Предпринимательская деятельность. Фирма как основная структурная единица
Предпринимательская деятельность. Фирма как основная структурная единица
Предпринимательская деятельность – организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Основными условиями существования и развития предпринимательской деятельности:
- относительная обособленность и экон. свобода предпринимателей;
- наличие рыночного пространства;
- развитые товарно-денежные отношения.
Бизнес – это организация выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей.
Основные условия существования и развития бизнес-деятельности:
- собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также возможность получать или передавать права собственности на экон. блага;
- частная автономия (или относительная обособленность) хозяйствующих субъектов, предполагающая свободу хоз. деятельности, договоров, объединений, профессионального и потребительского выбора;
- развитые формы обмена, т.е. наличие товарно-денежных отношений, в том числе свободная купля-продажа труда.
Бизнес и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе. Во-первых, с усилением экономической роли государства и общественных организаций видоизменяется характер социального заказа. Государство становится не только одним из заказчиков, но и регулятором, контролером бизнес-деятельности.
Экономика 10 класс (Урок№13 — Экономика фирмы: выручка и прибыль.)
Во-вторых, с развитием кредитно-финансовой системы бизнес-деятельность все больше зависит от возможностей привлечения и использования заемных средств. В-третьих, изменяются отношения собственности в процессе организации бизнес-деятельности. В результате отделения управления от собственности непосредственным субъектом бизнес-деятельности становится профессиональный управляющий – менеджер.
Фирма – хоз. звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Современные фирмы многопрофильны, что делает их более устойчивыми в период экон. спадов.
Источник: www.nalogi.ru
Фирма как субъект рынка. Виды и цели фирм
Фирма – это организационная единица бизнеса, осуществляющая производство товаров и оказание услуг с использованием собственных и привлечённых ресурсов с целью получения прибыли.
Фирма — это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:
Организационная схема компании | Бизнес
1) каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства — аналогичной компонентой процесса потребления;
2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель — получить максимальную прибыль;
3) фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг.
Фирма, как правило, выступает в статусе юридического лица, (атрибуты юридического лица: расчётный счёт и печать) имеет: имя или название, фирменный знак, цвет и другую символику.
Получение плановой рентабельности, т. е. экономической прибыли >0
Достижение безубыточности, т. е. прибыль = 0
Сохранение фирмы на рынке (избежать банкротство)
Захват рынка с помощью ценовой войны
Устранение конкурента методами недобросовестной конкуренции.
30. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы. Особенности выбора.

Краткосрочный период – это период, в котором рост объёма производства происходит, когда хотя бы один ресурс постоянен.
Краткосрочный период слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей.
В краткосрочном периоде издержки делятся постоянные(FC) и переменные(VC), и не зависят от объёма производства.
Долгосрочный период – это период, в котором масштабы деятельности фирмы расширяются так, что все ресурсы фирмы оказываются переменными.
Долгосрочный период достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.
В долгосрочном периоде, где все издержки выступают как переменные. Перед фирмой стоит задача, как правильно выбрать масштаб своей деятельности, т. е. определить, быть её мелкой, средней или крупной фирмой.
31. Издержки фирмы как альтернативные затраты. Явные и неявные издержки. Прямые и косвенные издержки.
Альтернативные затраты, т. е. издержки фирмы – это её затраты по удержанию необходимых факторов производства в той или иной сфере деятельности.
Т. к. факторы производства поступают на фирму как со стороны (из вне), так и изнутри (т. е. собственные ресурсы фирмы), то издержки фирмы делятся на:
— Явные (внешние) издержки
— Не явные (внутренние) издержки.
Явные (внешние) издержки – это затраты на привлечение в фирму ресурсов со стороны, сделки по которым фиксируются в финансовых или бухгалтерских документах.
Не явные (внутренние) издержки – это затраты которые фирма несёт по удержанию, в собственном деле, ресурсов самой фирмы или её владельцам.
Такое деление издержек позволяет рассчитать бухгалтерские издержки (только внешние затраты, которые делятся на прямые и косвенные).
Прямые затраты – это затраты связанные с объёмом выпускаемой продукции.
Косвенные затраты – это затраты не зависящие от объёма продукции, а связанные с функционированием фирмы как единица бизнеса.
Экономические затраты – это полные затраты фирмы, т. е. внешние+ нутренние.
32. Понятие прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Значения, которые может принимать экономическая прибыль.
Бухгалтерская прибыль – это общая выручка(TR) минус внешние издержки.
Бух. Пр. = TR – внешние издержки.
>0 означает, сто фирма эффективно использует чужие ресурсы, не имеет долгов и имеет средства для расширения производства.
=0 означает, что фирма безубыточна, не имеющая внешних долгов.
Анализ бухгалтерской прибыли позволяет оценить на сколько эффективно сработала фирма в прошлом используя привлечённые ресурсы.
Экономическая прибыль – это разница между общим доходом или общей выручкой минус общие издержки (сумма внешних и внутренних издержек).
Экон. Приб = Бух. Приб. – внешние затраты (неявные, вменённые)
>0 означает, что фирма эффективно использует не только чужие, но и собственные ресурсы, имеет сверх прибыль, конкурентоспособна, и в перспективе не будет иметь проблем с привлечением ресурсов.
=0 означает, что собственные ресурсы использованы не лучше, но и не хуже чем было бы возможно в альтернативных вариантах. Отрасль не является привлекательной для притока капитала, но не создаёт оснований и для оттока капитала.
Экономическая прибыль позволяет определить перспективы развития фирмы в будущем и принять решение о целесообразности участия этой фирме в бизнесе.
Нормальная прибыль. Её размер не должен быть ниже того дохода, который предприниматель мог бы иметь если бы свои собственные ресурсы использовал не в своём деле, а альтернативным способом, т. е. нормальная прибыль должна быть равна вменённым (неявным, внутренним) издержкам.
=0 Если экономическая прибыль равна нулю, то нормальная прибыль равна внутренним издержкам.
>0 Если экономическая прибыль больше нуля, то размер получаемой прибыли превышает нормальную на величину сверх прибыли.
Источник: kazedu.com
Фирма как экономическая организация

Фирма объединяет владельцев ресурсов (труда, земли, капитала) под властью предпринимателя, принимающего решения по основным проблемам ее развития и функционирования. Предприниматель объединяет разрозненные экономические ресурсы, заключая с их владельцами специфические контракты (аренды земли, трудовой договор, договор займа и т.п.). Как экономическая организация фирма представляет собой систему властных отношений. Ей характерна координация путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя, а не свободы выбора, как в рыночной координации.
Признаки фирмы как экономической организации:
· Она является закрытой, иерархически выстроенной системой.
· Она организуется для достижения определенной цели, формулируемой предпринимателем и не сводимой к целям деятельности ее отдельных участников.
· Она представляет собой комбинацию экономических ресурсов, ее участники подчиняются специфическому внутрифирменному разделению труда.
· Она представляет собой специфическую систему отношений, в которой каждый подчиняется установленным нормам поведения и существует контроль за их соблюдением.
Почему владельцы ресурсов готовы подчиниться предпринимателю? Что их объединяет в фирму?
Возникновения фирмы объясняется теорией фирмы Р.Коуза: фирма как экономическая организация возникает тогда, когда трансакционные издержки рыночной координации деятельности превышают издержки, связанные с внутренней организацией, с отношениями господства-подчинения.
Например,
| в 1991-1992 годах результате распада централизованной системы распределения товаров издержки внутренней организации оптово-розничной торговли резко выросли. Внутренние издержки оказались больше трансакционных издержек «челноков», произошел выброс торговли на улицу. Следующий этап: в результате освоения торговых технологий, организации торговых потоков, внутренние издержки снизились и оказались ниже трансакционных издержек «челноков». Стала восстанавливаться организованная торговля. |
Теория фирмы Р.Коуза отвечает и на другой вопрос: как трансакционные издержки и издержки внутренней организации влияют на размеры фирмы?
1. Чем меньше издержки организации и чем медленнее они растут, тем большего размера будет фирма. Для примера можно сравнить издержки внутренней организации, связанные с управлением и контролем работника в фирме по ремонту бытовой техники на дому и издержки внутренней организации конвейерного производства. В первом случае выбор будет сделан в пользу небольшой по размеру фирмы, во втором — в пользу крупной фирмы.
2. Чем меньше ошибок организации делает предприниматель, тем большего размера будет фирма. Например, отлаженная конвейерная система создает минимум ошибок иерархической организации. Наоборот, в дилерской сети по продаже автомобилей число ошибок управления резко возрастает.
3. Чем больше снижается для фирмы цена предложения экономических ресурсов, тем большего размера будет фирма. Например, крупный производитель, как работодатель, может навязать свои условия оплаты труда. В условиях инновационной фирмы, зависящей от интеллектуальных способностей и творческого потенциала работников, такие возможности незначительны, фирма будет небольшой.
Виды фирм
4.2.1. Классификация фирм.
4.2.2. Организационно-правовые формы фирмы.
4.2.3. Корпорация как ведущая форма организации современного бизнеса.
Справочные материалы
Классификация фирм
В зависимости от места фирмы в рыночной системе, способов организации ее деятельности выделяют несколько признаков классификации фирм:
1. По виду хозяйственной деятельности выделяют фирмы промышленные («Азот»), торговые (магазины «Чибис»), специализирующиеся в области транспорта и связи (Кузбассавтотранс), банковские (Кузбассугольбанк), финансово-инвестиционные («Коместра»), научно-исследовательские, инновационные, консультационные и т.п.
2. По отраслевой принадлежности выделяют одноотраслевые и многоотраслевые фирмы. Возможны четыре основных способа соединения предприятий в фирму: горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диверсификация и конгломерация. При этом движущими силами объединения предпринимателем в фирму нескольких предприятий являются: экономия на издержках производства за счет рационализации использования ресурсов; возможности захвата контроля над рынком; экономия на трансакционных издержках взаимодействия с поставщиками и потребителями; распределение рисков между разными рынками сбыта продукции.
Горизонтальная интеграция представляет собой объединение в фирму предприятий одной отрасли. Например, объединение угледобывающих предприятий, формирование сети магазинов розничной торговли.
Вертикальная интеграция представляет собой объединение в фирму предприятий единой производственной цепочки, находящихся на разных стадиях производства. Самым известным примером вертикальной интеграции являются нефтяные компании, построенные по принципу «от скважины до бензоколонки».
| Однако в настоящее время выявляется новая тенденция развития мировых лидеров нефтяной промышленности (BP, Royal/Datch Shell и др.). Они отказываются от вертикальной интеграции, что связывается с развитием инфраструктуры рынков нефти и нефтепродуктов, сокращением трансакционных издержек, снижающим значение операционной интеграции. Эти компании осуществляют экспансию в другие области топливно-энергетического комплекса (газовую, разработки альтернативных источников энергии и т.п.), то есть диверсифицируют свою деятельность. |
Диверсификация представляет собой объединение в фирму предприятий разных отраслей, но каким-либо образом связанных друг с другом. Например, авиакомпаний, туристических фирм, отелей, пунктов проката автомобилей.
Конгломерация также предполагает объединение в фирму предприятий разных отраслей, но мало связанных друг с другом. Основным мотивом формирование конгломератов является рассредоточение капиталов между разными рынками в интересах стабилизации дохода. По такому пути идет, например, «Русский алюминий», все более выходящий с стратегии своей экспансии за рамки диверсификации: производство алюминия, фольги, автомобилестроение, попытки взять под контроль «Аэрофлот».
| В США появились фирмы, которые уже просто нельзя классифицировать в отраслевом плане. General Electric, Ford, General motors эмитируют пластиковые карточки, практикуют залоговое и потребительское кредитование, занимаются коммерческими ссудами, управляют взаимными фондами, участвуют в страховом бизнесе. Доходы многих крупнейших фирм складываются из доходов от маркетинговой деятельности, дизайнерских и исследовательских услуг, девелопмента и уже во многом перекрывают выручку от производства. Например, доходы GE на 40% складываются за счет услуг. |
3. По масштабам деятельности выделяют местные фирмы (Кемеровский кондитерский комбинат), общенациональные фирмы («КМК», «Запсиб»), транснациональные фирмы («Газпром», «Лукойл»).
ТНК- это такие фирмы, которые имеют подразделения в двух и более странах, единую цель деятельности, связь через отношения собственности.
4. По размерам выделяют крупные («Кокс»), средние (Кемеровский мясокомбинат) и малые фирмы (мини-ателье). Основной критерии — объемы занятости и производства.
5. По организационно-правовым формам. В каждой стране существуют свои особенные организационно-правовые формы фирмы, сложившиеся исторически. В России выделяют следующие коммерческие организации: единоличные, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью (ООО), акционерное общество открытого типа (АООТ), акционерное общество закрытого типа (АОЗТ), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.
Источник: megaobuchalka.ru
