Франшиза все больше становится на слуху у предпринимателей, это тренд, который растет из года в год. И это неудивительно, ведь это довольно универсальный способ масштабирования, подходящий большинству бизнесменам, при этом растет сам спрос на покупку франшизы особенно среди начинающих предпринимателей.
Но сколько стоит создать франшизу, в какие сроки это укладывается, куда обращаться или к кому — вопросы, на которые сложно найти ответы. Поговорим об этом в статье.
Создать франшизу. Какие этапы?
Прежде чем начать разбираться, важно понять, а как вообще создается франшиза. На мой взгляд, любая франшиза проходит через эти 5 стадий:
1 — создание концепции будущей франшизы. Тут прописываются финансовая и бизнес-модели франшизы, алгоритмы работы партнера, руководство по франшизе (некий навигатор по тем материалам, которые передаются партнерам), создаются юридические документы а также портреты партнеров-франчайзи, необходимые в будущем на этапе “маркетинг”.
2 — Маркетинг франшизы. На этом этапе создаются фото- видео-контент для франшизы, создаются рекламные материалы (презентации, цепочки писем, сайты). Настраиваются маркетинговые воронки, чтобы получать заявки от потенциальных партнеров
3 — Продажи франшизы. Сначала выстраивается система продаж: настраивается crm-система, которая позволит вести учет всех клиентов и задач по ним, создаются этапы продаж, настраивается автоматизация и контроль. Далее создаются скрипты и чек-листы продаж, после чего можно нанимать бойцов-продавцов и заниматься их введением в должность (подготовка к работе с клиентами, обучение продукту)
4 — Организация сопровождения/поддержки партнеров. Нужно создать базовые руководства, которые необходимы партнерам для открытия, управления и ведения бизнеса: как открыться, как управлять, как нанять персонал, как оказывать услугу/производить продукт, как рекламироваться, продавать и т.д. Когда это будет выполнено, нужно в crm-системе создать воронку и в этой воронке отобразить, какие этапы проходят партнеры перед открытием и какие после, кто и что на них должен делать. После этого нанимаются менеджеры
5 — База знаний. Это вечный этап. По мере открытия новых партнеров и по мере взаимодействия с ними, Вы будете приобретать новый опыт, который может усилить Ваш бизнес, который может помочь остальным партнерам работать более эффективно. Этот новый опыт нужно упаковывать в обучающие материалы и дополнять базу знаний.
Кто нам нужен, чтобы упаковать франшизу?
По сути у нас есть три основных пути, как создать свою франшизу: сделать самому, обратиться за консалтингом или найти наставника и сделать самому, но с подсказками, обратиться за услугой “упаковка франшизы под ключ” и надеяться на лучшее (статья на тему, почему услуга “Упаковка франшизы под ключ” это слив денег)
Какие сотрудники нам нужны в штате, чтобы развивать франшизу
- Концепция — нужен собственник и 1 продуктолог, человек ответственный за развитие франшизы (на начальных этапах зачастую собственник и продуктолог это одно лицо). Чтобы создать юридическую подоснову, необходимо обратиться за помощью к юристу. Нет необходимости, особенно на ранних стадиях, держать юриста в штате, это попроектная работа. Также в команду нужен хотя бы один дизайнер
- Маркетинг франшизы — нужен трафик менеджер, человек который будет отвечать за количество трафика, который конвертируется в заявки и продажи, а также маркетолог, который будет координировать маркетинг и генерить новые гипотезы по привлечению партнеров (зачастую на старте допускается координации от собственника)
- Продажи — в случае если есть маркетолог, он может настроить crm систему для ведения сделок, также на старте необходимо 1-2 менеджера, один из которых будет старшим менеджером, его основная задача — выполнения плана продаж
- Поддержка — в среднем по рынку, один менеджер сопровождения способен работать с 5 партнерами, плюс маркетолог работающий с партнерами
- База знаний — 1 продуктолог
В среднем путь с 1ого п 4 этап с учетом донабора специалистов занимается два-три месяца
Сколько стоит создать франшизу?
Бюджет на создание франшизы может отличаться от бизнеса к бизнесу, но в среднем по рынку владелец бизнеса тратит в около 400 000 — 500 000 рублей, в которые входят:
- регистрация торгового знака
- создание договоров и актов
- Найм продуктолога,трафик-менеджера, маркетолога, менеджеров отдела продаж, менеджеров отдела сопровождения, дизайнера
- услуги по покупке и настройку crm-системы
- создание маркетинговых воронок и продающих материалов (посадочники, письма, презентации)
- создание руководств для партнеров и их оформление
Отдельно стоит сказать про бюджет на маркетинг. В среднем по рынку на маркетинг следует закладывать 20% от планового оборота следующего месяца. То есть, если мы хотим продать франшиз на 2 000 000 рублей в следующем месяца, желательно иметь 400 000 рублей в качестве маркетингового бюджета.
Заключение
Друзья, постарался отобразить “среднюю по больнице” ситуацию при создании собственной франшизы. При написании статьи опирался на свой собственный опыт масштабирования по этой модели — 6 лет создаю и продаю франшизы и получается примерно такая же картина, которую я отобразил в данной статье. А также опирался на опыт коллег на рынке франчайзинга, с которыми имею честь взаимодействовать.
Источник: vc.ru
Этапы открытия бизнеса по франшизе
Любой бизнес начинается с идеи, однако ее реализация требует немалых усилий. Особенно это касается новичков, не имеющих никакого опыта. Им приходится рисковать, бояться допускать ошибки или выбрать неправильный путь. Некоторые решают испробовать силы самостоятельно, не боясь последствий.
Более прагматичные предприниматели ищут бизнесменов, добившихся успехов в своей сфере, чтобы взять с них пример. Они покупают франшизу, решая таким образом много проблем, связанных со вступлением на рынок. Но здесь возникает вопрос – паушальный взнос что это и когда его нужно покрыть?
Преимущества франшизы
- проверенную бизнес-модель;
- аудиторию, хорошо знакомую с брендом;
- налаженную схему для дальнейшей работы;
- готовые решения по развитию бизнеса;
- возможность обучения персонала франчайзером;
- помощь в поиске подходящего помещения.
Поэтому начинающие бизнесмены предпочитают данный вариант запуска своих проектов.
Франшизные отношения
Покупку франшизы можно сравнить с получением лицензии. По ней вы становитесь владельцем интеллектуальной собственности франчайзера. Свою выгоду получает и франчайзинговая компания. Кроме первоначального взноса, который называется паушальным взносом, она расширяет свой бизнес за счет франчайзи, то есть покупателя франшизы. Именно поэтому франчайзер заинтересован в расширении своей сети и в развитии партнеров.
Выгоды для покупателей
Обладатель франшизы в значительной степени защищен от рисков, которые всегда сопровождают предпринимателей при начале нового дела. После подписания договорной документации покупатель может получить имя знаменитого бренда и незамедлительно приступить к работе.
Однако перед этим необходимо внесение паушального сбора – так называется плата за франшизу, которую получает покупатель. Уплата такого фиксированного взноса позволяет фанчайзи пользоваться брендом. Кроме этого, ему предоставляется готовая бизнес-модель вместе с технологиями/инструментами, необходимыми для успешного ведения бизнеса.
Начинающий предприниматель получает возможность наладить все процессы в соответствии с хорошо отработанной схемой и застраховаться от непредвиденных случаев. Также франчайзер охотно делится с ним накопленным за годы работы опытом, советуя наиболее эффективные и действенные способы ведения бизнеса. Благодаря такому партнерскому сотрудничеству покупатель достигает успеха, а затраты в виде паушального взноса быстро окупаются.
Источник: cher-poisk.ru