Основные этапы развития менеджмента зарождались еще с древних времен. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т. п.). Возьмем, к примеру, египетские пирамиды. Они являются памятниками управленческого искусства Древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций, даже доисторические люди часто жили организованными группами. Однако как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в современной управленческой школе. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины относительно нова.
Этапы развития бизнеса и личности. Спиральная динамика.
Вопрос о принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей античности:
- Платон: управление – наука об общем питании людей, деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества.
- Аристотель: необходима разработка “господской науки”, обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.
- А. Смит: сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
- Р. Оуэн: первый реформатор во взглядах на управление организацией. Основные его идеи – гуманизация управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих – актуальны и сегодня: приличное жилье, бесплатное образование для детей, сельские продукты по себестоимости, запрет труда детей, не достигших десяти лет, сокращение продолжительности рабочего дня с 14 до 12 часов, разработка системы открытой и справедливой оценки работников и развитие материальной заинтересованности.
- Ч. Бэббидж – английский математик: В 1883 г. разработал проект “аналитической машины” – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период развития менеджмента – древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9–7 тысячелетия до н. э. примерно до XVIII в. н. э. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Бизнес с нуля до первой прибыли — универсальные этапы развития бизнеса
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9–7 тысячелетии до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000–2800 гг. до н. э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и проч.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470–399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428–348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – менеджмента. Таким образом, события, развивающиеся в древнем периоде характеризуют зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента в период его зарождения.
II период развития менеджмента – индустриальный период (1776–1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Бэббидж разработал проект “аналитической машины” – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.
III период развития менеджмента – период систематизации (1856–1960). Менеджмент как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды.
С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников – обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX в.
IV период школы управления – информационный период (1960 г. – настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление школы управления – следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т. п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.
Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).
В 70-е гг. XX в. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т. е. различные формы структурного деления):
- систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
- систему власти;
- систему логического принятия решений.
С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т. е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. То есть пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Таким образом, мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.
Источник: student-servis.ru
История предпринимательства как науки
На первых порах предпринимательство не рассматривалось экономической наукой в качестве самостоятельного объекта исследования. Оно лишь упоминалось как определенное явление, связанное с теми или иными обстоятельствами развития производственных общественных отношений. В конце XIX века стала складываться такая научная дисциплина как история бизнеса. В 1926 г. появился первый специализированный журнал «Business History Review», на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий.
Во второй половине XX века организационное оформление новой отрасли знания получило дальнейшее развитие в США. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской конференции по истории бизнеса ежегодно проводятся форумы, которые собирают специалистов со всего мира.
Рубеж 50-60-х годов XX столетия ознаменовался завершением «младенческого периода развития «Business History», главной характерной чертой которой являлась описательность. На рубеже 50–60-х годов появились теории корпоративного менеджмента. Всеобщее признание получили школы «человеческих отношений» и «организационного поведения», а также теории лидерства и стилей руководства.
В 1959 г. была опубликована фундаментальная монография Э. Пенроуз «Теория роста фирмы». Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволюционной теории фирмы. По ее мнению, фирма является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой – административной организацией, которая имеет транзакционные преимущества на рынке.
Э. Пенроуз доказывала, что фирма обладает силой роста даже при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент; 2) организационное поведение и 3) технологические изменения.
В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная монография А. Чандлера«Видимая рука». Обработав огромный комплекс делопроизводственной документации ведущих американских компаний и обобщив собранный эмпирический материал, историк создал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации.
По мере своего развития «Business History» все больше испытывала на себе позитивное воздействие со стороны родственных с ней отраслей знания. Это справедливо и в отношении так называемой школы эволюционной экономики, получившей окончательное оформление на рубеже 70–80-х годов. Представителями этой школы являются такие экономисты, как Р. Нельсон и С. Уинтер.Опираясь на широкую базу эмпирических исследований, эволюционная экономика рассматривает инновационные и технологические изменения в обществе с точки зрения экономической перспективы.
В России о развитии теории предпринимательства можно говорить с начала 90-х годов, когда были осуществлены первые шаги в области приватизации. Поэтому накопленные знания и опыт в этой области значительно уступают всему тому, что имеется на Западе.
Несмотря на это, российская практика развития предпринимательства весьма уникальна хотя бы потому, что произошел резкий переход от административно-командной экономики к рыночной в обстановке полномасштабного, длительного и системного кризиса всего общества. Это потребовало от ученых-экономистов, социологов, правоведов определить свое отношение к предпринимательству и к институтам, связанным с ним (банками, биржами и т.д.). Одновременно необходимо было дать и определенные рекомендации для складывающихся хозяйственных структур и не ошибиться в их содержании. К этому следует прибавить фактор времени и отсутствие практических знаний.
Развитие предпринимательства в России некоторые авторы связывают с такими проблемами, как:
• оживление экономической жизни на основе восстановления инвестиционной активности и привлекательности реального сектора;
• воссоздание производственного спроса;
• расширение платежеспособности потребительского спроса, и прежде всего на отечественные товары и услуги;
• разумный протекционизм отечественного производителя в сочетании со стимулированием повышения его конкурентоспособности;
• определение национальных экономических приоритетов, их согласование с интересами развития предпринимательства (крупного, среднего и малого);
• разработка механизма государственного регулирования экономики, ее предпринимательского сектора, который не только не нарушал бы законов рынка, но и наоборот, смог более эффективно использовать их.
При этом главными целями такого механизма являются обеспечение благоприятного климата и конъюнктуры для подъема реальной экономики и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.
Многие авторы отмечают, что несмотря на все усилия государства, предпринимательство в действительности остается незащищенным от множества проблем, в число которых входят и несовершенство законодательства и налогообложения, и небольшой покупательский спрос, возникающий из-за недостатка платежеспособного населения, и неразвитость информационной основы, необходимой для нормального функционирования предприятия, и влияние криминальных структур, существование которых ограничивает внедрение инновационной деятельности предпринимателя. Из-за множества проблем в производственном виде деятельности у государства нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства 5 . Политика поддержки предпринимательства вообще, а не базовых отраслей, приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов. Необходимо обратиться к опыту других стран.
В экономической литературе делается попытка осуществить периодизацию российского предпринимательства. Говорят о предпринимателях «первого и второго этапов».
Главную роль в формировании отличительных признаков предпринимательства на первом этапе сыграла социально-экономическая среда, в которой оно зарождалось. Для представителей «первого этапа», начинавших свою деятельность в период накопления первоначального капитала, главным была и приватизация государственной собственности.
Предприниматели «второго этапа» уже понимали, что эпохе спекулятивного капитала рано или поздно придет конец. Поэтому они концентрируют свои усилия на предпринимательстве с долгосрочным вложением капитала, переходя к работе в производственной сфере. Для них понятие «вложение капитала» не ограничивается только приобретением предприятия, как это нередко встречалось у представителей «первой волны». Социально-экономические процессы 2000–х гг. (наметившиеся тенденции к росту российской экономики, некоторые улучшения социального фона осуществления реформ, более осторожная денежно-кредитная политика, улучшение платежного баланса, адаптация предпринимателей к новым условиям хозяйствования и т.д.) вызвали оживление деловой активности во всех сферах экономики и определенные сдвиги в мотивации экономических агентов.
Исследователи справедливо отмечают, что характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры, самого класса предпринимателей, тем более, что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий использовались исключительно негативно. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, это касается, в частности, рынка ценных бумаг (фондовый рынок). Нельзя не отметить специфику формирующегося российского предпринимательского класса. Около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике.
В целом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.
Источник: megaobuchalka.ru
Предпринимательство как основное звено рыночной экономики
С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.
Рассмотрим основные этапы зарождения предпринимательства в России.
I этап – появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли (до XV в.).
II этап (XV в. – начало XIX в.) – образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В данное время появляется термин «предпринимательство», который относится ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода.
Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689–1725). В это время в России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная, полотняная.
II этап (вторая половина XIX в.). Здесь можно отметить новые методы корпоративного финансирования, которые способствовали образованию предпринимательских союзов. В данных союзах капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала отмена крепостного права в 1861 г.
Начинается строительство железных дорог, оживляется акционерная деятельность. Развитию и перестройке промышленности способствует появление иностранного капитала. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник.
IV этап (с октября 1917 г.) – установление государственной монополии и централизация экономики, что лишило производителей экономической самостоятельности и устранило конкуренцию между ними. В этот период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.
V этап – период новой экономической политики. Данная политика предусматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предпринимательство было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества.
VI этап (конец 1920 – вторая половина 1980-х гг.) характеризуется перемещением предпринимательской деятельности из легального в нелегальное положение (сервис, услуга) и теневую экономику.
Теневая экономика – это определенная часть незаконно действующей экономики, которая показывает совокупность производственных отношений и действия которой не подлежат фиксированию в официальной финансовой отчетности.
Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством.
VII этап (1980-е гг.) – поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.
VIII этап (1990-е гг.) – характеризуется переходом к рыночной экономике, который коренным образом изменил отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики.
Источник: strategplann.ru