Развитие малого и среднего бизнеса – это процесс создания факторов внешней и внутренней среды, которые будут обеспечивать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, создавать возможности для роста и развития, в том числе для увеличения масштабов бизнеса и роста его доходов. Факторы как внешней, так и внутренней среды оказывают комплексное влияние на развитие предпринимательства на современном этапе.
Среди факторов, которые выделяют предприниматели, можно отметить следующий список. Итак, одним из основных воздействующих элементов является уровень цен на сырье, материалы и многие другие производственные издержки. Естественно, что постоянное повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, инфляция, рост тарифов на перевозки и транспорт и многие другие производственные издержки влияют на себестоимость продукции или услуг, которые производят или предоставляют владельцы бизнеса.
Другой фактор связан с уровнем доступности получения финансовых средств для организации и развития предприятий. Более половины представителей малого и среднего бизнеса отмечают, что банки и кредитные учреждения часто предъявляют слишком высокие требования к финансовому состоянию предприятий и наличию достаточного по объему обеспечению. Это осложняет получение займов большому количеству малых и средних предприятий и особенно стартапам.
Ключевые факторы успеха бизнеса. Почему прогорает бизнес. Ошибки начинающих бизнесменов.
Однако существуют специальные организации, которые оказывают помощь предпринимателям малой и средней руки, выступая в роли поручителя при выдачи кредитов на развитие своего дела. Подобные организации создаются при государственной поддержке и открываются в различных регионах нашей страны. Председатель одной из таких организаций — Фонда Содействия Бизнесу ФСБ Антон Немкин считает, что оказывать финансовую поддержку малому и среднему бизнесу необходимо не только по причине того, что наше государство социальное, но и потому что это способствует общему экономическому развитию города, региона и государства в целом. Малый бизнес, полагает Немкин ФСБ, основа экономики будущего.
Однако зачастую даже при наличии продуманного и реалистичного бизнес-плана начинающие предприниматели получают отказ от кредита, поскольку у них отсутствует залог. Председатель Фонда Содействия Бизнесу ФСБ Антон Немкин убежден, что при наличии перспективной и полезной для общества идеи, оформленной в реальный и хорошо продуманный бизнес-план, финансовые средства не должны стать тем решающим фактором, который способен остановить в развитии продуктивный бизнес. Будем стремиться к тому, чтобы как государство, так и крупный бизнес, владеющий банками, стали более лояльны к молодому бизнесу и увеличили количество безналоговый кредитов, говорит Немкин ФСБ.
Третье место среди факторов, влияющих на развитие частного бизнеса, занимает фактор доступности кадровых ресурсов. Проблема человеческих ресурсов – одна из ключевых, поскольку многие предприниматели отмечают недостаток качественно подготовленных и квалифицированных кадров на рынке труда. В частности, недостаток наблюдается в технических специалистах и квалифицированных рабочих. Действительно, хорошие специалисты в перечисленных сферах на вес золота в наши дни.
Малый и Средний бизнес. Что Мешает Росту Малого и Среднего Бизнеса?
Эксперт в сфере предпринимательства и председатель Фонда Содействия Бизнесу ФСБ Антон Немкин в своем интервью говорит, что государству необходимо стимулировать молодых людей получать технические специальности. Мотивацией при этом может стать повышенная стипендия, возможности стажировок и устройств на работу через высшее учебное заведение сразу после окончания университета.
Другим фактором, который выделила примерно треть опрошенных предпринимателей, стали административные преграды, такие как коррупция и бюрократия. Социологи отмечают снижение уровня коррупции в России, однако данный фактор продолжает оказывать сильное влияние на принятие решений о начале дела и самом процессе его развития.
На решение о начинании или развитии собственного дела оказывает влияние и такое фактор, как наличие необходимой инфраструктуры, например, офисных центров, складов и так далее. Чаще всего данный аспект становится серьезным барьером для региональным бизнесменов или владельцев предприятий, сильно зависящих от логистики.
В качестве влияющего фактора можно выделить отношение к новым технологиям. Владельцы малого и среднего бизнеса не считают использование и развитие инноваций в своем деле приоритетной задачей. Однако инновационность и технологичность в настоящее время являются неотъемлемыми элементами конкурентоспособности на рынке, и поэтому предприниматели совершают большую стратегическую, а иногда и тактическую ошибку не вкладывая деньги в новые технологии.
Таким образом, благодаря рассмотрению различных факторов, воздействующих на развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации можно сделать вывод о том, что наиболее сильное влияние, по мнению владельцев бизнеса, на них оказывают внешние или объективные факторы, которые формируются под влиянием государства. Следовательно, именно государство, устранив или улучшив положение дел в данных областях способно значительно улучшить количество малых и средних частных предприятий и, как следствие, внутреннюю экономику всей страны.
Источник: www.adved.ru
Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков (Приложение 1) [4].
Под доступом к рынку и условиями конкуренции понимаются барьеры для сбыта продукции (в том числе, на рынках других регионов и стран) и для получения сырья, а также условия конкуренции между компаниями. Эти факторы зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.
Человеческие ресурсы и навыки — это не только доступность и качество (квалификация) кадров для бизнеса, но и наличие специальных программ по развитию навыков ведения бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области образования (как среднего, так и высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства и на мотивацию к открытию своего дела.
Фактор «финансовые ресурсы» объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы — от финансирования её запуска до новых инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого фактора — в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса на всех этапах его роста и при любых уровнях риска. К рычагам государства по развитию этой сферы относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и деятельность государственных банков [9].
Технологический потенциал компаний характеризуется производственным оборудованием и используемыми технологиями, а в качестве фактора развития бизнеса — доступом к новым технологиям.
Качество административного регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры — объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует собственное отраслевое регулирование и принят набор стандартов — от них также зависит, насколько легко начать собственное дело и расширить его.
Наконец, фактор «экосистема поставщиков» включает в себя доступность специализированных услуг (например, селекция), нормы и условия взаимодействия малых и средних фирм с основными клиентами (при соответствующей структуре отрасли) — крупными «головными компаниями», и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах) [8].
Рассматривая сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных семи факторов упомянуть еще одну сферу — культуру предпринимательства в обществе. Так, в США малый бизнес традиционно являлся символом «американской мечты» о свободном человеке, который «делает себя сам», открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе — положительным. По сравнению с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более склонен к риску и меньше опасается неудачи.
В первой части рассмотрена теория вопроса. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии.
Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала, размер капитала, объем оборота. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально — экономический и отчасти политический уровень развития страны.
Источник: studentopedia.ru
Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику.
Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства — снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка.
Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.
Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка.
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов.
Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.
Эти недостатки говорят о том, что в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.
3.2. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
Для того чтобы не допустить развитие и закрепление дисфункциональных моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия для:
— морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности;
— согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов;
— легитимации частной собственности и отделения собственности от власти;
— создания механизмов институционализации и эффективного функционирования сложноструктурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества);
— создания институтов корпоративного управления;
— создания эффективного института банкротства.
Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.
Заключение
Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.
Между тем ни федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами. Развитие малого предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.
Совершенно очевидно, что в современных условиях в России необходима стройная система мер государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления.
Список литературы
1. Анимица Е.Г. Малый бизнес в России М.: ИНФРА-М, 2002 – 208 с.;
2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика (уч. для вузов) М.: Дашков и Ко, 2003 – 356 с.;
3. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование, М.: ИНФРА-М, 2004 – 136 с.;
4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.: ИНФРА-М, 2005 – 555 с.;
5. Организация предпринимательской деятельности под ред. А.С.Пелиха (уч. пособие) Ростов-на-Дону, Март, 2003 – 336 с.;
6. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г., №88-ФЗ
[1] Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М: «Дашков и Ко», 2003, с.9
2 Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г., № 88-ФЗ
Источник: megaobuchalka.ru