— контроль и регулирование параметров проекта в соответствии с составленными планами.
Этап 1. Отбор инновационных идей является важной частью процесса нововведений, поскольку определяет его направление. Для выбора направления инновационной деятельности дается оценка конкурентоспособности и перспективности различных вариантов реализации проекта, при этом рассчитываются возможные риски.
Основными факторами, влияющими на выбор инновационной идеи, являются:
— потенциальная коммерческая эффективность разработки;
— капиталоемкость (величина затрат по проекту);
— уровень инновационных рисков;
— соответствие тенденциям развития рынка;
— соответствие стратегической позиции и возможностям компании.
Для повышения вероятности получения желаемого результата и обоснования намеченных планов осуществления инновационного процесса используется прогнозирование.
Функция прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов реализации инновационного проекта на основе всестороннего анализа исследуемого объекта с учетом возможных изменений в будущем.
ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИИ И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ?
Прогнозирование осуществляют для определения приоритетных направлений развития исследуемого объекта, а также для оценки последствий реализации инновационного проекта.
Прогнозирование позволяет сформулировать цели, направления, перспективы работ по созданию новых продуктов и технологий, рационально определить параметры будущих изделий.
В настоящее время известно более сотни методов прогнозирования, которые можно объединить в пять основных групп:
1) экспертное прогнозирование;
2) прогнозирование по аналогии;
3) экстраполяция тенденций развития;
4) методы моделирования;
5) прогнозирование на базе ТРИЗ.
Суть экспертных методов заключается в определении тенденций развития на основе оценок квалифицированных специалистов.
Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки осуществляются путем опроса экспертов по интересующей проблеме.
Коллективные экспертные оценки — совместное принятие решения группой экспертов. Выделяют метод комиссий, метод Дельфи и пр.
Метод комиссий — совместное принятие решения комиссией из нескольких экспертов.
Метод Дельфи (метод многотуровых опросов) — выработка совокупного решения путем статистической обработки индивидуальных решений, внесенных экспертами изолированно друг от друга.
Прогнозирование по аналогии основано на сходстве в развитии самых разных систем: живых, технических, научных. Успешность этого метода зависит от правильности выбора аналога, научить этому методу нельзя, так как рекомендаций по выбору аналога не существует.
Экстраполяция тенденций развития – метод, основанный на предположении, что тенденция развития объекта, отчетливо проявляющаяся в предпрогнозный период, сохранится и в будущем. Очевидно, что такой прогноз может давать верные результаты лишь на небольшие интервалы времени в пределах прямолинейных участков S-образной кривой развития. этот метод не учитывает переломных моментов в развитии объекта. Он легко поддается математическому анализу и дает только количественную характеристику развития, не учитывая качественных скачков.
Перехватов В.В.- Инновационный бизнес — 2. Организационная среда бизнеса и средства его организации
Методы моделирования — построение адекватных моделей развития процесса.
Различают логические, информационные и математические модели прогнозирования.
Логическое моделирование базируется на изучении внутренней логики процесса и построении на этой основе исторических моделей.
Информационное моделирование осуществляется путем анализа получаемой из различных источников информации и выявления тенденций развития. В качестве источников информации при составлении прогнозов могут выступать научные публикации, патентная документация и т.п.
Математическое моделирование представляет собой построение моделей на базе статистического анализа.
Прогнозирование на базе ТРИЗ строится на законах развития техники, являющихся основой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Прогноз, выполненный на базе ТРИЗ, дает не только полную характеристику будущего объекта, но и указывает пути его развития, а также конкретные решения для осуществления этого развития.
Этап 2. Планирование проекта.
После того, как завершен отбор инновационных идей, выбраны основные направления инновационного процесса, переходят к планированию инновационного проекта.
При планировании, прежде всего, осуществляется анализ будущего инновационного проекта:
— определяются цели и ожидаемые конечные результаты;
— определяются этапы работ, сроки выполнения работ, необходимые ресурсы, подбираются исполнители.
План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.
Различают несколько видов планирования в зависимости от содержания:
Продуктово-тематическое планирование ориентировано на формирование тематики НИОКР, определение состава этапов работ.
При продуктово-тематическом планировании проводят функциональную и проблемную структуризацию основных параметров инновационного проекта. Функциональная структуризация инновационного проекта осуществляется путем построения «дерева целей».
«Дерево целей» — иерархическая система, включающая последовательно детализируемые цели: цели каждого последующего уровня способствуют осуществлению целей выше стоящего уровня.
Затем «дерево целей» преобразуется в «дерево работ», в котором цели заменяются заданиями и мероприятиями, необходимыми для реализации данных целей.
«Дерево работ» — это проблемная структуризация проекта. Результат структуризации — альтернативные варианты перечней работ, выполнение которых необходимо для достижения в установленные сроки намеченных целей инновационного проекта.
Выбор варианта реализации проекта определяется величинами эффективности и риска.
Технико-экономическое планирование предусматривает определение материальных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по проекту. Технико-экономическое планирование предполагает составление бизнес-плана, в котором производится всесторонняя оценка нового проекта.
Бизнес-план содержит:
— информацию о перспективах, преимуществах от реализации проекта;
— анализ факторов риска и оценку степени риска;
— информацию о конкурентах, партнерах, поставщиках;
— оценку финансового положения фирмы.
Бизнес-план позволяет оценить жизнеспособность новшества в условиях конкуренции на рынке. Он является базовым документом, на основании которого решается вопрос об инвестировании инновационною проекта.
Объемно-календарное планирование включает:
— определение объемов работ по проекту, загрузки исполнителей и оборудования;
— построение календарных графиков проведения работ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Создание инновационного предприятия
Создание предприятия, занимающегося инновационной деятельностью, проходит, как правило, в несколько этапов грели которых можно выделить следующие: возникновение идеи; подбор учредителей; создание предприятия, проводящего НИОКР; производство научно-технической продукции, товаров (работ, услуг); изучение и определение возможностей использования новой технологии, средств и предметов труда; изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие; подбор поставщиков и необходимых факторов производства; определение финансовых источников, для формирования уставного капитала (уставного фонда), необходимого для первоначального этапа функционирования предприятия; разработка учредительных документов для бизнес-плана; осуществление государственной регистрации предприятия.
Учредителями предприятия в зависимости от форм собственности могут быть:
— государственные органы или органы местного самоуправления — при создании (учреждении) государственного или муниципального предприятия;
— дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели — при создании хозяйственных товариществ и обществ;
— индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации — при создании хозяйственных товариществ и обществ; юридические лица (коммерческие организации) при формировании сложных объединений предприятий и организаций (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);
— хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия — при создании дочерних обществ и предприятий;
— иностранные граждане и юридические лица и российские граждане и юридические лица — при создании совместных предприятий (предприятия с иностранными инвестициями);
— добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной деятельности или ином участии и объединении имущественных паевых взносов — при учреждении производственных кооперативов;
— фонды — при создании хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.
Способы создания инновационного предприятия
Создание предприятия в инновационной сфере (в дальнейшем коммерческой организации) может быть осуществлено двумя способами: путем учреждения вновь и путем реорганизации существующей коммерческой организации. Между тем, говоря о порядке создания коммерческих организаций, обычно имеют в виду порядок создания коммерческих организаций путем учреждения, а то, что создание коммерческой организации возможно еще с помощью реорганизации, как-то упускается из виду. При этом понятие «порядок создания коммерческих организаций» употребляется в двух значениях.
В «узком» значении понятие «порядок создания коммерческих организаций» — это упорядоченная, определенная законом, последовательность действий учредителей коммерческой организации и компетентных регистрирующих органов по образованию коммерческой организации в их взаимосвязи. Здесь можно выделить ряд этапов, прямо указываемых или подразумеваемых Гражданским кодексом РФ и специальными законами об отдельных формах коммерческих организаций:
— заключение учредительного договора (для хозяйственных обществ и товариществ);
— разработка устава организации и подготовка учредительного собрания;
— внесение первоначальных вкладов в уставный капитал (для хозяйственных обществ, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения), а также взносов в паевой фонд (для производственных кооперативов);
— принятие учредителями решения о создании организации, проведение учредительного собрания;
— регистрация коммерческой организации.
В законе не содержится сведений о каких-либо иных действиях, которые следовало бы отнести к порядку создания, в соответствии с чем, расширенному толкованию данный перечень не подлежит. Именно в данном контексте понимается положение ч.2 п.1 ст.51 Гражданского кодекса РФ, которое гласит, что «нарушение установленного законом порядка образования юридического лица влечет отказ в государственной регистрации юридического лица».
Основным, кульминационным, и вместе с тем завершающим этапом здесь является государственная регистрация коммерческой организации. Действительно, в соответствии с п.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого момента согласно п. 3 ст.49 ГК РФ возникает его правоспособность.
Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 содержит в абзаце 2 п.5 следующее определение государственной регистрации коммерческих организаций: «регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию».
Само понятие «порядок создания коммерческой организации» часто путается с понятием «порядок государственной регистрации коммерческой организации» Между тем, очевидно, что последнее понятие по своему содержанию уже первого, хотя бы в силу положения ч.2 п.2 ст. 52 ГК РФ, которая определяет, что учредители сами (в учредительном договоре) определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица, что по отношению к понятию «порядок государственной регистрации» звучало бы по крайней мере некорректно. Содержание понятия «порядок государственной регистрации коммерческой организации» полностью входит в объем понятия «порядок создания коммерческой организации», в силу чего отказ в государственной регистрации коммерческой организации по причине нарушения порядка ее регистрации также является правомерным.
Однако, идеальная модель, полностью укладывающаяся в рамки данного толкования понятия «порядок создания коммерческой организации», не соответствует сложившейся в действительности модели порядка создания юридического лица, в которой внесение записи является далеко не завершающим этапом в приобретении юридическим лицом дееспособности, а ведь лишь с ее приобретением можно по-настоящему говорить о завершении создания организации. Дело в том, что по действующему порядку регистрации организация, которой присвоен регистрационный номер, обязана осуществить в определенный срок еще целый ряд мероприятий, чтобы приобрести реальную дееспособность.
В широком значении «порядок создания коммерческой организации» — это вся совокупность действий, так или иначе связанных с созданием организации и приобретением ею полной право- и дееспособности.
Следует отметить, что данное толкование понятия «порядок создания коммерческой организации» вызвано несовершенством законодательной базы, и хочется верить, что с принятием закона о государственной регистрации юридических лиц несоответствия между толкованиями в «узком» и «широком» значениях будут устранены.
Между тем представляется целесообразным для большей наглядности дать детальное описание порядка создания организаций.
Подготовительная стадия:
— инициатива учредителей по созданию коммерческой организации;
— определение основных «искомых» сведений о создаваемой организации;
— разработка модели отношений между учредителями;
— установление порядка управления организацией;
— определение требуемой организационно-правовой формы;
— формулировка прав и обязанностей учредителей по созданию организации;
— заключение учредительного договора (для хозяйственных обществ и товариществ);
— разработка устава организации и подготовка учредительного собрания.
Организационная стадия, включающая следующие этапы:
— проведение учредительного собрания, на котором принимается решение о создании (учреждении) общества, об утверждении его устава и избрании органов управления, а в случае внесения неденежных вкладов — осуществляется их оценка;
— определение учреждения банка и внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества;
— подготовка всех документов для государственной регистрации общества.
Особо следует отметить, что в обоих определениях понятие «создание коммерческой организации» сужено до понятия «учреждение коммерческой организации». Между тем, как уже отмечалось выше, порядок создания коммерческих организации, должен включать и порядок их создания путем реорганизации существующей организации, однако это почему-то не очевидно даже для некоторых именитых ученых-правоведов.
Так в книге «Коммерческое право» указано: «Процесс создания коммерческих организаций распадается на две стадии — учреждение и государственная регистрация». Про создание путем реорганизации авторы, очевидно, забыли либо включил его в понятие «учреждение». Между тем ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об акционерных обществах» прямо разделяет эти понятия, указывая что «общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования)».
Однако ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», исправив многие недоработки реального закона «Об акционерных обществах», не воспроизвел данного положения, хотя в контексте других статей (п.2,3 ст. 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью») оно прослеживается. Зато в Федеральном законе «О производственных кооперативах» подобные положения отсутствуют вообще, впрочем, как и в нормах Гражданского кодекса РФ, в частности посвященным хозяйственным товариществам и унитарным предприятиям. И все же данное положение применимо не только к хозяйственным обществам, но и к другим формам коммерческих организаций, поскольку оно регулирует схожие отношения.
Следует отметить, что соответствующие статьи, посвященные созданию коммерческих организаций и содержащиеся в специальных законах, регулируют их создание именно путем учреждения и именно в этом контексте должны пониматься. Их не следует распространять на случаи создания организаций путем реорганизации, которым посвящены специальные статьи. Поэтому, например, положения ГК РФ о том, что «уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину» или что при создании акционерного общества «учредители акционерного общества заключают между собой договор. » и т.д., не должны толковаться как устанавливающие порядок создания организации путем реорганизации.
В настоящее время создание в Российской Федерации коммерческих организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ, а также федеральными законами: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах». Однако порядку создания коммерческих организаций уделено весьма скромное место — всего по несколько статей на каждый закон.
Наиболее последовательно порядок создания коммерческих организаций рассмотрен, пожалуй, в Федеральном законе «Об акционерных обществах». Этот закон, содержащий некоторое число норм-определений, достаточно последовательно определяет пути создания организации, проводит различие в понятиях «акционер» и «учредитель», указывает, какие решения должны быть приняты учредительным собранием.
В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» данные положения хотя и присутствуют, но выражены менее явно, к тому же разбросаны по разным статьям. А вот порядок реорганизации и отчасти порядок создания обществ с ограниченной ответственностью путем реорганизации определен более последовательно, чем в Законе «Об акционерных обществах», хотя многие вопросы в нем также остались нераскрытыми, в том числе так и не определено само понятие реорганизации.
Федеральный закон «О производственных кооперативах» вообще отличается исключительной «скромностью» в вопросах создания производственных кооперативов. Более того, при его прочтении возникает подозрение, что кооператив не может быть создан путем реорганизации: в соответствии со ст. 4 кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Данный закон не определяет понятия «учредитель», но в соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении, а правомерность такой аналогии вряд ли вызывает сомнение.
Нельзя не отметить еще один специальный закон, имеющий отношение к порядку создания особого вида акционерных обществ — так называемых «народных предприятий». Речь идет о Федеральном законе «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Однако в связи с тем, что ни теория, ни практика по вопросу создания и деятельности акционерных обществ работников еще не сложилась и данный закон «прикладного» значения пока не имеет, в рамках данной работы он комментироваться не будет.
Кроме того, создание коммерческих организаций также регламентируется положениями законов, регулирующих отдельные стороны предпринимательских отношений, различные сферы хозяйства, а также типовыми уставами и положениями. Из наиболее важных законов федерального уровня, оказывающих определяющее влияние на порядок создания коммерческих организаций, необходимо отметить следующие: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22 марта 1991 г.), «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (от 4 июня 1995 г.), «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 9 июля 1999 г.).
Важную роль в определении порядка создании коммерческих организаций играют также законы субъектов Федерации.
Источник: city-yaroslavl.ru
4. Процесс создания инновационных предприятий
Формирование малых инновационных предприятий происходит следующим образом:
создание новых предприятий инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;
создание путем «отпочкования» от крупных научно-производственных объединений и научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться к рыночным условиям хозяйствования. Такие малые предприятия занимаются в основном модернизацией разработанных в «материнской» фирме разработок;
создание новых структур как «рыночных дублеров» лабораторий и отделов отраслевых НИИ и промышленных предприятий. Такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;
создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инноваций и технологий. Значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.
4.1. Стадии создания малого инновационного предприятия
Процесс создания малого инновационного предприятия проходит несколько стадий.
1. На первой стадии группа инженеров-изобретателей, разработчиков или ученых создают предприятие по производству нового продукта (услуги) или уже освоенного продукта (услуги) по новой технологии. Обычно первоначальный капитал предприятия формируется из собственных и заемных средств, и учредители предприятия одновременно являются его основными сотрудниками. Такая фирма-новатор по сути является опытно-конструкторской лабораторией, работающей над разработкой 2-3 нововведений.
2. На следующем этапе учредителями предприятия разрабатывается экономическая стратегия бизнеса, изучается рыночный спрос и проводится подготовка производства. Затем начинается выпуск и продажа новой продукции. Опытная партия продается или распространяется с целью испытания потребителям. При этом сбытом продукции, как правило, занимаются сами учредители. На данной стадии основная задача предприятия — завоевание доверия потребителей для получения в будущем более крупных заказов.
3. Третья стадия — стадия отладки технологии и расширения производства, начала промышленного выпуска продукции, предназначенной уже не для конкретного узкого круга потребителей, а для групп потребителей со схожими потребностями. На предприятии начинается процесс формирования подразделения, которое будет заниматься сбытом продукции, и происходит создание организационной структуры.
4. На четвертом этапе осуществляется освоение новых капиталовложений, которые направлены на улучшение качества продукции, формирование оборотных фондов, расширение рынка сбыта производимой продукции. Происходит быстрый рост предприятия, который ставит проблему координации различных видов ее деятельности, совершенствования организационной структуры. На этой стадии стратегия предприятия в области производства и сбыта определяется запросами потребителей и 1 активностью конкурентов.
Источник: studfile.net