Пять факторов, влияющих на экономику России в настоящее время
Россия не была экономически «счастливым» местом в течение некоторого времени, по причине санкций, падения цен на нефть и ослабления рубля. В то время как бедах страны отчасти виноваты собственные действия, другие факторы, такие как цены на нефть, не являются чем-то, что Россия может контролировать.
Конечно, ни одна из этих проблем не существует в вакууме, и Россия принимает меры на различных фронтах в попытке справиться с санкциями и улучшить ситуацию в экономике. Ниже приводятся пять факторов, которые могут сослужить хорошую службу экономике страны.
1. Укрепление рубля.
Рубль, потеряв около половины своей стоимости в декабре 2014 года по отношению к доллару и евро, с начал укрепляться в период с февраля до начала апреля. Эксперты разделились, продолжится ли эта тенденция или нет, поскольку рубль укрепился больше, чем цена на нефть, фактор, к которому он, как правило, привязан, однако санкции остаются в силе, так как напряжение из-за конфликта в Украине.
Как работает УГОЛЬНЫЙ бизнес? Цепочка создания и факторы влияния на стоимость
Во время падения рубля, богатые россияне стремились перевести деньги за пределами страны или потратили их на предметы роскоши, прежде чем предприятия розничной торговли повысили цены с учетом падения валюты. Российское правительство вмешивалось и делало все, что могло, чтобы укрепить валюту, и разворот в направлении был настолько резким, что некоторые банки стали просить Москву ограничить подъем рубля.
В связи с увеличением стоимости национальной валюты, по данным Fitch Ratings, отток капитала замедлился, но ситуация по-прежнему далека от радужной. Fitch сообщило, что фискальные буферы . размываются, так как основная часть финансирования дефицита в этом году, несмотря на оживление и выплаты государственного долга, придет из Резервного фонда. Экономический прогноз остается слабым.
2. Третье снижение процентных ставок в текущем году.
Центральный банк России 30 апреля снизил процентные ставки в третий раз в 2015 году, что стало возможным благодаря временному ралли рубля и замедлению инфляции. Банк также указал, что он продолжит снижать ставку и дальше, если это будет необходимо, чтобы попытаться бороться с рецессией в стране.
Процентная ставка в декабре в России была увеличена до 17%, но в январе ЦБ удивил рынки ее снижением сразу на 2 процента. По мере того, как рубль укреплялся, процентные ставки пошли вниз. В феврале Банк России снизил ставку на 1 процент, а в последний раз ставка была снижена еще на 1,5 процента до 12,5%.
Теперь, рубль не является главной проблемой, а центральный банк обращает свое внимание на российскую экономику, поэтому вероятны дальнейшие сокращения ставки. В своем заявлении ЦБ сообщил, что в условиях укрепления рубля и значительного сокращения потребительского спроса в феврале — апреле 2015 года, ежемесячный прирост потребительских цен снижается, а годовая инфляция имеет тенденцию к стабилизации. По мере того, как инфляционные риски будут уменьшаться дальше, Банк России готов продолжать снижать ключевую ставку.
Факторы, влияющие на вовлеченность персонала
3. Запрет на импорт продовольствия из США, ЕС и ряда других стран.
В отместку за санкции, в 2014 году Россия ввела запрет на импорт продуктов питания из США, ЕС и других стран, который первоначально должен был истечь 7 августа 2015 года. Пока же страна инвестирует в собственную продовольственную безопасность, сосредоточившись на цели саморазвития, достаточности в производстве мяса, молока и овощей.
Саммит ЕС в июне рассмотрит вопрос о продлении санкций, и России указала на то, что ее собственный запрет на импорт продуктов питания, вероятно, сохранится, если санкции не будут отменены. Между тем, например, по мере спада напряженности в отношениях с Грузией, грузинские товары вернулись в Россию, а грузинские вина снова оказались на прилавках магазинов.
Падение рубля увеличило стоимость импортных продуктов, но последующее частичное восстановление национальной валюты и падение цен на импорт фактически поддержало запрет на импорт продовольствия. Кроме того, в настоящее время, Россия намерена продолжать поддержку сельского хозяйства, пока самодостаточность в продовольствии не будет достигнута в течение ближайших 5-10 лет. Путин назначил нового министра сельского хозяйства, целью которого является повышение российского производства продуктов питания для внутреннего потребления.
4. Возвращение денег из фонда МФК.
Россия забрала свои деньги из Фонда капитализации Банка России МФК. Фонд, находящийся в ведении Международной финансовой корпорации Всемирного банка, не финансировал российские инвестиционные проекты с мая прошлого года, хотя никакого официального приостановления инвестиций в России не было. А так как Россия нуждается в капитале у себя дома, она попросила вернуть в общей сложности $245 млн.
Внешэкономбанк, российский государственный банк, который используется для поддержки и развития российской экономики и для обработки государственного долга и пенсионных фондов страны, ожидает возвращения $203 млн. в конце июня. Другие средства будут возвращены в ВЭБ, говорится в отчетах, из Macquarie Russia https://www.ereport.ru/news/1505171503.htm» target=»_blank»]www.ereport.ru[/mask_link]
Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России.
Предпринимательство в России имеет древнюю историю и ведет отсчет с момента образования государства. Несмотря на многие общие черты, связывающие отечественный бизнес с мировым, предпринимательство в России имеет сложную судьбу и складывалось под влиянием многообразных факторов.
Важнейшими объективными факторами после перемещения исторического центра Русского государства из Киева в Северо-Восточную Русь являлись природно-климатический и геополитический. Следствием низкой урожайности, зависимости результатов труда от погодных условий, обширной, слабо заселенной территории, незащищенной естественными преградами, являлась неустойчивость внутреннего рынка. Постоянно расширяющиеся границы за счет колонизации новых земель благоприятствовали развитию натурального, а не товарного производства. Долгое время определяющим был не интенсивный, а экстенсивный путь развития, так как большие и потенциально богатые территории не ставили задачу создания производящего хозяйства. В этом не было особой необходимости, так как можно было брать у природы её богатства – пушнину, мёд, лес, пеньку и т.п. для экспорта.
Влияние геополитической ситуации на развитие предпринимательства заключалось ещё и в том, что России приходилось вести долгую борьбу за выход к мировым торговым магистралям, так как на протяжении почти всей истории Россия была оторвана от морей и соответственно от морской торговли. Продукты своего экспорта приходилось продавать посредникам задешево, а продукты импорта покупать у них же задорого.
Естественная открытость границ и постоянная угроза внешней агрессии требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности. Известный российский историк С.М.Соловьев следующими словами охарактеризовал зависимость деловой активности россиян от специфики географического положения «…бедный разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы избавиться от врагов, грозивших со всех сторон, чтобы сохранить главное благо, народную независимость; бедная средствами сельская, земледельческая страна должна была содержать большое войско… Государство бедное, малонаселенное и должно содержать большое войско для защиты растянутых на длиннейшем протяжении и открытых границ.»
Существенным фактором, влиявшим на развитие предпринимательства в России, была позиция русской православной церкви. Каноны и сам дух православия не способствовали деловой активности человека, проявлению хозяйственной инициативы. Согласно идеологии Нового Завета, богатому человеку нет спасения, для него закрыто Царствие небесное.
Если в европейской, особенно протестантской среде верования толкали человека к активной экономической деятельности (её успех помогал ему убедиться в своей «избранности», а грядущем индивидуальном «спасении»), то в русской среде перед человеком открывался не экономический, а политический путь спасения, причем с сильной коллективной составляющей. Отсюда, с одной стороны, экономическая активность европейцев и создание ими гражданского общества как механизма утверждения своих интересов, как инструмента борьбы за экономический успех, а с другой – поиски «настоящего» царя в России. Постепенно секуляризация мировоззрений на Западе и США привела к тому, что высшим критерием оценки человеческой деятельности стали оценки рынка, богатства, в то время как в России сближение сущего и должного (Византийская традиция), т.е. соединение земного и небесного порядков было реализовано в идеях социальной справедливости, социального государства.
Немаловажной особенностью российского предпринимательства является большой процент участия в нем старообрядцев, то есть тех, кого отрицала официальная церковь, Именно из среды староверов вышли представители самых знаменитых предпринимательских династий – Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Прохоровы и др.
Однако, было бы несправедливо видеть в православной вере только отрицательное влияние на предпринимательство. Церковь, особенно до периода её огосударствления в XVIII веке, оказывала положительное влияние на определенные стороны предпринимательской деятельности, в частности, на деловую этику, формируя тем самым образцы поведения предпринимателей. Это характерно особенно для домонгольского периода, когда торговые общины, как правило, объединялись вокруг храма, а религиозные праздники послужили основой возникновения базарной, а позднее ярмарочной торговли. В храмах хранились меры веса и объема, применявшиеся в торговле, денежные средства, церковь также сдавала свои подвалы под склады товаров, выступала гарантом деловых операций.
Ещё одной важной особенностью российского предпринимательства является большой размах благотворительности и меценатства среди предпринимателей в таких масштабах, которых в Европе не знали. Думается, что и здесь есть влияние русской православной церкви и, в какой-то мере, размах благотворительности можно рассматривать как элемент замаливания грехов, восстановления своего доброго имени перед церковью.
Важнейшим фактором, влиявшим на развитие российского предпринимательство, была особая роль государства, харизматическая власть.
Сложная природно-климатическая и геополитическая ситуация предопределили особую роль государства в регулировании предпринимательской деятельности. Обширные земельные просторы предоставляли благоприятные условия для миграции земледельческого населения при увеличении нормы его эксплуатации. Данное обстоятельство вынуждало государство ужесточать контроль за личностью крестьянина. Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился контроль, приведший в XVII веке к закрепощению русского крестьянства. Господствовавшая 200 лет система крепостного права непосредственным образом отразилась на характере экономики России, крепостническая сущность которой сводила к нулю предпринимательскую инициативу и деловую активность.
Низкая покупательная способность основной части населения страны – крестьянства, только подчеркивала особую роль государства, его влияние на предпринимателей через выгодные казенные заказы, привилегии при производстве и сбыте продукции, таможенные льготы, протекционизм и т.п.
В обществоведческой литературе исторически сложившийся военно-этатический характер государства (в период ордынской зависимости) обычно гипотетически противопоставляется иной концепции российской государственности, в системе которой складывались бы более благоприятные условия для предпринимательства. Торгово-промышленное развитие Великого Новгорода, Пскова, Русского севера, Литовской Руси в контексте более демократического политического и социально-экономического общественного уклада, безусловно, является альтернативной предпринимательской средой. Но в условиях жесткой военно-политической борьбы, развернувшейся в XIV-XVвеках, победила стратегия московских князей, связывающая воедино национальную и конфессиональную независимость с утверждением единого централизованного государства.
Источник: studfile.net
Торговля России: факторы влияния в каналах продвижения продукции
Экономические связи торговли и производства в части создания беспрепятственных каналов продвижения продукции являются значимым фактором эффективности функционирования экономик при любых экономических системах. Решающим в этом взаимодействии является то, кому принадлежит рыночная власть на ранке. В развитых странах с рыночной экономикой с ростом концентрации капиталов в торговле наблюдается смещение власти от производителей в сторону торговли. В России в условиях централизованно планируемой экономики эффективность влияния торговли на предприятия, производящие потребительские товары, была крайне низкой, в том числе и в результате недооценки требований экономических законов в практике управления. С изменением экономической системы в каналах реализации продукции начинают действовать рыночные факторы, регулирующие взаимоотношения торговли и производства и повышающие возможности торговых организаций в части воздействия на производителей.
Цель данного исследования заключается в изучении факторов, действующих в системе взаимоотношений между торговлей и производственным сектором в каналах реализации продукции с учетом интеграционных процессов в торговле, и определении нежелательных методов регулирования потребительского рынка не соответствующих рыночным отношениям.
Цель данного исследования заключается в изучении факторов, действующих с системе взаимоотношений между торговлей и производственным сектором в каналах реализации продукции с учетом интеграционных процессов в торговле, и определении нежелательных методов регулирования потребительского рынка не соответствующих рыночным отношениям.
торговые сети, влияние торговли на производственный сектор, каналы реализации продукции, поддержка отечественных производителей
Цитировать публикацию:
Карпова Е.В. Торговля России: факторы влияния в каналах продвижения продукции // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1579-1594. – doi: 10.18334/rp.16.11.239
Karpova, E.V. (2015) Trade in Russia: impact factors in channels of goods promotion. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 16(11), 1579-1594. doi: 10.18334/rp.16.11.239 (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru