Функции государственного регулирования малого бизнеса

Курсовая работа подготовлена студентом 205 гр. Ламыкиным И.А.

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Кафедра “Политической экономии”

Актуальность темы курсовой работы “Государственное регулирование деятельности малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

Программа «Контекст для малого бизнеса». Регулирование и поддержка развития малого бизнеса.

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки МП как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.

Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих МП, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования. Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных — федеральных и региональных программ поддержки МП.

Предметом исследования курсовой работы является:

1. определение критериев малых форм хозяйствования — МП — и направления их развития в современной рыночной экономике;

2. поиск места МП в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;

3. взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП;

Цель курсовой работы — показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет ресурсов банковско-кредитной системы, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и списка использованной отечественной и зарубежной литературы.

Глава 1. Характерные черты малого предпринимательства

Сфера деятельности малого бизнеса в экономике России

Характерными чертами малого и среднего предпринимательства является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течении пять лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике.

Как запомнить функции предпринимательства | Обществознание ЕГЭ 2023

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Для самостоятельного анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек.

промышленность – 100 человек;

строительство – 60 человек;

транспорт – 100 человек;

сельское хозяйство – 60 человек;

научно-техническая сфера – 60 человек;

оптовая торговля – 50 человек;

розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 человек

По данным Госкомстата России, доля продукции, произведенной на малых предприятиях оценивается в 10% ВНП (для сравнения: в США – 60% на начало 90-х). Число зарегистрированных предприятий с численностью до 200 человек составляет примерно 1 млн. (с учетом кризиса 17 августа 1998 года кол-во рентабельных предприятий несомненно сократилось). Численность занятых в малом бизнесе с учетом работающих по совместительству, договорам и т.п. оценивается в 20 млн. человек, что составляет почти треть экономически активного населения страны.

Однако, необходимо заметить, что реальные данные о реально функционирующих предприятиях собрать очень сложно, так как:

существует большое число неучтенных предприятий, которые нигде официально не зарегистрированы и не имеют расчетного счета в банке. Причем, это совсем не обязательно криминальные структуры – это, так называемые, полутеневые предприятия, которые при создании благоприятных условий, готовы вступить в легальную сферу;

осложнен учет финансовой деятельности официально зарегистрированных предприятий из-за сокрытия доходов с целью ухода от налогов;

значительное число прошедших регистрацию предприятий, либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются;

Читайте также:  Документы необходимые для открытия бизнеса ИП

наличие нестабильной экономической обстановки в стране (скорее, этот пункт можно считать подведением итогов под вышесказанным).

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием.

Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип — корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% — небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40 % из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

медленное расширение деловой активности;

быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

По данным опроса владельцев малых предприятий (МП) в Германии 55 % не планируют расширение, 35 % разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10 % — быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Период, начиная с 1994 года, характеризуется появлением целого ряда новых, достаточно негативных тенденций в развитии российского МП. Прежде всего, рост числа малых предприятий прекратился и в течение некоторого времени наблюдалось снижение их общего количества, т.е. динамика малых предприятий приобрела отрицательные значения.

Не обнаружила себя длительно ожидаемая тенденция структурных изменений, направленная в сторону большей вовлеченности МП непосредственно в производственно-инновационную деятельность. Хотя наметившийся в малом бизнесе спад в целом преодолен, породившие его проблемы сохранились и возможности их решения еще предстоит серьезно анализировать. Последние имеющиеся статистические данные на конец 1997г. свидетельствуют о том, что в течение 1996-1997г. количество МП (по сопоставимому кругу) увеличилось по сравнению с низшей точкой спада на 5-7%, составив «на 1 октября 1997г. 844 тысячи с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, а учетом совместителей, работающих по договорам и физических лиц — предпринимателей — почти 12 млн. человек. Вместе с тем, новая «волна» кризиса, возникшая осенью 1998г. вновь подтвердила общую неустойчивость социально-экономической среды развития российского малого бизнеса: по оценкам экспертов, в ходе кризиса с рынка «ушло» от 30% до 50% МП, вынужденно прекративших или приостановивших свою деятельность.

Источник: smekni.com

Функции и принципы государственного регулирования предпринимательства

Одной из главных проблем современного предпринимательства в России является создание его организационно-хозяйственного механизма. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства — это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научнообоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов.

Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает в себя два органически взаимосвязанных блока. Первый — это механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа на уровнях макро-, ме- зо- и микроэкономик. Во второй блок входят системы государственного регулирования, адекватные требованиям экономических законов, втом числе законов рынка и предпринимательства.

Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационно-хозяйственного механизма.

Читайте также:  Как найти помещение для своего бизнеса

Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы государственного регулирования предпринимательства. В мире развитого предпринимательства по существу общепризнано, что государственное регулирование в тех или других формах, масштабах есть закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства. Государство в период становления предпринимательства выполняет следующие основные функции.

Первая функция — формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики.

Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные “правила игры” на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция — формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третья функция — создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом.

Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Четвертая функция — стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию. Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.

Государственный заказ — это не только заказ Федерального Правительства. Необходима и система региональных заказов на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях. Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.

Пятая функция — формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.

В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого бизнеса. Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство).

Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ. Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационноконсультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).

Шестая функция — обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта. Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества.

Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство, инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.

Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах. Так, необходимо научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование. Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода. Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной службами.

Читайте также:  Как работает бизнес деньги до зарплаты

Источник: laws.studio

Презентация на тему Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса

1. Роль и функции государства в регулировании малого и среднего предпринимательства В области регулирования предпринимательства государство выполняет следующие функции: — законодательное обеспечение формирования субъектов предпринимательства; — создание единых правил игры; — поддержание конкурентной среды; — создание условий для устойчивого

  • Главная
  • Юриспруденция
  • Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса

Тема: Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса 1. Роль и функции государства в регулировании малого и среднего предпринимательства В области регулирования предпринимательства 2. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие Методы государственного регулирования: - прямого воздействия основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а Факторы влияния государства на систему малого предпринимательства : 1) политические 2) правовые Система управления рыночной экономикой Рыночное самоуправление Система государственного регулирования 3. Понятие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Система поддержки малого и среднего предпринимательства Система поддержки малого предпринимательства предполагает: • развитие инфраструктуры — создание специализированных объектов инфраструктуры в Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства : • развитие Функций системы поддержки: исследование и актуализация нормативно-правовой базы; осуществление ресурсной поддержки; координация и Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: - финансовая, имущественная,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема: Государственное регулирование и система поддержки малого и

Тема: Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса

среднего бизнеса

Слайд 2 1. Роль и функции государства в регулировании малого

1. Роль и функции государства в регулировании малого и среднего предпринимательстваВ области регулирования предпринимательства государство

и среднего предпринимательства
В области регулирования предпринимательства государство выполняет следующие

функции:
— законодательное обеспечение формирования субъектов предпринимательства;
— создание единых правил игры;

— поддержание конкурентной среды;
— создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе;
— стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию;
— формирование и совершенствование организационной и рыночной инфраструктур предпринимательства;
— обеспечение социальной ориентации процесса развития системы малого предпринимательства.

Слайд 3 2. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства
Государственное

2. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательстваГосударственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства

управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему

его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и

деятельность людей с помощью различных методов и средств регулирования.

Слайд 4 Методы государственного регулирования:
— прямого воздействия основаны не на

Методы государственного регулирования:- прямого воздействия основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на

самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на предписаниях государства;

косвенного воздействия создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектами экономических отношений

предпочтительных вариантов развития, соответствующих целям экономической политики.

Слайд 5 Факторы влияния государства на систему малого предпринимательства :

Факторы влияния государства на систему малого предпринимательства : 1) политические 2) правовые 3) экономические

1) политические
2) правовые
3) экономические

Слайд 6 Система управления рыночной экономикой
Рыночное
самоуправление

Система управления рыночной экономикойРыночное самоуправление

Слайд 7 Система государственного регулирования

Система государственного регулирования

Слайд 8 3. Понятие системы государственной поддержки малого и среднего

3. Понятие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательстваСистема поддержки малого и среднего предпринимательства —

предпринимательства
Система поддержки малого и среднего предпринимательства — это совокупность

государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий,

оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Слайд 9 Система поддержки малого предпринимательства предполагает:
• развитие инфраструктуры

Система поддержки малого предпринимательства предполагает: • развитие инфраструктуры — создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных

— создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;

информационное обеспечение — создание баз данных для малых предприятий, а

также муниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации;
• обучение кадров — создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
• выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конференций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий.

Слайд 10 Основные цели государственной политики в области развития малого

Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства : • развитие субъектов

и среднего предпринимательства :
• развитие субъектов малого и

среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;

• обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
• обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и сред- него предпринимательства;
• оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
• увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
• обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
• увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
• повышение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Слайд 11 Функций системы поддержки:
исследование и актуализация нормативно-правовой базы;

Функций системы поддержки: исследование и актуализация нормативно-правовой базы; осуществление ресурсной поддержки; координация и мотивация деятельности

осуществление ресурсной поддержки; координация и мотивация деятельности органов поддержки

малого предпринимательства;
содействие трансферу технологий;
защита интересов предпринимателей.

Слайд 12 Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: - финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка

являются:
— финансовая,
имущественная,
информационная,
консультационная,
поддержка в области

подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников,
поддержка в области инноваций и

промышленного производства,
ремесленничества,
внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Источник: mypreza.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин