Деловая этика (также известная, как корпоративная этика) является одной из форм прикладной и профессиональной этики, которая рассматривает этические и моральные принципы или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде. Это касается всех аспектов ведения бизнеса и имеет отношение к поведению отдельных лиц и целых организаций. [1] Этические нормы исходят от физических лиц, заявлений организаций или от правовой системы. Нормы, ценности, этичной и неэтичной практики являются принципами, которыми руководствуется бизнес. Они помогают предприятиям поддерживать более тесную связь с заинтересованными сторонами. [2]
Деловая этика — это современные организационные стандарты, принципы, наборы ценностей и норм, которые регулируют действие и поведение человека в организации. Деловая этика имеет два аспекта: нормативная деловая этика или описательная деловая этика. Как корпоративная практика и карьерная специализация, эта область деятельности в основном нормативная. Академики, пытающиеся понять деловое поведение, используют описательные методы. Масштаб и количество вопросов деловой этики отражает взаимодействие максимизирующего прибыль поведения с не экономическими проблемами.
Этика бизнеса как профессия и призвание (RBEN)
Интерес к деловой этике резко возрос в 1980-х и 1990-х годах, как в крупных корпорациях, так и в академических кругах. Например, большинство крупных корпораций сегодня продвигают свою приверженность не экономическим ценностям под такими заголовками, как этические кодексы и уставы социальной ответственности.
Адам Смит сказал: «Люди одной и той же профессии редко встречаются вместе, даже для веселья и развлечения, но разговор заканчивается заговором против публики или какой-то выдумкой для поднятия цен». [3] Правительства используют законы и правила, для определения делового поведения в выгодных направлениях. Этика косвенно регулирует области и детали поведения, которые находятся вне контроля государства. Появление крупных корпораций с ограниченными отношениями и чувствительностью к сообществам, в которых они работают, ускорило развитие формальных этических режимов. [4]
Поддержание этического статуса является обязанностью руководителя предприятия. По мнению Журнала деловой этики «Управление этическим поведением является одной из наиболее распространенных и сложных проблем, с которыми сегодня сталкиваются бизнес-организации» [5]
Деловая этика отражает нормы каждого исторического периода. Со временем нормы развиваются, в результате чего принятое поведение становится нежелательным. Деловая этика и связанное с ней поведение также развивались. Бизнес был вовлечен в рабство, [6] [7] [8] колониализм, [9] [10] и холодную войну . [11]
Термин «деловая этика» широко использовался в Соединённых Штатах в начале 1970-х годов. К середине 1980-х годов не менее 500 курсов по деловой этике прошли 40 000 студентов, используя около двадцати учебников и не менее десяти учебников, при поддержке профессиональных обществ, центров и журналов по деловой этике. Общество деловой этики было основано в 1980 году. Европейские бизнес-школы приняли принципы деловой этики после 1987 года, начиная с Европейской сети деловой этики. [12] [13] [14] В 1982 году появились первые книги в этой области. [15] [16]
Этика бизнеса в системе профессиональной этики: понятие, категории, нормы
Фирмы начали поддерживать свой этический статус в конце 1980-х и начале 1990-х годов, возможно, в попытке дистанцироваться от деловых скандалов, таких как сбережения и кредитный кризис. К концу Холодной войны концепция деловой этики привлекла внимание академических кругов, средств массовой информации и деловых фирм. [13] [17] [18] Однако критика деловой практики подверглась критике за нарушение свободы предпринимателей, а критики были обвинены в поддержке коммунистов. [19] [20] Это затопило дискурс деловой этики как в СМИ, так и в научных кругах. [21] Инициатива оборонной промышленности по деловой этике и поведению (DII) была создана для поддержки корпоративной этики поведения. Эта эпоха положила начало вере и поддержке саморегулирования и свободной торговли, которые подняли торговые тарифы и барьеры и позволили предприятиям объединяться и расширяться в условиях глобальной атмосферы.
Источник: wiki2.org
Этика бизнеса
Как уже было сказано, этика бизнеса – один из разделов профессиональной этики.
Этика бизнеса представляет собойизучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед моральной личностью, занимающейся бизнесом.
Этика бизнеса как область знанийсформировалась в 70-е гг. ХХ века в США. Однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е гг., во время различных социальных потрясений.
Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций.
На формирование этики бизнеса существенное влияние оказала дискуссия американских экономистов (конец 60-х годов XX в.) Альберта Карра и Мильтона Фридмена, в которой отразились 2 основных подхода к вопросу этичности в бизнесе.
1.Альберт Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?», основная мысль которой заключалась в следующем: предпринимательство похоже на игру в покер. Ложь в одном и другом случае является неписанным правилом игры, а значит – перестаёт быть ложью.
Игра в покер основана на недоверии друг к другу, в основе её лежит доскональное знание правил, психологии партнёра, способность быстро реагировать на ситуацию, рисковать, быть выдержанным; это хитроумный обман, скрывающий подлинные намерения. Автор отмечает, что нельзя осуждать правила игры в сфере бизнеса из-за того, что понятия справедливости в ней расходятся с общепринятыми нравственными ценностями. Данный блеф не касается личной жизни бизнесмена. Но, если правилам блефа не научиться, то не сможешь сколотить состояния и успешно работать.
Статья вызвала противоречивые споры.
2.Вместе со статьёй Карра выходит монография лауреата Нобелевской премии в области экономики Милтона Фридмена. «Капитализм и свобода». По мнению автора, общество отвело предпринимательству роль «добывателя возможно большего количества денег», но методы добывания не должны означать вседозволенность (это гангстерский подход). В бизнесе исключается обман, принуждение, шантаж, надувательство. Бизнесмен должен вести честную, открытую борьбу без надувательства.
К началу 80-х гг. такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы.
Несмотря на все это пока еще очень трудно определить границы данной области знаний. Причинами этого можно назвать:
- отсутствие общей методологиив этой области (основные концепции этики бизнеса будут рассмотрены во втором вопросе данной темы);
- широко распространенный скептицизм и убежденность в том, что язык этики не является языком бизнеса, что большинство деловых людей проигнорируют любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе. Т.е. представление общества о бизнесе все еще выражается в формуле, которую можно назвать«Миф об аморальности в бизнесе».
- репортажи о скандалах и реакция публики на эти сообщения;
- формирование массовых движений: движение защитников окружающей среды и интересов потребителей (конзьюмеристов);
- тревога самого бизнеса, проявляющаяся на конференциях его представителей, в журналах и газетных статьях, в возникновении множества кодексов этического поведения и учебных программ по этике.
- изучение соответствия моральных норм деятельности целям деловой организации;
- регулирование взаимоотношений в сфере бизнеса;
- повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента;
- усвоение основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса;
- овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.
Источник: studfile.net
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(этика бизнеса) – совокупность «неписанных» (не узаконенных государственными институтами), но тем не менее имеющих определенную силу этических принципов, норм, правил, призванных регулировать (наряду с соответствующими нормами права) деловую жизнь, поведение субъектов хозяйствования на рынке, в сфере социально-экономических и трудовых отношений. Прежде всего речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых в цивилизованном обществе к его ценностным ориентациям, стилю работы, характеру делового общения (в том числе с наемными работниками), социальному облику в целом.
Поскольку предпринимательство имеет своей целью прибыль, то естественно, что «основным вопросом» Э.п. является определение этических отношений между прибылью (в том числе средствами, способами ее получения) и социальной ответственностью бизнеса (предпринимательства). Здесь существуют две крайние позиции: 1) бизнес не занимается и не должен заниматься ничем иным, кроме извлечения максимальной прибыли, и 2) бизнес должен забыть о всех мотивах приобретения и подсчета прибыли и посвятить себя просто служению обществу, благу потребителя.
Как свидетельствует опыт, истина лежит где-то посредине: в соответствии с нравственными обязательствами предприниматели и менеджеры должны стремиться к достижению и сохранению равновесия, баланса интересов бизнеса и общества (требований покупателей, наемных работников, поставщиков, кредиторов, а также акционеров). Прибыль необходима для платы за служение обществу, но прибыль не продержится долго, если будет неблагоприятная социальная ситуация.
Лучшие, преуспевающие компании многих стран исходят из того, что без доверия и доброжелательности потребителей и собственного персонала нельзя достичь долговременного успеха. В России в условиях становления рыночной экономики проблемы Э.п. приобретают особое значение.
Ведь рынок не только экономический механизм, но и сложный социокультурный феномен, предполагающий определенную культуру хозяйственного поведения, развитые трудовые и предпринимательские мотивы, деловую этику. Между тем, процессы рыночных преобразований в нашей стране сопровождаются многочисленными проявлениями, мягко говоря, не совсем этичного поведения отечественных бизнесменов (производство и поставки заведомо недоброкачественной продукции, недобросовестная реклама, обман клиентов, мошенничество и т.п.).
В декабре 1995 г. по инициативе общественного объединения предпринимательских союзов и организаций «Круглый стол бизнеса России» была предложен и опубликована «Хартия бизнеса России», которая должна стать своего рода кодексом этических основ поведения предпринимателей. Предусматривается, что, подписав хартию, предприниматели России и их общественные объединения примут на себя бессрочные обязательства воздерживаться от насилия или угрозы насилия как способа достижения собственных деловых целей или в интересах третьих лиц. Важнейшей нравственной нормой станет отказ от недобросовестных форм ведения деловых операций, а именно – от обмана и умышленного нанесения ущерба своему контрагенту, фальсификации качества товара или предоставляемой услуги, а также сообщения ложных сведений о себе, своей организации или своих партнерах. Подписавшие хартию дадут обещание не участвовать, не способствовать и не побуждать других к участию вкриминальных формах бизнеса, наносящих вред обществу или окружающей среде, а также в легализации доходов от указанных видов бизнеса и денежных средств, имеющих незаконное или сомнительное с точки зрения этики бизнеса происхождение. В документе подчеркивается, что в отношении участников хартии, нарушивших ее положения, будут применяться общественные санкции, вплоть до бойкота.
Лит.: Занятость, безработица, служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий. – М., 1996.
Источник: didacts.ru