Этапы развития малого бизнеса в Беларуси

Зарождению предпринимательства в Республике Беларусь предшествовал экспериментальный этап (1986-1987 гг.), когда в 1986 г. в СССР был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» и стали активно развиваться центры научно-технического творчества (НТТ) и временные творческие коллективы (ВТК), которые дали возможность реализоваться предпринимательскому потенциалу.

За последние годы предпринимательство в республике прошло следующие основные этапы.

Кооперативная предпринимательская деятельность (1988 -1991 гг.). Становление предпринимательства началось с момента ввода в действие Закона «О кооперации в СССР». Уже на начало 1991 г. в Беларуси действовало более 6 тыс. предпринимательских структур, но только около 800 из них занима­лись производством товаров народного потребления. Их доля в общем объеме производства этих товаров составляла 1,1%, а по бытовым услугам — 2,5%. Удельный вес фонда заработной платы работников предприятий указанного профиля составлял 4,1%.

КАК МАСШТАБИРОВАТЬ БИЗНЕС? Все про Управление Бизнесом — Этапы Развития Бизнеса

Прежде всего в предпринимательской сфере сформировалась такая организационная форма, как кооперативная. Ее особенностью было установление распределения доходов между работниками (членами) кооператива пропорционально трудовому участию.

Такие хозяйственные структуры практически являлись предприятиями с одним или несколькими хозяевами, привлекавшими к труду наемных работников. Поэтому кооперативная форма хозяйствования приживалась только в сферах деятельности, не требующих значительных капитальных вложений и позволяющих распределять основную часть дохода между работниками. Она была эффективна только для оказания консультационно-информационных услуг, при разработке программных средств, при торгово-закупочной и посреднической деятельности. У предпринимателей, желающих заниматься другими видами деятельности (в реальном секторе экономики), возникала необходимость трансформировать кооперативы в другую организационно-правовую форму. Значительная часть предпринимательских структур получала доходы главным образом путем перепродажи товаров, купленных в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам.

Дальнейшее развитие предпринимательства было связано с принятием в мае 1991 г. Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь».

Предпринимательская деятельность в период свободного ценообразования (1992-1995 гг.). Этот период характеризуется разрывом экономических связей, сложившихся между бывшими республиками СССР, ухудшением для Беларуси условий внешней торговли в связи с применением во внешнеэкономических отношениях мировых цен (особенно на энергоносители). Это, в сочетании с непродуманной экономической и экспансионистской денежно-кредитной политикой и некоторыми другими факторами, привело к снижению за 1992 – 1995 гг. реального ВВП на 33,9% (или на 9,8% в среднем за год), реальных доходов населения — на 38% (11,3% в среднем за год), валовой продукции промышленности — на 38%, сельского хозяйства — на 40,3%, к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса товарами и услугами в 1995 г. до 483,3 млн. долл. США, к росту потребительских цен.

Предприниматели от номенклатуры. Как на самом деле устроен малый бизнес в Беларуси.

Несмотря на сложные экономические условия, в данный период предпринимательство развивалось достаточно высокими темпами. Либерализация внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны способствовали расширению торгово-посреднической деятельности. Падение потребительского спроса торговые предпринимательские структуры компенсировали импортом дешевых и низкокачественных товаров из-за границы. Быстрая оборачиваемость торговых капиталов позволяла динамично увеличивать объемы операций, открывать новые магазины.

В эти годы в предпринимательскую деятельность вовлекалось большое число граждан. Стабильно росла доля малого предпринимательства, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось также производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера услуг, розничной торговли, общественного питания и т. д.

Экспертные данные показывают, что до 60% работников предпринимательской сферы было занято в таких доходных отраслях, как торгово-закупочная и посредническая деятельность.

Формирование предпринимательских структур (1996 -2000 гг. Если до 1996 г. предпринимательство в республике развивалось по законам первоначального накопления капитала, то с 1996 г. четко проявилась тенденция к усилению государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе ужесточение налогового законодательства. Начиная с 1996 г. малые предприятия оказались в равном экономическом положении с другими юридическими лицами. Практически доход на одного занятого в предпринимательском секторе стал равен средней заработной плате по стране.

Вместе с тем именно малые предприятия служили генератором структурных трансформаций, препятствуя структурному кризису в экономике страны.

Развитие негосударственного сектора экономики привело к перераспределению рабочей силы. В целом численность занятых в государственном секторе экономики в 1999 г. сократилась по сравнению с 1990 г. почти на одну треть с одновременным ростом численности работников негосударственных предприятий. По официальным данным, негосударственный сектор в 1990 г. обеспечивал почти 22% объема произведенной продукции в ценах 1990 г., а в 1999 г. этот показатель превысил 40%.

Начиная с 1995 г., в Беларуси стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, развитию хозяйственной деятельности на основе различных видов предпринимательства.

Для этого этапа развития предпринимательства характерно возникновение не только большого числа малых предприятий, но и акционерных обществ, страховых и финансовых компаний.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

18.Основные этапы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Развитие предпр. деят-ти на территории РБ начинается с принятием закона «О кооперации» в СССР в 1988 году. Первой организационно-правовой формой предпр. деят-ти становятся кооперативы. Рост кооперативов в РБ шел стремительными темпами(1988г.-2000,1990г.-6000).Численность занятых в этом секторе экономике выросла в 17 раз!

Читайте также:  Определение позиций бизнеса на рынке

Главная цель — преодоление дефицита на рынке, поэтому основные сферы–услуги населению,транспорт,пр-во мелких потребительских товаров. Для этого периода характерно отсутствие рынка ресурсов. В мае 1991 года принимается Постановление Совета Министров БССР о малых предприятиях.

Здесь определяются критерии МП, а также предусматриваются меры в части их материально-технического обеспечения. В результате появляется новый сектор, который распространяет свою деятельность не только на сферу услуг, но уже и на сферу производства.

1992-новый этап- принятие нац. зак-ва,определяющего правовые условия деятельн. субъектов хозяйстния, в т.ч. частной формы собственности. Характерно мягкое гос. регулирование, формирование рыночной инфраструктуры (биржи, банки, страховые компании и т.д.). В результате,1992 г.-13000 МП, 1995 г.-57000.

При этом более четверти МП работало в сфере промышленности, 22% в строительстве и около 23% в сфере торговли и общепита. По оценке всемирного банка, к концу 1995 г. доля частного сектора в экономике составляла 14-16 %. 1996г.-след этап: с одной стороны набл-ся ужесточение гос. регулирования, что приводит к сокращению кол-ва субъектов МБ.Принят Указ о регистрации, определивший требования в части создания УФ, отсутствия обязательств по платежам в бюджет, отсутствия судимости учредителей (по эк. проблемам).

Все субъекты должны были пройти регистрацию или перерегистрацию(после чего осталось 60% фирм).Были приняты законы о лицензировании отдельных видов деятельности, о сертификации и т.д. С другой стороны, набл-ся формирование и развитие системы гос. поддержки предпринимательства.1996 г.Указ президента РБ « О поддержке малого предпр-ва», в кот. определены субъекты малого бизнеса, а также формы их поддержки.Создается специальный орган гос. управления (Министерство предпринимательства и инвестиций).Формирования инфраструктуры поддержки предпр-ва (бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпр-ва, технопарки).1997г-конкурс «Лучший предприниматель года».

С 1996-2006 год среднегодовые темпы прироста субъектов МБ составляли около 5%. В2006 года в стране насчитывалось 33000 МП и 176000 ИП.Доля в ВВП около 7%, в занятости населения около 15%. 2006-новый этап-частная инициативная деятельность стала рассматриваться не только как способ занятости населения, но и как фактор эк. роста.

Была поставлена задача довести к 2010 г. долю МП в общем объеме выручки от реализации до 30% и в обеспечении занятости до 25%. Для достижения этих показателей принимается целый ряд документов по либерализации экономики и стимулированию бизнеса. Сложились достаточно высокие темпы роста количества субъектов малого предпр-ва.На1 января 2011 г. кол-во МП составило 86000, кол-во ИП 232000.

Удельный вес малого предпр-ва в ВВП около 11 %, в обеспечении занятости населения 22-24%. Доля данного сектора в бюджетных поступлениях составила по итогам года 21%. По структуре сектор МП дифференцируется следующим образом: 20-22% — промышленность, 45-48% — торговля и услуги, 9-11% — строительство, 8-9% — транспорт, 0,5% — сельское хоз-во, менее 0,3 -наука и научное обслуживание.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

История предпринимательства в РБ

Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси на­чался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Совет­ского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты ре­шения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года.

В этих решениях ничего принципиально нового не было: и до этого в Беларуси кустарно-ремесленнической деятельностью занимались 4,5 тыс. человек, — они, например, шили на дому одежду или на своих огородах выращивали семена цветов. Однако новым было от­ношение к частной инициативе.

Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рын­ках. При этом оставались непоколебимыми принципы социализма: не разрешались применение наемной рабочей силы и оборот средств производства. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домо­хозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.

Еще одной возможностью для предприимчивых людей про­явить себя стали центры научно-технического творчества молоде­жи (НТТМ), создание которых началось в 1987 году. Они появля­лись, как правило, при городских и районных комсомольских организациях на хозрасчетной основе с целью ускорения научно-технического прогресса.

При них создавались временные творчес­кие коллективы (ВТК), которые работали в принципиально новых условиях без «плана» и «вала», по договорам с центром. Они сами искали заказы на выполнение работ и договаривались о цене рабо­ты с заказчиком. Одним из таких центров стал созданный в Минске в феврале 1988 года центр НТТМ «Спектр». Уже через два года ра­боты в штате центра было 35 человек, объем выполненных договор­ных работ составлял несколько миллионов долларов.

Гораздо более значимым фактом для развития предпринима­тельства стало принятие в конце 1986 — начале 1987 года первых решений, а позже в 1988 году и Закона о развитии кооперации в СССР. Идеологические основы Закона «О кооперации», казалось бы, соответствовали ленинской идее: кооператив при социализме явля­ется предприятием социалистическим и призван дополнять госу­дарственный сектор там, где требуется больше гибкости, быстрая реакция на спрос.

Читайте также:  Оценка квартиры как бизнес

На деле же у кооперативов оказался статус пол­ноценного предприятия и рыночного агента. Они были вправе про­изводить и покупать любую продукцию, свободно устанавливать цены (за исключением тех случаев, когда кооперативы выполняли принятый добровольно госзаказ). А главное, что кооператив исполь­зовал свою, частную, собственность. Кооперативы не отчисляли деньги в бюджет и вышестоящим организациям, как государствен­ные предприятия, а платили налоги, причем весьма умеренные в первое время. В среднем у государственных предприятий забирали 50% прибыли, а у кооперативов — 3% дохода, что составляло в сред­нем около 6% прибыли.

Столь благоприятные условия для кооперативов привели к быстрому росту их численности. Если на начало 1988 года в Бело­русской ССР было 2 158 кооперативов с числом занятых 20,4 тыс. человек, то к началу 1990 года — 6 183 кооператива с числом заня­тых 355 тыс. человек.

Таким образом, в конце 80-х годов в СССР, впервые со времен нэпа, наряду с государственным сектором возник реальный част­ный сектор. Свобода деятельности кооперативов привлекла массу предприимчивых людей. И немало сегодняшних состояний вырос­ло из возникших тогда кооперативов. Конец 80-х — начало 90-х го­дов были временем «золотой лихорадки» для бизнеса. Пустые пол­ки магазинов, фиксированные цены в госсекторе и свободные у предпринимателей, кредиты под проценты, которые были в десят­ки раз ниже инфляции, диспаритет цен внешнего и внутреннего рынков и многое другое — все это создавало прекрасные возможнос­ти для предпринимателей.

Деньги делались на всем — от свалок до внедрения достиже­ний научно-технического прогресса. Например, при Государствен­ном комитете по снабжению был создан кооператив «Прудище» (по названию полигона под Минском, где была организована свалка). Этот кооператив занимался извлечением полезного вторсырья из мусора.

Его членами стали в основном пенсионеры и инвалиды, которые и раньше «рылись» на этой свалке. При этом «трудящих­ся» рядом с ними бомжей в кооператив не принимали, так как у них не было справок с основного места работы или из отделов соци ального обеспечения.

С другой стороны, известен кооператив, ко­торый помог изобретателю довести до проектной документации его идею о защите электродвигателей от сгорания и впоследствии про­давал эту документацию предприятиям всего СССР. Или такой при­мер.

Известный в то время предприниматель Гарри Островский свой первый миллион заработал на новой технологии производства осо­бо твердых набоек для обуви из металлического порошка. Темпы инфляции в 1992-1993 годах доходили до 2000% в год. В то же вре­мя ставки по кредитам оставались очень низкими.

Например, про­центные ставки по кредитам Белагропромбанка в декабре 1992 года были на уровне 60%. В этих условиях все предприятия, имевшие доступ к кредитам, могли делать значительные деньги без всяких усилий. Достаточно, например, было купить на взятый в банке кре­дит партию товара и просто продать его через несколько месяцев. Одновременно в это время от падения покупательной способности рубля теряли те, кто держал свои сбережения в деньгах.

Благоприятные возможности для легального формирования крупных состояний вытекали из различия цен мирового и внутренне­го рынков. В СССР цены на основные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес) оставались фиксированными в девальвированной внутренней ва­люте и оказались значительно ниже, чем за рубежом.

Так, в 1991 году оптовая цена нефти-сырца при расчетах на основе рыночного валют­ного курса на внутреннем рынке упала и составила менее 0,5% уров­ня мировых цен. В то же время цены, к примеру, на компьютеры или импортную косметику были гораздо выше, чем за рубежом. Рентабель­ность сделок для компаний, экспортирующих сырье и импортирую­щих компьютеры, составляла тысячи процентов. Вот почему в то вре­мя в одном и том же рекламном объявлении можно было встретить предложение купить у фирмы компьютеры и продать ей сырье.

Допустив свободные цены в частном секторе, государство ос­тавило фиксированные цены на товары и услуги госсектора. Это дало новым компаниям возможность повышать цены на свои това­ры до уровня рыночного равновесия и получать очень большие до­ходы.

Например, чистые магнитофонные кассеты продавались в государственных магазинах по 4 рубля за штуку, но в продаже прак­тически отсутствовали. Кооператоры «доставали» чистые кассеты и записывали на них музыку. Затем, пользуясь правом продавать свою продукцию по свободным ценам, они реализовывали эти кас­сеты по 8 рублей за штуку.

Двухуровневая система цен способствовала развитию кор­рупции и увеличению «серой» экономики. Все крупные предпри­ятия «обрастали» мелкими фирмами-посредниками. Госпредпри­ятия на вполне законных основаниях продавали коммерческим кооперативам или малым предприятиям дефицитную продукцию по фиксированным ценам, которая затем перепродавалась другим покупателям по рыночным ценам. Так ползучая приватизация фи­нансовых средств госпредприятий началась задолго до привати­зации их имущества.

Однако надежды на то, что кооперативы насытят рынок това­рами, не оправдались. Во-первых, они занимали слишком незначи­тельную долю на рынке, чтобы существенно повлиять на его состоя­ние. Во-вторых, материально-техническое снабжение кооперативов упиралось в госзаказы и лимиты. Поэтому они работали в основном по «обслуживанию» госпредприятий.

Читайте также:  Подготовка к бизнес английский

В 1990 году в целом по СССР 80% кооперативов действовало при госпредприятиях, арендуя у них площади и приобретая материалы. При этом 70% продукции коопе­ративы продавали госпредприятиям.

Еще одной формой перехода от государственной собственнос­ти к частной стала аренда. В ноябре 1998 года были приняты Осно­вы законодательства СССР и союзных республик об аренде. В них говорилось, что предприятие может по разрешению собственника, т.е. государства, сдать само себя, а точнее имущественный комп­лекс, в аренду.

Арендатору предоставлялось право выкупа имуще­ства на условиях, которые оговаривались в договоре. Выкуп счи­тался совершенным, когда сумма арендных платежей достигала стоимости сданного в аренду имущества. К 1990 году в СССР уже было 6,2 тыс. арендных предприятий с 3,6 млн. работающих. В Бе­ларуси первым собственником предприятия стал коллектив Сло­нимского картонно-бумажного завода «Альбертин». Взяв в банке кредит на пять лет и уплатив необходимую сумму, трудовой кол­лектив выкупил свое предприятие.

К середине 1991 года в Беларуси было уже 37 народных пред­приятий. Среди них немало широко известных. Например, швей­ная фабрика «Элот» и обувная фабрика «Неман» из Гродно, Брест­ский завод бытовой химии, Минский часовой завод, ПО «Милавица», «Гомельлифт» и многие другие.

Превращение в коллективные предприятия стало наиболее популярным методом приватизации и объектов коммунальной соб ственности, которая началась в 1991 году. Из приватизированных в 1991-1992 годах 204 объектов торговли и общественного питания, бытового обслуживания и небольших объектов других отраслей 134 объекта, или 67% , были преобразованы в коллективные предприя­тия (через аренду с выкупом или прямо посредством выкупа). В индивидуальную частную собственность попало 22% объектов. Это, как правило, небольшие мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, одежды, парикмахерские, торговые киоски и т.д.

В целом можно констатировать, что усиление либеральных тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощ­ным толчком для развития предпринимательства. На этом этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором экономики придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался во многом стихийно, отсутствовала полноценная нор­мативно-правовая база, регулирующая отношения между государ­ством и частным бизнесом. Несмотря на фактическое отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, ус­таревшее и постоянно менявшееся законодательство и другие, ха­рактерные для стран с переходной экономикой, проблемы, частный сектор в это время неуклонно расширялся как по числу официаль­но зарегистрированных субъектов хозяйствования, так и по коли­честву занятых в этом секторе экономики.

Автору этих строк самому посчастливилось в 1992 году рабо­тать в одной из первых структур организованного предприниматель­ского сообщества — Белорусском союзе предпринимателей. Это был период, когда в бизнес пошли люди, которые хотели сами строить свое будущее.

В том же 1992 году при активном участии бизнес-ас­социаций был создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. С 1993 года в Беларуси начала работать Меж­дународная финансовая корпорация (МФК). Специалисты МФК оказывали техническую помощь в проведении малой приватизации в стране и поддержке частного предпринимательства.

Отношения между государственными органами управления и предпринима­тельской средой в тот период были достаточно конструктивными. Так, например, руководители Белорусского союза предпринимате­лей и арендаторов и Белорусского союза предпринимателей явля­лись внештатными помощниками руководителя правительства. Специалисты бизнес-ассоциаций принимали активное участие в оценке проектов законов в Верховном Совете и постановлений пра вительства. Благодаря их усилиям были заторможены многие не­благоприятные законотворческие инициативы, а весной 1994 года были подписаны знаменитые Постановления Совета Министров № 327, 395 и 427, значительно расширяющие круг гарантий для предпринимательской деятельности.

С 1994 года важнейшей государственной целью было провоз­глашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразо­ваний, структурная перестройка экономики, развитие предприни­мательства и создание благоприятной экономической среды.

С это­го времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С од­ной стороны, правительство предпринимало попытки оказать ма­лым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по под­держке предпринимательства. С другой стороны, государство на­чало устанавливать многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за дея­тельностью частных предприятий и неоправданно суровую систе­му наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий, равно как и их вклад в экономику, росли незначительными темпами.

Таким образом, становление малого бизнеса в рамках совре­менной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:

первый этап(конец 80-х — середина 90-х годов) — быстрый рост количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нор­мативно-правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпри­нимательства;

второй этап(после 1996 года и по настоящее время) — переход к более жесткому государственному регулированию экономических процессов и контролю предпринимательской деятельности. Этот этап характеризуется как меньшей динамикой роста количества частных предприятий, так и их меньшим вкладом в общее эконо­мическое развитие страны.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин