9.3. Факторы, влияющие на внедрение этики в российскую деловую среду
Следует учитывать, что внедрение этических норм в деятельность российских компаний может быть эффективным только при учете современной российской специфики – факторов коррупциогенности, недооценки влияния этических факторов на успешность бизнеса, неразвитости многих институтов корпоративного управления в российских компаниях и, как следствие, неготовности их выходить на новые рубежи развития бизнеса, в том числе, связанные с внедрением этических стандартов и принципов корпоративной социальной ответственности.
Важной российской особенностью является этическое требование о неразглашении информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации (неправомерного требования информации государственными органами) могут иметь место. При внедрении этических правил необходимо твердо проводить четкий водораздел между раскрытием информации и соблюдением режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом.
Ключевые факторы успеха, которые влияют на прибыль // Важное при масштабировании бизнеса?
При внедрении этики также следует учитывать особенности российского менталитета, который характеризуется: сочетанием индивидуализма и коллективизма, политизированности и практицизма, трудолюбия и лености, образованности и недисциплинированности, общительности и дефицита вежливости, высокого уровня национальной культуры и низким уровнем бытовой культуры, стремления к новому и догматизма, одобрения и осуждения частного предпринимательства, легальных и нелегальных форм хозяйствования, экономических и административных методов управления и т.д.
Другими словами, все проблемы при внедрении деловой этики в России можно подразделить на внешние и внутренние.
Внутренние барьеры:
1. Скептическое и негативное отношение к нововведениям.
2. Смещение ответственности на другого.
3. Неуверенность в своей моральной последовательности.
4. Страх за конкурентоспособность.
5. Сомнение в том, что принципы будут работать на практике, так как они не имеют силы обязательного исполнения.
Внешние барьеры:
1. Частая смена законов и нормативно-правовых актов.
2. Формирование общественного мнения.
3. Теневая и криминальная экономика, как дополнительные факторы формирования деловой этики.
4. Многочисленные факты вымогательства со стороны чиновников, низкий уровень развития собственного персонала, продажность собственного персонала, финансовая нестабильность.
Исходя из указанных выше факторов при составлении преамбулы этического кодекса российской компании необходимо кратко охарактеризовать российскую действительность (дабы читающий кодекс не принял его составителей за утопистов, оторванных от окружающей действительности), после чего показать актуальность и необходимость разработки, принятия и внедрения этического кодекса для данной российской компании.
Этические нормы. Бизнес
Источник: www.aup.ru
Факторы, влияющие на внедрение этики в российскую деловую среду
Следует учитывать, что внедрение этических норм в деятельность российских компаний может быть эффективным только при учете современной российской специфики – факторов коррупциогенности, недооценки влияния этических факторов на успешность бизнеса, неразвитости многих институтов корпоративного управления в российских компаниях и, как следствие, неготовности их выходить на новые рубежи развития бизнеса, в том числе, связанные с внедрением этических стандартов и принципов корпоративной социальной ответственности.
Важной российской особенностью является этическое требование о неразглашении информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации (неправомерного требования информации государственными органами) могут иметь место. При внедрении этических правил необходимо твердо проводить четкий водораздел между раскрытием информации и соблюдением режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом.
При внедрении этики также следует учитывать особенности российского менталитета, который характеризуется: сочетанием индивидуализма и коллективизма, политизированности и практицизма, трудолюбия и лености, образованности и недисциплинированности, общительности и дефицита вежливости, высокого уровня национальной культуры и низким уровнем бытовой культуры, стремления к новому и догматизма, одобрения и осуждения частного предпринимательства, легальных и нелегальных форм хозяйствования, экономических и административных методов управления и т.д.
Другими словами, все проблемы при внедрении деловой этики в России можно подразделить на внешние и внутренние.
Внутренние барьеры:
1. Скептическое и негативное отношение к нововведениям.
2. Смещение ответственности на другого.
3. Неуверенность в своей моральной последовательности.
4. Страх за конкурентоспособность.
5. Сомнение в том, что принципы будут работать на практике, так как они не имеют силы обязательного исполнения.
Внешние барьеры:
1. Частая смена законов и нормативно-правовых актов.
2. Формирование общественного мнения.
3. Теневая и криминальная экономика, как дополнительные факторы формирования деловой этики.
4. Многочисленные факты вымогательства со стороны чиновников, низкий уровень развития собственного персонала, продажность собственного персонала, финансовая нестабильность.
Исходя из указанных выше факторов при составлении преамбулы этического кодекса российской компании необходимо кратко охарактеризовать российскую действительность (дабы читающий кодекс не принял его составителей за утопистов, оторванных от окружающей действительности), после чего показать актуальность и необходимость разработки, принятия и внедрения этического кодекса для данной российской компании.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Этические нормы как факторы снижения рискав бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК / ENTREPRENEURIAL RISK / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / MUSLIM ENTREPRENEURSHIP / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА / PROTESTANT ETHICS / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ETHIC CODE
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самедова Эльнара Роберт Кызы
Современный бизнес не может эффективно функционировать лишь на основе экономических законов и правовых форм. Обязательным при этом должно быть присутствие нравственных , этических стабилизаторов. В статье обосновывается идея о том, что этические нормы не просто дополняют бизнес определенными традициями и принципами, лежащими за пределами экономических и правовых законов, а являются неотъемлемой частью механизма функционирования рыночных отношений и вместе с тем снижают общую степень риска.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самедова Эльнара Роберт Кызы
Этическая направленность и ценностные установки в предпринимательской деятельности
Этические ценности российских предпринимателей в эпоху экономических и социальных реформ общества
Традиционные детерминанты национальных моделей предпринимательства
ученый совет религия потребления
Концепция корпоративной социальной ответственности в исламской экономической системе
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ethic Code as a Factor in Reducing Business Risk
Modern business can not function efficiently only on the basis of economic laws and legal forms. Necessarily, moral and ethical stabilizers should be present. The article proves the idea that ethical norms do not merely add to business certain traditions and principles that lie outside the economic and legal rules, but they are an integral part of the market relations functioning. At the same time they reduce the degree of the overall risk.
Текст научной работы на тему «Этические нормы как факторы снижения рискав бизнесе»
этические нормы как факторы снижения риска
Современный бизнес не может эффективно функционировать лишь на основе экономических законов и правовых форм. Обязательным при этом должно быть присутствие нравственных, этических стабилизаторов. В статье обосновывается идея о том, что этические нормы не просто дополняют бизнес определенными традициями и принципами, лежащими за пределами экономических и правовых законов, а являются неотъемлемой частью механизма функционирования рыночных отношений и вместе с тем снижают общую степень риска.
Ключевые слова: этические нормы, предпринимательский риск, мусульманское предпринимательство, протестантская этика, нравственность, социальная ответственность
В основе бизнес-деятельности лежат экономические и юридические законы. Каждый начинающий бизнесмен с первых шагов собстве-ного дела четко понимает, что такие законы есть и нарушать их, рискуя своим благополучием, опасно. Такое положение дел особенно касается отношения деловых людей к налоговым органам, к финансовым, банковским институтам, а также к структурам, контролирующим бизнес.
Аналогично обстоят дела и с экономическими законами. Иногда, даже не зная доподлинно их суть, бизнесмен все же понимает, что нарушение действующей практики экономических отношений внутри фирмы или между ней и государством — это большой риск, за которым стоит серьезная ответственность. Однако мало кто из предпринимателей оза-
Самедова Эльнара Роберт кызы
диссертант, кафедра бизнес-администрирования, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку
ошибочное мнение, что этика бизнеса _невозможна
_по той причине,
_что в условиях
действий отдельного бизнесмена приведет _к его разорению
и изгнанию с рынка
бочен нарушением им этических принципов, норм и правил поведения в ходе бизнес-деятельности, которые находятся как бы между экономикой и правом, влияя на них и тесно переплетаясь с ними.
Возможна ли этика в бизнесе?
Несоблюдение закона грозит наказанием, а соблюдение этических норм является добровольным и основывается на системе ценностей отдельных индивидуумов и групп людей, объединенных по различным принципам.
Вместе с тем бизнес не может эффективно функционировать лишь на основе экономических законов и правовых форм. Обязательным при этом долено быть присутствие нравственных, этических стабилизаторов.
Они не просто дополняют бизнес определенными традициями и принципами, лежащими за пределами экономических и юридических законов, а являются неотъемлемой частью механизма функционирования рыночных отношений и поло-ительно влияют на снижение степени риска. ществует ошибочное мнение, что этика бизнеса :возмоена по той причине, что в условиях конку-ии этический образ действий отдельного бизнесмена приведет к его разорению и изгнанию с рынка. Но если бизнесмен будет соблюдать этические нормы в одиночку, то другие менее нравствен-ые и более активные конкуренты вскоре его обойдут и разорят. Сторонники этого мнения считают, что этика в бизнесе возможна лишь в том случае, если все продавцы, а также другие экономические субъекты на рынке будут действовать этично. Вытеснение этичного бизнесмена возможно лишь в том случае, когда все предприятия производят на точке самоокупаемости и с минимальными издержками и в то же время ни у кого из них нет прибыли. Поскольку конкуренция ведется в основном ради рентных доходов и прибылей, значит, каждый продавец на рынке стремится быть в более благоприятной ситуации, чем его конкурент.
Однако в каждой ситуации бизнесмен может параллельно позволить себе соблюдение этических норм, даже когда это связано с издержками, которые могут покрываться из рентных доходов производителя и из прибыли. Таким образом, соблюдение этических норм не ведет к разорению бизнесменов, а изде-
ржки этического поведения не исключают этичес-ко-нравственное поведение на рынке. Как известно, нравственность является формой активного воздействия не только на право, экономику, но и на риск. Нравственность означает строгое соблюдение установленных в обществе порядков, определяющих, что можно делать, а что нельзя, основывающихся на исторических, духовных и культурных ценностях, и национальном менталитете каждого народа.
Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с людьми руководствоваться такими нормами, которыми он хотел бы, чтобы другие люди применяли по отношению к нему. Другими словами, человек должен мысленно поставить себя на место другого и испытать на себе действие данной нормы.
Характеризуя этику бизнеса и нравственности Э.А.Уткин пишет: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» [5, с. 144]. Процветание бизнеса должно быть увязано с высокой нравственностью деловых людей. Поэтому, когда происходит падение нравственности ниже допустимой нормы в обществе, увеличивается и степень предпринимательского риска, в силу неэтичных, аморальных поступков людей, занимающихся бизнесом. Снижается эффективность функционирования всего рыночного механизма производства и распределения товаров, а также страдает моральная ответственность субъектов бизнеса.
Предпринимательство и религия
Чтобы разобраться в возможных направлениях возрождения и формирования этических норм защиты от риска, затронем отношения собственности, которые во многом предопределяют риск. Именно частная собственность дает наибольшую свободу бизнесу действовать на собственный риск и свою ответственность. Отношения собственности играют важнейшую роль в принятии рискованных решений. Поэтому они не случайно пронизывают все сферы человеческих отношений, влияя на формирование этических норм и системы ценностей.
Формирование ценностей затрагивает религиозное влияние на общество. Зародышем духа капиталистического предпринимательства явился
не только на право,
протестантизм, а точнее кальвинистский догмат об избранности к спасению. Макс Вебер сумел разглядеть, как ветхозаветный догмат преломляется в сознании людей и заставляет действовать их в земной еизни определенным образом: считать доходы и сопоставлять их с расходами, стремиться к получению как моено большей прибыли т.д. [2, с. 149]. При этом он подчеркивал, что чувство богоизбранности предпринимателя способствовало формированию определенной мании величия, которая характерна для современности и абсолютно противоречит исламу и, прежде всего, чувству смирения и кротости.
Однако, протестантская концепция аскетизма в изложении М. Вебера не может являться приемлемой для всех конфессий, особенно мусульманской. Практика показывает, что в исламских странах предпринимательские стимулы выражены значительно меньше. Ислам предполагает равенство на финише, то есть находится в полном противоречии с духом рыночных отношений. Мусульманское предпринимательство не стремится к наживе и вдохновляется верой. «В протестантской форме аскетизм в исламе моено сказать, в принципе не приемлем. Человек рожден для ощущения полноты жизни, при знании своей зависимости и ременности земного существования, предопреде-енного Всевышним» [1, с. 57].
_ _ Особенности исламского
Коран и Шариат в краткой форме охватывают почти
_ все аспекты, рассматриваемые в деловой этике.
_ Ислам различает и классифицирует допустимые и
_ недопустимые способы обогащения. Честный спо-
_ соб считается разрешенным и называется «халал».
_ Нечестный способ определяется как «харам» и распространяется на такие способы извлечения дохо-
_ да, при которых другим людям наносится прямой
_ ущерб или используются запрещенные методы
_ (воровство, подкуп и тд).
_ Согласно мусульманской вере, спекуляция счита-
_ ется фактором, сдерживающим экономическую
прибыль превыше активность, а таксе деятельностью, не связанной _всего, но честь непосредственно с изготовлением, перевозкой, хранением товара или оказанием услуг. Посредничество
между покупателем товара и продавцом в исламе не считается положительным, так как в этом случае происходит снижение первоначальной стоимости и в последующем сильное повышение цены на товар.
Следует подчеркнуть, что ни одна религия в целом не отвергает того, что предприниматели, деловые люди должны быть инициативными, ловкими, умеющими оценивать и прогнозировать ситуацию, составлять эффективный бизнес-план, а также придерживаться этических норм в деловых взаимоотношениях. Эти качества сегодня свойственны и немецкому, и японскому, и американскому предпринимателю.
Однако предпринимателя с исламским убеждением отличает от других одна особенность: они абсолютно далеки от риска. Здесь предпочитается возможность получения равной и взаимной прибыли, так как при риске существует неопределенность для сторон получения конечного результата. Исходя из этого исследователи исламской экономики считают, что попытки рисковать при занятии бизнес-деятельностью в исламе не одобряются, а доход, приобретенный рискованным путем, считается греховным [ 4, с. 182].
Этичным быть выгодно
Практика показывает, что большинство современных компаний ради прибыли не всегда в своем поведении придерживаются этических норм и тем самым рискуют своей репутацией. Между тем существуют неопревержимые причины, по которым компаниям выгодно поступать этично. Во-первых, это может привести к ее вытеснению с рынка.
Дело в том, что хорошую репутацию трудно приобрести, на это порой уходят долгие годы, а утратить ее можно быстро. Репутация играет важную роль и для потенциальных инвесторов. Для отечественных деловых людей, желающих работать с партнерами на долговременной основе, это важно вдвойне.
Во-вторых, высококвалифицированные сотрудники не хотят работать в компаниях с плохой репутацией.
В-третьих, соблюдение этических норм в бизнесе позволяет наращивать прибыль.
ислам различает и классифицирует допустимые и недопустимые способы обогащения. Честный способ считается разрешенным и называется «халал». Нечестный определяется как«харам» и распространяется на такие способы извлечения дохода, при которых другим людям наносится прямой ущерб
в бизнесе позволяет
Таким образом, мы затронули лищь некоторые нравственные аспекты бизнеса. Мееду тем отсутствие нравственного подхода, этических норм является главным содержательным фактом появления риска с его отрицательными последствиями.
1. Абдуллаев Р. Дух предпринимательства и исламские традиции. // фоЬа11а§ша рго8е81 уэ шйаБ1г еэш1ууэИп шИ^ ргоЬ1еш1эп. — Баку, 2004. — 187 с.
2. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прог-ресс,1990. — 209 с.
3. МеуЬи11ауеу М.Х. 181аш 1дИ8ад1ууа11. — Вак1, 2001, 666 с.
4. Уткин Э.А. Этика бизнеса. — М.: Зерцало, 2000. -256 с.
Elnara R. kizi Samedova
Author of Dissertation, Chair of Business Administration, Azerbaijan State Economic University, Baku
Ethic Code as a Factor in Reducing Business Risk
Modern business can not function efficiently only on the basis of economic laws and legal forms. Necessarily, moral and ethical stabilizers should be present. The article proves the idea that ethical norms do not merely add to business certain traditions and principles that lie outside the economic and legal rules, but they are an integral part of the market relations functioning. At the same time they reduce the degree of the overall risk.
Keywords: ethic code, entrepreneurial risk, Muslim entrepreneurship, protestant ethics, morality, social responsibility
Источник: cyberleninka.ru