Рентабельность представляет собой один из показателей экономической эффективности деятельности предприятия. В общем случае, рентабельность представляет собой отношение чистой прибыли к себестоимости товара. В настоящее время существует множество факторов, которые оказывают влияние на рентабельность деятельности предприятия.
Одним из наиболее важных факторов является полученная выручка компании при реализации товаров и услуг. Очевидно, что данный показатель имеет некоторые границы, так как ни одна компания не может бесконечно увеличивать объем реализованных товаров или услуг на рынке.
Также основными факторами, которые влияют на рентабельность компании, являются затраты, связанные с деятельностью предприятия. К данным расходам можно отнести затраты на материалы, производственное оборудование, зарплату персонала и т.д.
Одним из факторов, регулирующих рентабельность предприятия, является налоговая политика государства, в некоторых случаях определенные виды компаний могут получить налоговые льготы, что заметно уменьшит издержки коммерческой организации.
14.1. Экономическая сущность рентабельности и факторы, влияющие на повышение ее уровня
Для повышения этого показателя различные предприятия могут использовать разнообразные методы. Одним из наиболее распространенных способов уменьшения издержек является перевод производственный мощностей в государства, в которых стоимость рабочей силы относительно мала, в настоящее время многие крупные корпорации имеют собственные предприятия в различных странах юго-восточной Азии.
К сожалению, многие предприниматели стремятся увеличивать рентабельность предприятия, удешевляя расходные материалы, которые используются при производстве продукции или оказании услуг. Данная мера, как правило, приводит к падению качества изготовляемой продукции.
Одним их важнейших факторов, влияющих на рентабельность, является маркетинг и реклама. Очевидно, что продажи популярного товара могут принести владельцам предприятия существенную прибыль, но, с другой стороны, затраты на различные рекламные акции могут быть очень велики. Известны случаи, когда многие бренды были вынуждены закрыть свое производство из-за непомерно высоких рекламных бюджетов.
Для того чтобы оценить все факторы, влияющие на рентабельность предприятия, можно воспользоваться существующими методиками. В некоторых случаях свежий взгляд независимого специалиста позволяет более корректно определить те факторы, которые существенно влияют на рентабельность, казалось бы, успешного предприятия, и предотвратить спад производства или продаж.
Источник: studopedia.info
Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность.
Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий торговли:
объем и структуру розничного товарооборота, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий торговых процессов и т.д.
Рентабельность. Зачем этот показатель нужен предпринимателю? Рентабельность простыми словами.
Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.
К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота.
Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:
1. Объем розничного товарооборота, При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.
2. Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.
3. Организация товародвижения.
Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.
4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров.
Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.
5. Численность и состав работников.
Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.
6. Формы и системы экономического стимулирования труда работников.
Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.
7. Производительность труда работников предприятия, Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.
8. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников.
Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.
9. Состояние материально-технической базы торгового предприятия.
Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.
10. Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение.
Размещение торговой сети оказывает непосредственной влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.
11.Моральный и физический износ основных фондов,
Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.
12. Фондоотдача.
С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.
13.Сумма оборотных средств.
Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.
14.Применяемый порядок ценообразования.
От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.
15.Организация работы по взысканию дебиторской задолженности.
Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно — увеличению прибыли.
Организация исковой работ, работы с тарой.
Факторы, влияющие на уровень показателей рентабельности торгового предприятия
Зачем необходимо повышать рентабельность?
В условиях ориентации на рыночную обстановку, важность коэффициента рентабельности характеризуется интересом не только лишь сотрудников самой организации, но и интересами как страны, так и контрагентов, кредиторов, заемщиков, и непосредственно владельцев.
Подъем уровня рентабельности для сотрудников компании означает закрепление экономического положения, а следовательно, увеличение средств, нацеленных на материальное стимулирование их трудовой деятельности. Для владельцев и менеджеров управляющего аппарата — это информация о результатах используемой ими стратегии деятельности и о необходимости ее исправления.
Изменение рентабельности предприятия подвержено влиянию различных факторов, в литературе существуют множество подходов к классификации факторов, прямо или косвенно, влияющих на изменение основных показателей рентабельности предприятия. Можно выделить следующие группы факторов, влияющие на рентабельность предприятий:
Внутренние и внешние факторы рентабельности
1. Внутренние факторы
— материально-технические факторы (проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы предприятия);
— организационно — управленческие факторы (разработка стратегии и тактики деятельности и развития предприятия, информационное обеспечение процесса принятия решения);
— финансовые факторы (финансовое планирование деятельности предприятия, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, налоговое планирование);
— кадровые факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников);
2. Внешние факторы
— рыночные факторы (повышение конкурентоспособности в предоставлении услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров);
— административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность, организации, государственное регулирование тарифов и цен);
— внешнеэкономические факторы (изменение тарифов и цен на продукцию и услуги в результате инфляции).
К группе внешних объективных факторов, влияющих на прибыль и рентабельность, можно отнести:
— транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль — у других;
— изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на товары и тарифов на услуги, перевозки, ставок заработной платы, отчислений от нее и т.п.;
— нарушения поставщиками, финансовыми и другими органами хозяйственной дисциплины.
Факторы, оказывающие прямое влияние на отдельные показатели рентабельности торговой организации
На рисунке 1 представлены факторы, оказывающие прямое влияние на показатели рентабельности торговой организации.
Рисунок 1 – Факторы, оказывающие прямое влияние на отдельные показатели рентабельности торговой организации
Среди внутренних субъективных факторов на величину прибыли и рентабельности влияют следующие факторы:
— оборот (выручка от реализации товаров) и его структура;
— уровень валового дохода, который формирует сумму реализованной торговой надбавки;
— сумма и уровень издержек обращения по реализации товаров;
— операционные и внереализационные доходы и расходы.
Факторы рентабельности торговых предприятий
В торговых организациях косвенными факторами, влияющими на конечный результат деятельности предприятия, а так же на показатели его рентабельности, являются такие факторы как: оборачиваемость товарных запасов, уровень кредиторской и дебиторской задолженности, организация системы бухгалтерского и налогового учета и т.п.
Если рассматривать рентабельность как относительный показатель отношения прибыли к имуществу, товарообороту, себестоимости, персоналу, то можно сформировать мнение, о том, что на уровень рентабельности влияет изменение как показателей прибыли, так и показателей товарооборота, имущества, себестоимости, затрат на персонал и т.п.
Так, на каждый показатель рентабельности деятельности торговой организации, первостепенное влияние оказывает фактор величины прибыли. На величину прибыли предприятия в конечном итоге оказывают влияния различные факторы, связанные с деятельностью организации.
Высокий уровень рентабельности торговой организации дает ей возможность проводить долгосрочное перспективное планирование своей деятельности, при этом в условиях высокого уровня основных показателей рентабельности у предприятий формируется дополнительная величина финансовых ресурсов, которые они могут направить на развитие своего бизнеса, расширение торговых площадей, расширение ассортимента реализуемой продукции, покупке дополнительного торгового оборудования.
На основании выше представленного материала, можно сделать следующие основные выводы:
— рентабельность является ключевым показателем, оценки эффективности деятельности коммерческих предприятий, который в отличии от показателей прибыли, дает заинтересованным лицам понять уровень доходности организации и ее отдельных направлений деятельности;
— показатели рентабельности имеют тесную взаимосвязь с финансовым состоянием экономического субъекта и входят в состав показателей, служащих оценки деловой активности организации;
— для оценки общего уровня рентабельности коммерческой организации рассчитываются показатели рентабельности продаж, основной деятельности, имущества, основных и оборотных активов, собственного и заемного капитала, персонала организации;
— эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит от грамотного планирования и реализации мероприятий по увеличению прибыли. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на ее рост и манипулировать переменными, от которых она зависит. Совокупность обозначенных действий в итоге обеспечит не только рост прибыли, но и рентабельное функционирование российских предприятий, а также рост российской экономики в целом.
Источник: abium24.ru