Необходимо отметить, что действующим российским законодательством не предусмотрена такая организационно-правовая форма, как малое предприятие. Существуют параметры отнесения предприятий к разряду малых. При этом неважно, к какой организационно-правовой форме принадлежит данное предприятие, важно только то, чтобы оно отвечало определенным критериям.
Для определения направлений развития малого предпринимательства в различных странах существуют разные подходы для отнесения предприятий к разряду малых. Невозможность и нецелесообразность разработки единых критериев подчеркивается в работах многих ученых [1] . Это объясняется тем, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное количественное определение, а для других — общие согласованные (неформальные качественные) подходы.
Наряду с численностью работающих, дифференцированных по отраслям экономики, используются дополнительные критерии отнесения предприятий к разряду малых: размер уставного капитала (Япония), годовой оборот (Германия) и величина общего баланса (Великобритания, Венгрия), размер годового дохода (США), стоимость активов на балансе предприятия (Болгария). В Налоговом кодексе США выделен раздел S, в котором говорится о корпорациях (в обиходе называемых S-corporation, или small corporation), которые насчитывают не более 35 акционеров и удовлетворяют некоторым иным требованиям. Акционеры включают в свои налоговые декларации все доходы от прироста капитала, прибыли, налоговых льгот и так далее, сама же корпорация не платит подоходного налога (в нашей стране — налог на прибыль).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Даже в пределах Европейского сообщества эти подходы существенно различаются, поэтому для сопоставления уровня развития малого предпринимательства Европейской комиссией разработаны следующие критерии. Во-первых, в зависимости от численности работающих выделяются микропредприятия (до 10 чел.), малые (до 50 чел.) и средние (до 250 чел.). Во-вторых, должен соблюдаться один из финансовых критериев: величина годового оборота (для микропредприятий — до 2 млн евро; для малых предприятий — до 10 млн, для средних — до 50 млн евро) или величина балансовой стоимости активов (для микро-предприятий — до 2 млн евро; для малых — до 10 млн, для средних — до 43 млн евро). В третьих, предприятия должны обладать экономической независимостью.
Это связано с тем, что крупные автоматизированные производства, не требуя большого числа персонала, имееют довольно значительные оборот и прибыль. Однако у таких предприятий возникают иные проблемы, которые требуют других форм поддержки, нежели малым предприятиям, имеющим в большинстве своем ограниченные финансовые возможности. Кроме того, во многих зарубежных странах предприятия разделяются по численности работающих на микропредприятия, малые, средние и крупные. Это дает возможность осуществлять управление развитием малого предпринимательства более целенаправленно и эффективно и использовать его потенциал для сглаживания межрегиональных различий, которые существуют во всех странах.
Находим ответ. Субъекты малого предпринимательства
В зарубежной практике, а в последнее время и в российской, малое и среднее предпринимательство рассматривается как единое явление, и поэтому часто употребляется термин «малые и средние предприятия» — МСП (Small and Medium Enterprise, SME).
Основным документом, регулирующим особенности правового статуса и деятельность малых и средних предприятий, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ранее действовал Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»). Согласно ст. 4 Федерального Закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
- • юридические лица, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (кооперативы; коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
- • физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
- • крестьянские (фермерские) хозяйства.
Критерии отнесения предприятий к различным категориям приведены в табл. 1. Такая дифференциация предприятий регламентирует правовые условия для регулирования деятельности различных категорий малого и среднего предпринимательства, а также для предоставления льгот и преференций.
Необходимо отметить, что впервые введенное законодательно условие — выручка от реализации или балансовая стоимость активов — является обоснованным, так как позволяет наиболее объективно оценить субъекта малого или среднего предпринимательства и избежать предоставления крупным предприятиям льгот, предоставляемых малым и средним предприятиям, посредством простой разбивки бизнеса. При этом закон устанавливает, что при разделении предприятий на микро-, малые и средние при одном из двух показателей выбирается наибольший.
Критерии отнесения предприятий к разряду малых и средних
- 1. Доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде):
- • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов:
- • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства
Не превышает 25%*
Окончание табл. 1
- 2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год для:
- • средних предприятий;
- • для малых предприятий;
- • микропредприятий
От 101 до 250 чел. включительно До 100 чел. включительно До 15 человек
- 3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год»‘:
- • средние предприятия
- • малые предприятия
- • микропредприятия
1000 млн рублей 400 млн рублей 60 млн рублей
Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ: бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
- [1] Удалов В.П. Малый бизнес как экономическая необходимость: В 2 кн.Кн. 2. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
Источник: studref.com
Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми — от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) — в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) — в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
в оптовой торговле — 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий — по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
Источник: vuzlit.com
Критерии выделения малых предприятий. Виды малых предприятий
В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Для определения особого статуса, в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой выделяют количественные критерии выделения малого бизнеса и определяют основные направления поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не поддается простому определению.
В большинстве экономически развитых стран важными количественными критериями выделения малого бизнеса являются следующие показатели:
- 1. Численность занятых. Так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В Японии число занятых на предприятии, также является основным показателем, с помощью которого определяется принадлежность к этой категории. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек — для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек — в оптовой торговле и менее 50 человек — в розничной торговле и сфере услуг.
- 2. Размеры собственного капитала или совокупных активов.
- 3. Положение на рынке. Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса. Государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны.
В Европейском сообществе с 1 января 1995 года к субъектам малого предпринимательства относят предприятия с количеством занятых работников до 50 человек. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая все экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые». Комиссия европейского общества (КЕС) при определении мер поддержки выделяет микропредприятия с числом занятых от 1 до 9 человек.
Российское законодательство выделяет следующие критерии определения малых предприятий:
- 1. Численность работающего персонала (до 1995 года верхняя граница было 200 человек, сейчас 100);
- 2. Участие в капитале предприятия иных фирм и организаций. (Согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале доля РФ, субъектов РФ и других фондов не превышает 25%, доля юридических лиц не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и а транспорте — 100, в оптовой торговле 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании -30, в остальных отраслях и при других видах деятельности — 50 человек.).
Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.
Жизнеобеспечивающее — малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это как правило мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом. Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.
Традиционный бизнес преобладает в производственном и бытовом обслуживании, оптовой и розничной торговле (парикмахерские, небольшие кафе, зубоврачебные кабинеты, магазины.) Нишей традиционного малого бизнеса являются отрасли обслуживающие локальные потребности.
Быстрорастущее малое предприятие — это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.
Источник: studwood.net