В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля малых предприятий в общем объеме ВВП. Это – весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ на 1.10.
1997 г. в России насчитывалось 844,4 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1997 г. рост составил 2%), на которых было занято 8,3 млн. человек, в том числе на постоянной основе – 6,2 млн. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре – Центральный экономический район с ядром в Москве (Приложение 1,2). По состоянию на 1 октября 1997 г. каждое малое предприятие (20,6% от их общего количества) функционировало в Москве. По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Санкт-Петербурге – 11,9% от их общего количества, Тюменской области – 4,1%, Московской и Свердловской областях – по 3,7%.
Этапы развития бизнеса, малый бизнес #shorts
В развитии малого предпринимательства за последние несколько лет наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития малых предприятий был характерен устойчивый рост как их числа (за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2 раза; за 1993 г. – в 1,5 раза), так и количество занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа малых предприятий составил лишь 3,7%, а в 1995 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение их числа на 2,2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских малых предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их «новейшей истории».
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние 10 лет уже прошло 2 этапа и находится накануне вхождения в новый четвертый этап.
Первый и наиболее яркий из них наблюдался в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
3 этапа в развитии бизнеса
В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно – управляемых госпредприятий в теневую экономику. Средства практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап в развитии российского малого предпринимательства.
1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,5 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания, сельское хозяйство, материально – техническое снабжение и общая коммерческая деятельность. В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово – посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя.
В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована общепринятым термином «грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Банки, биржи, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах.
Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь». В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.
Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово – посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово – посреднической или, например, научно – консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождающийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.
Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий.
На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994–1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу – просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.
Замедление роста числа малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в социальном плане – такой мощный фактор увеличения числа малых предприятий, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2–3% экономически активного населения, хотя реальная безработица могла быть на порядок выше. Но тем не менее официальный статус работающих, пока он действует, создает социально – психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса.
Резкий спад темпов прироста числа малых предприятий по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество малых предприятий за январь – октябрь 1997 г. в отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 36,9%), культура и искусство (на 20,2%), операции с недвижимым имуществом. Уменьшилось число малых предприятий, работающих в отраслях науки и научного обслуживания на 7,0%, связи – на 4,5%, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка – на 3,9%.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более, чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование его инвестиционной активности.
Источник: studopedia.org
Этапы развития малого предпринимательства в России в 80 — 90-е годы XX века
Волков М.В., соискатель ученой степени кандидата юридических наук.
В мае 1921 г. в связи с переходом к новой экономической политике был установлен единый общегражданский налог, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное на разряды. И можно сказать, что это был первый аналог специального налогового режима в России.
Результат опыта экономических преобразований последних лет, начиная с 1985 г., закономерен, так же как и результат применения экономических нормативов и платежей за ресурсы, превратившихся на практике в индивидуальные адресные задания. Они не могли реально изменить взаимоотношения государства и предприятия, поскольку как само предприятие, так и его доход являются государственной собственностью и объектом государственного присвоения.
Однако преобладание крупных предприятий, управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие дифференцированного подхода в определении места и роли различных предприятий в экономике страны снижали эффективность деятельности существующих малых предприятий. Фактическое отсутствие естественного конкурентного механизма функционирования предприятий в экономике обедняло советский товарный рынок.
Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 г. Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 г. Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 г.).
В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. Закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 г.). В этом Законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как Закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм. С принятием этого Закона начинает расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства, которое, однако, не получило широкого развития.
В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом Законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества.
Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.
В 1989 г. прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На этом съезде был организован «Союз кооперативов СССР в сфере производства и услуг». Союз определил своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее.
Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране, и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. Складывается впечатление, что «одна рука созидала, а другая разрушала». Поскольку предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, и существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений — мелкого частного хозяйства. Наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства), при отсутствии гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя.
В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования. Конечно, притеснение кооперативов в тот период можно объяснить и тем, что они продемонстрировали в некоторых случаях нечистоплотность в хозяйственной деятельности, приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными перспективами и т.п. Однако во многом это объяснялось объективными причинами — не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе.
Появляется ряд основополагающих документов: Постановление СМ СССР от 8 августа 1990 г. N 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», Постановление СМ РСФСР от 18 июля 1991 г. N 404 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства.
Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода на внешний рынок, что способствует появлению офшорных предприятий; предусматривается ряд льгот по материально-техническому снабжению для малых предприятий. В результате предпринятых государством мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере.
Такие хозяйственные преобразования позволили удовлетворить спрос населения на дефицитные тогда товары широкого потребления, бытовые услуги и общественное питание. Тем не менее на малые предприятия начинает оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% НДС, 35% налог на прибыль, от 50% и выше — на коммерческий кредит. Еще одной характерной чертой этого, в общем-то, благополучного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство нуждалось в упрощенной системе налогообложения, и развитие этой системы в 90-е годы XX в. прошло этапы, которые формально можно охарактеризовать следующим образом.
Первый этап: 1992 — 1994 гг. характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы.
Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ», Постановление СМ и Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Указ Президента РФ от 22 февраля 1993 г. N 272 «О кадровом обеспечении экономических реформ», Приказ Федеральной службы занятости России от 30 марта 1993 г. N 37 «Об утверждении Положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий», Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. N 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994 — 1995 гг.», Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1004 «О некоторых вопросах налоговой политики», Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. N 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса».
Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как ни печально, эти постановления остались только декларацией. Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 г. — 865 тыс., 1994 г. — 896,6 тыс. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 г.).
К концу 1994 г. начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 г. характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3 — 4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.
На втором этапе с 1995 по 1998 г. отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 г. образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон РФ N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.
В 1995 г. положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой.
Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996 — 1997 гг.» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1256).
Программа предусматривает основные мероприятия, направленные на выполнение всей Программы. Общий объем финансирования на 1996 г. был определен в размере 883,35 млрд. руб., в том числе 707 млрд. руб. — средства от приватизации объектов федеральной собственности должны были поступить в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, чего на практике в полном объеме не произошло.
Место и роль малого предпринимательства определялись тем, что малые предприятия уже прошли определенный путь развития и переболели «детскими болезнями роста». Все эти годы они учились самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка, в некоторых случаях сумели вырабатывать правильную конкурентоспособную стратегию поведения. Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную политику. Можно наблюдать сдвиги и в общей культуре ведения бизнеса. Происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.
О вкладе малых предприятий в экономический потенциал страны в предкризисный 1998 г. говорят следующие показатели. Они в 1996 г. произвели продукции и услуг более чем на 300 трлн. рублей (7% от всего объема, а с учетом предоставляемых услуг и выполняемых работ предпринимателями без образования юридического лица — почти 10%).
В 1996 г. бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет — 15,4 трлн. руб. Высок процент (86%) собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых предприятий в ВВП составляет около 12%. По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 г. именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности за последние годы произошел рост производства на 0,8%.
Для третьего этапа с 1999 по 2001 г. становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг.
События августа 1998 г. стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3 — 5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.
Весь комплекс задач, означенный в Программе, вытекает из акцента на повышение качества и эффективности мер государственной поддержки. Стержневой задачей среди прочих можно считать отработку и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий, которые обеспечат интеграцию финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему страны. Эту задачу в условиях дефицитности бюджетов всех уровней планируется решать на основе привлечения внебюджетных источников. Этот принципиальный подход к развитию малого предпринимательства на ближайшее будущее предполагает следующие приоритеты, установленные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», выдвигает материальное производство как важнейшую сферу деятельности малых предприятий. Причем ставится задача по содействию их инновационной деятельности и устанавливается, что государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющим производственную и инновационную деятельность в машиностроении и металлообработке; микробиологической, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности; в электронной промышленности; в деревообрабатывающей промышленности; стройиндустрии, а также в пищевой промышленности и т.д.
Развитие прогрессивных финансовых технологий малого предпринимательства, совершенствование нормативного и правового обеспечения, повышение эффективности использования инфраструктуры малого бизнеса и информационных систем, проведение мониторинга малого предпринимательства в регионах и различных секторах экономики и др. планируется осуществлять с учетом проекта Всемирного банка «Развитие политики регулирования малых и средних предприятий в РФ», финансирование которого будет осуществляться за счет гранта Правительства Японии, а также в рамках реализации плана действий рабочей группы по малому бизнесу Российско-Американской межправительственной комиссии.
Направления развития малого предпринимательства определены, сформулированы приоритеты государственной поддержки на ближайшее будущее. Программа предусматривает восстановление утраченного в результате августовских событий 1998 г. потенциала отечественного малого предпринимательства. Государственной поддержкой будет охвачено до 250 тыс. малых предприятий, число рабочих мест в этой сфере вновь будет доведено до 8,5 млн. человек, а доля малого предпринимательства в ВВП будет составлять 12%.
Однако, несмотря на все предпринятые меры и достаточно разработанную нормативную базу, очевидно, что малое предпринимательство в России, несмотря на значительный прогресс, не вышло на надлежащий высокий уровень развития в рассматриваемый период.
Создание органов саморегулирования малого предпринимательства также поможет в развитии малого бизнеса. Для развития малого предпринимательства в РФ, как нам представляется, необходимо прямое вмешательство государства и конкретное решение проблем малого бизнеса с достаточным выделением бюджетных средств и контролем за результатами использования этих средств со стороны государства.
Этапы развития малого предпринимательства в России
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной или государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. Малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. Малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
· выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
· выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
· создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.[3]
Источник: megaobuchalka.ru