Электронный бизнес — относительно новое явление, однако он уже успел пережить и этап радужных надежд, на котором его называли экономическим чудом, и этап разочарований, когда его считали пустой тратой денег. Сегодня, когда схлынули эмоции и остались сухие факты, можно уверенно сказать, что электронная коммерция стала полноправным каналом продаж.
Электронный бизнес подчиняется тем же экономическим законам, что и традиционный, оффлайновый бизнес, термин «электронный» лишь отражает его технологические особенности. Даже самые высокие технологии не в состоянии изменить основы бизнес-процессов, но они добавляют в реальный бизнес преимущества виртуальной среды, такие, как интерактивность, мгновенность реакции, полнота информации, доступность в любое время.
В середине 90-х годов главными целями создания Интернет-проектов были привлечение внимания инвесторов и быстрая продажа. Сегодня в электронной коммерции, как и в любом другом бизнесе, основное внимание уделяется потребителю. Онлайн-магазины стараются предугадать его потребности, обслужить наилучшим образом и сделать своим постоянным клиентом. В результате все большее количество покупателей отдают предпочтение Интернет-магазинам как удобному процессу выбора товара и совершения покупки, обеспечивающему экономию времени, полноту информации и широкий ассортимент. Сегодня рост онлайн-продаж даже опережает рост розничной торговли и составляет 40% в год.
Число магазинов непрерывно растет. По данным НАУЭТ, в 2004 г. объем российского рынка электронной коммерции вырос более чем в 3 раза, а сегмент российских В2С-продаж увеличился на 40% и составил 20% от всего оборота рынка электронной торговли. Обострение конкуренции между Интернет-магазинами привело к тому, что были разработаны технологии, позволяющие учитывать предпочтения потребителей, предоставлять им объем информации, соответствующий уровню их интересов и подготовки. Для ценовой конкуренции электронная коммерция также может предоставить большие возможности. В Интернете гораздо более низкие накладные расходы и потребность в оборотных средствах, чем при ведении традиционного оффлайнового бизнеса.
Особенности ведения бизнеса в Интернете
Несмотря на то, что Интернет, как и любой другой канал продаж, работает по традиционным экономическим законам, электронная коммерция обладает некоторыми особенностями, которые привносят новые возможности в современный бизнес:
высокая эффективность — круглосуточные каналы реализации, интерактивное общение с покупателем, возможность мгновенно реагировать на спрос, высокая скорость протекания бизнес-процессов;
экономия затрат при совершении сделки и ее последующем обслуживании. Основные расходы включают стоимость программного обеспечения (аналог стоимости торгового оборудования и расходов на персонал), стоимость продвижения в Интернете (аналог рекламных мероприятий) и аренду дискового пространства (аналог аренды торговых площадей);
широкие возможности для эксперимента. Благодаря низким финансовым рискам можно проводить нетрадиционные маркетинговые мероприятия;
быстрый выход на рынок — открытие магазина в сжатые сроки, отсутствие согласований и традиционных затрат на различные инстанции (пожарная инспекция, СЭС, коммунальные службы и др.);
качество аудитории. Покупатели, пользующиеся Интернетом, более подготовлены и платежеспособны;
персонализация взаимодействия с покупателем благодаря широким техническим возможностям индивидуальных настроек, интерактивности и мгновенной обратной связи;
глобализация — расширение потенциальной аудитории, зоны охвата бизнеса независимо от границ и налогов государства;
расширение ассортимента товаров или спектра услуг вне зависимости от наличия оборотных средств и складских запасов;
полная информация о каждом товаре или услуге, подробно описывающая его технические, маркетинговые и логистические характеристики.
Несмотря на непрерывно растущий интерес к Интернету как каналу сбыта, в сфере электронной коммерции и сегодня существуют определенные проблемы, препятствующие полной реализации ее потенциала, главными из которых являются:
отсутствие продавца-консультанта, который рассказал бы клиенту о преимуществах данного товара и убедил бы его в необходимости покупки;
отсутствие контакта с реальным товаром. Покупатель не может подержать товар в руках, рассмотреть его более внимательно.
Следует отметить, что за последние годы разработаны методы, способные если не исключить указанные недостатки, то максимально снизить их влияние на эффективность электронной коммерции.
Интернет-сервисы в роли продавца-консультанта
Известно, что покупателю свойственно испытывать сложности при выборе товара, поэтому часто он готов делегировать свое право выбора другому, более компетентному с его точки зрения человеку.
В Интернете невозможно каждому покупателю предоставить индивидуального консультанта. Хотя такие попытки и делались (hot line, iсq-консультант), их нельзя назвать успешными. Основное преимущество Интернет-торговли — снижение накладных расходов — при этом утрачивается, поскольку необходимо так же, как и в оффлайне, содержать целый штат консультантов.
Сегодня существует технологическая возможность заменить продавца-консультанта, сделать это можно посредством специального программного сервиса, так называемого конфигуратора или System Builder-a, способного в результате последовательных небольших выборов привести покупателя к товару, наиболее отвечающему его потребностям. Сервисы такого рода применяются для выбора товаров из различных отраслей. С их помощью можно собирать технически сложные устройства, обеспечивая при этом совместимость комплектующих, подбирать одежду, набор опций в автомобиле и т.д.
Таким образом, первый из недостатков электронной торговли — отсутствие продавца-консультанта — может быть решен путем использования интеллектуальных сервисов поддержки продаж. Вторая проблема — отсутствие контакта с реальным товаром, как показывает практика, тоже может быть решена благодаря использованию максимально подробной информации, так называемого виртуального аналога товара.
Виртуальный товар — реальная торговля
В Интернет-магазине, как и в обычном магазине, электронный аналог товара можно переставлять с полки на полку, поворачивать нужной стороной, по-разному упаковывать. Используя характеристики этого электронного аналога товара, можно реализовывать интеллектуальные сервисы, которые помогают выбирать товар: конфигураторы, системы сравнения и поиска.
Электронный аналог реального товара — это правильно структурированная и занесенная информация о всех свойствах продукта, маркетинговых, технических, логистических и т.д. Причем большая часть характеристик не видна пользователю, но в описание включается все, что на данный момент известно о товаре.
Имея полную электронную модель товара и приложения, можно создать сколько угодно Интернет-магазинов для разных аудиторий и предоставить маркетологам и мерчендайзерам инструмент для экспериментов с показом товаров. При этом затраты будут очень невысокими. Оффлайновый продавец много бы отдал за возможность демонстрировать один и тот же товар сразу в нескольких торговых точках. Если для него это несбыточная мечта, то для онлайн-продавца — реальность.
Виртуальный товар в цепочке поставок
Прежде чем попасть к потребителю, товар проходит длинный и непростой путь, который начинается в конструкторской лаборатории производителя и заканчивается на прилавке розничного продавца: проектирование и разработка, внедрение и производство, продвижение по цепочке поставок от производителя через дистрибутора к реселлеру и к ретейлеру. Использование электронного аналога товара открывает новые возможности для планирования производства и управления цепочками поставок.
На пути от производителя к покупателю информация о товаре сопровождает, а иногда даже опережает товар и используется для повышения эффективности работы, ускорения его вывода на рынок, а также для принятия решения о покупке. Управление цепочкой поставок предусматривает интенсивный обмен информацией между ее «звеньями» — поставщиками и потребителями. Такой обмен обеспечивается современными ЕRР-системами и средствами электронного взаимодействия предприятий через Интернет. Возможность простого и быстрого обмена большими объемами информации является одним из конкурентных преимуществ Интернета как информационной среды и канала сбыта.
В традиционной цепочке поставок, выстраиваемой от производителя к потребителю, сложными моментами являются оценка потребности в продукте, прогнозирование сбыта и планирование производства: сколько товара следует произвести; каких товаров следует произвести больше, а каких меньше; какая из модификаций товара будет пользоваться большим спросом. При этом всегда существует опасность перепроизводства или недопроизводства. Эти риски принято включать в стоимость товара.
Эффективно решать проблему планирования и загрузки производственных мощностей можно только в том случае, если потребитель будет приобретать товар еще до его производства. Возникает вопрос — что же будет приобретать покупатель, если товар еще не произведен. Он будет приобретать виртуальный товар — аналог реального товара. При использовании традиционных каналов продаж такую цепочку поставок можно отнести к разряду утопий. Однако благодаря таким преимуществам Интернета, как интерактивность и мгновенный обмен информацией, и при применении виртуального аналога товара построение цепочки поставок нового типа от потребителя к производителю становится реальным.
Стоимость серийного товара несопоставимо ниже стоимости производства товара по индивидуальному заказу. Индивидуальное производство может стать эффективным и выгодным, если прием к производству заказа клиента не будет проходить длительный путь согласований и испытаний. Еще на этапе создания контента — виртуального аналога товара — технически сложные товары, имеющие большое число модификаций, можно разбить на части, чтобы впоследствии клиент мог составлять из этих частей индивидуальный товар в соответствии со своими предпочтениями. System Builder позволяет клиенту собирать онлайн-товар, все части которого заранее проверены на совместимость, опробованы, утверждены, согласованы, что делает возможным эффективное массовое производство товаров по индивидуальным заказам.
Таким образом, Интернет имеет ряд преимуществ перед традиционными каналами продаж, которые сегодня не используются в полной мере. Использование качественно нового уровня описания товаров, так называемого виртуального аналога товара, способствует более полному раскрытию потенциала Интернет-канала продаж и повышению его эффективности.
Источник: logistics.ru
В развитии электронного бизнеса выделяются три этапа
Концепция электронного бизнеса появилась еще до повсеместного распространения. Сетевая экономика представляет собой сетевую системную организованную пространственную структуру взаимоотношений экономических субъектов, находящихся в любой точке этой структуры. Все, что происходит в мире бизнеса, в значительной степени создается, формируется и изменяется посредством коммуникаций, дистанционной передачи данных и сетей связи.
Существование сетевой экономики связано не с внедрением сколь угодно большого количества компьютеров, а с коммуникациями с помощью этих компьютеров.
Сетевая экономика имеет следующие особенности, существенно отличающие ее от традиционной экономики:
· перемещения людей заменяются перемещением информации и товаров;
· производство организуется в стране, потребляющей товары, которые имеют устойчивый спрос;
· усиливается конкуренция на рынке труда;
· повышается роль домашнего умственного труда;
· увеличивается динамика смены бизнес-партнеров;
· выравниваются информационные возможности крупных и мелких коммерческих организаций;
· повышается оперативность принятия решений;
· внедряется управление на коллективной и равноправной основе;
· появляются новые формы расчетов.
Наряду с преимуществами для сетевой экономики характерны и недостатки, заключающиеся в следующем:
· риски трудно рассчитываются, так как носят глобальный характер;
· выделить главные факторы риска часто не представляется возможным;
· экономическая ситуация меняется очень быстро и решения должны быть оперативными;
· обеспечивать информационную безопасность становится все труднее;
· высока вероятность технологических рисков;
· потенциальное недоверие к контрагенту;
· отсутствует юридический статус виртуального предприятия.
Электронный бизнес, электронная коммерция – это новые способы ведения бизнеса, глобальны и динамичны, состоят из операций, происходящих одновременно во времени и пространстве.
Электронный бизнес начался в первую очередь там, где его легко можно было применить. В 1980 г. появился электронный обмен документами (EDI — Electronic Document Exchange) и электронная подпись, и эти возможности стали применяться в банках.
Сферы, в которых постепенно развивался электронный бизнес:
Банки → Страхование → СМИ → Торговля →
→ Телекоммуникации → Транспорт → Поставки
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
1.2. Эволюция электронного бизнеса
Развитие информационных сетей, в том числе Интернета, и электронного бизнеса рассматривается многими как признак того, что общество в целом проходит не имеющий себе равного процесс трансформации в общество знания или информационное общество. Электронный бизнес начался в первую очередь там, где его легко можно было применить.
В 1980 г. появился электронный обмен документами (EDI — Electronic Document Exchange) и электронная подпись, и эти возможности стали применяться в банках. Электронный бизнес предполагает осуществление операций с использованием современных информационных технологий.
Первоначально такие технологии стали использовать банки, потом страховые кампании, средства массовой информации, издатели для продажи книг, телекоммуникаций, транспорта, поставщики, электронное правительство. С тех пор как Интернет стал использоваться в целях осуществления бизнеса, в развитии электронного бизнеса выделяются три этапа.
Первый этап охватывает период с 1994 по 1999 г. На этом этапе коммерческие организации обосновались в информационной среде, обеспечили тем самым возможность интерактивного взаимодействия с клиентами. Это был фундаментальный прорыв с точки зрения технологических, деловых и маркетинговых перспектив, который заставил и поставщиков, и клиентов по-новому посмотреть на свои взаимоотношения.
Нередко этот этап называют фазой электронных каталогов. Электронный бизнес к концу 90—х гг. расширил запросы заказчиков, стимулировав потребность в двустороннем взаимодействии и оперативности.
Это привело к переходу ко второму этапу развития систем электронного бизнеса, на котором поставщики интегрировали свои Web—серверы и внутренние бизнес — системы для реализации служб электронной коммерции. Второй этап начался в 1998 г., когда организации приобретали опыт работы в Интернете, и получил название электронной коммерции.
На втором этапе развития Web—сайты многих коммерческих организаций позволяют клиентам разместить заказы, которые затем передаются в систему обработки. Некоторые системы электронного бизнеса на втором этапе способны реализовать интеллектуальные функции, позволяющие анализировать пристрастия клиента и создавать пользовательские «профили».
Третий этап начался в 2000 г., когда электронный бизнес распространился во все сферы экономической деятельности. Этот этап характеризуется тем, что поставщики вместо предоставления информации на своих Web — сайтах или серверах будут доставлять разнообразные данные непосредственно на компьютерные системы и компьютеры своих клиентов и поставщиков.
Доставку информации клиенту необходимо обеспечить в любое время независимо от того, где находится клиент, ─ на его портативный компьютер, на мобильный телефон, с сервера на сервер. В системах электронного бизнеса третьего поколения центр внимания смещается от поставщика к клиенту. Электронный бизнес на третьем этапе развития требует применения обеими сторонами интеллектуальных автоматизированных приложений и программных интерфейсов, способных взаимодействовать без участия человека. Приложение одной из сторон может автоматически обращаться одновременно к нескольким источникам данных — к серверам других организаций, к десяткам Web—сайтов через Интернет, к другим компьютерам в пределах собственной организации, и интегрировать затем полученную информацию.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net