В новейшей российской истории становления малого и среднего предпринимательства условно можно выделить 3 этапа.
Этап I — 1987-1994 годы — период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой, фактическое восприятие предпринимателей — как неизбежного зла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, но остается чуждым по уровню свободы, непривычным в советский и начальный постсоветский периоды. Краткая формула — «Мы миримся с тем, что вы есть, но не претендуйте на большее» — одинаково справедлива для обеих сторон во взаимоотношениях государство — предприниматели.
5 этапов развития бизнеса || Как понять, что ваша компания развивается неправильно?
Этап II — 1995 год — август 1998 года — период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малый бизнес стал достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам — как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.). Краткая формула для описания взаимоотношений государства и предпринимателей на этом этапе: «Мы вынуждены дружить, но никто не говорит, что мы должны полюбить друг друга».
Этап III — август 1998 года — 2000 год — период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках — на нефть, газ, золото, цветные металлы — то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.
Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности — принимаются, безусловно, прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге». Но одновременно, видимо, чтобы малые предприятия не чувствовали себя самостоятельными и независимыми, был ликвидирован Государственный комитет Российской Федерации по развитию предпринимательства. Формула взаимоотношений: «Мы знаем, как сделать вас счастливыми, но с вами обсуждать это не намерены, просто приказываем: будьте счастливыми и идите к счастью по указанной нами дороге».
Также, по моему мнению, можно выделить IV этап — 2000 год по настоящее время, который характеризуется выделением в 2007 году критериев среднего предпринимательства и началом в 2008 году мирового финансового кризиса. В этот период государство надеется на малое и среднее предпринимательство и оказывает помощь этому сектору экономики.
Проведенный анализ развития малого и среднего бизнеса в России показывает, что общие темпы его роста остаются незначительными, а структура бизнеса постепенно смещается в сторону производственной деятельности, главным образом, промышленности и строительства.
Однако по-прежнему доминирующей для малых предприятий остается торгово-посредническая деятельность, оказание услуг по обслуживанию разнообразных рыночных структур. В значительной мере это связано с нерешенными вопросами улучшения экономической сферы функционирования малого предпринимательства, а также с кризисным состоянием экономики в целом.
Важным направлением развития малого и среднего предпринимательства в России является укрепление его устойчивых связей с крупным бизнесом. Мировая практика свидетельствует, что успешно развивающаяся рыночная экономика является «многоярусной», а ее эффективность зиждется во многом на устойчивом научно-технологическом, финансовом и информационном взаимодействии между гигантскими концернами, средними предприятиями и малыми фирмами. В переходной экономике России ситуация выглядит иначе: крупный, средний бизнес и малое предпринимательство развиваются в значительной мере обособленно, без взаимовыгодного взаимодействия. Формирование устойчивого сотрудничества между ними, особенно важно на региональном уровне, где в силу многих причин они переживают наибольшие финансово-экономические трудности. В этих условиях взаимовыгодные партнерские отношения могли бы послужить решению целого ряда задач, стоящих перед региональными народнохозяйственными комплексами, и содействовать экономическому росту во всей России.
Генеральной линией развития российского бизнеса должна стать одновременная активизация двух процессов: всестороннего развития кооперации малого и среднего бизнеса с крупным, а также кооперации мелких предприятий между собой и создание на этой основе производственных объединений.
Успешное решение назревшей проблемы устойчивого взаимодействия всех уровней бизнеса в переходных условиях России органически связано с улучшением финансово-кредитного обеспечения деятельности малых предприятий.
В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры — с другой. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана президентским указом. Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как следствие этого владельцы малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое давление, что по их мнению является основными барьерами, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность, осуществляемая малыми предприятиями, развиваются пока не в достаточной мере.
Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач. В 2003 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 14,7 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше (с учетом индекса цен), чем в 2002 году.
Методически необеспеченной остается задача качественной оценки малого предпринимательства, и сегодня это можно сделать лишь на основании экспертных оценок. В целом произошла сегментация рынков; стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Возрос профессионализм многих предпринимателей и управленцев.
Существенно выросло качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же самое можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Однако чрезвычайно мала доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции.
Подавляющее большинство малых предприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на «грани» либо переходящих в сферу теневой экономики.
Одна из причин успешного развития малого бизнеса состоит в том, что в странах рыночной экономики крупное производство не противопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким образом сформировалось принципиально новая структура экономики.
Для крупного бизнеса необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении — отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.
Рассматривая же законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить основные этапы развития малого предпринимательства. Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие. Итак, в истории малого предпринимательства выделяют 3 этапа: 1987-1994 годы — быстрый рост количества предприятий малых форм, характеризуемый стихийностью, отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки; 1995 год — август 1998 года — жесткое государственное регламентирование деятельности МСП, которое достигло уровня серьезной экономической силы; август 1998 года — 2000 год — период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства, осознание роли МСП как главного гаранта социальной стабильности в обществе и, следовательно, необходимости укрепления сектора малого предпринимательства. Можно также выделить основные 12 этапов развития малого предпринимательства согласно принятию законодательных документов.
Источник: studentopedia.ru
Малый и средний бизнес. Этапы развития и формы поддержки. Субъекты малого предпринимательства
Под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малого предприятия)1: ·в промышленности -100 чел; ·в строительстве -100 чел; ·на транспорте -100 чел; ·в сельском хозяйстве — 60 чел; ·в научно-технической. сфере — 60 чел; ·в оптовой торговле — 60 чел; ·в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 чел; ·в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности, указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса
1987 год можно считать годом возрождения предпринимательства в России. С 1987 по 1991 год — начальный период возникновения, развития и заката кооперативов, центров научно-технического творчества молодежи, зарождения индивидуальной трудовой деятельности и малых предприятий.
За этот период было разработано и утверждено большое количество нормативно-правовых актов: ·Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.); ·Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988 г.); ·Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено в 1989 году комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при СМ СССР); ·Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.); ·Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.); ·Закон СССР «Об общих началах предпринимательской деятельности граждан СССР» (1991 г.); ·Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (1991 г.). Субъектами предпринимательства в те годы, кроме кооперативов, были и малые предприятия, основывающиеся на государственной и муниципальной собственности.
Учредителями малых предприятий были, как правило, крупные государственные предприятия и местные Советы народных депутатов. 1992 — 1997 гг. — второй период развития малого предпринимательства в условиях экономической реформы.
Этот период характеризуется бурным ростом числа малых предприятий, формированием нового сектора национальной экономики, созданием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В эти годы малое предпринимательство развивалось в условиях отмены жесткого государственного регулирования производства, отпуска цен, отмены всех ограничений на рост доходов, проведения широкомасштабной приватизации, ориентации на принципы саморегулирования рыночной экономики.
В 1992 году все кооперативы и малые предприятия прошли перерегистрацию, оформились как товарищества с ограниченной ответственностью, либо акционерные общества и в соответствии с законодательством получили защиту собственности. Нормативная база: ·Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» (1992 г.); ·Постановление СМ РФ «О первоочередных мерах по развитию государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» (1993 г.); ·Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» (1993 г.); ·Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» , «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ» (1994 г.); ·Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (1995 г.); ·Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (1995 г.); ·Постановление Правительства РФ «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» (1995 г.); ·Закон РФ «О производственных кооперативах» (1996 г.); ·Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» (1996 г.); ·Решение Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам «О региональной политике развития малого предпринимательства» (1997 г.).
В период с 1992 года малому предпринимательству предоставлены экономические, финансовые, налоговые льготы: малым предприятиям, работающим в приоритетных отраслях экономики предоставлено право в первые два года работы не уплачивать налог на прибыль, в третий и четвертый годы деятельности уплачивать этот налог в размере 25% и 50% установленной ставки2, индивидуальные предприниматели освобождались от уплаты НДС; малые предприятия от авансовых платежей налога на прибыль; всем субъектам малого предпринимательства разрешалось относить на издержки производства в размере в два раза превышающим нормы амортизации, установленные для основных фондов, предоставлялись льготы лизинговым компаниям и малым предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения. В 1995 — 1997 гг. в России заложены основы государственной и общественной поддержки и развития малого предпринимательства. Созданы ГКРП России и Федеральный Фонд; комитеты, департаменты, отделы в администрациях регионов; муниципальные фонды поддержки предпринимательства. На федеральном уровне и большинстве субъектов РФ разработаны программы и приняты законы о государственной поддержке малого предпринимательства. В стране создана сеть объектов специализированной инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса: более 200 школ бизнес-образования, свыше 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, около 40 лизинговых компаний, 32 региональных агентства поддержки малого бизнеса, свыше 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства и др.
Источник: studfile.net
Этапы развития малого и среднего бизнеса
История развития малого и среднего бизнеса в Современной России
аспирант: Шонанов А.А.
Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, Россия
Малый бизнес, средний бизнес, бизнес в России
Актуальность исследования определяется следующим. Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.
Малый и средний бизнес — не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.
На сегодня деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики и выполняет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, дальнейшему развитию инфраструктуры и сферы услуг, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы.
Актуальность темы исследования так же обусловлена, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.
Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Отмечается, что в экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточено две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
По уровню развития малого бизнеса наша страна заметно отстает от других стран «большой восьмерки»: на тысячу жителей в России приходится 6 малых предприятий, в то время как в Англии —46, Японии —50, Италии —68, США —74
Вклад в ВВП малого бизнеса России составляет всего 15 — 17 %, что в 3,5 раза меньше, чем у развитых стран.
Для эффективного развития малого и среднего бизнеса России, изучим историю её становления.
История развития малого и среднего бизнеса в России
Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло четыре этапа развития. Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий перекачивались в теневую экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. «Аренда с правом выкупа» означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками (формально она была отменена в 2002 году).
Массы людей обучались основам предпринимательства в школах научно-технического творчества и полугосударственных малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая ресурсы по фиксированным государственным, а продавая — по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили дефицит товаров и сделали необходимой «шоковую терапию». Иначе нельзя было ликвидировать «навес» ничем не обеспеченных денег.
Второй этап развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них — с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (крупные предприятия нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).
Однако инфляция привела к обесценению сбережений населения и резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности и стимулировало малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств — в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. Одновременно произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не позволило создать нормальную конкурентную рыночную среду. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот и так далее.
Во второй половине 1990-х годов оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.
Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.
Правительство не имело реальной стратегии поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной и производственной сферах. Созданные в рамках принятого в 1995 году закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» фонды практически не функционировали. Кредиты малому бизнесу выдавались в основном «Европейским банком реконструкции и развития» и другими зарубежными структурами под высокий процент. Не развивался лизинг.
В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте — с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест.
Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике.
В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.
Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятий и 98 834 индивидуальных предпринимателей.
Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества малых предприятий города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. — 5,4%, от 1 до 5 млн. руб. — 15,4%, от 5 до 10 млн. руб. — 7%, от 10 до 50 млн. руб. — 12,1%, от 50 млн. руб. и более — 7,7% малых предприятий.
Темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу — 57,8%, или 205,2 млн руб.
Все это говорит о том, что малый и средний бизнес живут, развиваются и достигают положительных результатов.
1.Л.Н.Никитина,М.И.Худилайнен.СтановлениемалогобизнесавРоссии// Инновации, № 9, 2006, с. 63 — 67.
2. Иоффе, А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства : интервью / зап. А. Самойлов // Человек и труд. 2006. № 1. С. 61–66.
3. Лебедева, Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / Л. Лебедева, Е. Емельянов // Человек и труд. 2006. № 8. С. 71–75.
4. Хаит, М. М. Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации крупных предприятий / М. М. Хаит // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2006. № 4. С. 32–43.
Источник: bizguid.ru