Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Евгений Олегович, Михайлова Оксана Владимировна
Развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве есть проблема федерального уровня, поскольку без принятия соответствующих нормативных актов не представляется решение проблемы создания механизмов его развития, в том числе на региональном уровне
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Евгений Олегович, Михайлова Оксана Владимировна
Состояние и перспективы развития малых форм предпринимательской деятельности в агросфере (на примере кфх Омской области)
Развитие малого предпринимательства в аграрной сфере экономики
Проблемы формирования предпринимательского слоя в сельской местности (на примере Пензенской области)
Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона
Социальное значение малых форм хозяйствования в сельском социуме
i Не можете найти то, что вам нужно?
«Фермерское хозяйство как форма малого бизнеса»
Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство и его особенности в сельском хозяйстве»
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Е.О. Иванов, О.В. Михайлова
Аннотация: Развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве — есть проблема федерального уровня, поскольку без принятия соответствующих нормативных актов не представляется решение проблемы создания механизмов его развития, в том числе на региональном уровне.
Ключевые слова: малое предпринимательство, крестьянское (фермерское) хозяйство, социально экономический институт
Малое предпринимательство (МП) во всем мире неотъемлемая составная часть экономики, основа формирования среднего класса. В России малое предпринимательство в сельском хозяйстве делает только первые шаги. В большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна есть определение малого бизнеса — «это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике»
Анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы: пока нет четкого разграничения понятий малый бизнес, малое
Информация об авторах
Иванов Евгений Олегович, аспирант Курского государственного технического университета.
Михайлова Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры мировая и национальная экономика Курского государственного технического университета, тел. (4712)58-71-20.
В то же время понятие экономической сущности и значения МП, его роли и места в жизни общества способствует правильному определению цели государственной политики по отношению к этому объекту экономики.
В настоящее время в России действует два критерия отнесения предприятий к малым: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих. В соответствии с Законом Российской Федерации №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной
Фермерское хозяйство с нуля | Ошибки начинающих фермеров | Мясное животноводство
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте -100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при других видах деятельности — 50 человек [2]. К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Малое предпринимательство в сельском хозяйстве обладает некоторыми качественными особенностями:
• в рамках одного малого предприятия происходит совмещение нескольких видов деятельности,
• невозможность, в большинстве случаев, ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
• стремление к максимальной самостоятельности;
• низкая технологическая оснащенность;
• невысокий уровень квалификации кадров малого предпринимательства в сельском хозяйстве в связи с оттоком молодежи с сельской местности;
• недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
• неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
• невозможность успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
• работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка,
• неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
В настоящее время в России малое предпринимательство в сельском хозяйстве носит, в основном, местный и региональный характер.
Анализ особенностей аграрной сферы позволяет определить специфику процессов формирования и развития малого предпринимательства в АПК. Отсюда можно выделить десять основных факторов выступающих существенным препятствием на пути развития малых предприятий на селе.
Во-первых, это ограниченность масштабов деятельности (направленность на местный рынок — ограниченный местный спрос — незначительный объем производства — трудности сбыта продукции). Поэтому многие предприниматели вынуждены вывозить свою продукцию за пределы своих поселков. И тут же можно указать сезонность сельскохозяйственного производства, поскольку товаропроизводители редко могут заниматься одним видом работ, и часто им приходится приспосабливать свою деятельность к смене времен года.
Во-вторых, нехватка капитала для предпринимательской деятельности (отсутствия средств на приобретение новой техники, современного оборудования и т.д.) приводит к невозможности ведения производственного процесса на производственном уровне.
В-третьих, недостаточность земельных ресурсов и подходящих производственных помещений. В сельской местности, выбор подходящих для бизнеса помещений ограничен, что вынуждает строить новые здания, а это в свою очередь приводит к существенным потерям времени, финансовых средств и соответственно сказывается на себестоимости продукции.
В-четвертых, дефицит инфраструктурных услуг. Качество услуг, которые предоставляют фирмы, занимающиеся телекоммуникациями, маркетинговыми исследованиями, в сельской местности остается низким. На селе отсутствует инфраструктура рынка, в первую очередь -система страхования рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса АПК в силу специфики их функционирования. Ограничивающим фактором для развития малого бизнеса на селе является недостаточное развитие транспортных услуг, что затрудняет доставку произведенной продукции на отдаленные рынки.
В-пятых, недостаточное развитие структуры поддержки малого предпринимательства.
Местные предприниматели не могут рассчитывать на существенную помощь в развитии своего бизнеса. У администраций муниципальных образований из-за недостатка финансовых ресурсов и необходимых навыков имеется ограниченная способность решать проблемы экономического развития малых предприятий. Помощь со стороны крупных предприятий и ассоциаций малых фирм также значительно меньше, чем в городских районах, а обучение и консалтинговые услуги менее доступны.
В-шестых, минимальные возможности перепрофилирования Многие муниципальные образования в своей экономической структуре имеют только сельскохозяйственное производство или одно градообразующее предприятие. Из-за отсутствия необходимых ресурсов перепрофилирование малых предприятий является затруднительным.
В-седьмых, кадровая проблема. Современное развитие производства становится невозможным без применения последних достижений науки и техники — инфраструктурных технологий, передовых средств коммуникации, средств автоматизации и т.п. Это предъявляет особые требования к классификации рабочей силы, которые в силу объективных причин не всегда выполнимы в условиях сельской местности. Для развития малого предпринимательства это означает структурное несоответствие рабочих мест и квалификации персонала. Проблему нехватки квалифицированных кадров для различных направлений малого бизнеса еще больше усугубляет отток трудовых ресурсов, особенно молодых и образованных.
В-восьмых, сопротивление развитию малого бизнеса со стороны сельских жителей и существующих предприятий. Местное сельское население пассивно в силу того, что имеет определенную материальную базу, устойчивый стереотип образа жизни в переходных нестабильных условиях предпочитает не рисковать. Многие представители уже существующих на данной территории предприятий видят в новых малых фирмах только дополнительных конкурентов на местном рынке, что вызывает с их стороны сопротивление программам поддержки малого бизнеса, как субсидирующим ненужную им конкуренцию.
Классической формой малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно действующему законодательству, крестьянское
(фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. И хотя фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, это именно совместная предпринимательская деятельность всех членов хозяйства, связанных единой волей, а не индивидуальная предпринимательская деятельность его главы.
Однако, для эффективного функционирования отечественного агропромышленного комплекса необходимо существование как крупных, так и мелких форм организации производства. Развитие малого предпринимательства в аграрной сфере рассматривается с позиции утверждения национальных конкурентных преимуществ путем сочетания крупных и малых форм организации сельскохозяйственного производства, а также как один из способов адаптации сельского населения к рыночным условиям. В связи с чем, можно сделать вывод, что основа аграрной политики должна строиться не на малых предприятиях в АПК, а на всемерной государственной поддержке новых технологий, использовании современной техники, внедрении в производство высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, замене непродуктивного скота на высокопродуктивный и т.д. Такая поддержка должна распространяться на все категории хозяйств, включая малые формы сельхозтоваропроизводителей. Таким образом, можно сделать вывод, что в многоукладной экономике субъекты малого предпринимательства в сельском хозяйстве должны занимать определенную нишу, а соотношение различных форм хозяйствования будет дифференцироваться в зависимости от конкретных условий региона.
Таким образом, под малым предпринимательством в сельском хозяйстве следует понимать сектор аграрной экономики, выступающий в роли социально-экономического института, действующего в условиях экономической свободы, которому присуща повышенная степень риска, инициативность, специфичность национальных традиций и норм поведения, экономическая деятельность которого направлена на получение прибыли.
Список использованных источников
1 Большой экономический словарь / Общ. ред. АН.Азрилияна. — М.: Фонд Правовая культура. 1994.
2 Дубровский И. И. Роль малого предпринимательства в экономике агропромышленного комплекса // Сборник: «Роль малого предпринимательства в экономике агропромышленного комплекса России и перспективы развития» -М.: « Р о си н ф орм а гр о тех », 2002. — С. 23-26.
3 Закон Российской Федерации №88-ФЗ от 14.06.1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998г.).
4 Копач К.В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с предприятиями агропромышленного комплекса. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ФГНУ «Рос-информагротех», 2002. — 312 с.
5 Кормаков Л.Ф. Организационные формы и механизмы агропромышленной интеграции. Проблемы и решения / Л.Ф. Кормаков, К.К. Кумехов, В.З. Мазлоев — М.: Отдел оперативной полиграфии ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2004. — 260 с.
Источник: cyberleninka.ru
Федеральный закон от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.
Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. (В редакции федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 02.07.2021 № 299-ФЗ)
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.
2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
ГЛАВА 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Наименование главы в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ)
Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ)
1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ)
2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ)
3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ)
4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2021 № 299-ФЗ)
5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2021 № 299-ФЗ)
Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
3. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
4. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
5. (Пункт утратил — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ)
61. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 420-ФЗ)
8. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 446-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)
Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ)
2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
ГЛАВА 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.
3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.
4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.
Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.
2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.
Статья 16. Глава фермерского хозяйства
1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.
2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Глава фермерского хозяйства:
организует деятельность фермерского хозяйства;
без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.
Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.
2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.
ГЛАВА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
6) горюче-смазочных материалов;
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.
4. Фермерское хозяйство может реализовывать на используемом им для осуществления своей деятельности земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям. Требования к помещениям, указанным в настоящем пункте, устанавливаются законода
Источник: www.kremlin.ru
КФХ в 2020: бухучет и налогообложение
Крестьянское фермерское хозяйство является таким же налогоплательщиком, как любая другая коммерческая организациям. Специфика деятельности, безусловно, влияет на выбор системы налогообложения и ведение бухгалтерского учета. В 2020 году для КФХ доступны ОСНО, УСН и профильный режим ЕСХН. Последний актуален для товаропроизводителей. В целом, КФХ может называться организация, деятельность которой связана с производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственной, животноводческой продукции.
Специфичная первичка
Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве предусматривает обработку первичных документов, отражение финансово-хозяйственных операций в базе, ведение регистров, выполнение проводок, формирование и сдачу отчетности. На первичке стоит остановиться более подробно. Применение ряда документов обусловлено особенностями деятельности фермерского хозяйства.
Так, бухгалтеру КФХ приходится сталкиваться с путевыми листами Ф412 АПК, реестрами отправки зерна с поля, накопительными ведомостями поступления урожая, ведомостями движения сырья, актами на сортировку, просушку и т.п. Также к учету принимаются лимитно-заборные карты, акты списания материалов, акты оприходования приплода (актуально для животноводства). Бухгалтер КФХ должен иметь соответствующие компетенции, опыт ведения учета у сельскохозяйственного товаропроизводителя. В противном случае не избежать грубых ошибок и связанных с ними налоговых, финансовых, юридических и репутационных последствий.
Общие учетные моменты
Так или иначе бухгалтерский учет фермерского хозяйства крутится вокруг товарно-материальных ценностей. Специалисты контролируют данные о поступлении, об использовании материалов. Особое внимание уделяется затратам при получении продукции, определению себестоимости.
Специфика деятельности КФХ требует учитывать при отражении бухгалтерских данных естественную убыль сырья или сельхозпродукции. Первичные данные, как правило, в учете отражаются в количественном измерении. Определение себестоимости произведенной продукции имеет ряд особенностей. Свои нюансы в данном случае имеют растениеводство, животноводство, переработка сырья.
Налогообложение фермерской деятельности
При выборе системы налогообложения учитывается специфика деятельности КФХ, предполагаемый доход, оборот и другие факторы. ОСНО чаще всего используется при утрате права на ЕСХН или упрощенку. Режим является базовым. При регистрации он выбирается автоматически. Для перехода на УСН или сельхозналог налогоплательщик подает соответствующее заявление в ИФНС в установленный срок.
Кому доступны спецрежимы? Всем фермерским хозяйствам, которые соответствуют условиям, установленным действующим законодательством. Для применения УСН, например, есть ограничения по обороту, величине ОС, среднесписочной численности. Применение ЕСХН возможно при определенном размере доли сельскохозяйственной продукции.
Признание доходов и расходов при упрощенке и сельхозналоге осуществляется кассовым методом. При ОСНО может использоваться метод начисления. Основным налогом при УСН является налог, заменяющий налог на прибыль, НДС. При ЕСХН КФХ платит сельхозналог. Хозяйства на ОСНО рассчитывают налог на прибыль и другие налоги.
Налоговая база при упрощенке может определяться с учетом доходов или разницы между доходами и расходами. Для пользователей ЕСХН доступен один способ ее определения – доходы минус расходы. Аналогичным способом определяется налоговая база при ОСНО. Чаще всего фермерские хозяйства работают на сельхозналоге.
Это обусловлено наличием ряда преференций, в том числе по уплате отдельных налогов (НДС, имущественного и других). Также к преимуществам режима стоит отнести упрощенный порядок отчетности и ведения бухучета.
Особенности применения ЕСХН
Сельхозналог может использоваться только хозяйствами, для которых соответствующая деятельность является основной. Доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции должна быть 70% или больше. Действующие КФХ, пользователи УСН или ОСНО, на ЕСХН могут перейти с начала нового календарного года.
Новым компаниям рекомендуется подавать заявление на смену режима налогообложения одновременно с регистрационными документами. Отчитываться перед налоговой пользователям ЕСХН приходится раз в год – в марте. В декларацию ЕСХН вносятся сводные данные, согласно книге учета доходов, расходов. При этом важно учитывать наличие ограничений по допустимым затратам.
Ставка сельхозналога составляет 6%. Платится он в два этапа: авансовый платеж – до 25 июля текущего года, фактический – до 1 апреля года, следующего за отчетным. В случае просрочки налогоплательщику начисляется пеня. Штрафные санкции предусмотрены и за непредставление декларации, неуплату налогов. Забыли сдать отчет и рассчитаться с бюджетом?
Будьте готовы заплатить 20% от начисленной суммы налога.
Актуальные нюансы бухучета
- Табели учета рабочего времени.
- Наряды на проведение сдельных работ.
- Путевые листы транспортного средства.
- Реестры и учетные листы.
- Ведомости для расчета и выдачи заработной платы.
Суммы, полученные работниками по оплате труда, подлежат обложению налогом с доходов. КФХ выступает по отношению к персоналу налоговым агентом, имеет обязанность по удержанию налога и уплате его в бюджет.
Страховые взносы КФХ и периодичность отчетности
Суммы начисленной заработной платы персоналу хозяйства облагаются страховыми взносами, перечисляемыми в фонды. Ставка каждого из вида взносов определяется в зависимости от выбранной системы налогообложения. Взносы и отчетность по ним перешли под администрирование ИФНС. В ФСС контроль осуществляется только по отчислениям по травматизму и профзаболеваниям, о чем необходимо представлять сокращенный отчет.
Куда представляется
Итоговый расчет в ФСС за 2016 год
Источник: xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai