Факторы развития малого бизнеса

Любое предприятие малого бизнеса находится в тесном взаимодействии с внешней средой и является открытой системой. Исследование факторов, которые оказывают воздействие на предприятия малого бизнеса, всегда начинают с исследования внешней среды, то есть влиянием извне.

Существует несколько факторов, характерных для малых предприятий в нашей стране, которые сдерживают их развитие:

  • Неразвитая рыночная инфраструктура,
  • Постоянные изменения в налоговой системе, не всегда положительные для предпринимателей,
  • Административные препятствия,
  • Трудность при получении финансов и кредитов и др.

Факторы внутренней и внешней среды

Определение 1

Функционирование малого предприятия осуществляется предпринимательской среде, которая включает в себя внутренние и внешние факторы.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Внутренняя среда представляет собой сам хозяйственный организм компании (фирмы), который может включать:

  1. предпринимательскую способность,
  2. квалификацию персонала,
  3. материально-техническое снабжение производства,
  4. маркетинг,
  5. общая организация производства,
  6. опыт управления,
  7. образование и др.

Внутренняя среда может быть связана с личностными качествами начинающего предпринимателя, среди которых можно выделить:

  1. Готовность рисковать,
  2. профессионализм,
  3. умение планировать и прогнозировать события,
  4. коммуникабельность и др.

Определение 2

Внешняя среда включает в себя условия и факторы, которые оказывают или могут оказать влияние на функционирование малых предприятий.

К внешним факторам прямого воздействия можно отнести:

  1. Рыночные отношения, их характер и состояние (потребители и поставщики);
  2. Хозяйственные связи предприятия (поставщики, банки и кредитные организации, инвесторы).
  3. К внешним факторам косвенного воздействия относят:
  4. Регулирование малого бизнеса,
  5. Состояние экономики в государстве,
  6. Развитие НТП,
  7. Политический и предпринимательский климат и др.

«Факторы малого бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Классификация факторов

В соответствии с характером воздействия на сферу малого бизнеса система факторов разбита на следующие группы:

  • Базисный фактор, влияющий на возможности существования (налоги, ресурсы, закон и др.);
  • Дополняющий фактор, оказывающий влияние на объём малого бизнеса и его состояние (поддержка государства, рыночная инфраструктура, предпринимательская самоорганизация и др.);
  • Внутренний фактор, воздействующий на показатели успешности малого бизнеса.

Данные факторы при акцентировании внимания на специфику характера развития регионального малого бизнеса рассматриваются в следующем разрезе:

  1. факторы, которые дают возможность функционированию малому предпринимательству (деловая и экономическая среда);
  2. факторы, которые побуждают экономически активных граждан заниматься малым бизнесом (создать общественную атмосферу, которая стимулирует деловую активность).

Факторы создания малых предприятий

Факторами, которые воздействуют на развитие и зарождение новых малых предприятий, можно считать:

  1. Фактор человеческого капитала;
  2. Размер различных затрат (издержек) на создание предприятия, в том числе трансакцинные издержки;
  3. Экономическая отраслевая структура, общая доля нестабильных отраслей, включающих строительство, розничную торговлю, сферу услуг;
  4. Существование производственных факторов, а также рыночной инфраструктуры;
  5. Доступ к инновациям, исследованиям и разработкам, новой информации, нововведениям, новейшим технологиям;
  6. Размер затрат на общественную инфраструктуру;
  7. Отсутствие или наличие поддержки предпринимательства со стороны органов государственной власти;
  8. Общественные нормы, которые способствуют доверию к предпринимательству.

Источник: spravochnick.ru

Тема 2. Условия и особенности развития малого бизнеса

2.2. Отраслевые особенности развития малого бизнеса

В то же время в ходе обследования выявилось, что легче вначале приживаются фирмы в тех отраслях, которые прямо работают на потребителя. Однако их век оказывается короче, поскольку в них ограничены возможности диверсификации 1 и они находятся в более жесткой конкурентной борьбе (швейная, мебельная, игрушечная отрасли). Зато в тех отраслях, где возможна большая диверсификация самих изделий (инструментальная, электронная, фармацевтическая отрасли), продолжительность деятельности фирмы на рынке оказалась выше, так же, как и выше перспективы расширения и роста.

Читайте также:  Sims 3 как открыть свой бизнес

2.3. Особенности развития малого сервисного бизнеса

  • неосязаемы;
  • неотделимы от источника;
  • индивидуальны;
  • имеют сезонный характер потребления;
  • имеют местный (локальный) характер спроса.
  • спрос на услуги предшествует их производству;
  • производство и потребление услуг нередко совпадают по месту и времени;
  • качество услуг непостоянно, измерение качества услуг затруднительно;
  • услуги, как правило, невозможно хранить, складировать, транспортировать.
  • транспортные потоки;
  • пешеходные потоки;
  • близость к остановкам общественного транспорта;
  • наличие стоянки для автомашин;
  • «приметность места», общий фон;
  • что находится по соседству;
  • возможность обустройства удобных входов и выходов, подъездных путей;
  • потребительский профиль района.

2.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса

Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Созданию такой атмосферы в малой фирме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции. Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки.

Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т. е. велика степень риска. Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействия внешней среды. Поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами. Другим слабым местом малого бизнеса является низкая возможность накопления капитала.

Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточных средств для выплаты высокого процента. Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений.

Сфера его деятельности ограничена. У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания.

Читайте также:  Школа бизнеса какие предметы сдавать

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Источник: studfile.net

Факторы развития малого бизнеса

Для осуществления малого бизнеса необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия — это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку значительно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации [7. С. 86].

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды.

Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом [2. С. 16].

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, т.е. законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь, право на собственность и соблюдение договорных обязательств [3. С. 117].

К числу факторов развития малого бизнеса относят следующие факторы [17. С. 20]:

Читайте также:  Можно ли оплачивать бизнес картой Тинькофф покупки

1. Возможность значительно повысить свой личный доход. Разброс доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Необходимо отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5-10, то в США он достигает 17, что приближает Россию к показателю США.

Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые имеют большое желание повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группы населения. Что же касается примера, то здесь нередко возникает зависть, доходящая до ненависти и криминального посягательства. Поэтому такая высокая разница в доходах не приемлема для большинства населения не только России, но и многих стран Европы, а также Японии.

2. Политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога. В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39-40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности.

Кроме того, в странах с высоким уровнем предпринимательства размер так называемого социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне в 37% и выше предпринимательство замирает [9.С.37].

В России в 2011 г. доход от налогов составил 11489,8 млрд. руб., или 21% ВВП [3.С.110]. Таким образом, видно, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.

2. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран.

Американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают выделять инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенный провал, неудачу. Провал одного из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.

Высоким уровнем развития предпринимательства в США является хорошо развитая деловая инфраструктура услуг — юридических, бухгалтерских, консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.

В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко — негативное, зачастую — завистливое. С развитием предпринимательства в нашей стране, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большего числа трудоспособного населения, отношение общества к успешным предпринимателям будет меняться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятия малого бизнеса являются самостоятельной частью современной экономической системы общества, обеспечивают его социальную и политическую стабильность и способствуют смягчению последствий структурных преобразований в обществе, так как быстрее приспосабливаются к меняющимся изменениям рыночной системы.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин