Этика бизнеса как наука возникла в веке

Бизнес-этика как отдельное направление возникла на основе сочетания потребностей и интересов бизнеса и науки (прикладной этики) в XX ст. В 80 — 90-х pp. XX ст. бизнес-этика стала частью корпоративной культуры и приобрела всемирного масштаба. В последнее десятилетие появились международные центры по бизнес-этике. Бизнес-этика стала предметом преподавания в ведущих университетах, бизнес-школах.

В странах с развитой рыночной экономикой исследования относительно единства этики и бизнеса достигли определенного уровня. По мнению британского ученого Б.Шпегельммили ведущей страной в этом направлении исследования является США. С этики бизнеса в США читается более чем 500 курсов лекций в университетах, посвящено около 50 монографий, издается несколько газет («Газета по этике бизнеса», «Бизнес и профессиональная этика»). Компьютерный каталог Калифорнийского университета насчитывает более 340 названий книг и статей, посвященных этой проблеме.

В Европе первая кафедра этики была открыта в 1985 г. в Нидерландах.
Этика бизнеса — это правила, нормы, регулирующие отношения субъектов бизнеса.
Можно выделить три уровня этических правил, что существуют в современном бизнесе:

Этика в цифровую эпоху — Игорь Чубаров / ПостНаука

Нормативные принципы, зафиксированные в общечеловеческих этических нормах (не укради, не убей, не давай ложных показаний), которые, обычно, основываютя на системе религиозных убеждений, несоблюдение которых приводит к психологическому дискомфорту.

Профессиональные правила определенного региона.
Корпоративные нормы группового поведения на уровне фирмы, организации.

«Бизнес» — одно из понятий, которое характеризует феномен западного общества, определенное общечеловеческое достижение, результат социальной эволюции.

Практика бизнес-этики подтверждает ее жизнеспособность, она реально применяется в бизнес-организациях, способствует реализации научного потенциала ученых в сфере гуманитарных наук.

В зарубежной науке на сегодня сложилась определенная концепция относительно определения взаимодействия бизнеса и этики.

В исследованиях проблемы «бизнес и этика» прослеживается некая историческая логика, что соединила вместе все приметы современного цивилизованного социума — бизнес, науку, общество — логика, которая и определила отношение бизнеса со всеми его составляющими к морали.

Отправным пунктом является вопрос моральный бизнес вообще? Этот вопрос долгое время был дискуссионным. Например Ш.Бодлер считал коммерцию сатанинской делом, наиболее подлой и нищею формой эгоизма.

Между прочим, этика бизнеса является одной из многих (среди институционализированных человеческих деятельностей) «профессиональных этик», интересных исключительно тем, что каждая из них выявляет профессиональные ситуации, в которых возникают моральные проблемы. Таким образом, если такие проблематичные, в моральном отношении, ситуации существуют вообще, то в отношении каждой профессиональной деятельности можно поставить вопрос: моральная данная профессия? Бизнес (предпринимательство) не является исключением.

8.2 Мораль и нравственность — Философия для бакалавров

На основе вышеприведенного, вопрос «моральный бизнес» можно трактовать как, «вообще моральное общество», поскольку, если признано, что в предпринимательстве существует возможность игнорировать мораль, то и общество не всегда и не во всех своих проявлениях нравственное, вследствие этого этика бизнеса — это, по сути, «этика общества».

Канадский профессор Д.Брейбрук считает, что «именно теоретическое объяснение спорных проблемных ситуаций, строится на общих принципах классической этики, способно внести ясность и логику в систему мотивации бизнесмена, определить конкретную линию его поведения». И далее «Бизнес, подобно государству, семье и историческим осуществлением христианства, слишком многогранен, чтобы возможно было судить о нем с простых позиций добра и зла». А.Ф.Найт, еще в 1935 p., говоря об этике конкуренции, доказал, что общественная жизнь слишком сложна, для того, чтобы можно было безапелляционно говорить об абсолютном преимуществе одних способов организации общества и абсолютной недопустимости других.

Выявление разницы приоритетов, целей и восприятия результатов — это лишь различные пути реализации общих принципов. Однако, если бизнесмены в состоянии поставить себя на место общественных активистов, то поставить себя на место бизнесменов, не зная предпринимательской деятельности, и предварительно считая ее безнравственной, невозможно. Когда Сократ спросил своего собеседника, что означает благочесна поведение, то с наивной уверенностью ответил, что это означает делать так, как он делает. И некоторые из наиболее энергичных общественных активистов очень напоминают этого сократовского собеседника.

Формирование деловой этики в нашей стране началось во второй половине XVIII в., когда произошло разделение городского населения на купцов и мещан. Купцы, освобождены от налогов и рекрутской повинности, уже не были беззащитными. Хотя еще долгое время слово «купец», «купчисько» имело презрительный оттенок. Однако этот «купчисько» овладел законами рынка, перенимая западные образцы поведения.

Чертами успешного предпринимателя в то время считались: знания и опыт, предусмотрительность и осторожность, бережливость, верность слову. Эти черты свидетельствовали о прочную репутацию купца. Ценилось также умение вести бухгалтерские счета, уважалось знания права и иностранных языков.

В произведениях самих купцов второй половины XVIII века. описывался новый тип идеального предпринимателя, который обеспечивает процветание дела благодаря своей порядочности, доброй удачи и требованиям к себе.

Нельзя сказать, что образ «совершенного купца» стал для большинства объектом для подражания. Деловые люди могли обманывать, нарушать соглашения, получать прибыль нечестным способом.

В становлении деловой этики большую роль сыграла религия: протестантская — в европейских странах, СЕЛА; православная — в Украине, России, других странах СНГ.

В классической работе немецкого социолога-экономиста М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» отмечается, что «идеальный тип капиталистического предпринимателя отличается тем, что ему «не присуща» показательная роскошь и марнотрацтво .

Купцы, которые представляли христианскую течение, как подчеркивает современный российский исследователь П. Бурышкин, рассматривали свою деятельность не только и не столько как источник наживы, а прежде всего как выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом и судьбой .

Весомую роль в формировании деловой этики играет также отношение общества к богатству, состоятельного человека, собственности. На Западе собственность считалась результатом деятельности человека, его изобретательности, деловитости. У нас же состоятельных людей не очень жаловали.

Человек, которая разбогатела, воспринималась как нечестная или не очень порядочный. (Следует отметить, что и сегодня эта мысль сохраняется в общественном сознании). Объяснение такого отношения была связь предпринимателей с властью, их зависимость от представителей властных структур. Соперничество за выгодного государственного заказа, льготный кредит подталкивало к надувательство и нечестных действий.

Вмешательство правительства в сферу бизнеса стало одной из причин того, что в течение многих лет не были сформированы этические кодексы поведения в общепринятом понимании этого слова.

Нельзя не учитывать и то, что в конце XIX — нач. XX ст. предпринимательская деятельность пополнилась многими представителями различных социальных групп, которые иногда не имели представления о традиционной морали. «Биржевые зайцы», разбогатевших на спекуляциях с ценными бумагами, полупрозрачные, без деловых способностей, но с родственными связями помещики — все сопротивляться развитию деловой морали.

Однако в начале XX века. в предпринимательской среде постепенно начали формироваться другие ценностные ориентации, формы отношений между предпринимателями и властью, нашли свое воплощение в деятельности многочисленных организаций. Об их влиянии на хозяйственную жизнь указывает тот факт, что представители этих организаций приглашались как равноправные партнеры в правительственные органы. Предприниматели принимали участие в разработке программ, эффективно отстаивали собственные интересы. Именно в начале XX века. предприниматели определяют принципы ведения дел, основой которых являются этические принципы:

Уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему слову, живи по средствам, будь целеустремленным, уважай власть.

Несколько веков мировое предпринимательское сообщество шло к слиянию в единое двух основополагающих основ бизнеса — нравственности и успеха. Много в этом направлении сделали американские предприниматели. Этика стала фундаментом бизнеса. Высокие этические стандарты — основой успеха. Эта доктрина была принята американскими бизнесменами.

Она была призвана умерить «жажду наживы», сбалансировать оценочные суждения в условиях поляризации богатства.

В то же время права человека, в том числе и права потребителей, и необходимость защиты окружающей среды больше не могли игнорироваться компаниями не только через риск применения санкций к ним, но и через угрозу потери доверия. Беспокоясь о своем имидже, национальные компании объединяются в ассоциации, которые все больше начинают руководствоваться этическими принципами. Создаются международные организации, которые внедряют принципы бизнес-этики.

Самыми известными мировыми организациями являются: Международное общество экономики и этики (International Society of Economics and Ethics), Институт социальной и этической ответственности (Institute of Social and Ethical Account Ability), Сеть социальных предприятий (Social Ventures Network).

До известных европейских организаций принадлежит Европейская этическая сеть (European Ethics Network), Европейская сеть бизнес-этики (European Business Ethics Network EBEW).

В сентябре 2000 p. Европейская сеть бизнес-этики провела свою 13-ю ежегодную конференцию в Кембридже (Великобритания) под названием: «Этика: лидерство и ответственность», собрав известных представителей бизнеса, общественных организаций, специалистов бизнес-школ.

Итак, с точки зрения морали бизнес — лишь модель, слепок общественных отношений. Нравственные проблемы в нем не сложнее и не проще, чем в обществе в целом. Такой вывод тем более является правильным, поскольку сторонники положения о первоначальной безнравственность предпринимательства обосновывают этот вердикт, ссылаясь на то, что бизнес якобы институционализированный человеческий эгоизм, поскольку его основной причиной является личный эгоизм. В таком случае и общество в целом аморально, так как и в нем присутствует личный интерес. Эгоистическое начало, присущее человеку, никуда не исчезает, наоборот, как свидетельствует история, социальный прогресс связан с совершенством именно демократических форм правления, а те как раз пробуждают, активизируют личный интерес в человеке как катализатора общественного развития.

И наоборот, социальной катастрофы испытывают те общества, в которых личный интерес отсутствует и полностью регламентируется «сверху» государством.

Таким образом, за понятиями «социальный прогресс», «демократическая форма власти», «личный интерес», «бизнес» — стоит определенный, исторически сложившийся механизм социальной эволюции, а именно: демократическая власть превращает личный интерес в рычаг социальной динамики — социальные инициативы, как их называют социологи. И если бизнес, по общему определению, активизирует (и очень сильно) интерес, то он тем самым является средством формирования социальных инициатив, то есть средством развития и укрепления демократии.

Читайте также:  Когда черепаха тортилла окончательно устала от бизнеса дуремара ответ

Итак, бизнес органически связан с демократией, поскольку является одним из средств, что способствует социальной деятельности. Бизнес не только экономическая или политическая, но и философская категория, условие осуществления социальных инициатив.

Общество исторически стремится к демократии и бизнеса, рыночная экономика является необходимым компонентом для реализации этой цели. Сама же цель вполне связана с моралью, поскольку ценности демократии, которые определяют приоритетными естественные права человека в отношении государства, и политический коррелят моральных ценностей.

Следовательно, можно сделать вывод: во-первых, общественное развитие теологический, а его «цель» — моральный прогресс; во-вторых, бизнес как социально-философская категория способствует нравственному прогрессу общества.

Проблемы бизнес-этики с точки зрения организации подразделяются на внутренние проблемы и проблемы, характерные для всей бизнес-среды.

Среди внутренних проблем следует выделить нечестность на рабочем месте, злоупотребление алкоголем, кражи, конфликты интересов, несправедливость со стороны управленческого персонала, разглашение тайн, подкуп и тому подобное.

Этическими проблемами, характерными для всего бизнес-среды, считаются: нарушение правил экологической безопасности, злоупотребления в финансовых расчетах, при найме работников, надувательство потребителей.

В современных условиях, когда отходит «золотая эра» невероятных прибылей, возникает необходимость в установлении формальных и неформальных правил игры в отечественном бизнесе. Основой этих правил являются моральные нормы, которые всегда ценились и ценятся сейчас, поскольку они помогают прогнозировать модели поведения деловых партнеров, лучше планировать деятельность фирм, организаций.
В сентябре 2000 p. Европейская сеть бизнес-этики провела свою 13-ю ежегодную конференцию в Кембридже (Великобритания) под названием: «Этика: лидерство и ответственность», собрав известных представителей бизнеса, общественных организаций, специалистов бизнес-школ.

Источник: ethicis.blogspot.com

Система этического знания: теоретическая и нормативная этика.

7. Считали, что в основе добродетели лежит гармония между разумом и эмоциями:

Основные понятия этики (этика, мораль, нравственность)

ПК-8 — способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

8. Понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, — это.

в- моральные стремления
в-моральные законы
в+ моральные догмы

в- моральные идеалы

ПК-8

9. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя:

в — моральные нормы

в — причинно-следственную связь

в+ последствие поступка

10. К моральным санкциям относятся:

в — государственное принуждение

в — юридические санкции

в+ моральное поощрение

в – физическое принуждение

11. Моральные принципы охватывают…

в — только юристов

в -только тех людей, которые согласны с такими принципами
в -только духовенство

Раздел 2 Часть А

Профессиональная этика и профессиональная мораль.

ОК-5 — способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять служебный и гражданский долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета

Место и роль профессиональной этики в общей системе.

1. Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, задающих людям ориентиры их поведения и действий…
в — правила внутреннего распорядка
в + корпоративная культура
в — должностные обязанности
в — кодекс чести

2. Фундаментальные принципы административной этики:
в+ гуманизм
в+ законность

3. Этика бизнеса как наука возникает в …
в — конце XIX века
в — конце ХХ века
в+ середине ХХ века

В – начале XXI века

4. Предметом профессиональной этики выступают:

в — качества личности

в+ нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности

в+ взаимоотношения коллектива организации с обществом;

в+ взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

в+ цели и методы профессионального обучения и воспитания

5. Обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

в + определение целей и мотивов трудовой деятельности

в+ выявление нормативов и средств реализации намеченной цели

в+ оценку результатов труда и их общественную значимость

в – оценку личных достоинств человека

6. Профессиональная этика изучает:

в+ отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности

в+ нравственные качества личности специалиста

в+ особенности профессионального воспитания

в — базовые понятия этики ОК-

7. Виды профессиональной этики:

в – семейных отношений

8. Этикет предпринимательской деятельности предполагает, прежде всего:

в+ уважение партнеров по бизнесу

9. Этика профессиональной деятельности (профессиональная этика), как раздел общей этики, изучающий профессиональную мораль специалистов, получила научное и общественное признание с….

в+ середины ХХ века

в — конца XIX века

в — начала XX века

в — начала XXI века

10. Исследования в области профессиональной этики активно проводятся в нашей стране и за рубежом в основном с…

в+ середины 60-х годов ХХ века

в — начала XX века

в — конца XX века

в — середины 20-х годов XX века

Раздел 3 Часть А

Этика рекламы

ПК-8 — способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав

Понятие трудовой этики.

1. Предметом профессиональной этики выступают:

в+ качества личности специалиста

в + нравственные взаимоотношения специалистов

в + взаимоотношения коллектива организации с обществом

в – качества личности

2. Особенности профессиональной этики:

в — действует только в области профессиональных отношений

в+ мораль в сфере труда может иметь социальный характер

в+ нарушение трудовой этики несет за собой нравственных отношений

в – к работникам некоторых профессий предъявляются повышенные требования

3 Когда речь заходит о трудовой этике, обычно приходится оперировать следующими понятиями:

в +права и обязанности

ПК-22 — способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы

4. Требования к этике рекламной деятельности:

в + к ненадлежащей следует относить такую рекламу, которая

в + способна ввести потребителей в заблуждение

в + содержит дополнительную информацию

в — посягает на общественные интересы

5. Основные этические положения, которых должен придерживаться специалист по связям с общественностью:

в + уважать и соблюдать свободу слова и печати

в – не затрагивать острых тем

в +соблюдать интересы и потребности общества в получении достоверной и объективной информации

в + признавать и уважать правила и профессиональные стандарты деятельности СМИ

6. Принципы взаимоотношений PR-специалиста с клиентом, нанимателем, работодателем:

в + личная и профессиональная честность

в + поддержание честных отношений с клиентами и служащими

в + неучастие в деяниях, нарушающих законодательство

в – выполнение моральных требований

7. Первым органом саморегулирования рекламы в современной России стал Общественный совет по рекламе. Основные цели совета заключались в следующем:

в + организация взаимодействия между субъектами рекламного рынка

в +разработка мер по построению механизмов саморегулирования

в +создание правовых условий для увязки интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы

в + содействие подготовке кадров для рекламного бизнеса

в — проведение государственной экспертизы рекламной продукции

8. Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

в + «брать деньги».

в + «давать деньги».

в + «Звездная болезнь»

в — «возвращение деньги»

9.Какие из перечисленных чувств следует отнести к моральным…

10. Этичность или ответственность предприятия трактуется как качество его поведения, соответствующее уровням корпоративной идентичности:

в+ надлежащее управление рисками,

в +соблюдение законов и норм,

в+ укрепление репутации,

в — содействие развитию сообщества

11. Невербальное поведение личности:

в + создает образ партнера по общению

в+ выражает взаимоотношения партнеров по общению

в+ является индикатором актуальных психических состояний личности

в — ослабляет эмоциональную насыщенность сказанного

12. К важнейшим организационным принципам речевой коммуникации (общения) относят:принципы:

в + предпочтительной структуры

13. Установите последовательность этапов общения:

1. установление контакта с участниками общения

2. ориентация в ситуации

3. обсуждение вопроса и принятие решения

4. выход из контакта

14. Формы делового общения:

ПК-8 — способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав

Понятие этики бизнеса

15. В едином процессе общения выделяют … стороны…

в — сколько угодно сторон

16. Деловое общение реализуется в следующих основных формах:

в + деловое поведение

в + деловые переговоры

в + телефонные переговоры

в — персональное общение

17. Служебный или корпоративный этикет:
в – создает идеальный микроклимат

в + содействует решению производственных вопросов предприятия
в + формирует морально-психологический климат в коллективе
в + создает благоприятную социальную атмосферу

Раздел 4 Часть А

Служебный этикет.

Деловой этикет.

ОК-8 — способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния;

1. Контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное техническими средствами общение собеседников- это…
в — получение факса

в + телефонный разговор
в- деловая переписка
в –переговоры

2. Каноничные правила представления:
в + младшие по возрасту представляются старшим
в — лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким
в — женщина первая представляется мужчине
в + мужчина первым представляется женщине

3. Этика бизнеса как наука возникает в …
в — конце XIX века
в — конце ХХ века
в + середине ХХ века
в — период формирования буржуазных отношений

Читайте также:  Частный архив как бизнес

4. Главные свойства имиджа:

5. Основных заповедей делового этикета:

в — делайте всё вовремя.

в — никогда никому не пересказывайте того

в — будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

в -. думайте о других, а не только о себе

6. Главные функции этикета:

7. Этикет зависит:

в+ от типа производственных отношений;

в+ от уровня развития материального производства.

в – от уровня развития культуры

в – от характера производственных отношений

8. Традиционно выделяют следующие виды этикета:

в + придворный этикет

в + дипломатический этикет.

в + воинский этикет.

в – личный этикет

9. Современный этикет базируется на принципах:

в + эстетической привлекательности,

в – массовой культуры

10. В этикете вежливость имеет следующие разновидности:

11. Официальная вежливость, умение держать себя в конфликтной ситуации… называется…

ПК-13 — способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

12. Правила делового этикета необходимо соблюдать, так как они:

в + способствуют формированию положительного имиджа

в + благоприятствуют успешному ведению переговоров, деловых встреч

в + подстраховка в случае форс-мажора, неловких моментов

в — дают возможность достижения целей.

13. Основы делового этикета – общие принципы культуры поведения в корпоративной среде:

14. Правилами делового этикета предусмотрены следующие рабочие моменты:

в + письменная речь

15. Перед тем, как совершить деловой телефонный звонок, надо:

в+ морально настроиться на деловую беседу

в+ для себя чётко сформулировать цель предстоящих деловых переговоров

в+ спланировать ход деловой беседы, записав все интересующие Вас вопросы на бумаге

в — не абстрагироваться от личных переживаний и негативных эмоций

16. Психологи утверждают, что при общении мы транслируем с помощью невербальных средств …

Искусство общения.

17. Каждая ошибка в общении, ошибка в коммуникации с другими людьми, снижает эту скорость на…

в — 10 процентов

в — 20 процентов

в — 15 процентов

18. К ошибкам в общении относят:
в+ угрозы и запугивание

19. В процессе общения с подчиненными руководитель:

в+ заинтересовывает их в творческом сотрудничестве

в +способствует формированию в коллективе психологического настроя

в+ способствует привлечению персонала к активному участию в управлении

в – интересуется подробностями частной жизни подчиненных.

20. Значимость искусства общения руководителя с подчиненными с очевидностью возрастает:

в+ по мере усиления «человеческого фактора»,

в+ ужесточения требований к работникам аппарата управления,

в+ расширения потребности в принятии нестандартных решений в условиях недостаточности информации,

в+ повышения ответственности каждого за исполнение возложенных на него функций

Раздел 1 Часть А

Система этического знания: теоретическая и нормативная этика.

Источник: cyberpedia.su

Этика бизнеса как наука возникла в веке

2. История возникновения деловой этики за рубежом

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах (3, стр. 89).

С одной стороны, этика — это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.

Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения (3, стр.90).

1. История экономической этики

Историю развитию делового этикета и его трансформацию с течением времени можно проследить по памятникам литературы и культуры. Знание истории делового этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом и зачастую первоначально имели совсем другой смысл. Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.

Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее (2, стр.34).

Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и обширными дипломатическими связями, и Шумерского царства с его многочисленными записями на глиняных табличках, в которых фиксировались все более-менее значимые события, включая передачу предметов, необходимых для храмового обмена, или процедуры вручения даров, предназначавшиеся божеству.

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни». В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В памятнике древнескандинавской литературы «Эдда» также повествуется подробно о правилах поведения за столом. Например, для произнесения тостов был детально разработан деловой этикет, и нарушение этих правил вело к штрафу. У скандинавов мы заимствовали также правило предоставлять почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Первый письменный дипломатический договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым материальным воплощением дипломатического протокола и этикета. И неслучайно, что первые проявления регламентированных отношений появлялись в наиболее важных — «горячих точках» человеческих взаимоотношений. Говоря в целом об истории развития делового этикета, необходимо упомянуть древних греков, которые, придавая большое значение межгосударственным отношениям, в дальнейшем в большой степени развили дипломатический этикет, насытив его огромным количеством сложных ритуалов (2, стр. 36-38).

Экономическая этика является особым проявлением профессиональной этики. Проблемам экономической этики в настоящее время уделяется много внимания, хотя трактуется она неоднозначно. Часто наряду с понятием “экономическая этика” как идентичные употребляют понятия “деловая этика”, “этика бизнеса”, “предпринимательская этика”, “этика рынка” и др.

Большинство современных исследований по этике бизнеса внеисторичны. Помимо обязательных ссылок на Канта и Милля, в них обычно трудно найти обсуждение концепций и идей, сформировавшихся ранее. Экономическая этика — наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях “Этика”, “Никомахова этика” и “Политика”. В этих произведениях Аристотель аргументирует три основных принципа: частная собственность, примат двух главных производственных отраслей — сельского хозяйства и промышленности, субподчиненность торговли, ростовщичества и денег по отношению к производственным отраслям.

Аристотель не отделял экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Возникновение капитализма в Европе 16-го века было тесно связано с протестантской Реформацией.

Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической теологией, утверждавшей, что “делание денег” подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей (1, стр.12).

Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи различали разные типы экономической активности. Они рассматривали производства продукта для продажи как подлежащие меньшему этическому осуждению, чем, например, торговля продуктами или выдача займом.

Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что бизнесмен может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры.

Читайте также:  Когда лучшее время для начала бизнеса

Светский вариант протестантской этики ныне возрожден основной частью представителей бизнеса. Доклады по этике бизнеса, подготовленные такими организациями, как “Круглый стол бизнеса”, “Тач Росс” и другие утверждают, что хорошая этика означает хороший бизнес. В них заявляется, что можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что даже моральная добродетель необходима для успеха.

Идея о том, что успешные бизнесмены могут быть хорошими людьми, составила важное измерение сложившейся при капитализме моральной ситуации. Второе измерение включало новое понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом. До капитализма, в сущности, вся прибыль рассматривалась как результат спекуляции. Соответственно и получение прибыли морально осуждалось. Капитализм обеспечил моральную правомочность “делания денег”.

2. История возникновения деловой этики за рубежом

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям.

Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе — (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни (1, стр. 1-3).

Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной этической культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина, труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначением человека. Цель труда — не искупление греха и не спасение от греха праздности, а приобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление к прибыли.

Переосмысление роли труда наряду с установкой на максимальную прибыль, финансовый успех привели и к новой оценке роли собственности и богатства в жизни человека. В протестантской этике собственность важна как основа и фундамент свободы личности.

Такое понимание связи свободы, независимости, самостоятельности личности с богатством привело к формулированию одного из фундаментальных принципов современного буржуазного общества: принципа неприкосновенности частной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, динамичного развития общественного производства. Ценными качествами стали признаваться индивидуальная инициатива, способность к разумному риску, готовность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия. На первое место среди принципов ведения бизнеса вышли строгое соблюдение всех договоренностей с партнером, высокое качество работы.

Низкое качество и несоблюдение договоренностей, в конечном счете, способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание, прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом. Однако частная собственность обеспечивает этот эффект не автоматически, а лишь в условиях правового государства, в котором закон жестко соблюдается и при этом не может быть произволом властвующей группы. Только при законодательной поддержке этические нормы начинают играть роль единых для всех ограничителей.

На первых этапах развития капитализма доминирующая установка на деловой успех и стремление к прибыли вызвали жестокую эксплуатацию наемного труда. Соответственно получили развитие теории, нацеленные на примирение моральных принципов со стремлением к максимальной выгоде. Вершиной в разработке таких воззрений стала теория М. Фридмана, согласно которой закон автоматически считается институционализированным выражением моральных норм, следовательно, в бизнесе морально оправданы любые действия, если они не противоречат закону (соображения честности, нравственности и справедливости не должны влиять на принятие решения). Эта позиция получила название «этики laissez-faire».

В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.

Следующим переломным моментом стал кризис 1929-1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых принципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)

Наконец, последний существенный переворот в этике бизнеса был вызван современной НТР и созданной ею экологической угрозой. Современная цивилизация находится на таком этапе, когда необходимо развивать и усиливать эффективность хозяйственной деятельности, отказавшись в то же время от установки на извлечение максимальной финансовой выгоды. Существенно изменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Основная черта этих изменений — рост социальной ответственности бизнеса. К нему сейчас предъявляются такие требования, как обеспечение занятости, охрана здоровья, устранение дискриминации, охрана окружающей среды, и т.п.

В сфере отношений фирмы и общества на смену традиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаются следующие принципы, носящие по существу этический характер (5, стр.54-56):

· объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности;

· бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своих операциях;

· в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы;

· учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений;

· потребитель должен оплачивать все затраты на производство продукции, оказание услуг и т.п., включая социальные расходы.

Наиболее ярко эти принципы проявляются в сфере маркетинга, поскольку через систему маркетинговых мероприятий происходит взаимодействие фирмы с ее контрагентами, с конкурентной средой, с целевыми потребителями и обществом в целом. В той части, в которой маркетинговые мероприятия касаются разработки товара, велика социальная ответственность с точки зрения его пользы (или вреда) для человека.

В той части, которая связана с организацией сбыта и рекламой, наиболее тесной является связь с общественным мнением и, следовательно, наиболее тщателен контроль со стороны общества (общественных организаций). В сфере маркетинговых исследований чрезвычайно важно не переступить грань, за которой получение маркетинговой информации, необходимой фирме, перерастает во вмешательство в частную жизнь и нарушение соответствующих прав человека. Поэтому менеджеры, ответственные за маркетинг, в наиболее явном виде сталкиваются в своей профессиональной деятельности с этическими проблемами. Стремление учесть этическую сторону бизнеса нашло свое выражение в концепции общественного маркетинга, предложенной Ф. Котлером (Котлер, 1992). Эта концепция провозглашает целью предприятия не просто удовлетворение потребностей покупателей, а непритворную заботу об их благополучии и долгосрочном благополучии общества в целом.

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. Без соблюдения определенных норм или регламента невозможно строить политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенные обязательства.

Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.

Некоторые этикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.

Список литературы

1. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса . — М.: АРМАДА, 1998. — 511 с.

2. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. — Петрозаводск, 1996.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1993. — 702 с.

4. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. — М., 1992. — 432 с.

5. Разин А.В. Этика: история и теория — М.: Академический проект, 2002

6. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Этика — М.: Гардарики, 2005

7. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.

8. Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М.: Мысль, 1968.

9. Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса . — М., 1994.

10. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. «Инфра-М», Москва, 1995.

11. Этика бизнеса: Межкультурные аспекты. Отв.ред. Лобанов А.А. М., 1992.

12. Этика бизнеса: Международные аспекты. Отв.ред. Лобанов А.А. М., 1996.

13. Этика бизнеса. (К определению предмета). РАН ИНИОН. М., 1994.

14. Этика. Вводный курс. // Под общ. редакцией И.Н. Сиренко. — М.: Серебряные нити, 2006

Теги: История экономической этики Контрольная работа Этика, эстетика

Источник: dodiplom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин