Любое предприятие, осуществляя производственную деятельность, в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей использует ограниченные экономические ресурсы или ресурсы производства как совокупность природных, социальных и духовных сил.
В экономике (от греч. Oikonomike – букв. искусство ведения домашнего хозяйства – совокупность производственных отношений определенной общественно – экономической формации, экономический базис общества) ресурсы делятся на четыре группы:
1 ) Природные – естественные силы и вещества, потенциально пригодные для применения в производственных процессах. Среди них различают исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.
2) Материальные – все созданные человеком средства производства.
3) Трудовые – все население в трудоспособном возрасте, которое обычно оценивают по социально- демографическому, профессионально – классификационному и культурно – образовательному параметрам.
4) Финансовые– денежные средства, выделяемые на организацию производства.
Вебинар «Цель как фактор успешного бизнеса в период изменений»
Первые три вида ресурсов являются базовыми, а финансовые – производными от них, так как возникли вместе с рынком. Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере развития общества и перехода от одной ступени развития к другой, более прогрессивной. В доиндустриальное время общество отдавало приоритет трудовым и природным ресурсам, в индустриальное – материальным, а сегодня главное значение имеют интеллектуальные и информационные ресурсы.
Иногда вместо понятия « производственные ресурсы » используют термин « факторы производства ». Это вполне допустимо, однако факторы производства – это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Таким образом, получается, что «ресурсы» — понятие более широкое, чем «факторы», т.е. факторы производства – это производящие ресурсы.
Выделяют три основных фактора производства:
— землю (все используемые в процессе производства естественные ресурсы);
— капитал (совокупность материальных и финансовых ресурсов);
— труд (часть общества, непосредственно занятая в процессе производства).
Фактор « труд » включает термин « предпринимательство ». В западных экономических теориях это понятие выделили в специальный фактор производства – «предпринимательство ».
Каждый фактор производства приносит своему хозяину: « труд » — « заработанную плату», «капитал» — «процент», «земля» — «ренту » (дихотомические пары). Вступая в производственный процесс, совокупность этих факторов определяет успех производства, а значит, и развитие предприятия. Каждый из этих факторов производства можно разбить на несколько частей. В следующих главах рассмотрим влияние отдельных факторов на качество продукции и возможность
управлять ими для обеспечения выпуска высококачественной и конкурентной продукции.
Анализ факторов внешней среды. Предприятие ни в коем случае не должно рассматриваться в отрыве от среды его функционирования, т.е.
На каком этапе развития бизнеса можно вытаскивать деньги себе #капитал #бизнес #системныйбизнес
внешней среды. Только во взаимодействии с ней, с учетом ее факторов возможна эффективная деятельность.
Большое влияние оказывает общеэкономическое состояние государства: если оно стабильно, уровень инфляции невысок, то не нарушается процесс обновления технической базы производственных предприятий. Экономическая стабилизация общества делает невозможным вложение средств в технико-технологические инновации из-за их быстрого обесценения и ухудшения финансового состояния. Одновременно по этой же причине среди определенных групп потребителей может возникнуть и увеличиться спрос на новую бытовую технику, приобретение которой связано с попыткой вложить обесценивающиеся деньги в товары длительного пользования. Это необходимо учитывать производителям при разработке производственной программы и проведении рекламной кампании.
Необходимо выявлять действительных конкурентов, но не стоит недооценивать темпы технического развития у тех, кто в настоящий момент для предприятия конкурентами не являются. Такой анализ может проводиться и в рамках исследования рыночных позиций, т.е. маркетинга.
К сожалению, сложившаяся сегодня научно-инновационная система сдерживает внедрение в производство непредвиденных крупных открытий науки, приоритетных для государства. Отсутствует восприимчивость воспроизводства к достижениям науки. Для преодоления этого недостатка (связанного с необходимостью организационной и финансовой реакции на возникшую потребность, гибкости и мобильности при формировании научных коллективов) целесообразна ориентация научных институтов, и в первую очередь академических, на удовлетворение принципиально новых общественных потребностей. Речь идет о смене акцентов для науки: если ранее отстаивалась идея о планировании открытий, то теперь надо ставить вопрос о планировании принципиально новых потребностей и на этой основе вести поиск новых технологий.
Необходимо также учитывать инновационный тип города, что во многом определяет инновационную стратегию. Крупный город, как правило, служит генератором научных исследований, фактором перехода к новому технологическому укладу. Однако он может быть и транслятором, и адаптером инновационной деятельности.
При этом стоит обратить внимание на территориальную организацию потенциала, архитектонику территориальных образований, способствующую эффективному использованию технологий – производственных, транспортных, коммуникационных услуг. Технология потребления в городах (т.е.пространственной организации жизнедеятельности населения по всем группам потребностей) во многом определяет структуру потребления и процесс устойчивого развития на инновационной базе. Инновационный фактор позволяет создать инфраструктуру новой технологии потребления.
Важна восприимчивость населения к крупным технологическим новшествам, преобразующим структуру потребления и образ жизни людей. Без формирования такого сознания может произойти отторжение инноваций. Но такая преграда допустима, поскольку речь идет об органическом соединении технологических и социальных инноваций. Косвенно инновационную восприимчивость населения крупных городов характеризуют данные о формировании экологического сознания.
Возросшая озабоченность потребителей состоянием окружающей среды и экологической чистотой продукции, а также все более жесткие отечественные и международные стандарты способствуют перспективности новых видов продукции (например, моющих средств, не содержащих фосфора, хладоагентов, не разрушающих озоновый слой, и т.д.).
Предприятие, подчиняясь, все более строгим требованиям экологических стандартов, может создать «ноу-хау» в области «зеленых и чистых» продукций и технологических процессов, разработать более энергосберегающие технологии производства и технологии защиты окружающей среды (по очистке воды, ликвидации и переработке отходов и др.), создать новые экологические материалы. Все это создает отличную инновационную возможность, обеспечивает конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Контрольные вопросы.
1. Что такое «качество»?
2. Каковы основные этапы науки об управлении?
3. Что такое «управление качеством»?
4. Дайте характеристики современным методам управления качеством?
5. Что относится к внутренним и внешним факторам организации?
6. Каковы общие организационные принципы управления организацией?
7. Дайте характеристики линейных и штабных функций подразделений в организации?
8. Каковы основные принципы классификации внутрифирменного менеджмента компаний?
9. Расскажите о процедуре планирования деятельности организации. Дайте характеристики основных этапов цикла планирования. Приведите примеры.
10 Назовите основные факторы развития предприятия
Источник: infopedia.su
Что есть бизнес?
Как показали мировой опыт и практика, существование и взаимодействие большого, среднего и малого бизнеса являются важными элементами рыночной экономики.
Особенное значение для бизнеса имеют структурная перестройка экономики, ускорение темпов развития научно-технического процесса, формирование нового социального слоя. Развитие всех форм бизнеса создает предпосылки для ускорения экономического роста, способствует насыщению рынков всевозможными товарами и услугами, позволяя бороться с негативными сторонами рыночной экономики, такими, как безработица и различного рода кризисные ситуации.
В бизнесе скрыт огромный потенциал для интенсивного развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью бизнеса является высокая экономичность в использовании всех видов ресурсов и постоянное стремление к минимизации потерь, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций – ведь предприятие не располагает лишним оборудованием, избыточными запасами сырья и материалов, лишней рабочей силой. Данный фактор – одно из важнейших обстоятельств достижения динамичных показателей экономики в целом.
Таким образом, в целом для экономики страны значение бизнеса невозможно переоценить, а его влияние на различные стороны общественного воспроизводства очень весомо.
Особую роль для отдельно взятой страны играет малый бизнес как ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста, структуру и качественный состав валового национального продукта. Однако значение имеют не только количественные показатели; этот фактор, в принципе, является типично рыночным и лежит в основе современной рыночной инфраструктуры.
Основные преимущества и характерные черты малого бизнеса:
1) мобильность, возможность принятия более гибких, своевременных и оперативных решений; в крупных корпорациях, в отличие от малого бизнеса, упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность легко и быстро реагировать на конъюнктурные изменения, происходящие на рынке, в том числе даже переключаться с одного вида производства на другой;
2) ориентация производителей в основном на региональные и местные рынки;
3) поддержание уровня занятости населения и создание новых рабочих мест чрезвычайно актуально, особенно для России;
4) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным предприятиям; крупные фирмы раздробляют производственный процесс, доводя его до фазы малых предприятий;
5) малый первоначальный объем инвестиций – у малых предприятий короче сроки строительства; некрупные размеры позволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, вводить новые технологии и автоматизировать производство, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда.
Большую активность в области инноваций проявляют венчурные фирмы, которые довольно успешно могут создавать конкуренцию крупным, добиваясь ускоренных темпов внедрения научно-технических новшеств. Мелкие фирмы с их мобильностью и новаторскими решениями в условиях конкуренции новых товаров нашли свое место в системе хозяйствования. Они занимаются разработками нововведений, отводя крупным фирмам лишь капиталоемкие стадии промышленного производства. Используемые достижения научно-технического прогресса позволяют быстро подключиться к наукоемким отраслям при отсутствии большого капитала.
Мелким фирмам приходится работать в условиях сильной рыночной конкуренции, с которой не все способны справиться. В большинстве случаев (около 90 %) фирмы разоряются не из-за нехватки финансов или нерациональной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний, которые необходимы для принятия грамотных решений в рыночных условиях. Причинами неудачи могут стать: некомпетентность или нехватка опыта в области коммерции и финансовых операций, в поставках, производстве и управлении, малые объемы продаж, жесткая конкуренция, слишком большие издержки производства.
Источник: strategplann.ru
Факторы развития предприятия
Факторы, влияние которых изучается при проведении анализа хозяйственной деятельности, классифицируются по различным признакам. Прежде всего их можно подразделить на два основных вида: внутренние факторы, зависящие от деятельности данной организации, и внешние факторы, не зависящие от данной организации.
Внутренние факторы в зависимости от величины их воздействия на экономические показатели, можно подразделить на главные и второстепенные. К числу главных относятся факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов, основных фондов и материалов, а также факторы, обусловленные снабженческо-сбытовой деятельностью и некоторыми другими сторонами функционирования организации. Главные факторы оказывают основополагающее воздействие на обобщающие экономические показатели. Внешние факторы, не зависящие от данной организации, обусловлены природно-климатическими (географическими), социально-экономическими, а также внешнеэкономическими условиями.
В зависимости от длительности их воздействия на экономические показатели можно выделить постоянные и переменные факторы. Первый вид факторов оказывает влияние на экономические показатели, которое не ограничено во времени. Переменные факторы воздействуют на экономические показатели лишь в течение определенного периода времени.
Факторы могут подразделяться на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные) по признаку сущности их влияния на экономические показатели. Так, например, если изучается влияние на объем выпуска продукции трудовых факторов, то изменение численности рабочих будет являться экстенсивным фактором, а изменение производительности труда одного рабочего — интенсивным факторов.
Факторы, влияющие на экономические показатели, по степени их зависимости от воли и сознания работников организации и других лиц, могут подразделяться на объективные и субъективные факторы. К объективными факторам могут быть отнесены погодные условия, стихийные бедствия, которые не зависят от деятельности человека. Субъективные же факторы целиком и полностью зависят от людей. Подавляющее большинство факторов следует отнести к числу субъективных.
Факторы можно подразделить также в зависимости от сферы их действия на факторы неограниченного и факторы ограниченного действия. Первый вид факторов действует повсеместно, в любых отраслях народного хозяйства. Второй вид факторов оказывает влияние лишь внутри какой-либо отрасли или даже отдельной организации.
По своей структуре факторы подразделяются на простые и сложные. Подавляющая часть факторов — сложные, включающие в себя несколько составных частей. Вместе с тем имеются и такие факторы, которые не поддаются расчленению. Например, фондоотдача может служить примером сложного фактора. Количество дней, отработанных оборудованием за данный период является простым фактором.
По характеру влияния на обобщающие экономические показатели различают прямые и косвенные факторы. Так, изменение себестоимости проданной продукции, хотя оно и оказывает обратное влияние на величину прибыли, следует считать прямым факторам, то есть фактором первого порядка. Изменение же величины материальных затрат оказывает на прибыль косвенное влияние, т.е. воздействует на прибыль не непосредственно, а через себестоимость, представляющую собой фактор первого порядка. Исходя из этого уровень материальных затрат следует считать фактором второго порядка, то есть косвенным фактором.
В зависимости от того, можно ли дать количественную оценку влияния данного фактора на обобщающий экономический показатель, различают измеряемые и неизмеряемые факторы.
Эта классификация тесно взаимосвязана с классификацией резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций, или, иначе говоря, резервов улучшения анализируемых экономических показателей.
Источник: studopedia.su