Разбираемся, чем бизнес похож на живой организм и зачем «кормить» собственное дело инвестициями, даже если оно уже выросло.
Любая компания за время своего существования проходит определенные этапы развития бизнеса. И в семейном кафе, и в интернет-магазине одежды, и на заводе по производству стальных труб есть похожие процессы и проблемы, которые экономисты сравнивают с существованием живого организма. Из этих этапов складывается полный жизненный цикл бизнеса.
Такое сравнение возможно еще и потому, что на каждой из стадий бизнес, как и живой организм, нужно «подкармливать» инвестициями, чтобы он жил и развивался.
Главное, чем бизнес отличается от живого существа: смерть в его сценарии вовсе не обязательна. И предпринимателю важно понимать, на каком этапе развития находится его компания, чтобы знать, как растить ее дальше.
1.Стадия основания
Вы открываете бизнес. Это значит, что вы уже оценили жизнеспособность идеи, учли все риски, посчитали, какие расходы ждут вас на старте, и написали финансовый план.
На стадии основания вы регистрируете ИП или ООО, набираете команду, ищете первых клиентов. В этот момент проекту нужно финансирование. Найти его источники можно разными способами — все будет зависеть от типа бизнеса и вашего представления о том, как дело должно развиваться.
Как привлечь деньги?
Хотя бы часть стартового капитала вам нужно будет собрать самостоятельно: накопить деньги или, например, продать недвижимость. Если личных сбережений для старта не хватит, найти финансирование можно следующими способами:
- Обратиться за государственной поддержкой
Если у вас бизнес, значимый для региона, то вы можете попросить финансовую (и не только) помощь у государства по специальным программам поддержки бизнеса. - Собрать нужную сумму с помощью краудфандинг
- «Коллективное финансирование» в самом начале проекта может сработать, если у вас творческий проект или необычный продукт — вы производите что-то, что хочется немедленно заказать.
- Найти венчурного инвестора
- В стартап, связанный с технологиями, на стадии основания можно привлечь венчурного инвестора. Обычно это специалист в области технологий, который вкладывает свои ресурсы в быстрорастущие стартапы, рассчитывая на большую прибыль. Ресурсы — это не только деньги, но и знания. Инвестор может предложить стратегию развития, искать и обучать специалистов, находить нужные контакты — чтобы быстрее добиться результата и окупить свои финансовые вложения.
- Запуская бизнес с венчурным инвестором, стоит хотя бы 50% инвестировать самостоятельно, иначе велика вероятность, что ваш партнер будет слишком сильно влиять на процессы, рассчитывая получить больше прибыли.
- Взять оборудование или имущество в лизинг
- Если для бизнеса нужен автомобиль, крупное оборудование или помещение, то можно взять его в лизинг: вы берете имущество в аренду, но с возможностью выкупить его полностью. Лизинговый взнос не сильно ударит по бюджету, и при этом у вас будет оборудование, которое, скорее всего, окупит взносы за него. Какое-то время вы платите за имущество в лизинге, но оно работает на вас и постоянно приносит прибыль.
2.Стадия выхода в ноль
На этом этапе вы можете вернуть деньги, которые потратили на открытие дела.У бизнеса появляется минимальная прибыль, и с ее помощью можно поддерживать оборот: денег от продажи товаров хватает, чтобы покупать новые партии. Но средств может не хватать на улучшения, которые позволят получать больше прибыли: вы не можете нанять новых сотрудников или закупить больше товара. Так что бизнесу по-прежнему требуется финансирование.
3.Стадия роста
У бизнеса увеличивается прибыль и число клиентов: можно раздавать долги, если они есть, нанимать новых сотрудников, наращивать объемы производства. Дополнительные инвестиции стоит пустить на улучшение сервиса и решение проблем, которые мешают развитию. Допустим, вашей курьерской службе нужны не две машины, а пять. Или сайт интернет-магазина стоит серьезно переработать.
Также на этом этапе велика вероятность столкнуться с кассовыми разрывами: когда вы уже заработали деньги, но на руках их пока нет и вы не можете пустить их в оборот или потратить.
4.Стадия зрелости
На этой стадии бизнес перестает интенсивно расти и становится устойчивым к внешним обстоятельствам. Проблемы в экономике (например, рост цен на сырье) или форс-мажоры не должны стать для компании смертельным приговором — на этот случай должна быть финансовая подушка безопасности, которая позволит пережить кризис и найти выход из ситуации.
Хотя рисков стало меньше, пускать все на самотек не стоит. Если вы будете держать ситуацию под контролем, то сможете долго оставаться на этой стадии. Но можно развивать бизнес дальше и масштабировать его. Например, расширить географию и объем продаж или увеличить число торговых точек в своем регионе. Это потребует не только усилий, но и финансов.
5.Стадия упадка
Прибыль снижается, растут издержки, теряются клиенты — это признаки стадии упадка. Возможно, что даже если у вас есть новые клиенты, чистая прибыль все равно не увеличивается: деньги уйдут на погашение издержек.
Но стадия упадка не обязательно предвещает закрытие бизнеса. На этом этапе предприятие все еще можно спасти.
Пять стадий — не обязательный сценарий
Не обязательно, что ваш бизнес пройдет все эти пять стадий и что этапы будут сменять друг друга строго в описанном порядке. Какие-то компании переходят на стадию упадка сразу после открытия, другие работают годами, переходя от стадии зрелости к стадии расширения, — все индивидуально и зависит от решений, которые вы принимаете.
Источник: bussinesidea.ru
Этапы развития бизнеса
Любой бизнес имеет всего лишь три этапа развития. Эти этапы описаны во всех книгах по открытию и ведению бизнеса, возможно авторы и используют разные термины, но суть всегда одна.
- стартап, то есть задумка и воплощение.
- этап – стабилизация.
- этап – рост.
Как правило, на первом этапе, нет никакого планирования, есть только решение вопросов «на ходу». Начинающий бизнесмен просто «плывет», старается все сделать самостоятельно, оно конечно и понятно, ведь денег на персонал еще нет. Этот этап предполагает разработку бренда, поиск новых клиентов, внедрение в рынок. Обычно предприниматель еще только не знает, как и кому себя предложить, как убедить в необходимости приобретения его товара или услуги. Но, обычно человек максимально концентрируется и выкладывается на все 100%.
Первый признак того, что идея была правильной – бизнес проходит этот этап и начинает развиваться дальше. То есть на начальном уровне все было правильно сделано, выбран товар или услуга, найдена своя ниша. Но, первый успех иногда приводит к эйфории. Если у человека не «затуманиваются» глаза, то он начинает понимать, что он уже находится в определенной сфере бизнеса, у него катастрофически не хватает времени, все время необходим персонал, необходимо выстраивать бизнес-модель ведения бизнеса. Необходимо постоянно учиться и развиваться, чтобы компания не распалась, то есть четко видно начало второго этапа развития бизнеса.
Второй этап характерен уже не тем, что бизнесу необходимо выжить, а идет стабилизация. Приходят первые навыки управления, подбираются более квалифицированный персонал. Идет попытка не только завоевать новых клиентов, но и добиться максимальной лояльности старых. То есть бизнес уже нацелен на становление определенного имиджа.
Внутри компании также происходит формирование всех структур и процессов. Идет постоянный поиск новых продуктов, развивается не только бизнес, но и сам собственник, и его команда. Идеальный бизнесмен уже даже начинается больше ценить свое время и делегировать полномочия.
На третьем этапе уже могут происходить кардинальные изменения. Может появиться совершенно новый продукт, измениться бренд. Именно на этом этапе происходят всевозможные слияния, появляются новые партнеры.
Главное, понимать, что развитие может идти вверх, а может и вниз. В любом случае, собственник бизнеса всегда должен понимать свою цель и даже пересматривать ее на старте каждого этапа.
Источник: delovoy.info