Функции государства в развитии малого бизнеса

Функционирование и жизнеспособность малого бизнеса в последние годы стало немыслимо без активного вмешательства государства. В переходный период для становления свободного предпринимательства государство должно взять на себя определенные функции.

Во-первых, разгосударствление и приватизацию государственной собственности, т.е. устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом следует иметь в виду, что критическая масса негосударственного сектора, позволяющая включить рыночные механизмы, составляет не менее 30 — 35 % основных производственных фондов народного хозяйства страны.

Как свидетельствует мировой опыт, процесс приватизации страгивает комплекс сложных проблем в сферах права, политики, морали, экономики и потому обычно делится на программы, касающиеся больших и малых предприятий. Малая приватизация ассоциируется с передачей в частную собственность небольших предприятий торговли, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления и осуществляется в первую очередь.

3.12 Экономические цели и функции государства ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуля

Во-вторых, создание условий для формирования творческих, инновационных предпринимателей, соответствующих критериям И. Шумпетера. Необходимость выявления и поддержки мелких предпринимателей особенно велика в период массовой приватизации и возрождения рыночных механизмов хозяйствования, когда стремление разбогатеть реализуется нередко любыми средствами, в том числе и криминальными.

По мнению российских ученых, на российском рынке сейчас действует три тина предпринимателей: статичные предприниматели, которые традиционными статичными методами способны получать обычную прибыль в том или другом размере в зависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке, экономической, правовой и организационной среды, создаваемой государством. Для такого предпринимателя должна быть создана благоприятная среда и селективная поддержка в зависимости от значимости сферы деятельности.

Подлинные предприниматели, способные и пытающиеся реализовать свои способности даже в современных неблагоприятных условиях и работать в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе. Именно таким предпринимателям необходимо создать режим наибольшего благоприятствования.

Случайные бизнесмены, которые пришли в бизнес по сложившимся в России политическим, социальным и другим обстоятельствам: участие в приватизации, близость к номенклатуре, отсутствие моральных принципов, невозможность заняться прежним родом деятельности вследствие разорения предприятий и учреждений, сокращение армии и др.

Структура и климат предпринимательской среды в Республике Беларусь существенно отличаются от российских, так как в промышленности и сельском хозяйстве доминирует государственный сектор, а преобладающий в торговле и малом бизнесе частный сектор находится под жестким государственным контролем. Однако «Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей» (нанимателей) подготовила аналогичный российскому («Свод нравственных принципов и правил хозяйствования») документ — «Хартию корпоративной и деловой этики».

Экономика 11 класс (Урок№9 — Экономические цели и функции государства.)

Государство располагает мерами для успешного выполнения названной выше функции. К ним можно отнести:

-создание эффективного механизма стимулирования предпринимательской деятельности, включающего налоговую, финансовую, страховую, информационную, амортизационную и другую научно обоснованную политику; -обеспечение доступных условий включения граждан в предпринимательство, его экономической свободы и равных правил деятельности;

-создание качественной и доступной системы образования, переподготовки и повышения квалификации преподавателей;

-создание благоприятного общественного климата предпринимательской деятельности.

В-третьих, государство должно создать равные условия функционирования предприятий различных форм собственности, в которых конкурентная среда способствовала бы здоровой соревновательности. Реализация этой функции сопряжена в переходный период с рядом объективных трудностей. К ним можно отнести незавершенность приватизации государственной собственности и политические предпочтения последней как более управляемой, проблемы занятости, корпоративные интересы.

Следуя теории достижения национальной конкурентоспособности М. Портера, государственное регулирование должно ускорить переход от факторной стадии конкуренции к инвестиционной и инновационной. В экономике Республики Беларусь имеются необходимые предпосылки: высокоразвитые промышленность и научная сфера, высококвалифицированные кадры, современная инфраструктура. Наиболее сдерживающим фактором являются медленные темпы внедрения рыночных механизмов, чрезмерное государственное регулирование, ограничение частного предпринимательства с участием как национального, так и зарубежного капитала.

Для реализации данной функции могут быть использованы различные средства:

-содействие обновлению техники, технологии, повышению конкурентоспособности продукции;

-проведение селективной антимонопольной политики, направленной на сдерживание монополистических устремлений одних предприятий и стимулирование развития других, деятельность которых строится на инновационной основе с четко выраженной социальной направленностью;

-реализация мер по стимулированию экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции;

-постепенное регулируемое открытие белорусского рынка для иностранных конкурентов при обеспечении роста экспорта, оптимизации структуры импорта и защиты тех производителей, продукция которых не может быть замещена импортной по стратегическим причинам;

-развитие инновационного маркетинга и менеджмента на предприятиях;

-кредитное и налоговое стимулирование инновационно развивающихся предприятий.

В-четвертых, государство, используя свой административный ресурс, должно создать условия для неуклонного роста массового предложения и спроса на национальные товары высокого качества, производимые по инновационным технологиям. Эта комплексная задача может быть решена такими мерами, как рост покупательной способности населения, рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора, подключения малого и среднего бизнеса к крупным предприятиям с помощью системы государственных заказов и др.

Как отмечается в Национальном отчете о человеческом развитии Республики Беларусь, сдерживают реализацию конкурентных преимуществ страны, а следовательно, и предпринимательского потенциала, следующие недостатки в осуществлении государством своей регулирующей роли:

-низкая активность процессов разгосударствления и приватизации как основы для роста инвестиций и использования предпринимательской энергии;

-наличие административных барьеров на пути развития предпринимательства и высокий уровень административного:вмешательства органов государственного управления в деятельность предприятий;

-недостаточно благоприятный инвестиционный климат, создающий риски как для отечественных, так и зарубежных инвесторов;

-высокое налоговое давление на производителей, негативно воздействующее на расширенное воспроизводство;

-невысокая макроэкономическая и финансовая стабильность, характеризующаяся еще достаточно значительным уровнем инфляции;

-неразвитость финансового рынка, невысокая устойчивость и безопасность банковской системы, низкая ее кредитная способность;

-неэффективность инновационной системы, не позволяющая использовать имеющийся человеческий потенциал и научные разработки.

В-пятых, особенно важна в переходный период деятельность государства по усилению социальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательства на достижение как экономического, так и социального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членов общества. Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведет к ускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, что создает благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения.

Выполнение этой функции может быть достигнуто с помощью различных механизмов. Это передача государственной собственности потенциально эффективным собственникам; формирование законодательной базы хозяйственной жизнедеятельности общества, адекватной социально ориентированной рыночной экономике, обеспечение рационального сочетания частной и государственной собственности как основы успешного решения социальных проблем; создание эффективной системы социальной защиты населения — условий для реализации творческого потенциала людей на основе подлинной экономической состязательности.

Государство может эффективно выполнять свою регулирующую роль в отношении предпринимательства, если руководствуется определенными принципами. К ним можно отнести:

-научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества;

-рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства;

-обеспечение органического сочетания экономических и социальных целей;

-гарантированность государственной поддержки;

-гибкий дифференцированный подход;

-мотивационная направленность государственной поддержки;

-многообразие форм предпринимательской деятельности;

-разделение и кооперация между государственной, региональной и местной властью.

Источник: cyberpedia.su

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса. Государственная поддержка развития малого бизнеса в Российской Федерации

Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

  • • посторонним наблюдателем, когда прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • • ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства).

Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

  • а) общеэкономической теории;
  • б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;
  • в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.
Читайте также:  Яндекс такси отключить бизнес аккаунт

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государство разрабатывает специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто бере гся за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с представлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Формы государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом.

Одно из традиционных оснований классификации — характер воздействия государства на деятельность малых предприятий, в зависимости от которого выделяют два вида этого воздействия: прямое и косвенное. К прямому воздействию можно отнести, например, непосредственное введение налоговых льгот для малых фирм, выделение бюджетных средств для льготного финансирования их перспективных инвестиционных проектов, предоставление в бесплатное пользование или льготную аренду малым предприятиям государственного имущества и т.п.

Косвенная поддержка малых предприятий осуществляется государством опосредованно, т.е. через стимулирование крупных (и средних) промышленных корпораций, банков, страховых компаний, общественных организаций, а также задействование элементов инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающих общие условия его развития (учебных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых и аудиторских фирм и т.д.). К косвенному виду могут относиться такие формы поддержки, как выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства. Пример косвенной формы — широко применяемое в США предоставление крупным корпорациям государственного заказа при условии размещения ими на малых предприятиях заказов на производство установленного процента комплектующих.

Второе классификационное основание — функциональное направление государственной поддержки. Здесь можно выделить три вида поддержки: организационно-структурную, финансово-налоговую и имущественную.

Первый из перечисленных видов поддержки охватывает формы, связанные с регламентированием деятельности малых предприятий, а также с созданием различных структур предоставляющих услуги малому бизнесу. К ним относятся, например, упрощенная регистрация субъектов малого предпринимательства, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга и аудита. К финансово-налоговому виду поддержки относятся различные формы прямого и косвенного финансирования малого бизнеса и применение налоговых рычагов для стимулирования его развития. В эту группу входят предоставление налоговых и таможенных льгот, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию или страхованию малых предприятий; финансовые и налоговые формы государственной поддержки малого предпринимательства.

Имущественный вид поддержки малого бизнеса предполагает активное задействование в этом процессе государственной и муниципальной собственности (причем не только материальной, но и интеллектуальной); например, внедрение на малых предприятиях новых технологий, проведение лизинговых операций, применение гарантийных механизмов с использованием государственного имущества.

Комбинирование первой и второй классификаций позволяет выделить шесть конкретных групп, объединяющих формы государственной поддержки малых предприятий (табл. 1.5).

Наше государство, так же как и другие, пытается поддерживать малый бизнес. Так, в 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (далее — Фонд). Согласно закону Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Комбинированная классификация форм и видов государственной поддержки малого предпринимательства

Организационно-структурная поддержка

Ведение реестра малых предприятий Упрощенный порядок регистрации:

  • — взимание минимальной платы за лицензирование деятельности и сертификацию продукции;
  • — упорядочение системы контроля и проверок малых предприятий, а также защита прав предпринимателей от чиновничьего рэкета;
  • — обеспечение социальной безопасности (борьба с криминальным рэкетом)

Стимулирование связей между крупными и малыми фирмами на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга (нормативно-правовое обеспечение, государственный заказ для крупных фирм с обязательным привлечением мелких и т.д.)

В том числе информационно-маркетинговое обеспечение (центры но изучению внутреннего и внешнего рынков, организация ярмарок, выставок- продаж и т.н.)

Развертывание консалтинга (налогового, экономического, юридического, и др.) и аудита

Обучение и переподготовка кадров Пропагандистская поддержка (создание положительного образа предпринимателя через средства массовой информации и т.д.)

Организация работы с зарубежными донорскими структурами (МОТ, ЕБРР и др.)

Финансово-налоговая поддержка

Задействование упрощенного порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета Разрешение использования ускоренной амортизации

Введение льготного (специального) режима налогообложения Льготное кредитование высокоэффективных инвестиционных проектов, связанных с государственными (региональными, местными) интересами Обеспечение государственным заказом Применение льготных таможенных тарифов и другие формы таможенной поддержки

Стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий Предоставление дополнительных субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства

Имущественная поддержка

Установление льготных условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний Научно-технологическая поддержка

11редоставление льгот лизинговым компаниям, работающим с малыми предприятиями

Обеспечение гарантий по кредитам за счет государственного имущества

Для исполнения этих задач реализуются основные направления деятельности:

  • 1. Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а также других кредитно-финансовых организаций под государственные гарантии Правительства Российской Федерации для обеспечения развития малого бизнеса в Российской Федерации.
  • 2. Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса.
  • 3. Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.
  • 4. Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.
  • 5. Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого бизнеса.
  • 6. Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.
  • 7. Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности предпринимателей в сфере малого бизнеса.
  • 8. Развитие рекламно-выставочной и издательской деятельности в этой сфере.
  • 9. Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие освоению новых технологий и изобретений.

Для реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства при участии Фонда созданы 76 региональных фондов и центров, которые находятся под контролем местных органов власти.

Результатами деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства являются федеральные программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Основные цели и задачи таких программ подробнее можно рассмотреть на примере проекта Федеральной программы поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2005 годы (далее — Программа).

С учетом характера накопившихся проблем основной целью Программы является обеспечение условий для развития малого бизнеса путем повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Достижение этой цели без проектирования программно-целевого инструментария и его профессионального использования практически невозможно.

Для продвижения к цели в Программе поставлены четыре задачи, призванные решить ключевые вопросы (с учетом ограничений на время решения и предоставленные ресурсы):

I. Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление барьеров на пути развития малого предпринимательства.

II. Отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидация средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства (по отраслям, территориям), интеграция финансовых механизмов малого предпринимательства в общую кредитно-финансовую систему России.

Читайте также:  Где можно найти деньги на бизнес

III. Концентрация ресурсов и оптимизация их использования в работе объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

IV. Практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей, расширение информационного поля для малого предпринимательства.

В качестве функциональных направлений при решении задач выбраны:

  • • нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;
  • • развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
  • • реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
  • • повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
  • • научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
  • • управление Программой и контроль за ходом ее реализации.

Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Однако государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.

К главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести:

  • • несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
  • • неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
  • • ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
  • • организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
  • • административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Для решения данных проблем необходимо:

  • 1) совершенствование нормативных правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности;
  • 2) создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
  • 3) обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту;
  • 4) создание различных форм финансирования лизинга и схем проведения лизинговых операций, систем самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитования; франчайзинга;
  • 5) участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской Федерации.

Источник: ozlib.com

Государственное регулирование предпринимательства

Государство и предпринимательство вступают в определенные отношения, в которых каждая из сторон имеет значительное влияние. Государство нуждается в предпринимательстве, поскольку рыночная система обеспечивает материальными ресурсами, услугами и товарами, финансовой поддержкой государственных программ и т.п. Предпринимательство обеспечивает занятость населения и повышение его жизненного уровня. В свою очередь, предпринимательство нуждается в государстве, поскольку ему необходимо законодательство, регламентирующее правила экономической деятельности, ее безопасности, защиты и стабильности, а также функционирования монетарной системы, стабильной экономической и социальной инфраструктуры. Предпринимательство возлагается на конституционный защиту и государственную поддержку.

Государственные органы на различных уровнях влияют на предпринимательскую деятельность, поэтому результаты ее осуществления зависят от государства. Именно государственное регулирование создает ту среду, в которой действуют предприниматели, обеспечивая защиту права собственности, выполнения договорных обязательств и т.п. Иногда отношения между государством и предпринимательством могут проявляться в конфликтах. Наиболее приемлемым вариантом отношений между государством и предпринимательством являются отношения сотрудничества.

Вопросы степени государственного воздействия является дискуссионным. Одни ученые считают, что для развития экономики является необходимым отказ государства от регулирования большинства сфер предпринимательской деятельности. Другие, наоборот, настаивают на значительном усилении роли государства в регулировании предпринимательства для обеспечения общественных интересов. Необходимость в отношениях сотрудничества между государством и предпринимательством, в частности, подтверждается опытом и успехами Японии, Кореи, Тайваня и других государств, чьи национальные стратегии характеризуются тесным сотрудничеством между государством и предпринимательством во имя достижения определенных позиций в избранных отраслях мирового рынка. Те же страны, чьи стратегии характеризовались твердыми или даже антагонистическими отношениями государства и предпринимательства, были, соответственно, менее успешными на мировом рынке.

Кроме того, современный период развития общества характеризуется глобализацией предпринимательства, созданием международных объединений предпринимателей, а также возможностями использования передовых технологий для экономического развития государств, вследствие чего многие государства помогают, направляют, регулируют и контролируют предпринимательство для достижения технологического превосходства. Таким образом, рост конкуренции на мировом рынке, глобализация бизнеса и повышение значимости инновации усиливают, в свою очередь, необходимость развития отношений сотрудничества между государством и предпринимательством.

Государственное регулирование предпринимательства — это воздействие государства на деятельность субъектов предпринимательской деятельности с целью обеспечения правовых, экономических и организационных условий становления и развития предпринимательства,

Без государственного регулирования предпринимательство никогда не сможет сделать производство экономически безопасным, гарантировать реализацию социально-экономических прав человека, выровнять структурные и региональные диспропорции и т.д.

Государственное регулирование предпринимательства имеет свои функции, инструменты (методы) и соответствующие органы.

Основные функции государственного регулирования предпринимательства таковы:

1) поддержка пропорциональности производства и потребления, антициклическое регулирование;

2) поддержка и развитие конкуренции, антимонопольные меры;

3) перераспределение доходов и социальная защита предпринимателей и потребителей.

инструментов (методов) государственного регулирования предпринимательства, относятся [51]:

— фискальные (налогово-бюджетная система);

— монетарные (кредитно-денежное регулирование);

— внешнеэкономическое регулирование (таможенные пошлины, лицензии, квоты). Органами государственного регулирования предпринимательства являются центральные, а также местные органы исполнительной власти и органы самоуправления, которые реализуют государственную политику по регулированию, поддержке и развитию предпринимательства.

В частности, функции координатора макроэкономической политики государства в Украине выполняет Министерство экономического развития и торговли Украины. На министерство также возложены функции по реализации государственной регуляторной политики, государственной политики по вопросам развития предпринимательства, политики лицензирования и предоставления государственных разрешений, ценовое регулирование, среди обязанностей министерства — обеспечение деятельности Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Государственная регистрационная служба Украины выполняет функции по реализации государственной политики в сфере регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты субъектов предпринимательства и потребителей выполняет Антимонопольный комитет Украины.

Основным центральным органом власти относительно осуществления государственного регулирования и поддержки предпринимательства и лицензирования предпринимательской деятельности является Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, деятельность которого направляется и координируется Министерством экономического развития и торговли.

Государственное регулирование деятельности субъектов предпринимательства должен быть продуманным и сбалансированным, то есть таким, что предоставляет возможность субъектам предпринимательства эффективно развиваться и при этом обеспечивает необходимые социальные потребности и интересы.

За средствами влияния на предпринимательство могут применяться как прямые административные методы воздействия (законы, указы, приказы, постановления, инструкции, положения и т.п.), так и система косвенных экономических методов и регуляторов (налоги, цены, банковские проценты, кредиты, льготы, санкции и др.).

Государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Основными средствами регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в Украине являются:

— лицензирование, патентование и квотирование;

— сертификация и стандартизация;

— применение нормативов и лимитов;

— регулирование цен и тарифов;

— предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

— предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий. Государственный заказ является средством государственного регулирования экономики путем формирования на договорной (контрактной) основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для государственных потребностей, размещение государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнение работ, предоставление услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности.

Читайте также:  Что такое na в бизнесе

Государство может предоставлять дотации субъектам хозяйствования: на поддержку производства жизненно важных продуктов питания, на производство жизненно важных врачебных препаратов и средств реабилитации инвалидов, на импортные закупки отдельных товаров, услуги транспорта. которые обеспечивают социально важные перевозки, а также субъектам хозяйствования, которые оказались в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капитальных вложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности, на цели технического развития, которые дают значительный экономический эффект, а также в других случаях, предусмотренных законом. Государство может осуществлять компенсации или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за сельскохозяйственную продукцию, реализуемую ими государству.

Государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в следующих сферах:

— сохранение и расходование средств и материальных ценностей субъектами хозяйственных отношений — за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности;

— финансовых, кредитных отношений, валютного регулирования и налоговых отношений — за соблюдением субъектами хозяйствования кредитных обязательств перед государством и расчетной дисциплины, соблюдением требований валютного законодательства, налоговой дисциплины;

— цен и ценообразования — по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги;

— монополизма и конкуренции — по вопросам соблюдения антимонопольно-конкурентного законодательства;

— земельных отношений — за использованием и охраной земель; водных отношений и лесного хозяйства — за использованием и охраной вод и лесов, воспроизведением водных ресурсов и лесов;

— производства и труда — за безопасностью производства и труда, соблюдением законодательства о труде; за пожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасностью; за соблюдением стандартов, норм и правил, которыми установлены обязательные требования относительно условий осуществления хозяйственной деятельности;

— потребления — за качеством и безопасностью продукции и услуг;

— внешнеэкономической деятельности — по вопросам технологической, экономической, экологической и социальной безопасности.

Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются. Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах инспектирования и проверок его деятельности не позднее чем через тридцать дней после их окончания, если иное не предусмотрено законом. Действия и решения государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, проводивших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленном законодательством порядке. Запрещается требовать от субъектов хозяйствования предоставления статистической информации и других данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом.

В условиях рыночной трансформации экономики Украины развитие предпринимательства, в частности малого бизнеса, должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Осознавая новаторскую роль предпринимательства, государство оказывает ему всесторонней поддержки.

Государственная политика поддержки предпринимательства — это совокупность приоритетных народнохозяйственных подходов и решений, определяющих основные направления и формы правового, экономического и организационного содействия развитию предпринимательства с учетом интересов государства и субъектов хозяйствования, создания стимулов, использования материальных и финансовых ресурсов, которые привлекаются в сферу предпринимательства на льготных условиях или безвозмездно.

Основными целями государственной политики поддержки предпринимательства являются:

— обеспечение роста внутреннего валового продукта за счет деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

— привлечение субъектов предпринимательства к решению социально-экономических проблем на государственном и региональном уровнях;

— совершенствование структуры субъектов предпринимательства;

— повышение технологического уровня производства предпринимательских структур;

— поощрение развития субъектов предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях и на территориях приоритетного развития;

— создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы.

Государственная поддержка предпринимательства в Украине направлена на создание благоприятных организационных и экономических условий для его развития и предусматривает:

— предоставление предпринимателям земельных участков;

— передача государственного имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности;

— содействие предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;

— осуществление первоначального обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предпринимателям в определенном законом порядке;

— стимулирование модернизации технологии, инновационной деятельности, освоения новых видов продукции и услуг и другие виды помощи.

В январе 2012 г. был принят закон «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине», согласно которому государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает финансовую, информационную, консультационную поддержку, в том числе поддержку в сфере инноваций, науки и промышленного производства, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность, поддержку в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Основными видами финансовой государственной поддержки являются:

— частичная компенсация процентных ставок по кредитам, которые предоставляются на реализацию проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;

— частичная компенсация лизинговых, факторинговых платежей и платежей за пользование гарантиями;

— предоставление гарантии и поручительства по кредитам ;

— предоставление кредитов, в том числе микрокредитов, для начала и ведения собственного дела;

— предоставление займов на приобретение и внедрение новых технологий;

— компенсация расходов на развитие кооперации между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными предприятиями;

— финансовая поддержка внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий и др.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность, может осуществляться путем:

— содействие продвижению на рынки иностранных государств продукции отечественного производства (товаров, работ и услуг), объектов интеллектуальной собственности, а также создания благоприятных условий для украинских участников экспортной деятельности;

— сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в сфере развития предпринимательства;

— созданию объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, способствующих экспортной деятельности, в частности путем предоставления финансовой поддержки (кредитование, гарантирование, страхование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по кредитам для производства экспортной деятельности, частичное покрытие расходов, связанных с осуществлением маркетинговых мероприятий на внешнем рынке, изучением конъюнктуры внешнего рынка, поиском партнеров, продвижением товаров на новые рынки, командированием специалистов для изучения рынков иностранных государств, переподготовкой и повышением квалификации персонала субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам экспортной деятельности);

— содействие участию субъектов предпринимательства в выставках, ярмарках за рубежом для представления продукции отечественного производства, в том числе путем предоставления в аренду выставочных площадей, покрытие расходов, связанных с участием в таких выставках, ярмарках;

— содействие распространению за рубежом информации о потенциальных возможностях отечественного предпринимательства и обеспечению доступа к иностранным информационных сетей для поиска деловых партнеров.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает формирование программ, в которых определяется механизм этой поддержки. Программы государственной поддержки разрабатываются и внедряются специально уполномоченным органом в сфере развития малого и среднего предпринимательства. При содействии государственных органов обеспечиваются льготные условия предпринимателям, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Особое внимание уделяется содействию развития малого предпринимательства. Закон содержит положения об ограничении предоставления государственной поддержки по отдельным видам деятельности, наличием задолженности перед бюджетом и др.

Средством государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности на территориальном уровне является создание свободных экономических зон.

Специальной (свободной) экономической зоны (СЭЗ) считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов. Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины. На территории Украины могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты; экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки; технополисы, комплексные производственные, туристско-рекреационные, страховые, банковские зоны и др. Отдельные экономические зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономических зон.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин