Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
Бизнес.
В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в России представляет собой сложный и трудный процесс, сопровождающийся многочисленными проблемами, встречающимися на его пути. Однако, это не должно быть самоцелью. Государство, являясь социальным, в первую очередь должно определить, что оно хочет от малого бизнеса и зачем он нужен в социальном плане. Думается, ответ должен быть очевиден — для борьбы с бедностью.
Сегодня большинство предприятий слабо готовы к работе в новых условиях. Предприятия самостоятельно должны изыскивать материальные и денежные ресурсы на рынках, через которые распределяется подавляющая часть общественного продукта, как в натурально-вещевой, так и стоимостной формах. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства.
В соответствии с законами, принятыми в Российской Федерации, определены общие экономические, социальные и правовые основы создания предприятий в условиях существования двух видов собственности — государственной и частной, установлены организационно-правовые формы. С развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Ситуация, в которую попадает, новоиспеченный предприниматель несколько необычна и непривычна, ему еще предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного хозяйственника. Рынок — есть, прежде всего, экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.
Развитие экономики России требует более серьезных и глубоких преобразований в различных областях бизнеса. Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Среди множества проблем самыми распространенными является частые изменения в законодательной базе, отсутствие информации о законодательной базе, высокие банковские проценты, отсутствие страхования предпринимательских рисков. Однако стоит отметить, что «отсутствие информации о законодательной базе», можно объяснить, с одной стороны, неумением значительной части предпринимателей работать с информационной системой, с другой — несовершенством и запаздыванием ввода в нее оперативной информации со стороны государственных органов.
Если оценивать обратную связь между предпринимателями и органами поддержки развития малого бизнеса, то настораживает низкий уровень обращения предпринимателей в органы государственной власти по экономическим и правовым вопросам на стадии принятия решения об открытии бизнеса.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы [5].
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес — непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Источник: vuzlit.com
Факторы отрицательно влияющие на развитие малого бизнеса
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней — это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней — выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9]
Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.
Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление сегментации крупных малоэффективных производств и создания на их базе малых предприятий.
В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.
В целом в настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди 150 административных барьеров — привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных — более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США — всего 5%.
Таблица 1 — Количество предприятий малого бизнеса по состоянию на 01.02.2007 г.
из них активные, единиц
численность занятых человек
В региональном разрезе наибольшее количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса на 1 января 2007 года приходится на Южно-Казахстанскую область — 127774 (или 15 % от общего количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса). [10]
Из общего числа действующих субъектов малого предпринимательства 639185 единиц, наибольший удельный вес занимает Южно-Казахстанская область — 106338 единиц, что составляет 16,7 %, Алматинская область — 88805 (11 %), действующие — 71241 единиц (11 %) и г. Алматы — 111232 (13 %), действующие — 74582 единиц (11,7%). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Кызылординской области — 23373 (3 %) и Атырауской — 30421 (4 %) областях (таблица 2).[10]
Для определения путей развития предпринимательства в Карагандинской области, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 597 от 7 мая 2001г. «О государственной Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы», Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», Постановлением Правительства Республики Казахстан № 903 от 05.09.2003г. «О плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы», разработана Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Карагандинской области.
Программа направлена на совершенствование государственной поддержки на местном уровне и создание благоприятных правовых и экономических условий для дальнейшего развития малого предпринимательства в Карагандинской области.
По состоянию на 1 января 2005 года в области было зарегистрировано свыше 35 тыс. субъектов малого предпринимательства, или в 1,8 раза увеличилось к уровню 1999 года. В сфере малого бизнеса занято 155,6 тыс. человек, что составляет 20,1% от экономически активного населения. На протяжении последних 3-х лет Карагандинская область занимает лидирующую позицию по численности занятых в предпринимательстве, уступая лишь Алматинской и Восточно-Казахстанской областям. [10]
Объем произведенной СМП продукции вырос по сравнению с 1999 годом в 2,1 раза и составил 61,2 млрд. тенге в 2004 году. В целом за последние годы отраслевая структура малого предпринимательства практически не изменилась. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной, чем производственная.
В то же время следует отметить, что за последние 6 лет наблюдается процесс переориентации с торгово-посреднической деятельности в производственный сектор. Этому способствовала работа по созданию сопутствующих производств вокруг крупных промышленных предприятий и реализация программы импортозамещения. Сегодня вокруг крупных предприятий функционирует 27 сопутствующих производств малого бизнеса. Начиная с 2001 года, количество предприятий, участвующих в программе импортозамещения, увеличилось с 32 до 98, при этом только в 2004 году заключено договоров-поставок на сумму 7 млрд. тенге.
Большую роль в становлении и развитии предпринимательства сыграла финансово-кредитная поддержка со стороны финансовых структур и органов местной исполнительной власти. Если в 1999 году субъектам малого бизнеса было выдано кредитов на сумму 1,5 млрд. тенге, то в 2004 году их объем превысил 32 млрд. тенге.
Сегодня можно констатировать, что малый бизнес стал действующей силой в решении экономических, социальных и политических вопросов. Предпринимательство решает проблемы занятости, повышает уровень и качество жизни людей. Начиная с 2000 года в сфере малого бизнеса создано свыше 80 тысяч новых рабочих мест. Субъекты малого предпринимательства участвуют в реализации областных программ: “В каждой семье один работающий”, “Нет безработной молодежи”, “Возрождение Аула”.
Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
— Отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.
— Противоречивость законодательных и нормативных актов.
— Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма).
— Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга.
— Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность.
— Бюрократизм, коррупция, вымогательство.
— Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
— Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.
— Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.
— Низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.
Принятые в последнее время усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.
В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов, что привело к тому, что по г.Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.
В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.[12]
Источник: studbooks.net
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
В статье рассмотрены риски, которым подвергаются малые предприятия на протяжении всего их существования. Проанализированы особенности каждого риска, оказывающего влияние на деятельность организаций. Значительное внимание уделяется факторам, которые сдерживают развитие малого бизнеса. Выделяются ключевые методы, помогающие малым предприятиям обнаружить риски.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Его развитие необходимо для решения задач, касающихся социально-экономической сферы общества. Поэтому очень важно поддерживать работу субъектов малого бизнеса путем снижения рисков.
The article examines the risks that small businesses are exposed to throughout their existence. The features of each risk that affects the activities of organizations are analyzed. Considerable attention is paid to the factors that hinder the development of small businesses. There are several key strategies that can help small businesses to detect the risks.
Small business is an integral part of the modern market economy. Its development is necessary to solve problems related to the socio-economic sphere of society. Therefore, it is very important to support the work of small businesses by reducing risks.
Ключевые слова: риски, малые предприятия, бизнес, влияние рисков, факторы риска.
Keywords : risks, small businesses, business, impact of risks, risk factors.
Развитие всякой экономической системы неразделимо связано с развитием предпринимательской деятельности. Предпринимательство в рыночной экономике занимает ключевую роль, его состояние способно показывать, насколько проводимые экономические реформы успешны и эффективны. Наиболее важной функцией предпринимателей является обеспечение соединения всех факторов производства, которое является сложным управленческим процессом.
Предприниматели осуществляют деятельность, ставят цели и принимают важные решения под воздействием множества факторов. Для того, чтобы предпринимательская среда была приемлема для ведения бизнеса, должны существовать следующие необходимые условия:
1. Свобода экономической деятельности, гарантированная законодательством;
2. Возможность проявления предпринимательской деятельности как новаторства, позволяющего достичь конкретные цели в определенных условиях. [3]
Малый бизнес является важнейшим сектором сферы народного хозяйства, поскольку он определяет темпы экономического роста, структуру валового национального продукта и занятость населения. Малое предпринимательство значительно влияет на социально-экономическое положение России. Развитие данного бизнеса благоприятствует образованию гибкой экономики, в которой присутствует взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса, а также государственный контроль. [5]
Развитие малого предпринимательства является существенным условием разработки множества задач государственного уровня: использование инновационных технологий, помогающих экономическому развитию, рост количества товаров и услуг на рынке, повышение конкурентной рыночной борьбы и уровня благосостояния населения.
Трудности, препятствующие адекватному развитию малого бизнеса в России, обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.
К внутренним факторам можно отнести проблемы, которые возникают в конкретной компании и зависят от того, насколько рациональна политика управления. К ним относятся:
1. Низкий уровень квалификации сотрудников;
2. Непрозрачность предпринимательских процессов компании;
3. Низкий уровень конкурентоспособности;
4. Острая нехватка финансовых ресурсов, необходимых для организационного развития;
5. Низкий уровень управленческих навыков руководителя компании;
6. Неэффективность маркетинговых стратегий организации.
К внешним проблемам малого бизнеса относятся:
1. Отсутствие реальной поддержки от государства;
2. Изменчивый характер налогового законодательства страны;
3. Высокие кредитные ставки
4. Кризис, возникающий в тех или иных сферах производства.
Также серьезным фактором, сдерживающим рациональное развитие малого бизнеса, считается низкий платежеспособный спрос населения, которое является главным потребителем продукции малых предприятий. [8]
Следствием данных проблем является возникновение рисков малого бизнеса.
В условиях рыночной системы риски является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, так как они сопровождают деятельность компании в течение всего ее существования. Поэтому нельзя игнорировать значимость рисков и факторы их возникновения в малом предпринимательстве. [4]
Рассмотрим наиболее распространенные риски для малых предприятий.
Предприятия малого бизнеса чаще всего сталкиваются с финансовым риском, который трудно избежать. Чтобы обеспечить эффективное развитие малых предприятий, их владельцы вкладывают собственные сбережения либо берут крупные кредиты. Также нанести серьезный ущерб богатым организациям и вывести из бизнеса небольшую компанию способна беспросветная рецессия. Экономические условия являются важным элементом, который малые предприятия должны непременно учитывать.
Важнейшей составляющей неопределенности деятельности малого бизнеса являются налоговые риски. Налоговые риски являются разновидностью финансовых рисков, которые связаны с вероятностью потерь денежных средств, и нефинансовых рисков, которые вытекают из налоговых обязательств субъекта малого бизнеса перед государством. Своевременная минимизация налоговых рисков положительно воздействует на финансовый результат малых предприятий и их репутацию. [1]
Стратегический риск возникает тогда, когда недавно сформированное малое предприятие не знает, какой лучше стратегии ему придерживаться. Каждая организация должна сформировать свою стратегию маркетинга, производства и продаж, рациональную структуру, целевой рынок и пр. Также преобразования внешней среды могут подтолкнуть к изменению способов работы компании.
Риском, которому предприятия придают наименьшее значение, является репутационный риск. Репутация особенно важна для малого бизнеса, потому что создание хорошей репутации необходимо для динамичного роста организации.
С постоянно увеличивающимся использованием сети Интернет стало проще и в то же время сложнее управлять положением своей репутации. Владельцы бизнеса должны постоянно следить за реакцией людей о своих организациях в социальных сетях и принимать как положительную, так и отрицательную оценку. Кроме того, сотрудникам компании нужно обязательно знать, как правильно взаимодействовать с клиентами и представлять компанию на личных и организационных страницах.
Риск кибератаки, возникающий ввиду каких-либо сбоев в работе IT -систем, может повлиять на финансовое положение и репутационную позицию компании. Компании собирают все больше и больше личных данных о своих клиентах, что является выгодным для хакеров. Данный риск может негативно сказаться на безопасности организации.
Малые предприятия больше всех подвержены риску ответственности из-за несформировавшейся репутации. Также компаниям может недоставать необходимых ресурсов для эффективного устранения ущерба. [6]
Малые предприятия могут столкнуться с риском, связанным с низким качеством продукции. Из-за нехватки средств и вложений оборудование и материалы не соответствуют требуемым уровням стандарта.
У предприятий малого бизнеса, в связи с нестабильной работой, могут возникнуть проблемы, касающиеся персонала организации: прием на работу недостаточно квалифицированных сотрудников и высокий уровень текучести персонала. Для предотвращения данного риска предприятию следует разработать систему материальной мотивации, а также ему необходимо тщательно подбирать персонал. [8]
Еще одним очень серьезным риском для предприятий малого бизнеса является недоступность кредитных ресурсов. Трудности, которые возникают при получении кредитов, могут привести к тому, что малое предприятие прекратит свою работу. [5]
Характерное влияние на малый бизнес оказывают операционные риски. Операционный риск представляет собой угрозу нарушения функционирования работы предприятия и его отдельных операций, она может вызвать значительные финансовые или имущественные потери, которые приведут компанию в банкротство. Уровень данного вида рисков возрастает с расширением организационной деятельности, с желанием менеджеров увеличить операционную прибыль. Таким образом, они формируют обширный портфель рисков предприятия. [4]
Л. Н. Орлова, доктор экономических наук, проводила исследование, целью которого было выявление основных рисков, с которыми сталкиваются предприятия малого бизнеса на ранних этапах развития. Автором было проведено интервьюирование 98 представителей малого бизнеса, которые занимаются экономической деятельностью различной направленности. Согласно результатам опроса, ключевые риски в предпринимательской деятельности появляются на этапе расширения бизнеса. Успешное осуществление стартапа зависит не только от оригинальной идеи, но и от знания особенностей поведения потребителя, законодательной базы, рыночной ситуации. Также сложность в получении кредитов, неразвитость финансовой поддержки предпринимательства негативно воздействуют на развитие малых предприятий. [7]
Существует огромное количество разнообразных методов обнаружения рисков. Владелец компании должен выбирать тот подход, который основан на виде наблюдаемого риска.
Метод мозгового штурма представляет собой комбинацию различных и непохожих друг на друга мышлений и взглядов, когда все участники порождают новые идеи и мысли, взаимодействуя с другими людьми. Данный метод способен объединить субъективные знания и экспертный опыт для определения рисков. Основная цель мозгового шторма — сосредоточить внимание участников на теме и удерживать группу на позиции объективности.
Метод интеллектуального анализа данных позволяет устанавливать наличие практических закономерностей в исходных массивах. Интеллектуальный анализ может быть реализован в таких сферах бизнеса, как финансы, маркетинг, телекоммуникации и др.
Метод SWOT -анализа помогает выявить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности для предприятий малого бизнеса. Очевидно, что слабые стороны и угрозы можно отнести к отрицательным рискам, а сильные стороны и возможности — к положительным. [2]
Малый бизнес является важной частью экономики России, движущей силой, которая содействует укреплению позиций других отраслей. Малые предприятия в процессе своей деятельности могут столкнуться с неожиданными проблемами, которые возможно избежать, если грамотно подойди к изучению и оценке рисков. Поэтому очень важно формировать предпринимательскую культуру, находить новые современные возможности для развития бизнеса и применять риск-ориентированный подход в управлении предприятием на всех этапах его жизненного цикла.
Список литературы
1. Абашев А.О., Пак Ю.Е. Налоговые риски малого бизнеса: сущность и классификация // Сперанские чтения. Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в современных условиях. 2020. С.45-48.
2. Ариничев И.В., Ариничева И.В., Матвеева Л.Г. Стратегически ориентированный инструментарий управления рисками на малых и средних предприятиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. №1 (215). С.114-125.
3. Волкова А.Г. Риски в организации малого предпринимательства // Теория и практика инновационных технологий в АПК. 2020. С.43-48
4. Волкова О.В., Горшенин В.Ф. Управление операционными рисками потоковых процессов в малом бизнесе // Общество, экономика, управление. 2017. №2. С. 63-67.
5. Корнеева М.Д. Риски и пути их снижения в малом бизнесе // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 80-83.
6. Лесовая Н.В. Факторы и особенности рисков малого предприятия // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 84-88.
7. Орлова Л.Н. О предпринимательских рисках на ранних этапах жизненного цикла малого бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6. С.64-71.
8. Орлова Т.С., Сухова О.В., Тимошин А.А. Теоретические подходы к оценке рисков малых предприятий // Дискуссия. 2019. №2 (93). С. 73-80.
Источник: scienceforum.ru