внутригосударственный, имеет своей целью извлечение прибыли. Он базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ международных деловых операций.
Продажа товара в другой стране или налаживание фирмой из одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами из двух стран фирме из третьей и т.д. обеспечивают вовлечение в бизнес сторонами больших преимуществ, чем они бы имели, ведя дела только в одной стране. Это — ключевой вопрос не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.
Американский исследователь Р. Робинсон разделил историческое развитие международного бизнеса на пять этапов:
1. Эра коммерции (1500-1850 гг.) поставила перед предпринимателями развитых европейских государств вопросы, определившие поступательное развитие международного менеджмента:
• Есть ли коммерческий смысл переносить предпринимательскую активность и риски за рубежи государства, и могут ли соответствующие выгоды и/или потери быть оценены заранее?
С нуля до международного бизнеса
• От каких основных факторов реально зависит принятие такого рода решений?
• Насколько свободен бизнес в своих решениях и действиях от политики своего государства, может ли он рассчитывать на его поддержку (или должен учитывать противодействие)?
• Что следует учитывать, предвидеть и предпринимать, ведя деловые операции на «чужой территории», в интересах обеспечения долговременной прибыльности этих операций и безопасности их ведения?
2. Эра экспансии (1850-1914 гг.) позволила международному бизнесу сформулировать главные мотивы своего существования и развития:
• более эффективное использование ресурсов — сырьевых, природных, энергетических);
• расширение рынков сбыта;
• новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;
• использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т.д.)
Эра концессий (1914-1945 гг.) — это превращение крупнейших компаний (компаний-концессионеров), оперировавших на колониальных рынках, в своего рода автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилегающих к их концессиям районов.
Концессионная эра подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом плане, а Вторая мировая война дала мощный политический импульс этим процессам.
4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.) характеризуется, по определению С. Ронена, «пакетом развития», который подразумевает, что реальное продвижение национальной экономики к эффективному производству и сфере услуг требует определенного набора решений в областях технологии, капитала, информации, квалификации и компетентности персонала, консалтинговой поддержки и т.д. Но получить это «сразу и вместе» невозможно. В силу этих причин, развивающиеся страны и их фирмы брали разные элементы пакета в разных странах и у разных фирм, делая его «оптимальным для себя».
Как развивается Международный бизнес и как сделать в нем карьеру?
5. Эра глобализации (с 70 гг. XX в.). Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми идут экономические, социальные и политические реформы. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий. Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем.
Характерными чертами современного бизнеса являются:
• доступность и всеобщность. Изменяя стратегические и тактические перспективы, практически любая фирма имеет возможности открытия для себя поля деловой активности;
• ступенчатость развития. Вхождение фирмы в международный бизнес начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и, по мере развития, достигает высшей формы — мультинациональной корпорации;
• технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новых черты:
— он может эффективно осуществляться «не выходя из офиса»;
— он может осуществляться в режиме реального масштаба времени;
— он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т.д.;
• сложное взаимодействие национального и интернационального бизнеса.
Источник: laws.studio
Особенности организации международного бизнеса
В эту эпоху главным движущим мотивом людей, занимавшихся международным бизнесом, было личное обогащение. Международная торговля позволяла получать сотни и даже тысячи процентов прибыли. Этой чрезвычайно выгодной деятельности сопутствовал, однако, неимоверный личный и коммерческий риск. Именно в коммерческую эпоху впервые ставится проблема взаимодействия политики и экономики в условиях международного бизнеса.
II. Эра экспансии (1850-1914).
Определяющей чертой развития стран-метрополий становится широкое и массовое использование сырья, вывозимого из колоний, а в самих колониях начинает развиваться современная промышленность, рационализируется сельское хозяйство. Колониальные страны начинают специализироваться в производстве какого-либо продукта.
Другой особенностью этого периода является стремление колониальных держав сохранить местную политическую элиту и управлять через нее.
Главным вопросом было: как сделать эффективным управление местными рабочими в условиях размывания традиционной системы ценностей. В результате западная политическая система и западные ценности отчасти заместили местные.
III. Эра концессий (1914-1945).
Историческое развитие между двумя мировыми войнами характеризовалось ослаблением традиционных институтов власти на колониальных территориях.
Основные черты эры концессий:
— закрепление колониальных территорий за ведущими монополиями (например, американской Юнайтед Фрут в центральноамериканских странах);
— главной формой взаимодействия монополий и колоний являются концессии, согласно которой компании получают особые права на конкретной территории;
— развитие трудовых ресурсов колонии (повышение квалификаци рядовых работников, появление местных менеджеров);
— интенсивное развитие инфраструктуры колониальных стран (строительство железных дорог, аэропортов, канализаций);
— появляются научные исследования;
— создаются местные политические партии.
Проблема взаимодействия фирмы и страны пребывания во многом берет свое начало именно из эры концессий.
IV. Эра национальных государств (1945-1970).
Изменение мирового порядка привело к исчезновению колониальных империй. Новые государства получили как независимость, так и весь комплекс проблем, связанных с прежним колониальным развитием. Одной из главных проблем являлась односторонность экономического развития (как правило, экономика колонии развивалась в качестве сырьевого придатка метрополии).
Именно эра национальных государств, особенно ее последнее десятилетие, стала периодом возникновения и бурного развития транснациональных корпораций. Основные черты эры национальных государств:
— на бывших колониальных территориях появилось более 150 новых государств, но со старыми проблемами;
— взаимодействуют как местные и иностранные менеджеры, так и многонациональные фирмы и местные власти, а также многонациональные корпорации между собой.
V. Эпоха глобализации (с 1970 года)
В этот период наблюдалось падение роли американских корпораций и возрастание активности компаний из других развитых стран[i]. Представляется, что глобализация связана с более фундаментальными изменениями мировой экономики — возникновением мировой системы хозяйства. Истоки этого процесса можно, разумеется, найти и в середине двадцатого века. Его индикаторами являются такие тенденции как опережающий рост мировой торговли по сравнению с ВНП и превышение темпов роста прямых инвестиций над увеличением товарооборота между странами. Основными чертами эпохи глобализации являются:
— возникновение и развитие системы мирового хозяйствования;
— качественный скачок в развитии коммуникаций (транспорт, связь);
— функционирование мировой финансовой системы;
— глобализация рынка труда;
— развитие информационных технологий.
Другая классификация выделяет всего три этапа формирования международного бизнеса:
— Мировая экономика( международный бизнес)
Источник: allrefrs.ru
Этапы в развитии сравнительного менеджмента
Американский исследователь Р. Робинсон разделил историческое развитие международного бизнеса на пять последних веков на четыре эры.
1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.). Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX века.
Робинсон отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно XVI-XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекающим в этот самый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса – от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). Достаточно мощный толчок в своем развитии получила и промышленность европейских стран: от судостроения и металоообработки до переработки заморского сырья. Все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.
2. Эра экспансии (1850-1914 гг.). Вуказанный период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее и США, вызванного промышленной революцией начала XIX века и последующими достижениями технологического развития.
Именно эти достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам бизнеса.
Международный бизнес уже во второй эре своего развития очень точно нащупал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившееся до наших дней:
— использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);
— расширение рынков сбыта;
— новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;
— использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т.д.).
3. Эра концессий (1914-1945 гг.). Робинсон справедливо отмечает ту важнейшую особенность исторического периода между двумя войнами, когда качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Везде соответствующие компании концессионеры превращаются в своего рода автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилегающих к их концессиям районов.
Особый интерес представляет формирование на концессионных предприятиях значительного слоя туземных менеджеров среднего звена, которых специально обучали, нередко на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное самосознание колониальных народов. И местным администрациям, и самим фирмам-концессионерам так или иначе приходилось учитывать эти процессы.
Таким образом, концессионная эра подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом плане, а Вторая мировая война дала мощный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов, и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и к глобализации бизнеса в целом.
4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.). Выделяется два направления:
1. Становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру.
2. Все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.
Развитие было трехслойное: США, Япония, Западная Европа.
5. Эра глобализации (1970 гг. – по наст. вр.). Этот период развития цивилизации и вообще международного бизнеса проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественный новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожинали и пожинают промышленно развитые страны. К сожалению, во многих случаях разрыв между ними и более отсталыми странами увеличивается и соответственно растет напряженность в отношениях.
Реальная глобализация в конечном итоге характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т.д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только всеми его благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса (что в полной мере почувствовала Россия в период кризиса в 1998 г.: каковы бы ни были ошибки правительства в период реформ, но было бы несправедливым отрицать роль мирового финансового кризиса в том, что произошло с российской экономикой летом 1998 г.).
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 247 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net