Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством.
Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии `на месте` без научных основ и творческих навыков. Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.
7 функций владельца бизнеса.
Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.
ункции образования в сфере культуры
Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.
Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.
Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества.
Ряд исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования — средство геополитики.
Про образование программиста в 2023. Прямой эфир с Сергеем Немчинским
Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран. Так в общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.
Функции образования в социально-политической сфере
Формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.
Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал проявлениям правовых или политических девиаций.
Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования. В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Социальные группы — носители альтернативных политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и политические ценности. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический контроль в явной форме парткомов или в неявной — в установках на деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах, рекомендуемых учебниках и т. д.
3. Основные виды образования
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.
Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.
В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в `трудовой ресурс`. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в `подготовке к жизни`, а под `жизнью` на поверку оказывалась трудовая деятельность.
Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего `работник`. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что `незаменимых людей нет`.
В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.
4.Проблемы социологии образования
Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству.
Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.
Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность — таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.
В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие пороки, уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеки от необходимого уровня.
Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно `противоречия` того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые `технократические перекосы`, либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.
собое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.
Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.
Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.
На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.
Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка, туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности, приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.
Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, высокомерия и чванства, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодых людей.
Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, `массовой культуре`. Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи.
Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.
1. Смелзер Н. Социология. – М.,1994.
2. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.
3. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.
4. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004
Источник: studopedia.su
Экономика образования. Тема 8. Бизнес – планирование в образовании
2. Тема 8. Бизнес – планирование в образовании
3. 1. Сущность и место бизнес-планирования в образовательной организации «Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без
чёткого планирования своей деятельности, постоянного сбора
и анализа информации о состоянии целевых рынков,
положении на них конкурентов, о собственных перспективах
и возможностях»- А. А. Максютов
В условиях рынка каждое предприятие, в том
числе и образовательное учреждение, стремится
завоевать своё экономическое пространство,
удержаться в нём и обрести благополучное
развитие.
Рынок
и
план
представляют
собой
взаимодополняющие, а не взаимоисключающие
компоненты
хозяйственного
механизма.
Современный рынок и рыночные отношения не могут
находиться вне сферы какого-либо управления.
4.
В рыночной экономике бизнес-план — это рабочий
инструмент, используемый практически во всех сферах
предпринимательства.
Он
описывает
процесс
функционирования предприятия, показывает, каким
образом спланировать деятельность, чтобы решить
тактические задачи и достичь в намеченные сроки
основной стратегической цели — получить или повысить
прибыльность работы.
Бизнес-план
может
подсказать:
пути
роста
предприятия, завоевания новых позиций на рынке, где
она
функционирует,
получения
инвестиций
и
кредитных ресурсов; эффективные идеи составления
перспективных пла нов своего развития, разработки
концепции производства новых товаров и услуг,
выбора рациональных способов их реализации.
Бизнес-план может предостеречь от неверных действий
и даже «посоветовать» не заниматься данным бизнесом
в данное время на данном рынке.
5.
Бизнес-план представляет собой документ,
который описывает все основные аспекты
будущей
коммерческой
деятельности
предприятия или фирмы, анализирует все
проблемы, с которыми они могут столкнуться,
определяет способы решения этих проблем.
Именно на основании данного документа
партнёры и инвесторы предоставляют денежные
средства.
В условиях рыночной экономики бизнес-план необходимый
инструмент
технического,
экономического, финансового и управленческого
обоснования дела, включая взаимоотношения с
банками,
инвестиционными,
страховыми,
сбытовыми
и
другими
организациями,
посредниками, потребителями.
6. ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Первая связана с возможностью его использования
для разработки стратегии бизнеса.
Вторая функция — планирование. Она позволяет
оценить возможности развития нового направления
деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные
средства — ссуды, кредиты.
Четвёртая функция позволяет привлечь к реализации
планов компании потенциальных партнёров, которые
пожелают вложить в производство собственный капитал
или имеющуюся у них технологию.
7.
Процесс
бизнес-планирования
это
последовательное изложение системы реализации
проекта, т.е. ключевых моментов бизнеса, которые,
во-первых, могут быть проверены, причём не
только экономистами — профессионалами, но и
инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить
определённую сумму собственных денег, вовторых, аргументированно убедить инвестора или
партнёра в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нём или, напротив, предостеречь
от вложения денег из- за слишком большого и
неоправданного риска.
Процесс
бизнес-планирования
выявляет
необходимые звенья (элементы) правовой и
финансовой обеспеченности для превращения
экономического
замысла
в
материальное
воплощение.
8. Цель бизнес-плана
Цель бизнес-плана — дать обоснованную,
целостную, системную оценку перспектив
развития
предприятия,
то
есть
спрогнозировать
и
спланировать
её
деятельность на ближайший период и
перспективу, исходя из потребностей рынка
и
возможностей
фирмы
по
их
удовлетворению.
9. Укрупненная модель бизнес — планирования
Укрупненная модель бизнес планирования
Формирование
цели и задач
Подготовка
информационной
основы
Разработка
разделов
бизнес-плана
Оценка
эффективности
проекта
Разработка
управленческого
решения
10. Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач:
Определить
конкретные
направления
предпринимательской
деятельности
(платные
услуги,
организация
аудиои
видеосалонов,
компьютерное
обучение и др.);
Оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые
будет предлагать образовательное учреждение;
Оценить
соответствие
работников
(команды)
поставленным целям, обосновать методы материального и
социального стимулирования;
Определить состав маркетинговых мероприятий по
изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию,
каналам реализации;
Предусмотреть возможные риски (проблемы);
Найти
возможности
сотрудничества,
кооперации
с
другими образовательными учреждениями.
11. Ключевые моменты бизнес-планирования
обоснование необходимости выпуска продукции
(услуг);
обоснование
возможности
выпуска
продукции
(услуг);
выявление потенциальных потребителей;
определение конкурентоспособности продукта на
внутренних или внешних рынках;
определение своего сегмента рынка;
достижение
показателей
различных
видов
эффективности;
обоснование достаточности капитала у инвестора
бизнес-идеи;
выявление
возможных
источников
финансирования.
12. 2. Виды и методы бизнес-планирования
Бизнес-план представляет собой чётко
структурированную систему данных о
коммерческих намерениях и перспективах
осуществления проекта, финансовом и
организационном обеспечении программы
мероприятий по его реализации.
Для участников его реализации он
выполняет также и функции рекламы.
Рассмотрим классификацию
планирования
видов
бизнес-
13. Признаки классификации видов бизнес-плана
a. период реализации
b. направления развития планируемого
объекта
c. характер объекта
d. источники финансирования
14. Виды бизнес-плана по периоду реализации
1. Краткосрочные (бюджеты) – 1 год
2. Среднесрочные (более 1 года – до 3-х лет)
3. Долгосрочные (более 3-х лет – до 10 лет)
15. Виды бизнес-плана по направлениям развития объекта
Инвестиционный проект технического
перевооружения
(модернизации
товаров, технологического процесса)
Бизнес-план развития организации в
условиях монопольной внешней среды
16. Виды бизнес-плана по направлениям развития объекта
• Технико-экономическое
обоснование привлечения внешнего
(заемного) капитала проекта.
• Бизнес-план
реконструкции
производственного участка.
• Бизнес-план
финансового
оздоровления предприятия.
17. Виды бизнес-плана по характеру объекта
Бизнес-план
производственного
(коммерческого) предприятия.
Финансовая
модель
(бюджет
предприятия, бизнес — направления).
Оценка бизнеса предприятия
18. Виды бизнес-плана по источникам финансирования
Корпоративный (взносы учредителей,
эмиссия
ценных
бумаг,
нераспределенная
прибыль
текущей
деятельности).
Смешанный,
синдицированный
(корпоративное
финансирование
с
участием
заемного
капитала,
государственных
субсидий,
средств
соинвесторов).
20.
Бизнес-план представляет собой
чётко
структурированную
систему
данных о коммерческих намерениях и
перспективах осуществления проекта,
финансовом
и
организационном
обеспечении программы мероприятий по
его реализации.
Для участников его реализации он
выполняет также и функции рекламы.
21. Структура бизнес-плана:
I. Титульный лист.
II. Услуги.
III. План маркетинга.
IV. Производственная программа.
V. Организационный план.
VI. Оценка риска.
VII. Финансовый план.
22. Модель бизнес-плана образовательного учреждения
Информационная
основа
бизнес-плана
Цель, задачи,
ресурсы проекта
Титульный
лист
Услуги
План
маркетинга
Производственная
программа
Организационный
план
Оценка риска
Финансовый план
23. ХАРАКТЕРИСТИКА бизнес-плана
I.
Титульный лист
Сначала необходимо написать резюме сжатый
(1-2
стр.)
обзор
делового
предложения,
способный
привлечь
инвестора
и
стимулировать
его
к
дальнейшему рассмотрению плана.
24.
В резюме бизнес-плана должны быть четко
определены:
• потребности учащихся, их родителей,
• а также предложения аналогичных услуг со
стороны близрасположенных учебных заведений
Об этом можно узнать на собраниях, беседах с членами родительских
комитетов, попечительских советов (там, где они имеются) и другими
методами, которые доступны администрации.
На этом же этапе из собранных заявок отбираются
наиболее
выполнимые
и
интересные,
оценивая
возможности
педагогического
коллектива
или
организационные возможности школьного менеджмента.
Это способность администрации находить и привлекать к работе
нужных специалистов, умение кооперировать свои действия с
другими организациями, находить благотворителей и т. п.
25. Структура ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Титульный
лист
1. Название и адрес
образовательного
учреждения
2. Суть предлагаемого
проекта: его цели и
потенциальная
эффективность.
26.
II. Услуги
Цель описания вида деятельности – услуги, заключается
в том, чтобы объяснить, как вы хотите сделать бизнес; каким
образом вы собираетесь добиться поставленной цели; на
чем основано ваше убеждение в успехе дела.
В этом разделе необходимо дать описание
предлагаемых образовательных услуг и ответить
на вопросы:
Почему потребители предпочтут именно
данные услуги?
В чем заключается главное преимущество
предлагаемых услуг в глазах потребителей?
В чём заключаются недостатки услуг?
Для систематизации ответов на данные вопросы необходимо
составить таблицу, в которой приведены показатели для анализа и
разработки мер по решению проблем и удаления выявленных
недостатков.
27. Структура раздела УСЛУГИ
УСЛУГИ
1.Описание
предлагаемых
услуг и их
предназначение
2. Потенциальные
потребители услуг.
3. Основные
конкуренты.
4. Структура
услуг
конкурентов
5. Ценовая
политика
конкурентов.
6. Выгоды,
получаемые
потребителями
Ваших услуг.
7. Реалистическая оценка
преимуществ Ваших
услуг на рынке.
8. Оценка спроса на
услуги.
9. Возможная цена
предлагаемой Вами
услуги.
28.
III. План маркетинга
План маркетинга как часть бизнес- плана не только
необходим для внутренней организации деятельности
фирмы, но и служит основой контактов, как с партнерами, так
и с инвесторами.
Один из важнейших элементов раздела «План
маркетинга» — ценообразование.
Анализ цен — одна из сложных задач при подготовке
бизнес-плана. Для этого необходимо описать свою
стратегию в области цен и сравнить с ценовой политикой
ваших основных конкурентов, включая окупаемость затрат
потребителей. Необходимо показать правильность вашей
ценовой стратегии и различия между ценами на ваш
продукт и ценами конкурирующих или замещающих
продуктов и услуг с точки зрения приобретения
потребителями некоторых дополнительных ценностей в
виде новизны, качества, гарантий, вспомогательного
обслуживания, снижения себестоимости.
29. Этапы планирования маркетинга
ПЛАН
МАРКЕТИНГА
1. Предлагаемая
система
реализации
услуг
2. Определение
«рыночной ниши»,
реклама
3. Структура цены
4. Возможные
дополнительные льготы
потребителям услуг
30.
IV. Производственная программа
Главная
задача
раздела
доказать
потенциальным партнерам, что вы в состоянии
реально производить определенное количество
услуг в необходимые сроки и с требуемым
качеством.
В конце этого раздела необходимо оценить
возможные издержки производства и их
динамику на перспективу.
31. Структура раздела ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
1.Место осуществления
услуги.
4. Методы и стандарты
контроля качества
услуг.
2. Оценка
месторасположения
школы: близость к
потребителям услуг,
транспортная (пешеходная)
доступность и т.д.
5. Возможности
использования
инновационных
технологий и их
описание.
3. Анализ
целесообразности
кооперации с другим
образовательным
учреждением
(организацией).
6. Предполагаемые
издержки при
«производстве услуг» и
их возможная динамика.
32.
V. Организационный план
Организационная структура управления делом,
личностные
характеристики
и
квалификация
персонала, формы юридического и банковского
обслуживания — ключевые моменты, особенно в
малом бизнесе, для успеха дела в целом.
В
учебных
учреждениях
эффективную
организационную
структуру
рекомендуется
формировать под определенную команду. Поэтому
для реализации замыслов необходимо иметь
квалифицированных работников, способных решать
ключевые
задачи,
обсудить
организацию
деятельности управленческой команды, оценить ее
возможности по развитию дела так, чтобы свести к
минимуму возможности риска.
33. Разделы организационного планирования
1.Организационная
схема управления
2. Перечень имеющихся
специалистов (их квалификация,
функциональные обязанности, опыт
работы, права и полномочия,
достоинства и недостатки).
4. Предполагаемый
уровень и формы оплаты
труда, включая
дополнительные
материальные и
социальные льготы.
3. Форма привлечения специалистов
к участию в оказании
образовательных услуг (постоянная
работа в школе, совместительство и
пр.).
5. Кадровая политика (принципы
найма: трудовые договора,
гражданско-правовые договора,
испытательный срок и пр.).
34.
VI. Оценка риска
Главное в этой структуре — умение
автора бизнес-плана заранее выявить все
типы рисков, с которыми он может
столкнуться, источники этих рисков и
моменты их возникновения.
Затем следует разработать меры по
сокращению этих рисков и минимизации
потерь.
35. Структура раздела ОЦЕНКА РИСКА
• а) отношение местных властей (возможность введения ими
дополнительных ограничений, осложняющих организацию
Перечень
возможных платных образовательных услуг);
рисков:
• б) наличие альтернативных услуг у конкурентов;
Перечень
возможных • в) неустойчивость спроса на услуги;
рисков:
• г) платёжеспособность потребителей;
Перечень • д) трудности с набором квалифицированных преподавателей
возможных и др.
рисков:
36.
VII. Финансовый план
Раздел предназначен для определения эффективности
и финансовой состоятельности проекта. Он является
ключевым разделом бизнес-плана.
Раздел «Финансовый план» помогает
провести анализ экономического состояния
образовательного учреждения, обосновать
реальность достижения его целей в
будущем, а также может быть использован
как
инструмент
контроля,
в
основу
которого положена бухгалтерская система
отчётности.
37. Разделы финансового планирования
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
1. Объём первоначальных затрат,
необходимых для организации
платных дополнительных
образовательных услуг.
2. Источники
финансирования.
3. Условия
привлечения
финансовых средств.
4. Налоговые последствия предоставления
образовательных услуг (перечень видов налогов,
ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся
льготы).
38.
В центре всей системы бизнес-планирования находится
управленческий бизнес-план. Он действительно является
ключевым
звеном
всего
процесса
планирования,
позволяющим соединить стратегическое мышление с
умением разработать конкретный план действий на
планируемый период.
Реализация
в
образовательном
учреждении
системы бизнес-планирования позволит решить
главную
задачу
перейти
к
управлению
предприятием
через
систему
подготовки
и
реализации бизнес-плана, что, в свою очередь,
представляет собой качественно новый подход к
содержанию менеджмента на малых и средних
предприятиях (организациях).
Источник: ppt-online.org
Понятие предпринимательства в образовании
Переход экономики страны на рыночные условия хозяйствования привел к появлению предпринимательства в системе образования.
Предпринимательство в системе образования – это инновационная, креативная, инициативная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях [73]. Основой предпринимательской деятельности в образовании является согласование экономических интересов всех участников и обеспечение движения услуг от производителя к потребителю.
Предпринимательство, определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, имеет ряд общих признаков, которые отражены в п.1 ст.2 части первой Гражданского кодекса РФ. Основные признаки предпринимательской деятельности представлены на схеме (рис. 8.8).
Рисунок 8.8 — Необходимые признаки предпринимательской деятельности
Главным признаком среди них является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не противоречащих законодательству. В области производства образовательных программ и услуг этот признак несет определенную долю условности, так как полная самостоятельность образовательного учреждения при отсутствии контролирующих органов может в перспективе породить фрагментарность и бессистемность полученных знаний. Поэтому свобода предпринимательства в сфере образования должна сопровождаться аккредитацией и лицензированием, а также проведением независимых экспертиз.
Необходимо отметить, что предпринимательство в образовании связано не только с деятельностью самих образовательных учреждений, но и иных организаций, которые оказывают консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования. И поэтому они необходимы развивающемуся рынку образовательных услуг.
В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность в системе образования проявляется во всех направлениях данной деятельности: от оказания собственно образовательных услуг до обеспечения эффективного функционирования отрасли в целом.
Закон РФ «Об образовании» в ст.47 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения» определяет права на осуществление такой деятельности, предусмотренной его уставом.
Следует отметить, что учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом этого учреждения, до решения суда по этому вопросу.
Согласно закону РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
Ø торговля покупными товарами, оборудованием;
Ø оказание посреднических услуг;
Ø долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
Ø приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
Ø ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Таким образом, образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства. Эти средства поступают образовательному учреждению за счет оказания платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
В обобщенном виде некоторые направления деятельности образовательного учреждения можно представить на следующей схеме (рис. 8.9).
Рисунок 8.9 — Предпринимательская деятельность учреждения среднего профессионального образования
В соответствии с законодательством государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. К ним можно отнести:
Ø обучение по дополнительным образовательным программам;
Ø обучение по действующим учебным планам лиц, зачисленных сверх контрольных цифр приема на договорной основе;
Ø обучение на подготовительных курсах;
Ø преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
Ø занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;
Ø занятия в спортивных секциях сверх учебной программы в помещениях образовательного учреждения;
Ø профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников других организаций и обучающихся в других образовательных учреждениях;
Ø платные целевые тематические курсы и семинары;
Ø консультирование по определенным проблемам.
Источник: studopedia.su