Коль скоро мы говорим о том, что Россия является полноценным участником рыночных отношений, то довольно своевременным является вопрос об эффективном использовании всех имеющихся в нашем арсенале рыночных институтов. И конечно, определяющим при ответе на этот вопрос будет соотношение степени влияния государства и бизнеса на российскую экономику. Вряд ли влияние двух этих факторов может уравновешивать друг друга, возможно, они никогда и не будут равны, но нам жизненно важно выяснить перспективы и формы возможного сотрудничества государства и бизнеса.
Недавно появившаяся в российском обществе идея о государственно-частном партнерстве как нельзя лучше показывает, что российская экономика наконец-то увидела возможные варианты своего развития. Однако данная концепция требует серьезного осмысления и детального анализа.
Именно эту цель преследует межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Бизнес в России: государственно-частное партнерство», организованная ведущими вузами России – Московской государственной юридической академией, Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации, Государственным университетом – Высшая школа экономики и Российской экономической академией им Г.В. Плеханова. Задачей организаторов конференции является изучение как экономических, так и правовых аспектов партнерства государства и бизнеса, включая нерешенные до сих пор проблемы и новые формы взаимодействия. В этом отношении данный проект является уникальным в своем роде.
Взаимодействие государства и бизнеса
Конференция «Бизнес в России» состоится 6 декабря 2006 г. в здании Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации. Дынный проект усилиями четрых вузов проводится второй год подряд и призван не только аккумулировать лучшие научные работы по выбранной тематике, но и дать реальное видение современных проблем. Для этого организационной площадкой конференции выбраны вузы, занимающие лидирующие позиции в правовых и экономических дисциплинах. Более того, любая обозначенная проблема должны иметь выход на практическое решение заявленной проблемы. С этой целью в качестве экспертов конференции приглашены работники ведущих юридических, консалтинговых и венчурных компаний, которые должны дать правильное представление молодым ученым и практикам.
В 2005 г. конференция «Бизнес в России: правовая и финансовая среда» проводилась в Московской государственной юридической академией и привлекла внимание большого количества заинтересованных лиц. Вызвано это в первую очередь оригинальным стерео подходом конференции, который позволяет рассмотреть заявленную проблему как с правовой, так и с экономической точек зрения. Надеемся, что и вторая конференция будет не менее успешной, учитывая актуальность ее тематики.
Перед участниками конференции стоят две достаточно сложные задачи. Первая из них связана с поиском и обоснованием наиболее приемлемых форм сотрудничества государства и бизнеса. Это касается как применения уже известных мировой практике форм государственно-частного партнерства, так и выработки новых, свойственных только российской экономике. Уже сегодня мы можем сказать, что в России довольно много примеров такого партнерства, но их явно недостаточно для бурного экономического роста.
Бизнес с государством
Вторая задача касается формирования нового типа мышления, которое до конца еще не сформировано у людей, даже, несмотря на то, что Россия официально вот уже целых пятнадцать лет является страной с рыночной экономикой. России нужны специалисты, свободные от сложившихся стереотипов, готовые и не боящиеся открытого и, главное, равного диалога с представителями государственных органов, которые, в свою очередь, должны тоже понять необходимость взаимодействия с частными структурами. В этом и будет заключаться успех нового типов лидера – в умении вовремя увидеть основополагающие тенденции. Сегодня эта тенденция заключается в том, что и государство, и бизнес осознали огромную потребность друг в друге. Нам лишь необходимо понять в каких направлениях будет развиваться государственно-частное партнерство и на каких началах и принципах будут строиться отношения бизнеса и государства.
Надеемся, что конференция «Бизнес в России: государственно-частное партнерство» даст нам ответы на эти вопросы.
Оргкомитет конференции приглашает всех желающих принять участие в дискуссии. Конференция состоится 6 декабря 2006 г. по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 49 (здание Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации). Начало конференции в 10.00
Источник: Газета «Элитный персонал»
Источник: hr-portal.ru
Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса
1. Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса
Выполнила
студентка гр.237334/0001
Котенко Диана
2. Бизнес и государство: в чем взаимный интерес?
3. Что определяет деятельность государства?
обеспечение в обществе стабильности и безопасности жизни;
обеспечение социальных выплат;
регулирование экономических вопросов;
защиту экологии и охрану окружающей среды;
поддержку культурной составляющей общества.
3
4. На что влияет деятельность бизнеса?
создание новых рабочих мест;
создание материальных благ для обеспечения
жизнедеятельности общества;
развитие в социуме отношений собственности;
формирование спроса на товары и услуги.
4
5. Порядок взаимодействия бизнеса и государства
Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса:
административно-властные отношения;
государственно-частное партнерство.
5
6.
Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти
основано на отношениях подчиненности предпринимателей
решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех
полномочий, которые выделены им законом.
Это важный блок координирования собственной деятельности в
рамках соответствия административно-правовым требованиям.
6
7. Возможности партнерства
Из основных форм государственно-частного партнерства
можно выделить:
государственно-частные предприятия;
арендные отношения, включая лизинг;
соглашение о разделе продукции;
государственный контракт;
концессию.
7
Источник: ppt-online.org
Государство и предприятие: От команды к партнерству
В мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основные подходы к изучению форм взаимоотношений государства и бизнеса 4
2. Опыт развития кооперации государства и бизнеса в России 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Файлы: 1 файл
Дисциплина: Введение в профессию
На тему: Государство и предприятие: От команды к партнерству
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество в ходе своего исторического развития вызвало к жизни два чрезвычайно интересных феномена — государство и рынок. Выступая как порождение разных причин, первоначально воздействуя на разные сферы жизни, с течением времени пути их движения пересекались все чаще, решаемые цели и задачи становились все ближе, а результаты — все зависимее от совместных усилий и действий.
И уровень развития современного общества целиком и полностью определяется возможностями координации деятельности государственных и рыночных сил, способностью к сочетанию и взаимодополнению действий друг друга.
В то же время несомненен факт — это относительно самостоятельные структуры, располагающие собственными механизмами воздействия на развитие общества, имеющие разные сферы влияния, конкретные функции, цели и задачи.
Вторая половина XX в. внесла много нового в развитие экономического мира. Обнаружились признаки поиска совместных практических решений в области экономики; все более проявлялись внутренние методологические изъяны неоклассического направления; выделилось институциональное направление; противоборство сторонников регулирования экономики и либерального подхода к ее функционированию приобрело новые и острые формы; в странах распавшейся социалистической системы произошел отказ от марксизма как основы экономической идеологии.
Последние десятилетия ознаменовались глубокими трансформационными изменениями в экономических системах, охватившими как страны бывшего социалистического лагеря, так и многие быстро развивающиеся экономики Азии и Латинской Америки, — изменениями, означающими переход, как правило, от административно-командной, бюрократической системы либо элементов таковых к рыночно ориентированной экономике.
Обобщение институциональных особенностей и закономерностей, такого перехода в различных, и в то же время во многом схожих странах переходной экономики было и остается предметом обстоятельного исследования экономистов — как теоретиков, так и практиков, а также юристов, политологов, социологов.
В переходных процессах всех этих стран огромную роль играло и играет государство, которое само должно было перестраиваться, обновляя свои функции. Эта роль государства была особенно важна в деле создания одного из столпов современной рыночной экономики — бизнеса.
Любое экономическое действие, совершаемое бизнесом, также как и любые меры, принимаемые государством в различных сферах национального хозяйства, связаны между собой множеством явных и неявных факторов, причин и отношений.
Поэтому выбор в качестве объекта исследования сложных и многогранных взаимоотношений государства и бизнеса основывался на актуальности, а также остроте существующих проблем, от решения которых зависит вектор развития национальной экономики.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется тем, что в настоящее время анализ и разработка проблемы взаимоотношений государства и бизнеса уже не может основываться на какой-либо одной экономической теории.
1. Основные формы взаимоотношений государства и бизнеса
Становление научных подходов к рассмотрению взаимодействия групп интересов на стыке экономики и политики происходило на протяжении длительного периода времени. Причем свой вклад в изучение данного вопроса внес родоначальник экономической теории А.Смит, видевший в частном бизнесе инструмент ограничения действия неблагоприятных внешних факторов и концентрации внутренних ресурсов.
Формирование научных взглядов по данной тематике проходит длинный путь от выделения отдельных субъектов рынка политических услуг до современных работ, анализирующих равновесие в выработке регулятивных решений в зависимости от особенностей внешней среды, включая характеристики национального экономического и правового устройства.
В целом, история человеческого общества знает три формы взаимоотношений государства и экономики:
1. Государство непосредственно управляет экономикой. Получается огосударствленная экономика, о последствиях которой можно узнать, обратившись к истории советской экономики;
2. Сращивание государства и бизнеса. Эта форма имеет различные разновидности:
а) в форме государственного патронажа (покровительство патрона на лояльность клиента). При этой разновидности в состав государственных органов включают представителей предпринимательства (советы по предпринимательству, по малому предпринимательству при государственных органах; предприниматели в составе Президентского совета и т.д.). Эту разновидность взаимодействия государства и экономики иногда называют так: патронажно-клиентальная форма взаимоотношений государства и бизнеса;
б) симбиотическая форма взаимоотношений государства и бизнеса. Это взаимное проникновение представителей экономической элиты во властные структуры и наоборот;
в) олигархическая форма взаимоотношений бизнеса и государства. Это тогда, когда предпринимательские структуры укрепляются и выходят из статуса клиента государства и становятся на горизонтальный уровень с бывшим патроном. Клиент заставляет патрона считаться с собой, а иногда и опекает власть.
3. Научная основа взаимоотношений государства и экономики.
В конечном счете все альтернативы уступают этой форме взаимодействия государства и экономики. При этой форме взаимодействия государство всегда должно иметь в виду пределы своего вмешательства в экономику.
На основании вышеизложенного, принято выделять идеальную теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, которая дает некий образ данного взаимодействия в условиях «идеального рыночного хозяйства».
Она определяет роли субъектов взаимодействия: субъекты, представляющие интересы бизнеса договариваются о правилах игры и поручают контроль над их соблюдением государству как агенту-гаранту.
Здесь фиксируются обязательства сторон: государство гарантирует бизнесу создание благоприятной среды и производство необходимых для его функционирования и развития общественных благ, таких как производственная, социальная и институциональная инфрастуктура; бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству используемых экономических ресурсов.
Идеальной модели противостоит национальная модель взаимодействия власти и бизнеса, которая отражает общие черты данного взаимодействия в определенной национальной модели рыночной экономики (либеральной, социально-корпоративной, корпоративно-патерналистской).
В ней находит отражение предшествующая история развития страны, реальная практика государственного строительства и возникновения бизнеса.
Так, сложившиеся в ходе исторического развития определенной страны представления о «справедливости» во многом определяют целевые функции экономических субъектов, их отношение к возможным вариантам распределения прав собственности на экономические ресурсы между частными агентами, государством и коммунальными структурами. Все это определенным образом модифицирует роли власти и бизнеса в их взаимодействии, а также объем и характер их взаимных обязательств.
Наряду с идеальной и национальной моделями можно выделить нормативную модель взаимодействия бизнеса и власти, складывающуюся из установленных в данной стране формальных норм, правил и практик их применения, а также противостоящую ей реальную институциональную модель, как совокупность сложившихся на определенной территории формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия.
Роль государства в проведении структурной политики заключается не в управлении конкретными предприятиями или их опеке, а в разработке приоритетов и «коридоров» роста для формирования долговременной политики, ориентированной на достижение устойчивого развития на основе обеспечения продовольственной, энергетической и экономической безопасности страны. При этом необходимо учитывать наличие двух достаточно автономных сфер хозяйственного бытия с несовпадающими критериями отбора конкретных приоритетов структурной политики.
Когда рассматриваются так называемые обычные товары и услуги, не имеющие прямого отношения ни к фундаментальным потребностям жизнедеятельности общества, ни к обеспечению его безопасности, независимая экспертиза должна давать объективные оценки состояния соответствующих секторов и отраслей национального хозяйства. После оценки и ранжирования их потенциала по степени конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках (соответствие международным стандартам конкурентоспособности, состоянию производственных мощностей, наличию сырьевого и кадрового потенциала, инновационного задела) возникнет база для принятия решений о целесообразности и формах государственной поддержки. Такая поддержка может осуществляться в форме кредитного финансирования для: создания импортозамещающих или экспортно-ориентированных мощностей; приобретения лицензий на выпуск конкурентной продукции для внутреннего рынка; льготного кредитования экспортных поставок машин и оборудования; введения преференций с целью привлечения иностранных инвесторов для ускоренного развития отдельных отраслевых сегментов национальной промышленности. Если будет выявлена нецелесообразность сохранения тех или иных элементов промышленного потенциала в силу их низкой конкурентоспособности и отсутствия реальных предпосылок для ее повышения, промышленная политика должна быть направлена исключительно на минимизацию социальных издержек от закрытия таких производств.
Когда речь идет о товарах и услугах, составляющих основу жизнедеятельности общества и его безопасности, критерий конкурентоспособности в сравнении с мировым уровнем утрачивает свое значение. В этом случае приоритеты структурной политики определяются иерархией иных целей и критериев, которые еще в меньшей степени поддаются квалификации. Здесь целенаправленная государственная поддержка должна быть направлена на производство не отдельных товаров и услуг, а целостных систем, обеспечивающих жизнедеятельность общества и минимизацию возможных угроз для него со стороны окружающего мира.
государство бизнес экономика инвестор
Источник: www.yaneuch.ru