Этапы развития бизнеса в Казахстане

Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает значительные трудности, — уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.

Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры производства, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Решение этой задачи невозможно, как подтверждает мировой опыт, без развития предпринимательства, основанного на различных формах собственности.

В Республике Казахстан интенсивно создаются все предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства, значит и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели – благодаря поддержке своих государств.

Развитие предпринимательства в РК. LIVE

Решение важнейших проблем, обеспечивающих развитие нового слоя предпринимательства в регионах, отражено в Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева от 29.01.2010года («Дорожная карта бизнеса — 2020»).

В данной работе отражена сущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное состояние и тенденции развития.

Цель данной работы — показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, рассмотреть его развитие в Республике Казахстан.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи исследования:

— выявить и сформировать предпринимательство в современной экономике;

— рассмотреть основные виды предпринимательской деятельности;

— ознакомиться с современным состоянием предпринимательства в РК;

— рассмотреть малое предпринимательство на примере Южно-Казахстанской области.

Предметом исследования данной курсовой является предпринимательство, а объектом – предприятия МСБ.

Глава I История возникновения и сущность предпринимательства

1.1 Этапы становления предпринимательства.

История предпринимательства начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей.

История развития предпринимательства является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда и в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Предпринимательство (бизнес) характеризует деловые отношения между людьми, а конкретнее, между участниками дела. Человек, который занимается каким-то делом, является деловым человеком, бизнесменом. Под делом понимается не всякое дело, чем может заниматься человек, а его экономическая деятельность.

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.

О развитии своего бизнеса в Казахстане

В Казахстане переход к рынку произошел спонтанно, без подготовки.

В той сложной и критической обстановке, имевших место в начале 90-х годов в Казахстане, когда остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства страны было введение либерализации цен. Сейчас, по истечении более 15 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первый этап — либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики — малые предприятия — появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств.

Создание «красными» директорами при крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению и реализации продукции, а также искусственное раздробление предприятий под новым модным словом «сегментирование» привело к перераспределению прибыли крупных предприятий и бывшей всенародной собственности в интересах отдельных групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были началом возникновения казахстанской «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие президент Республики Казахстан и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан.

Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность.

Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий.

Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным.

Особый интерес в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции — махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической деятельностью — на тот момент оказались наиболее прибыльными, в отличие умирающему реальному производственному сектору экономики республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.

Читайте также:  Как используется цифровая репутация бизнеса или персоны это

В этот период ослабленное предпринимательство не могло сдерживать рост безработицы.

Третий этап — бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация.

Частично и с опозданием прошла приватизация наиболее социально-ориентированных предприятий, лишенных централизованного управления, в связи с ликвидацией бывших республиканских министерств.

Адресная приватизация была особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу объектов вышеперечисленных отраслей в них работающим коллективам по остаточной стоимости, либо в доверительное управление на конкурсной основе. В таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность технического перевооружения и плавного входа в рынок.

Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена.

При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях. Примерами адресной продажи предприятий являются кондитерская фабрика «Рахат», «Бахус», «Алматы Крем» и др.

Четвертый этап — период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса.

Источник: smekni.com

Становление и развитие предпринимательства в Республике Казахстан

С первых дней существования молодого независимого Казахстана, предпринимательству отводиться одна из ведущих ролей формирования его рыночной экономики, а поддержка и развитие малого бизнеса законодательно признаны приоритетной сферой государственной экономической политики. И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, предпринимательство в нашей стране стало явно массовым и относительно динамичным.

В своем Послании народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев высказал мнение, что «к концу десятилетия доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна быть увеличена до 40 процентов, а к 2020 году Казахстан должен войти в число 50

В этой связи Президент Республики Казахстан поставил перед Правительством триединую задачу в целях устойчивого развития экономики страны. Во-первых, существенно улучшить бизнес-климат, во-вторых, обеспечить стабильное функционирование финансовой системы, в-третьих, продолжить формирование надежной правовой среды [1].

В Казахстане, эпохой зарождения развитого бизнеса можно смело назвать одна тысяча девятьсот девяносто седьмой год, когда был принят Указ Президента страны о мерах по увеличению государственной поддержки и активизации формирования малого предпринимательства. Неотъемлемой частью государственной политики, с тех пор, является приоритетное его раскручивание и с ним же объединено большинство кардинальных изменений в обществе.

Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии.

В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70% [2].

Читайте также:  Государство это помощник или помеха бизнесу

Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область — 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская – 12-14 места (2,7%).

По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК в 2011 году приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных малых предприятий.

Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня — в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%) [3].

— недостаточная ресурсная база,

— несовершенство законодательной базы,

— отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий.

Но, зная данные причины возникновения, все их можно решить.

Утверждение мер по повышению важности малого предпринимательства в настоящем секторе путем постижения новейших высокотехнологичных и наукоемких производств и услуг, внедрения прогрессивных способов управления, нужно для достижения перспектив экономического формирования области.

Ключевыми задачами мер государственной поддержки, реализуемых в предоставленном направлении, показываются:

— предоставление соответствия выпускаемой субъектами малого предпринимательства продукции функционирующим международным стандартам качества;

— снабжение субъектов малого предпринимательства производственными помещениями;

— налаженность финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства производственной и инновационной деятельности, в том числе организация доступа субъектов малого предпринимательства к передовым формам инвестиционной поддержки;

— оснащение обслуживания деятельности субъектов малого предпринимательства в вопросах организации современных высокотехнологичных, наукоемких производств и инновационной деятельности;

— обеспечение условий свободной конкуренции.

Беря за основу задачи производственно-инновационной поддержки малого предпринимательства, главными мерами, исполняемыми в предоставленном направлении, будут являться:

— способ организации проведения выставок, ярмарок, конкурсов субъектов малого предпринимательства производственной направленности и услуг, снабжение деятельности маркетинговых служб;

— проведение тендеров по государственным закупкам с обеспечением приоритетов субъектам малого предпринимательства и продукции, производимой субъектами малого предпринимательства;

— введение на предприятиях малого бизнеса систем качества в соответствии с международными стандартами;

— торговля и передача в аренду и конфиденциальное управление субъектам малого предпринимательства пустующих объектов и площадей, находящихся в государственной собственности;

— выдача разрешений на перепланировку квартир под организацию предпринимательской деятельности;

— предоставление земельных участков для организации предпринимательской деятельности;

— предоставление взаимодействия с институтами формирования по прямому финансированию инновационных проектов малого предпринимательства, а также основанию региональных венчурных компаний, функционирующих в предоставленном направлении;

— формирование прогрессивных форм инвестиционной поддержки малого предпринимательства, а именно лизинга и франчайзинга;

— расширение и совершенствование практики бизнес-инкубирования;

— организация деятельности объектов инфраструктуры малого предпринимательства инновационной направленности;

— предоставление гарантий прав и защиты интересов предпринимателей.

Формирование инфраструктуры, является необходимым обстоятельством, разрешающим снабдить наращивание малым предпринимательством объемов производства и оказываемых услуг.

Потенциал кластерно-сетевого подхода к формированию малого и среднего предпринимательства, формирует увеличение эффективности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, одоление действующих территориальных различий в формировании инфраструктуры.

Критерии по формированию составляющих инфраструктуры малого предпринимательства, увеличению эффективности имеющихся структур, будут исполняться органами исполнительной власти области. Государственные меры содействия инфраструктуры будут реализовываться в тенденциях:

— поддержки формированию объектов инфраструктуры малого предпринимательства;

— прочих институтов инфраструктуры малого предпринимательства;

— поддержки организации объектов инфраструктуры малого предпринимательства индустриально-инновационного направления, а именно, технологических бизнес-инкубаторов, технопарков, иных структур предоставленного направления;

— формирования общественных организаций предпринимателей, в том числе отраслевых ассоциаций предпринимателей.

Организация при его территориальных подразделениях центов поддержки предпринимательства для оказания субъектам малого предпринимательства широкого спектра услуг по организации и обслуживанию хозяйственной деятельности, оказанию финансово-кредитной помощи, с обстоятельством обширного охвата предпринимателей, включая районный уровень, является перспективным курсом раскручивания акционерного общества «Фонд развития малого предпринимательства».

Пропаганда предпринимательской деятельности, которая содержится в создании положительного отношения к предпринимательской деятельности, освещении государственной деятельности по формированию малого предпринимательства и популяризации раскручивания бизнеса, является необходимым обстоятельством обеспечения государственной поддержки и активизации формирования малого предпринимательства.

О том, что ядром диверсификации будет предпринимательство, т.к. именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики, говорится в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие, новейший экономический подъем, новые потенциалы Казахстана» от двадцать девятого января две тысячи одиннадцатого года, в разделе «Предпринимательство – движущая сила новой экономики».

Правительству с две тысячи одиннадцатого года, Президентом РК Н.А. Назарбаевым было поручено, в связи с этим, снабдить вступление единой бюджетной программы по формированию предпринимательства в регионах под названием «Дорожная карта бизнеса — 2020».

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» от 29.01.2011.

2. Кенжегузин М.Б. Региональная политика Республики Казахстан: экономический механизм реализации. Алматы, 2008. – 522с.

3. Cулейменова А.В « Анализ проблем малого и среднего бизнеса в Казахстане». Журнал Аль-Пари №4 2009

Источник: be5.biz

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане

2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане.

Читайте также:  Бизнес аналитик получить образование

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

Трудности субъективного характера связаны с тем, что в обществе до сих пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения. Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась в массах.

Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и предоставления более совершенной услуги.

Нет быстрой реакции на динамичное изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости. Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и маркетинга. При оплате труда сильная ориентация на уравниловку. Не все еще четко осознали неизбежную необходимость смены парадигмы мышления. Престиж личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется с сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху постоянного социалистического дефицита и в период первоначального накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.

Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения к работе.

Даже квалифицированный работник часто нуждается в смене ментальности(поскольку он, как правило, не умеет пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь сразу. Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным мотивом для повышения производительности.

Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса.

Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны.

Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.

Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с 6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.). На государственных предприятиях и организациях в указанные годы соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2 тыс. чел. 1

В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике Казахстана.

В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя- фермера, производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997 г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более 84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс. единиц — крестьянские (фермерские) хозяйства.

Реализация двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы частного предпринимательства в Республике Казахстан.

Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.

Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин