Франчайзинг в международном бизнесе это

Для освоения иностранных рынков компаниям зачастую нужны огромные инвестиции. Международный франчайзинг выглядит очень привлекательным способом развития бизнеса, поскольку предполагает использование для этих целей не собственных средств, а денег покупателя франшизы. Данная статья поможет составить представление об этой сфере мировой экономики.

Что это такое?

Международная ассоциация франчайзинга определяет термин международного франчайзинга, как систему двусторонних отношений, при которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинг одной стороны передаются другой в обмен на взаимное удовлетворение интересов. Следует подробнее рассмотреть основные элементы данного понятия.

Объекты и субъекты

Объектом международного франчайзинга именуют совокупность исключительных прав, которые разрешается использовать на условиях соответствующего договора (деловой комплекс). Это могут быть:

  • товарные знаки;
  • фирменные наименования;
  • производственные и бизнес-процессы и т.д.

К его субъектам относятся:

Франчайзинг. Лучшие практики франчайзинга в США. Василь Газизулин TOPFRANCHISE.COM

  • Франчайзер – компания, владеющая популярной торговой марки и обладающая известной репутацией. Она предлагает контрагенту реализовывать от своего имени товары или услуги на определённых условиях.
  • Франчайзи – фирма, которая приобретает право осуществлять деятельность под торговой маркой франчайзера.

Основы и особенности иностранных франшиз

Данная сфера деятельности заключается в развитии бизнес-сети франчайзера за рубежом на средства покупателей франшизы. Франчайзер обеспечивает своего контрагента технологиями, оборудованием, товаром и в целом оказывает ему всестороннюю поддержку.

Со своей стороны франчайзи платит другой стороне за право работать под её торговой маркой. Оплата может быть единовременной (паушальный взнос) или в виде процента от сделок (роялти).

Отношения международного франчайзинга относятся к сфере частноправового регулирования. Однако они осложнены тем, что стороны такой сделки являются выходцами из разных стран. Поэтому в договоре целесообразно указать, какое законодательство подлежит применению к его нормам. В отсутствие такого указания регулирование будет осуществляться посредством коллизионных норм.

Отечественное законодательство не содержит понятия франчайзинга. Вместо этого глава 54 Гражданского кодекса РФ предусматривает понятие договора коммерческой концессии.

Согласно п. 6 ст. 1211 ГК РФ в случае отсутствия оговорки сторон договора о применяемом праве действует право страны, на территории которой используется комплекс исключительных прав. Если использование разрешается на территориях нескольких стран, применяется право страны места жительства или места деятельности правообладателя.

Но более действенным по сравнению с коллизионным является метод прямого регулирования, осуществляемый при помощи норм международного частного права. Международные акты носят рекомендательный характер, следовательно, не имеют обязательной силы для сторон.

Франшиза | Франчайзинг | Рекомендации юриста

Транснациональный франчайзинг имеет ряд особенностей:

  • влияние на данную сферу политических отношений между странами контрагентов;
  • зависимость от правил транзакции валюты в этих государствах;
  • необходимость учитывать требования законодательства страны франчайзи, национальные и культурные особенности и пр.
Читайте также:  Можно ли с Ватсап бизнес писать на обычный Ватсап

Принципы договоров

Отношения между сторонами договора строятся на определённых принципах, сформулированных международным правом:

  • единое направление политики, проводимой на рынке;
  • взаимная поддержка и информационный обмен;
  • синхронная ценовая политика;
  • единая стратегия реализации;
  • высокий уровень доверия и т.д.

Европейские и другие зарубежные франшизы, распространенные в РФ

Подавляющее большинство франшиз в нашей стране имеют иностранное происхождение.

Самым известным франчайзером остается сеть быстрого питания McDonald’s. Первый ресторан этой сети появился у нас в 1990 году. Однако приобрести ее франшизу непросто: так, роялти по договору с McDonald’s составляет от 12,5%.

В одежде лидером в сфере франчайзинга является бренд Zara. Данная сеть специализируется на производстве недорогой одежды, ориентированной на модные тенденции текущего сезона. Магазины Zara есть почти в каждой стране мира, в России их более 80.

Лидирующие позиции в сфере спорта занимает сеть фитнес-клубов Gold’s Gym. Сейчас в мире открыто более 700 клубов бренда, в том числе 5 – в России.

Виды

Различают следующие виды франчайзинга:

  • Производственный. Предполагает предоставление прав на технологии производства с использованием сырья и материалов франчайзера и под его торговым знаком. Наиболее характерен для сферы общественного питания.
  • Сбытовой (товарный). Самый популярный вид франчайзинга. Подразумевает реализацию товаров, выпускаемых франчайзером, под его торговым знаком.
  • Сервисный. Заключается в оказании услуг с использованием торговой марки франчайзера. При этом процесс оказания услуг регулируется правообладателем. Данный вид мало распространен в нашей стране.
  • Комплексный (дилерство). Предполагает полное обеспечение головной компанией деятельности франчайзи, включая поставку товара, разрешение использовать товарный знак, передачу стратегии и технологий производства и пр.

Организация формата отношений

Прежде чем выбрать способ сотрудничества, сторонам договора франчайзинга рекомендуется провести маркетинговые исследования рынка той страны, в которой будет действовать франшиза.

В России в последнее время большой популярностью пользуются инвестиционные площадки для поиска иностранных бизнес-партнёров, в том числе для установления франчайзинговых отношений. Одной из самых известных является ежегодная выставка BUYBRAND Expo, проведение которой курирует Торгово-промышленная палата РФ. Основной целью таких мероприятий является привлечение международных инвестиций на российский рынок.

Как осуществляется сотрудничество между партнерами?

Существует несколько вариантов сотрудничества:

  • Мастер-франшиза. Подписывая такой договор, франчайзер теряет право заключать аналогичные договоры с другими контрагентами на территории данной страны. У его контрагента при этом появляется право самому продавать франшизы.
  • Прямая франшиза. На основании данного договора деловой комплекс передается нескольким компаниям внутри одного государства.
  • Совместное ведение дел и образование дочерних предприятий. Созданное дочернее предприятие само становится франчайзером. Таким образом, на данного субъекта полностью возлагается ведение дел за рубежом.
Читайте также:  Услуги по решению бизнес кейсов

Договор

Как открыть франшизу на территории другого государства?

Международный франчайзинг — это отличный способ для российских компаний масштабировать бизнес, увеличить узнаваемость компании и выйти на новый рынок.

Зачем нужен международный франчайзинг?

Выделяют 3 причины, когда компания должна подумать над развитием франчайзингового предложения и открытия компаний на территории других стран.

Во-первых : франшиза — это стратегическое решение, которое позволяет выйти на новый рынок, где можно занять выгодную нишу, за счет отсутствия большого количества конкурентов.

Во-вторых : франшиза — это про уверенность в собственной финансовой модели и в том, что компания движется в правильном направлении. Создать франшизу необходимо, когда компания готова выходить за рамки своего регионального развития, оценивая все существующие риски.

В-третьих : франшизы востребованы за рубежом. Потребители жаждут новых услуг новых ощущений и «вкусов». Местные компании и производства не в состоянии удовлетворить растущий спрос аудитории и тогда на помощь приходит востребованная международная франшиза.

Франчайзинг — что это вообще такое?

Если у вас есть небольшая компания и вы чувствуете в себе силы на создание актуального и востребованного франчайзингового предложения, то можете предложить потенциальным франчайзи приобрести права на использование вашего бренда, оборудования и технологий с целью развития бизнеса в другой стране.

У франчайзи — покупателя прав на компанию, появляется возможность работать под известным именем на территории своего государства. А у бренда появляется дополнительный доход от паушального взноса и роялти, перечисляемых покупателем франшизы.

Паушальный взнос — это единоразовый платеж, дающий право на работу от имени бренда. Стоимость зависит от конкретной сети, дополнительных условий и места размещения торговой точки.

Роялти — это (обычно) ежемесячные выплаты по итогам работы франшизы, которые могут быть представлены в формате конкретной суммы, так и рассчитываться определенным процентом от прибыли.

Кстати, большинство компаний, появившихся на постсоветском пространстве являлись франшизами иностранных брендов, которым удалось значительно продвинуться и увеличить сферы своего влияния по всей России.

Преимущества и недостатки международного франчайзинга

Франчайзинг имеет для обеих бизнес-сторон как положительные, так и отрицательные моменты. Разберемся в них подробнее.

Плюсы для продавца предложения:

  • Возможность расширить свою сеть и надежно укрепить на иностранном рынке за счет партнера, который отлично разбирается в ведении дел в своей стране;
  • Постоянный доход благодаря ежемесячным платежам.

Плюсы для франчайзи:

  • Не придется тратить время на выстраивание маркетинговой стратегии. Продавец франшизы обязан предоставить планы и наработки по продвижению бизнеса и запуску рекламных кампаний;
  • Работа под известным брендом, который уже обладает узнаваемостью. Привлечь клиентов и наладить сбыт продукции в этой ситуации становится намного проще.
Читайте также:  Можно ли построить бизнес в одиночку

Минусы организации международной франшизы кроются в следующем:

  1. Конечно, франчайзер и франчайзи заключают договор, однако, первому придется довериться своему представителю, который не всегда сможет гарантировать прирост прибыли и не уничтожит репутацию компании.
  2. Придется искать точки соприкосновения, которые выходят за рамки стандартного договора. В интересах продавца поддерживать развитие своей франшизы, поэтому оставлять ее без внимания нельзя. Необходимо оказывать постоянную поддержку, помощь и мониторинг конкретных представителей бренда.
  3. Если дело касается открытия компании на территории другой страны, то возможно придется адаптировать ассортимент под предпочтения и менталитет жителей конкретного государства без потери общей идеи бизнеса.

Как найти представителей и партнеров?

Самый популярный способ представить свое франчайзинговое предложение или найти потенциальных партнеров в России — это принять участие в выставке франшиз . Обычно такие выставки проводит Торгово-промышленная палата РФ.

С каждым годом популярность выставок только увеличивается, потому они используются как источники по привлечению международных инвесторов и для повышения уровня привлекательности предложения.

Как работать с иностранными партнерами

При организации международного франчайзинга необходимо обеспечить полное понимание и сотрудничество обеих сторон . В зависимости от продавца франшизы существует несколько вариантов заключения договоров:

1. Прямая франшиза . Продавец франшизы в праве выбрать несколько компаний на территории одного государства, которые будут на равных условиях заниматься распространением марки внутри одной страны;

2. Мастер франшиза . Договор, который предоставляет франчайзи исключительные права на управления франшизами на территории одного государства. Он в праве самостоятельно продавать франшизы на территории своей страны другим компаниям, тогда как компания продавец франшизы лишается этой возможности.

3. Создание дочерних предприятий . На территории другого государства организуется не франшиза, а дочерняя компания. То есть по-сути дочернее предприятие само становится франчайзинговой компанией, а ее управлением, в отличии от центральной компании, занимается компания-партнер. Такой вариант развития бизнес-отношений встречается крайне редко из-за юридических тонкостей и сложностей в организации процесса.

Источник: dzen.ru

Что такое международный франчайзинг?

Что такое международный франчайзинг?

Видео: Конференция Медицинский инжиниринг — 2018 2023

Что такое вознаграждение? Что такое виды вознаграждения?

Вознаграждение или компенсация — это оплата за проделанную работу в целом. Статья включает обсуждение типов вознаграждений и налогов на сотрудников.

Что такое кредитование? Что такое кредиторы?

Что такое кредитование? Что такое кредиторы?

Обсуждение типов кредиторов для бизнес-кредитов, а также то, как соответствовать требованиям вашего бизнес-кредита с правом кредитора.

Что такое травление лайма? Что такое безопасный заменитель?

Что такое травление лайма? Что такое безопасный заменитель?

Травильная известь — это химическое вещество, которое традиционно использовалось для приготовления консервированных маринад в домашних условиях. Узнайте, почему это больше не рекомендуется, и что заменить.

Источник: ru.travelcashinc.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин