Открытию любой новой компании предшествует решение человека круто изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации.
Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие:
- переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка;
- наличие правовых гарантий предпринимателя, гарантий со стороны государственных структур в отношении собственности предпринимателей, их прав и защиты экономических интересов;
- поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой, финансово-кредитной и амортизационной политики;
- разгосударствление и приватизация государственных и муниципальных предприятий и создание малых фирм;
- неизбежность банкротства низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;
- устойчивое социально-политическое положение государства способствует привлечению иностранного капитала;
- благожелательное отношение со стороны общества;
- правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;
- ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные центры, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и так далее).
Ведущим побудительным мотивом для предпринимателей служит получение прибыли, необходимой для развития предпринимательской фирмы, расширения своего дела и стимулирования занятых работников. Однако, как показывает зарубежный опыт, это не определяющий мотив Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела является стремление человека улучшить свое экономическое, материальное, социальное положение в обществе, объективное желание жить лучше самому и его семье. Среди других мотивов предпринимательской деятельности следует отметить: возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный процесс части финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; стремление к экономической независимости; желание граждан законным путем повышать свои доходы; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности [7, C. 6–7].
Кроме этого, существует еще один мотив: боязнь со временем потерять работу в компании. При наличии возможностей начать свое дело и поощрительном отношении к этому государства складывается общественное мнение, согласно которому человек, много лет проработавший по своей специальности по найму и не сумевший открыть собственное дело, теряет авторитет в глазах своих работодателей и может попасть в число кандидатов на увольнение [2, C. 32].
Основные пути повышения экономической эффективности малого бизнеса
В странах бывшего Советского союза с переходной экономикой преобладали крупные предприятия. Однако развитие рыночных отношений требует более быстрого повышения эффективности малого бизнеса как одного из важных условий существования рынка. Основными путями ускорения развития малого бизнеса и повышения его эффективности являются:
- Установление стабильного режима для иностранных инвестиций в части налогов, валютного и внешнеторгового регулирования, обеспечение условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы информации об инвестиционных проектах;
- В сфере финансово-кредитного обращения – расширение возможности получения кредитов для малого бизнеса путем создания условий для организации новых кредитных учреждений, оптимизация нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;
- Ускоренная амортизация основных фондов для малых предприятий;
- Обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;
- Обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;
- Создание республиканской информационной системы для изучения конъюнктуры спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке;
- Государственное страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные предприятия;
- Развитие лизинговых услуг [7, C. 78].
Источник: studfile.net
Факторы развития предпринимательства
Впервые теоретическая концепция предпринимательства была описана в работах Ричарда Контиллиона в 1725— 1730 гг. В течение последующих 250 лет теория предпринимательства развивалась в трудах различных ученых и экономистов, которые считали, что предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов производства.
Предпринимательская деятельность — специфический фактор производства, способствующий удовлетворению общественных потребностей и получению личной выгоды либо дохода предпринимателем.
Предпринимательство — это особый фактор производства, поскольку требует специальных знаний, умений и навыков. Предпринимательство осуществляет соединение труда, капитала и природных ресурсов в наиболее эффективных пропорциях с целью максимизации дохода.
Предпринимательство — это метод ведения хозяйства и особый тип экономического мышления.
Качества, которыми должен обладать предприниматель:
• ответственность за принимаемые решения;
• ориентация на достижение коммерческого успеха;
• новаторство, деловитость, гибкость, способность идти на риск.
Субъекты и объекты предпринимательства
Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) (схема 1).
Схема 1 ![]() |
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.
Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.
Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями являются предприятия, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками. Организации, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли, являются некоммерческими.
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды.
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Цели и факторы развития предпринимательства
Цель и факторы предпринимательской деятельности главным образом исходят из концептуальной идеи фирмы (схема 2).
Составляющие концептуальной идеи фирмы ![]() |
Основной смысл существования предпринимательской деятельности заключается в получении выгоды, максимизации прибыли. Достичь этой цели можно только через удовлетворение спроса покупателя, а покупатель желает приобрести товар (услугу) высокого качества и по низкой цене. Естественно, для достижения своей цели предприниматель должен произвести качественный и доступный по цене товар (услугу). Для этого он должен использовать все свои умения, способности по эффективной организации своей деятельности. Таким образом, к основным целям предпринимательства относятся:
• получение и максимизация прибыли;
• удовлетворение спроса конечного потребителя;
• эффективная организация деятельности (снижение издержек, поиск новых источников сырья, новых методов производства, внедрение инноваций и т. д.).
Достижению данных целей способствуют факторы развития предпринимательства. Факторы развития предпринимательства — это параметры, определяющие возможности и характер проявления свойств предпринимательской функции.
К факторам, определяющим конкретные условия деятельности предпринимательства, относятся природно-де- мографические, социально-культурные, технологические, экономические, институциональные, правовые, политические (рис. 15).
Организационно-правовые формы предпринимательства. Их преимущества и недостатки
Гражданским кодексом РК установлен состав организационно-правовых форм предприятий — юридических лиц и определены права граждан — физических лиц.
• Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами.
В соответствии с законодательством коммерческие предприятия в Республике Казахстан функционируют в следующих организационно-правовых формах:
1. Природно-демо- климатические условия, качество земель, сырье-
графические факторы вая база, численность и половозрастная структура
2. Социальнокультурные факторы 3. Технологические факторы |
населения
нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения
уровень развития индустрии страны, науки и техники
развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов сбыта и снабжения, наличие рыночных посредников степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства устойчивость политических институтов, характер взаимоотношений общества и государства |
5. Институциональные факторы 6. Правовые факторы 7. Политические факторы |
4. Экономические факторы |
степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции
Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Хозяйственные товарищества — это юридические лица, отделенные от лиц, являющихся их собственниками (учредителей или акционеров). Они действуют от собственного имени, имеют собственное руководство и место расположения.
Акционерным обществом (АО) признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.
Производственным кооперативом (ПК) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев).
Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Обычно сфера и объем их деятельности определяются посредством политического процесса (т. е. через выборы в представительные органы власти, назначение правительства и т. п.), а не рынком.
Каждая из этих форм организации предпринимательства имеет свои преимущества и недостатки. В качестве сравнения рассмотрим самые распространенные организационно-правовые формы бизнеса в Казахстане: товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), акционерные общества (АО), индивидуально-частные предприятия.
Преимущества | Недостатки | |
1 | 2 | 3 |
ТОО | • возможность получения статуса субъекта малого предпринимательства — это означает сокращенные сроки регистрации, меньший сбор за регистрацию, возможность применения упрощенной декларации и мн. др.; • более простое управление — обычно органами управления являются общее собрание участников (высший орган) и директор (исполнительный орган); простая процедура созыва и проведения собраний участников; • небольшой минимальный размер уставного капитала; • отсутствие ограничений по числу участников. | • необходимость государственной перерегистрации при изменении состава участников ТОО; • при продаже участником доли в имуществе ТОО необходимо соблюдать право преимущественной покупки этой доли остальными участниками. |
• переход права собственности на акции не влечет необходимости перерегистрации юридического лица; • возможность привлечения дополнительного капитала путем их размещения (продажи). | • крупный минимальный размер уставного капитала; • более сложная процедура регистрации; • необходимость регистрации эмиссии акций и отчетов в Комиссии по ценным бумагам; | |
Акцио нерное обще ство | • более сложная структура органов управления и сложный порядок проведения их собраний и принятия решений. | |
Инди- виду- ально- част- ное пред прия тие | • простая и недорогая организация; • свобода действий; • существенные стимулы к эффективной деятельности. | • ограниченность финансовых ресурсов; • полная финансовая ответственность. |
Контрольные задания.
1. Назовите цели и факторы развития предпринимательства.
2. Назовите организационно-правовые формы предпринимательства. Их преимущества и недостатки.
Список литературы:
Источник: poisk-ru.ru