Факторы привлекательности для бизнеса

Привлекательность отрасли — это понятие, описывающее возможность получения долгосрочного и стабильного уровня продаж и прибыли для компании в определенном рыночном сегменте. Оценка привлекательности отрасли, рынка или конкретного сегмента бизнеса проводится для: понимания перспектив развития отрасли и оценки доходов в долгосрочном периоде, оценки целесообразности входа на рынок и анализа перспектив компании в сегменте, анализа уровня рыночных рисков, а также для приоритезации направлений бизнеса (в случае, если компания оперирует на нескольких рынках).

Универсальных метода оценки

Существует множество методик для того, чтобы провести анализ привлекательности отрасли. Приведем 3 самых распространенных метода оценки: SWOT анализ, модель конкуренции Портера и модель McKinsey/GE.

SWOT — анализ

SWOT — анализ бизнеса помогает составить сводную оценку сильных и слабых сторон компании, проанализировать угрозы и возможности для роста бизнеса в сегменте, разработать стратегии на основе имеющихся преимуществ компании и составить план защитных мероприятий для минимизации рисков

Факторы привлекательности территории для развития цифрового бизнеса

Модель Портера

Анализ 5 конкурентных сил по Портеру помогает оценить уровень конкуренции в сегменте, конкурентоспособность товара компании и проанализировать угрозы для компании со стороны рыночных факторов

Матрица McKinsey

Матрица General Electric (GE) / McKinsey помогает оценить несколько направлений бизнеса компании в двух плоскостях: привлекательность рынка и конкурентоспособность товара

Факторы привлекательности рынка

Все критерии для оценки инвестиционной привлекательности отрасли можно разделить на 5 групп:

· Первая группа показателей описывает потенциал продаж

· Вторая группа показателей описывает потенциал рынка с точки зрения спроса

· Третья группа факторов описывает условия конкуренции

· Четвертая группа факторов оценивает рыночные тренды

· Пятая группа факторов оценивает конкурентоспособность товара

Группа 1

Данная группа критериев характеризует привлекательность рынка с точки зрения потенциала продаж в долгосрочном периоде (не менее 3 лет). К факторам данной группы относятся: емкость и темп роста рынка, доходность сегмента, уровень зрелости рынка и скорость изменений в отрасли.

Критерий привлекательности рынкаОписание
Емкость сегмента (в руб)чем выше размер сегмента, тем выше потенциальный объем продаж на рынке
Темп роста сегмента (в %)чем выше темп роста сегмента, тем выше возможности по наращиванию объемов продаж
Доходность сегмента (в %)чем выше потенциальная рентабельность бизнеса в сегменте, тем выше уровень дохода компании
Зрелость рынкачем ниже зрелость рынка, тем выше перспективы для бизнеса
Скорость изменения условий рынкачем выше скорость изменений рыночных условий (изменение технологий, спроса, факторов конкуренции), тем выше потребность в постоянном приспособлении к новым рыночным реалиям и выше затраты на приспособление
Читайте также:  Открыть бизнес на Авито без вложений

Факторы инвестиционной привлекательности. Урок 5 модуль 2. Курс по привлечению инвестиций

Емкость рынка бывает разной

В общемировой практике выделяют 3 вида емкости рынка: фактическая, потенциальная и доступная. Каждый вид емкости рынка можно рассчитать в различных единицах измерения: в натуральном выражении (в штуках), в стоимостном выражении (в рублях), в объеме товара (в литрах, килограммах и т.п.).

Потенциальная емкость рынка – размер рынка, основанный на максимальном уровне развития спроса на товар или услугу среди потребителей. Максимальный уровень спроса означает, что культура использования продукта достигла своего максимума: потребители максимально часто потребляют продукт и постоянно его используют. Потенциальная емкость рынка — это максимально возможный объем рынка, который определяется из расчета, что все потенциальные потребители знают и пользуются товарной категорией.

Фактическая или реальная емкость рынка – размер рынка, основанный на текущем уровне развития спроса на товар или услугу среди населения. Фактическая емкость рынка определяется на основании текущего уровня знания, потребления и использования товара среди потребителей.

Доступная емкость рынка – размер рынка, на который может претендовать компания с имеющимся у нее товаром и его характеристиками (дистрибуция, цена, аудитория) или уровень спроса, который способна удовлетворить компания с имеющимися у нее ресурсами. Другими словами, рассчитывая доступную емкость рынка, компания сужает фактический объем рынка, рассматривая в качестве потенциальных покупателей не всех потребителей рынка, а только тех, кто удовлетворяет ее критериям целевой аудитории.

Небольшой пример разных видов объема рынка

Представим, что компания работает на рынке электрических зубных щеток. Как определить критерии, по которым компании рассчитывать размер потенциального, фактического и доступного объема рынка? Разберем подробно.

Потенциальный объем рынка компания должна рассчитывать на основании следующих предположений (ниже перечислены предположения от производителя, которые лягут в основу расчета потенциального объема рынка; вы можете заложить в расчете свои предположения, которые отражают ваши текущие задачи оценки):

Все потенциальные потребители зубных щеток используют «электрические зубные щетки», противопоставляя их обычным мануальным щеткам.

Все потребители покупают щетки в соответствии с рекомендуемой производителем частотой: то есть меняют их регулярно, через 1 месяц использования.

Средняя цена на щетку соответствует текущей средней цене производителя.

Для оценки фактической доли рынка, компания должна учитывать сложившуюся культуру потребления товара (электрических зубных щеток) на целевом рынке. Для этого она проводит опрос среди всех потенциальных потребителей рынка и уточняет следующие показатели:

Текущий уровень потребления категории «электрические зубные щетки» среди населения или Какой % всех потенциальных потребителей рынка использует этот вид щеток? Данный показатель носит название «пенетрация категории».

Читайте также:  Открыть бизнес на шинах

Текущую частоту покупки электрических зубных щеток или Сколько раз в год те покупатели, кто пользуется электрическими зубными щетками, покупает их?

Текущую среднюю цену покупки электрических зубных щеток.

Для оценки доступной емкости рынка, компания уточняет показатели не для всей аудитории рынка, а только для своего целевого сегмента, которым, например, является молодые потребители в возрасте 20-40 лет.

Источник: cyberpedia.su

2.4. Оценка привлекательности отрасли

Обоснованный выбор эффективной стратегии корпорации и бизнеса невозможен без оценки перспектив развития отрасли. При этом выявляются движущие силы, ключевые факторы успеха в отрасли и рассчитывается комплексная оценка привлекательности отрасли для ведения бизнеса.

При выборе и оценке факторов привлекательности отрасли будем придерживаться следующих четырех правил:

1. Привлекательность отрасли есть относительная характеристика и определяется с позиций конкретной фирмы.

2. Выбираются факторы, значимые для фирмы на конкретной стадии жизненного цикла отрасли.

3. Выбранные факторы, по возможности, характеризуются технико-экономическими показателями (ТЭП) из числа ранее рассчитанных или исходно заданных.

4. Балльная оценка уровня факторов выполняется относительно среднеотраслевого или рекомендуемого стандартного значения ТЭП.

После выбора факторов-критериев, которые будут определять привлекательна ли отрасль, следует их оценить по какой-либо шкале, например по пятибалльной. Тогда и значение комплексного показателя «привлекательность отрасли» будет находиться в диапазоне от 1 до 5 (4–5 привлекательная, 3–4 средней привлекательности, 2–3 низкой привлекательности, 1–2 бесперспективная отрасль).

Затем определены различия в степени значимости (важности) выбранных факторов на основе весовых коэффициентов. Для оценки важности и расчета весов можно применить метод анализа иерархий (МАИ), разработанный Т. Саати [8, с. 240–244]. МАИ является математической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть какой-либо проблемы.

Метод состоит в последовательной декомпозиции проблемы на все более простые составляющие элементы и дальнейшей обработке парных сравнений этих элементов. В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно.

Результат парных сравнений представляется в виде обратно-симметричной квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i, j) является балльная оценка фактора i относительно фактора j, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:

1 – равная важность;

3 – умеренное превосходство одного над другим;

5 – существенное или сильное превосходство;

7 – значительное превосходство;

9 – очень сильное превосходство;

2, 4, 6, 8 – промежуточные значения.

Оценочная характеристика фактора

1. Возможность удержания доли рынка

Доля рынка 1-го конкурента не значительно выше средней доли рынка(0.229>0.2),табл 3.8

Читайте также:  Выгоден ли мебельный бизнес

2. Возможность достижения высокой рентабельности

Уровень рентабельности за последние 3 года не постоянный, за последний год выше среднеотраслевого (23,08%>16,46%) (табл. 3.3)

3. Возможность достижения эффектов масштаба и опыта

Объем продукции не значительно изменился за последние 2 года, не сильно отличается от среднего объема продукции (табл. 1И) (276,48>240,35)

4. Возможность медленного снижения цен на продукцию

Цена за 1м2,за последние 3 года значительно увеличилась, практически не отличается от среднеотраслевой (табл. 3.3)

табл.1.11 Факторы текущей привлекательности отрасли

Производим парное сравнение факторов по степени важности с использованием девятибалльной шкалы интенсивности МАИ. На стадии сокращения для фирмы фактор «Возможность поддержания уровня продаж» важнее остальных (определяет долю рынка и прибыльность), умеренно важнее фактора «Возможность доминирования на прибыльных сегментах», существенно важнее фактора «Возможность защититься от влияния факторов непривлекательности отрасли» и значительно важнее фактора «Возможность возобновления спроса» Проставляем в ячейках по главной диагонали (табл.

1.12) единицы (ячейки 1.1, 2.2, 3.3, 4.4 – сравнение фактора самого с собою). Затем проставляем значения парных оценок для фактора 1 (первая строка) – 3, 5, 7. В ячейки симметричные относительно диагонали (первый столбец) проставляем соответственно 1/3, 1/5, 1/7. Затем аналогично рассматриваем факторы 2, 3, 4 и проставляем баллы в незаполненные клеточки. Заметим, что соотношения в значениях парных оценок сохраняются (в примере разрыв в 2 балла) и строки 2, 3, 4 заполняются автоматически.

табл.1.12 Параметры текущей привлекательности отрасли

Значения парной оценки факторов

Источник: studfile.net

Топ-10 факторов инвестиционной привлекательности стартапа

За последние несколько лет наша команда Get-Investor.ru помогла 300+ стартапам и бизнесам подготовиться к привлечению инвестиций. Мы также сотрудничаем и с инвестиционными фондами, которым помогаем провести финансовую проверку проектов перед сделкой. В этой статье мы решили обобщить опыт нескольких сотен проектов и рассказать о самых популярных вопросах, которые задает основателю стартапа любой инвестор, будь то инвестфонд или бизнес-ангел.

Эти вопросы можно смело расценивать как факторы инвестиционной привлекательности. Проверьте себя: если вы можете убедительно ответить на большинство из них, считайте, что вы хорошо подготовлены к переговорам, а ваш проект имеет высокие шансы на привлечение финансирования. А если какие-то вопросы вызывают сложности — теперь у вас есть возможность как следует их обдумать и проработать перед встречей с инвесторами.

  1. Рынок
  2. Product/market fit
  3. Дорожная карта продукта
  4. Дорожная карта бизнеса
  5. Маркетинг и продажи
  6. Ценообразование
  7. Стратегия выхода на рынок
  8. Технология
  9. Финансовые показатели
  10. Команда

Источник: get-investor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин