Этические категории этические нормы и бизнес

Содержание деловой этики определяется наличием и функционированием специфических понятий, которые представляют собой не что иное, как конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали применительно к условиям определенного вида деятельности.

Исходным понятием деловой этики является понятие профессионального долга, в котором достаточно четко и подробно фиксируются служебные обязанности специалистов в той или иной области профессиональной деятельности. Именно осознание своего профессионального долга побуждает многих специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы. По мнению В. М. Шепеля, нравственные архетипы, которые биологически и исторически заложены в российских людях, предрасполагают их к определенной нравственной манере служебного поведения. Например, российский управленец, любя свою работу, испытывает наслаждение не от обладания властью над людьми, а от возможности быть им по-человечески полезным, зарекомендовать себя незаурядной индивидуальностью. Лишите этого российских руководителей, и многие из них потеряют нравственный смысл заниматься профессиональной деятельностью [1] .

Этика бизнеса в системе профессиональной этики: понятие, категории, нормы

Профессиональный долг не только определяет общие правила выполнения специалистом служебных обязанностей, по и порой предписывает его поведение в различных ситуациях, закрепляется в соответствующих кодексах той или иной профессии (психолога, социолога, журналиста и др.). Так, психолог, социолог, врач, военнослужащий могут испытывать давление со стороны некоторых лиц (в том числе и руководящих), стремящихся выведать сведения различного рода из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев. Соблюдение нравственных требований профессионального долга необходимо и важно для специалистов любой профессии. Действительно, легкомысленное отношение к профессиональному долгу весьма негативно сказывается на деятельности специалиста (например, разглашение врачебной тайны, предпочтительное отношение к отдельным больным, пренебрежение нормами санитарии может негативно сказаться на лечении и здоровье больных; игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога может нанести душевную травму обратившемуся за помощью и т.д.).

Важным понятием деловой этики выступает понятие профессиональной справедливости, которая особенно важна для анализа деятельности тех лиц, от которых зависит уровень материального благосостояния подчиненных. Справедливость должна утверждаться и в отношениях между коллегами. Двойные стандарты в оценке своих и чужих, удобных людей и неудобных, союзников и конкурентов разрушают морально-психологический климат в коллективе, негативно сказываются на результатах работы.

Содержание деловой этики наполняют и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В них раскрываются отношение личности к самом)’ себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем эти категории не тождественны.

Понятие профессиональной чести теснее связано с общественным положением человека, с социальным престижем и родом его деятельности. Понятие же достоинства более широкое, исходящее из идеи равенства людей в моральном отношении. Чувства чести и собственного достоинства как нравственные ценности, с одной стороны, выступают формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, с другой — одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе.

Читайте также:  Бизнес идеи с шоколадным фонтаном

Профессиональная честь выражает оценку значимости той или иной профессии в жизни общества, положение, роль представителей определенной профессии в сложной системе общественных отношений.

В современном понимании профессиональная честь включает в себя следующие основные компоненты:

  • • осознание деловым человеком содержания своего профессионального долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к долгу и обязанностям;
  • • признание и оценка обществом, коллективом действительных заслуг личности, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции;
  • • наличие у делового человека постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнить профессиональный долг, сохранить и не запятнать свою честь, что выражается в верности слову, высоком чувстве гражданственности, внутренней приверженности конструктивным общественным традициям общества.

Необходимо упомянуть и о честолюбии. Оно выражает стремление человека упрочить свой авторитет, добиться высоких результатов в труде, спорте, учебе, в стремлении занять более высокую должность. Эти чувства и стремление морально оправданы. Однако тут следует помнить и о категории меры.

Если честолюбие не противопоставляется коллективным и общественным интересам, оно способно сыграть положительную роль, повысить социальную активность делового человека. В целом же честолюбие по своему характеру является индивидуалистическим мотивом поведения. Давно известна народная мудрость, возведенная в принцип, — «по труду и честь». Это означает, что авторитет делового человека, его продвижение по карьерной лестнице, поощрения и награды определяются его деловыми и нравственными качествами, отношением к труду, преданностью профессиональному долгу.

Глубокое осознание значимости своей профессии каждым специалистом и составляет сущность профессионального достоинства.

Достоинство делового человека можно рассмотреть в двух аспектах:

  • • во-первых, как нравственную категорию, отражающую факт социальной значимости личности (объективная оценка ее значимости);
  • • во-вторых, как внутреннее осознание личностью своей значимости и ценности (субъективная сторона).

Достоинство делового человека отражает, прежде всего, конкретное воплощение и использование им своих прав, свобод, обязанностей, ответственности как самовыражение личности. Следовательно, достоинство как нравственная ценность находит свое проявление в авторитете данной личности, в ее добрых делах и поступках, неразрывно связано с проблемой самоутверждения и самовыражения индивида.

В нем обобщаются приоритеты и социальные признаки, ценностные ориентации и убеждения, выражающие самоценность человека, его возможности и способности. Достоинство — это признание своей человеческой ценности, правомочия на уважительное отношение к себе. Недопустимо проявление какой-либо небрежности к работнику как к личности, ограничение его гражданских прав. Чем больше личность испытывает к себе интерес, тем выше ее шансы раскрыть природный и социальный потенциал. Один из постулатов буддийской философии гласит: достоинство, присущее одному человеку, присутствует и во всех.

Следует также отметить необходимость наличия в содержании деловой этики и такого понятия, как нравственная культура личности, которая включает в себя наличие и развитость у личности совокупности социальных качеств и духовно-нравственных ценностей. Профессиональная компетентность делового человека не сводится только к наличию сугубо функциональных показателей, а предполагает синтез всех духовно-нравственных качеств личности. Она не мыслима без опоры на довольно широкие мировоззренческие знания, общую культуру личности.

Читайте также:  Специи на развес как бизнес

Необходимо в содержании деловой этики выделить и профессиональный такт, выражающий способность и умение специалиста реализовывать нравственные ценности в конкретных жизненных условиях, особенно в условиях бизнеса, где объектом деятельности в конечном итоге является не материальный продукт, а сам человек.

Выделение основных понятий в содержании деловой этики весьма важно и необходимо в формировании и проявлении нравственной составляющей личности делового человека при выполнении им профессиональных обязанностей.

  • [1] См.: Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. С. 176.

Источник: studme.org

Этические нормы поведения в современных организациях

Этика – это учение о морали и нравственности. Впервые данное понятие было употреблено Аристотелем, чтобы обозначить практическую философию, отвечающую на вопрос о том, что должен знать человек, чтобы поступать правильно.

Определение 2

Мораль – это структура этических ценностей, признаваемых человеком. Она выступает одним из важнейших способов нормативно регулировать общественные отношения, общение и поведение людей в самых разных сферах жизни общества – семье, быту, политике, науке, труду и пр.

Иными словами, отношения между людьми в процессе общения, регулируются этическими нормами. В широком смысле под этикой понимают систему универсальных и специфических нравственных требований и поведенческих норм, которые должны быть реализованы в процессе общественной жизни и деятельности. Такие нормы находят отражение в отношениях между людьми и обществом. Этические нормы базируются на общих поведенческих правилах, которые были выработаны людьми в процессе их совместной жизнедеятельности.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

Этика деловых отношений

Определение 3

Этика деловых отношений – это прикладная научная отрасль, занимающаяся изучением факторов формирования и проявления в деловой сфере отдельных моральных критериев, норм и нравственных параметров в отношениях производителей и потребителей, служащих и руководства предприятия, торговцев и покупателей, компаний и общества, государства.

Сам вопрос о нравственной стороне организационной деятельности, связан с проблематикой выживания внутри конкуренции и коммерческого успеха с соблюдением всех морально-этических норм.

Один из значимых шагов в этом направлении – это принятая в 1994 году в Швейцарии, в городе Ко, Декларация Ко – «Принципы бизнеса». В данной Декларации была предпринята попытка объединения основ восточной и западной деловых культур. Инициаторы ее создания – руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

«Этические нормы поведения в современных организациях»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Главными принципами международного бизнеса были выделены:

  • ответственность бизнеса от блага акционеров до блага его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса;
  • бизнес-этика: от закона к доверию;
  • забота о природной среде;
  • отказ совершать противозаконные действия.
Читайте также:  Средний корпоративный бизнес это

Названные принципы определяли характер взаимоотношений мегасубъектов социальной и экономической общественных структур, то есть организаций, государств и общества в целом. Макроуровневый подход имеет особое значение для переходной экономики, когда идет перестройка всех основных институтов экономики. Если на макроуровне не соблюдаются этические принципы, то все усилия по решению частных этических проблем – бесполезны.

Основанные на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют свои отличительные особенности.

Этические нормы в деятельности организации

Работодателями уделяется большое внимание проблематике этики корпоративных и личностных взаимоотношений в процессе отбора персонала при приеме на работу, а также при непосредственном выполнении сотрудником его профессиональной роли. При этом профессиональная роль состоит не только из способностей выполнять должностные обязанности, но и навыков взаимоотношений с внешним окружением в ходе реализации зафиксированных профессиональных задач или функций для конкретной должности.

Этические нормы в организациях представляют ценности и этические правила, которые должны соблюдаться работниками организации при выполнении ими своих обязанностей. В правилах закреплены права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Этические правила, закрепленные в конкретной организации, должны быть приняты на общем коллективном собрании, чтобы работники воспринимали их как свои.

Правила могут крайне разница в зависимости от организации, часто они начинаются обращением руководителя к своим подчиненным. У принятых норм нет статуса нормативного правового акта, и за их нарушение не применяют юридические санкции и меры дисциплинарной ответственности.

Этикой трудовых отношений предполагается их оценка через такие понятия, как правильно-неправильно, справедливо-несправедливо, гуманно-негуманно, человечно-бесчеловечно, законно-незаконно, нарушает права – не нарушает прав и пр.

Использование этических норм и правил в корпоративных отношениях окружающие воспринимают благожелательно в любом случае, даже если у человека нет достаточно отработанных навыков применения правил этики. Эффект восприятия будет многократно усилен, если этичное поведение превратится в естественное и ненарочное. Это происходит в том случае, когда этические правила превращаются во внутреннюю психологическую потребность человека.

К общепринятым этическим принципам относят:

  • золотое правило менеджера – никогда в рамках служебного положения не допускать относительно своих подчиненных, руководства, клиентов и др., поступки, которые не хотел бы видеть по отношению к себе;
  • авансирование доверием – внутри коллектива создаются благоприятные условия для принятия решений и их реализации, когда каждый человек получает максимум доверия к своему потенциалу, квалификации и ответственности;
  • право на свободу служебного поведения, поступков и действий – предполагает свободу в рамках законодательства государства, а также в рамках, не выходящих за границу свободы других менеджеров или рядовых сотрудников;
  • справедливость владения или приобретения полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами разных типов, при определении сроков выполнения работ и пр.

Иными словами, соблюдение этики деловых отношений – это один из основных критериев при оценке профессионализма, как каждого отдельного сотрудника, так и целостной организации.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин