Высшая точка успешной карьеры — это должность руководителя. Этот стереотип сидит у нас в голове с детства. Однако лидер не равно руководитель.
- Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует
- Руководитель поддерживает, лидер развивает
- Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях
- Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие
- Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы
- Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему
Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако не всегда эти качества могут совмещаться в одном человеке. Но ясно точно — лидер в команде должен быть обязательно! Что происходит в коллективе? Насколько здоровая атмосфера в нем?
Что делать, когда грядут большие перемены? Кто их отстоит внутри коллектива? Кто обеспечит спокойный переход на новые правила? Это только малая часть вопросов и задач, которые ложатся на плечи лидеру.
Как растить лидера в своей компании?✒️#лидерство #бизнес #работа #развитие #мотивация
Важно не просто управлять компанией, а дать каждому сотруднику почувствовать свою значимость и роль в ее изменениях.
Есть несколько вариантов решения этой проблемы:
1. Руководитель сам является лидером
2. Воспитывают лидера среди сотрудников
3. Лидером выбирают HR, который регулирует отношения в коллективе
Каждая компания подбирает вариант, удобный именно для нее. Но стоит понимать, что у каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Руководитель лидер
Руководство — формальная характеристика, относящаяся к должности. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен. Человек, который совмещает в себе эти два разных качества, должен быть внимательным, знающим каждого сотрудника лично, его сильные и слабые стороны. Понимать, уметь мотивировать и поддерживать в сложной ситуации, помогать избежать выгорания.
Разница Руководителя и Лидера
Бизнес — это люди, выполняющие свои задачи. И любому из них хочется получать поддержку, похвалу и подтверждение своей значимости, особенно от того, кто имеет над ними власть. Такое отношение стимулирует не только благоприятную атмосферу в коллективе, но и устойчивые доверительные отношения, приводящие к хорошим рабочим результатам.
Такой руководитель, заряжает своим примером. Он активен, позитивен, интересен, как собеседник, постоянно генерирует идеи, привлекает клиентов с огромными контрактами. Одним словом — везде первый! Всегда на виду и с коллективом, мотивирует своим примером эффективного выполнения задач.
Плюсы: Руководитель лидер пользуется большим уважением подчинённых. С него берут пример. А в случае форс-мажоров, он всегда может рассчитывать на помощь коллег.
Минусы: Большая занятость. Совмещение в себе решений основных задач руководителя и выстраивание взаимоотношений с клиентами и коллегами приводит к перегрузкам и выгоранию. В итоге какой-то их пунктов будет страдать.
Радислав Гандапас. Харизма лидера в бизнесе
Также стоимость часа работы такого руководителя будет обходиться компании довольно дорого. Расточительно выстраивать взаимоотношения в компании руками топ-менеджера.
Воспитать лидера среди сотрудников.
Хороший руководитель — это тот, который умеет делегировать. Переложить на кого-то роль лидера очень важный и сложный этап. Нужно знать все возможности, качества и характеристики каждого из сотрудников. Выяснить, кто из них пользуется большим уважением коллег. И найдя такого, сделать его своим доверенным лицом и готовить к регулированию климата в коллективе.
Плюсы: У руководителя освободится масса времени для построения и реализации стратегии развития компании. Это, однозначно, принесет пользу всем.
Минусы: Не всегда взгляды руководителя и лидера из числа сотрудников совпадают. Если они будут разниться в каких-то принципиальных вопросах, то такой лидер может увести команду не туда. Важно понимать, что лидерство на добровольных началах не контролируется руководителем. Принесет это пользу или вред компании зависит от того, насколько лидер уважает руководителя, его взгляды и ведение работы команды.
Отдать лидерство в руки HR.
Почему именно HR-у выпадает такая привилегия? Руководитель отдела кадров должен знать о сотрудниках больше других — их сильные стороны, способности и возможности. А используя в работе периодические опросы, глубина его знаний увеличивается.
Плюсы: У руководителя появляется полная картина лояльности и удовлетворенности сотрудников, понимание, кто из них настроен серьезно, а кто присматривает новое место работы. Эти данные дают возможность повлиять на решение и предпринять при необходимости определенные меры.
Минусы: Достойного HR-а, который будет этим всем заниматься, найти не так просто. Да и денег он будет стоить намного больше, чем обычный менеджер по подбору персонала.
Принятие решений является важным фактором для сплочения коллектива. От того кто и как их принимает, зависит рабочий процесс и настрой сотрудников.
1. Многие руководители, по старинке, принимают все решения самостоятельно, единолично, без привлечения руководителей отделов, и, уж тем более, рядовых сотрудников.
Плюсы: Скорость принятия решения и отсутствие каких-либо возражений.
Минусы: Некоторые решения могут вызвать недовольство подчиненных, и повлечь за собой саботаж их реализации. Также это ненужная трата времени, которая приведет к чрезмерному расточительству и переутомлению. Стоит разделять задачи по значимости и делегировать те, которые может выполнить кто-то другой.
2. Принятие решений является обязанностью руководителей отделов.
Плюсы: Близость руководителей отделов к специалистам. Знание тонкостей работы своего отдела и особенностей сотрудников, позволяют им лучше донести принятие того или иного решения коллективу, и ненавязчиво проконтролировать его исполнение.
Минусы: Идеальных решений не будет, какие-то могут не устроить руководителя, а некоторые пойдут тяжело «в народ». Тут всё зависит от уровня уважения и лояльности подчиненных и руководителя друг к другу.
3. Коллективное принятие решений — фасилитация.
Смысл этого метода в том, что варианты решения проблемы предлагаются командой. Затем каждый из оппонентов аргументирует и отстаивает свой вариант. Коллективно взвешиваются все «за» и «против», и проводится голосование за оставшиеся варианты, которые не отбросили в ходе обсуждения.
При этом принимается только тот вариант решения, который в голосовании получил «за» или «нейтрально». Если хоть один член команды высказался «против», нужно выяснить причину отказа. Если не удается его переубедить, то такой вариант решения отвергается.
Плюсы: Когда команда принимает решение таким способом, вероятность саботажа мала. Каждый участвующий ответственен за выполнение своей доли обязательств по этому вопросу.
Минусы: Подходит не для всех типов решений. Ну и команда должна быть «взрослая», с осознанием своей степени ответственности.
Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все. Есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Распределяя роли руководителя и лидера, стоит опираться на выгоды для компании в целом и каждого сотрудника коллектива в частности.
Более подробно разберем эту и другие важные темы 02 августа в 11:00 на вебинаре: «Как при любой ситуации сохранить уважение сотрудников и доверие клиентов». Приглашенные спикеры и команда TW company поделятся опытом и знаниями в этой области.
Регистрируйтесь по ссылке и присоединяйтесь к нам, будет полезно!
Ответьте на несколько вопросов о роли лидера в коллективе. Опрос займет 3 минуты. Нам важно ваше мнение. Пройти ОПРОС.
Источник: spark.ru
Лидерство: понятие, типы, функции, 10 главных качеств лидера
Быть лидером непросто, однако среди нас есть те, кто блестяще справляется с этой задачей. Часто у них это получается даже без особых знаний и опыта, ведь необходимые качества являются частью их личности и характера. Чтобы лучше понять, почему так происходит, мы поговорим о том, что представляет собой лидерство, какие функции оно выполняет и как реализуется, а также выясним, какими качествами должен обладать настоящий лидер и как эти качества развить.
Что такое лидерство?
Лидерство – это способ социального влияния, строящийся на поддержке всех членов общества, социальной группы или коллектива. Лидер не всегда является руководителем, но всегда пользуется авторитетом у всех, кто признаёт его лидерские качества. Он обладает сильным влиянием на мнение людей, может направлять их и организовывать их деятельность. К его мнению прислушиваются и часто просят разрешить спор, беспрекословно соглашаясь с его решениями.
Не следует путать лидерство с руководством. Руководитель – это тот, кто осуществляет функцию управления, имея необходимый уровень полномочий. При этом он может быть лишён лидерских качеств, и в большинстве случаев это будет существенно сказываться на качестве управления. Лидер – это тот, кто ведёт за собой, объединяет и вдохновляет благодаря своим лидерским качествам. Он может не быть формальным руководителем, но вся группа будет прислушиваться к нему, признавая его авторитет.
Термин «лидер» пришёл из английского языка, в котором слово leader означает «вождь» или «предводитель». Интересно, что в английском это слово имеет более широкое значение. Им можно обозначить любого руководителя, и неважно, руководит он государством или джаз-группой.
Также стоит отметить, что лидерство – это очень многогранное явление. Нельзя ожидать, что два человека, обладающие выдающимися лидерскими качествами, будут хоть в чём-то похожи между собой. Но одно можно сказать точно: каждый из них будет отчётливо выделяться на фоне остальных членов коллектива и общества.
Функции лидера
Лидерство это не власть. Оно выполняет важные функции, необходимые любому обществу, социальной группе или коллективу для эффективного существования. Современные авторы выделяют четыре таких функции:
- Объединение людей. Цели, ценности и желания разных представителей общества не всегда совпадают, поэтому необходимо искать баланс между ними. Лидер согласовывает интересы, ставя перед людьми общие цели и прививая им одинаковые ценности, развивая атмосферу доброжелательности и предлагая сотрудничество вместо соперничества.
- Защита интересов. Другая важная функция лидера состоит в том, чтобы учитывать и отстаивать интересы каждого члена общества, защищать их права и свободы. По сути, лидер является гарантом справедливости и законности, который следит за тем, чтобы люди не страдали от беззакония и произвола бюрократии.
- Внедрение перемен и нововведений. Любое общество по своей природе консервативно и сопротивляется переменам, поэтому необходимо, чтобы кто-то проявлял инициативу. Лидер всегда выступает инициатором развития. Кроме того, иногда приходится отступать от пути, который до этого казался правильным, и в таком случае инициативу тоже должен проявлять лидер.
- Организация деятельности. Чем лучше организована и согласована деятельность общества или группы, тем выше её эффективность. Поэтому лидер должен управлять всеми процессами так, чтобы наиболее рационально использовать все доступные ресурсы.
Лидерство – главный элемент эффективного управления группой людей, будь то небольшой коллектив или огромное общество. Для того, чтобы люди соглашались с решениями своего руководителя и охотно их выполняли, он должен быть действительно хорошим лидером – харизматичным, взвешенным, целеустремлённым, мотивирующим, объединяющим и вызывающим доверие.
Как реализуется лидерство?
Любая социальная система для обеспечения своего существования нуждается в самоорганизации. И чем лучше она упорядочена и организована, тем более стабильной и устойчивой она является. Её организованность строится за счёт вертикальных и горизонтальных связей между отдельными участниками, а также распределения функций между ними. Вертикальными называют связи между руководителями и подчинёнными, а горизонтальными – связи между равнозначными участниками. Все вместе они образуют иерархию, на вершине которой находится лидер.
То, насколько отчётливо выражены функции лидера, зависит от особенностей организации общности. В социальных системах, для которых характерен высокий уровень индивидуальной автономности, функции лидера выражены заметно слабее. Если же в системе востребованы высокоорганизованные коллективные действия, значимость лидера существенно возрастает.
В малых группах деятельность обычно организовывается за счёт непосредственных контактов их участников, и с лидера данная функция снимается, тогда как остальные сохраняют своё значение. Соответственно, меняются и требования к лидеру. На первый план выходят его индивидуальные качества, умение вдохновлять и убеждать людей, объединять их и вести за собой.
В больших группах эффективность самостоятельной организации за счёт непосредственных контактов между участниками обычно низкая. В то же время требования к такой организации очень высокие, поэтому значимость данной функции лидерства существенно возрастает. Чтобы обеспечить эффективное управление и жёсткое подчинение, в таких системах позиция лидера обычно закрепляется официально и наделяет его большими властными полномочиями.
Современные производственные организации используют именно такой подход. Как правило, перед ними стоят чёткие и стабильные задачи, а высокий уровень конкуренции вынуждает решать их с максимально возможной эффективностью. Для этого необходима слаженная и хорошо скоординированная работа большого количества сотрудников. Поэтому в таких организациях роли лидера всегда придаётся большое значение.
Качества лидера
Черты личности и характера, а также знания, навыки и умения, позволяющие человеку быть эффективным лидером, обычно называют лидерскими качествами. Наиболее важными среди них можно считать такие качества как:
- Ответственность. Лидер должен обладать безупречной ответственностью, поскольку ему нужно отвечать за других людей, их работу и последствия их действий.
- Целеустремлённость. Чтобы вести людей за собой, необходимо уметь чётко видеть цель, знать способ её достижения и уверенно двигаться к ней.
- Решимость. Лидер сразу видит и принимает правильные решения, не теряя времени на лишние сомнения.
- Уверенность в себе. Чтобы брать на себя ответственность за успех большого проекта, необходимо быть уверенным в себе, своих силах и своих решениях.
- Самодисциплина. Это одна из главных черт лидера, которая сильно влияет на доверие других людей к нему. Он демонстрирует личную дисциплину в любых обстоятельствах, полностью контролирует свои слабости и умеет сосредотачиваться на решении важных задач.
- Коммуникабельность. Возможно, бывают и исключения, но очень сложно представить себе лидера, который не умеет эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он должен общаться, советоваться, слышать другие мнения и быть убедительным в общении с коллективом.
- Умение мотивировать. Властных полномочий, позволяющих заставить других людей решать определённые задачи, мало. Движущей силой по-настоящему эффективной работы может быть только мотивация, которую лидер даёт своей команде.
- Аналитические способности. Способность анализировать динамику процессов позволяет принимать грамотные управленческие решения.
- Профессионализм. Конечно же, для лидера очень важна компетентность в конкретной сфере деятельности, поскольку иначе невозможно эффективно управлять процессами.
- Стремление к развитию. Настоящий лидер всегда заинтересован в своей работе и стремиться к тому, чтобы стать в этой деятельности ещё лучше.
Ещё одним важным лидерским качеством считается харизма. Однако история знает массу примеров того, как успешным лидером становится человек, которого никак нельзя назвать харизматичным.
Типы лидерства
Лидерство может принимать самые разные формы, поэтому существует много различных способов классификации. К примеру, в зависимости от влияния на коллектив можно выделить два варианта лидерства:
- положительное (организует коллектив, поддерживает дисциплину, повышает производительность);
- отрицательное (разрушает дисциплину, тормозит развитие).
Второй тип может показаться странным, ведь он нарушает саму идею лидерства. И всё же такие лидеры встречаются сплошь и рядом. Пользуясь своим авторитетом, они подталкивают других к нарушению дисциплины. К примеру, в школьном классе может найтись лидер, который организовывает саботаж учебного процесса – это и есть отрицательное лидерство.
В зависимости от официального положения лидера также можно выделить две формы лидерства:
- формальное (лидер наделён этими полномочиями официально);
- неформальное (влияние основано исключительно на лидерских качествах).
Часто получается так, что в коллективе одновременно присутствует как формальный, так и неформальный лидер. Как правило, это говорит о том, что первый был назначен неудачно и не соответствует своей должности.
Немецкий социолог Макс Вебер предложил классификацию, включающую три типа лидерства:
- Традиционное. В основе этого типа лежат сложившиеся традиции и ритуалы. Свои полномочия лидер получает по происхождению. В частности, так устроена передача власти в монархиях. В той или иной форме этот тип лидерства встречается и в других сферах, таких как искусство, политика, бизнес и прочее.
- Рационально-легальное. Лидер избирается демократическим путём, после чего ему передаются властные полномочия. Такой лидер должен действовать рационально, соблюдая закон и защищая интересы всех представителей избравшей его группы.
- Харизматическое. Этот тип лидерства строится на личностных качествах человека, позволяющих ему влиять на окружающих. Обычно востребованность таких лидеров резко возрастает в кризисные периоды. Если харизматическому лидеру удаётся получить формальное лидерство, возникает очень высокий риск узурпации власти.
Советский и российский социальный психолог Борис Парыгин предложил классификацию лидерства, подразумевающую разделение по трём критериям:
1. По характеру деятельности:
- ситуативное лидерство (например, антикризисное управление);
- универсальное.
2. По содержанию деятельности:
- вдохновительное (лидер генерирует идеи и мотивирует команду);
- исполнительное (лидер полностью организует выполнение работы).
3. По стилю управления:
- демократическое (лидер учитывает мнения участников команды, делегирует часть полномочий и компетенций);
- авторитарное (лидер единолично руководит всем, самостоятельно принимает все решения);
- анархическое (лидер не руководит командой и не организует её деятельность, коллектив самоорганизовывается за счёт непосредственных контактов между участниками).
Как развить лидерские качества?
Среди нас встречаются прирождённые лидеры, у которых от природы присутствуют все необходимые лидерские качества. Однако приложив усилия в нужном направлении, практически любой человек может развить эти качества в себе и тоже стать неплохим лидером. Вот несколько советов, которые в этом помогут:
- Учитесь доводить дела до завершения.Мало кто доверится человеку, не способному довести дело до конца. Поэтому это важнейшая привычка, которую нужно в себе развивать. И если уж взялся за дело, его обязательно нужно завершить.
- Общайтесь. Для лидера важны коммуникативные навыки, поэтому нужно постоянно развивать их, общаясь с разными людьми по самым разным поводам. Вы будете сталкиваться с тем, что не все и не всегда понимают ваши слова именно так, как вы хотели. Поэтому важно уметь формулировать мысли так, чтобы любой человек понимал их правильно. И чем больше практики общения у вас будет, тем выше будут ваши коммуникативные навыки.
- Уделяйте внимание развитию личности. Понятно, что это очевидный и слишком общий совет, но лидер должен быть всесторонне развитой личностью. Поэтому нужно работать над всеми аспектами саморазвития, такими как интеллект и эмоциональный интеллект, дисциплина, эрудиция, мораль, нравственность, спортивная форма и прочее.
- Поддерживайте других.Подсказывайте и помогайте коллегам, делитесь с ними опытом и секретами. Многие из них в будущем могут стать вашими подчинёнными, которые сохранят благодарность и будут относиться к вам с гораздо большим доверием.
- Работайте над эмоциональной устойчивостью. Лидер должен быть уравновешенным и хладнокровным. Человека, неспособного справиться с собственными эмоциями, коллектив не сможет воспринимать всерьёз.
- Повышайте самооценку. Сложно представить лидера с пониженной самооценкой, поэтому важно работать над её повышением и над развитием уверенности в себе.
- Развивайте дисциплину. Дисциплинированность – важнейшее качество лидера. Только тот человек, который полностью контролирует себя, свои слабости и желания, может рассчитывать, что окружающие станут к нему всерьёз прислушиваться.
- Учитесь противостоять манипуляциям. Лидер должен защищать собственные ценности и всегда отчётливо понимать свои цели и задачи, не позволяя манипуляторам влиять на себя и свои решения.
- Будьте лучшим в своей профессии. Человеку с посредственными профессиональными навыками сложно стать настоящим лидером. Поэтому важно постоянно учиться, совершенствоваться свои навыки, постигать что-то новое. Иначе завтра появится кто-то, кто затмит вас и начнёт перетягивать влияние в коллективе на себя.
Заключение
Несмотря на то, что многие лидерские качества являются врождёнными, настоящими лидерами не рождаются, а становятся. Поэтому любой человек, приложивший достаточное количество усилий, сможет преуспеть в этом. И даже если у вас нет такой цели, развивать в себе лидерские качества всё равно стоит. В этом нет ничего сложного, и начать делать это можно прямо сейчас, воспользовавшись советами, которые мы рассмотрели выше.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
Зачем компании лидер?
В условиях кризиса роль лидера возрастает: сегодня будущее компании во многом зависит от харизмы руководителя, его принципов, мировоззрения и персональной ответственности за результат. Найти методы управления, которые вдохновят коллектив (в условиях перемен, при ограниченных ресурсах), — непростая задача, требующая от руководителя не только профессионализма, но и лидерских качеств.
И отдельные компании, и вся мировая экономическая система переживают период изменений, причем одна из самых больших проблем сегодня — запаздывание со сменой стратегии: ситуация меняется, а стратегия компании остается прежней. Одни менеджеры парализованы страхом, поэтому их управленческие решения направлены на выживание, другие же ищут новые возможности и вдохновляют людей на дальнейшее совершенствование бизнеса. Выбирая путь развития, компании стремятся укрепить свои позиции на рынке, понимая — тех, кто не отреагирует должным образом на изменения, могут существенно потеснить или даже поглотить конкуренты. А вот пойдут ли сотрудники за руководителем, во многом зависит от лидерского потенциала первого лица компании и качества принимаемых им управленческих решений.
Чтобы выжить, а тем более продолжать развитие в кризисной ситуации, требуется мобилизовать все имеющиеся ресурсы, прежде всего — человеческие. В этот период значимость работы с персоналом многократно возрастает, поскольку ее эффективность напрямую влияет на устойчивость бизнеса. Чтобы реализовать антикризисную стратегию компании наилучшим образом, руководитель должен быть лидером, способным вести за собой людей. Поэтому в эпоху перемен нам нужен новый взгляд на бизнес, на систему управления и на стиль отношений с работниками.
За последние десятилетия в области менеджмента появились десятки эффективных управленческих технологий:
- управление по целям (Management Вy Оbjectives);
- управление результативностью (Performance Management);
- эмоциональное лидерство (Emotional Leadership);
- тотальное управление качеством (Total Quality Management);
- управление изменениями (Change Management);
- сбалансированная система показателей (Balanced ScoreCards);
- бережливое производство (Lean Management) — экономия расходов за счет упразднения дублирования бизнес-процессов и сокращения управленческих уровней.
Автомобильная промышленность подарила миру выдающихся топ-менеджеров. Среди самых известных — автор концепции массового автомобиля, создатель конвейера Генри Форд (США); президент Ассоциации европейских автопроизводителей Карлос Госн (Франция), поднявший в 2000 году Nissan.
Одно из самых почетных мест в этой галерее славы руководителей по праву занимает Фердинанд Пих (Германия) — совладелец Porsche Automobilholding SE и глава наблюдательного совета концерна Volkswagen (внук основателя Porsche и VW Фердинанда Порше). Он возглавляет корпорацию Volkswagen с 1993 года — за это время пришлось вывести компанию из тяжелого кризиса. Под его руководством прошло несколько громких слияний и сенсационное «второе рождение» Volkswagen Beetle — знаменитого «жука», рыночного хита компании 1960-х годов. Опыт Фердинанда Пиха интересен тем, что он сумел превратить Volkswagen в одного из крупнейших в мире производителей автомобилей; это необыкновенно яркая личность, харизматичный лидер, который входит в первую «тридцатку» наиболее уважаемых бизнесменов мира.
В то же время эксперты подчеркивают, что ни одна из этих технологий не может быть эффективной «сама по себе», поэтому компании нуждаются в новом управлении, ориентированном на лидера. Основные функции лидера (рис. 1):
- стратегическое управление;
- организация и контроль;
- передача энергии и вдохновения;
- коммуникации.
Рис. 1. Основные функции лидера
Эксперты также выделяют несколько важнейших задач, которые должен выполнять руководитель-лидер, стремящийся сформировать в своей компании успешную команду:
- диагностика ситуации — анализ и выявление причин случившегося;
- поиск и предоставление информации, необходимой подчиненным для работы;
- регуляция процесса обсуждения, дискуссии («открытие ворот» — вовлечение членов команды в дискуссию, «закрытие ворот» — сдерживание или прекращение общения);
- выдвижение предложений, инициатив, идей и новых способов действия;
- оценка выдвинутых предложений и вариантов решений;
- развитие предложенных другими идей, суммирование итогов обсуждения, дискуссии;
- принятие ключевых решений;
- обеспечение нормальных условий труда;
- установление и поддержка конструктивных норм и правил работы, поведения на рабочем месте, взаимоотношений между людьми;
- объективная оценка вклада каждого члена команды и своевременное предоставление обратной связи;
- разрешение конфликтов (производственных и межличностных);
- мотивация сотрудников — объективная оценка достижений/недостатков, поощрение отличившихся и порицание нарушителей;
- поддержание позитивного психологического климата — признание важности и понимание человеческих эмоций и переживаний, проявление по отношению к членам команды дружеского расположения, отзывчивости, поддержки.
В работе с людьми лидер опирается на свой авторитет — как формальный (должности, управленческого опыта, квалификации, прошлых заслуг и достижений), так и неформальный (его дают личные качества — ответственность, открытость в общении, забота о членах команды и внимание к личным взаимоотношениям. В отличие от руководителя-формалиста, руководитель-лидер:
- вселяет в сотрудников уверенность, подчеркивая их значимость для компании и показывая вклад каждого в общий результат;
- с доверием и уважением относится к каждому подчиненному, отдает должное его способностям, развивает и укрепляет в работниках внутреннюю мотивацию;
- «подпитывает» подчиненных своим вдохновением, делает их единомышленниками, открывает перед ними перспективы общего успеха;
- ставит привлекательные цели и ясные задачи, помогает найти способы их решения, предоставляя исполнителям значительную степень свободы в их достижении;
- делегирует полномочия и оказывает доверие вместо того, чтобы давать прямые указания и контролировать их исполнение;
- комплексно оценивает потенциал ключевых сотрудников — способность принимать полезные решения, генерировать новые идеи, брать на себя ответственность (как в данный момент, так и в перспективе);
- знает своих подчиненных и предоставляет им возможность для наиболее полной самореализации;
- умеет устанавливать и поддерживать психологический контакт с людьми.
Высокая коммуникативная компетентность помогает лидеру легко освоить необходимые успешному менеджеру технологии обучения и развития работников — коучинг, менторство, наставничество.
Эффективный руководитель стремится согласовать — сбалансировать общие и частные интересы, его принцип: достижение целей организации помогает отдельным людям достичь своих личных целей (рис. 2).
Рис. 2. Согласование целей
Сегодня особенно нужны руководители-лидеры, способные ставить цели и находить пути их достижения, которые не только знают, что и как нужно делать, но и могут в понятной форме донести свое видение до подчиненных. Люди идут за руководителем, если чувствуют эмоциональную связь с ним, если ежедневно видят, что он на деле показывает собственную приверженность корпоративным целям.
Придерживающиеся «поведенческого» подхода психологи давно установили, что подчиненные перенимают тот стиль поведения, который руководитель (осознанно или неосознанно) демонстрирует, стимулирует или вознаграждает. То есть, если хорошая работа/поведение замечается и вознаграждается, то со временем она становится нормой, а если не замечается и не вознаграждается, то результаты ухудшаются.
Специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) разработали корпоративную модель лидерства (Leadership Model). На самом деле это «букет» из пяти отдельных моделей — для каждой из пяти выделенных ими лидерских ролей (рис. 3):
1) оказывающий влияние (influence leader);
2) лидер команды (team leader);
3) линейный менеджер (fist line supervisor);
4) менеджер (manager);
5) исполнительный руководитель (executive).
Рис. 3. Модель лидерства
Каждая из пяти моделей состоит из четырех уровней:
1. Измерения (dimensions) — элементы высшего уровня модели. Например, личная эффективность; дисциплина; управление информацией и знаниями и др.
2. Компетенции (competencies) — измеряемые умения, знания, личностные характеристики, необходимые для эффективного лидера (20 элементов). Например, ориентация на результат; организационная культура; умение устанавливать и поддерживать отношения с потребителями, акционерами и коллегами; умение вести за собой людей и др.
3. Умения (skills) — способности или мастерство, то есть более узкие навыки, которые могут быть развиты через обучение и приобретение опыта. Например, принятие решений; умение слушать; умение поддерживать доверие; обеспечение безопасности; поощрение других к обмену знаниями; умение управлять конфликтами и т. п.
4. Поведение (behaviors) — элементы нижнего уровня, демонстрирующие результативность и мастерство в овладении умениями и навыками. Например, умение принимать решения, даже когда это может привести к неприятным последствиям; фасилитация открытого обмена информацией и идеями; построение доверия и взаимоуважения в общении с другими; определение приоритетов в работе и пр.
Корпоративная модель лидерства является основой для оценки и развития лидерских навыков.
Коллектив можно сравнить с оркестром: руководитель — дирижер, каждый сотрудник — музыкант, за которым закреплено четко определенное место на сцене и в иерархии оркестра. Чем же занят дирижер? У него, как и руководителя компании, много ролей, но основная — вести и направлять музыкантов к гармонии исполнения. У дирижера нет музыкального инструмента, он не ведет свою партию, но именно от него зависит, создадут ли артисты гармонию. Находясь за пультом, мастер должен чувствовать и понимать каждый инструмент в оркестре.
Он творит для публики, но при этом стоит, повернувшись спиной к залу: все его внимание сконцентрировано на музыкантах, потому что именно их игру услышит зал. Чтобы правильно организовать оркестр, дирижеру нужно «чувствовать» каждого исполнителя. У искусного маэстро оркестранты нуждаются в минимальном контроле: хорошо понимая намерения дирижера, каждый из них сосредотачивается на своей партии. В результате слаженной работы профессионалов рождается гармония. Так и умелый руководитель сконцентрирован на целях и своих сотрудниках, поэтому его команда работает эффективно, даже в его отсутствии.
Все талантливые дирижеры — яркие индивидуальности, но их объединяет неудержимая любовь к музыке. Эффективные топ-менеджеры тоже очень разные люди. Потенциал лидера — движущая сила развития компании, к процветанию приводит умение вдохновлять, а не просто «осуществлять функцию управления». Всех руководителей-лидеров, независимо от стиля и методов управления, объединяет желание достичь успеха, стремление передать уверенность в этом успехе своим сотрудникам, умение объединить и поддержать людей.
Особенно заметно влияние личности руководителя на эффективность бизнеса (через постановку целей, вовлечение сотрудников и формирование корпоративной культуры) в тех компаниях, где власть сконцентрирована в одних руках: харизматичный собственник — он же топ-менеджер, является главным визионером и душой коллектива. Личностные особенности руководителя здесь определяют и организационную культуру, и стиль принятия решений. Чем сильнее руководитель как личность, тем более явно его ценности, мировоззрение и поведенческие стандарты отражаются на компании.
Успешные изменения начинаются «сверху». Если руководитель хочет преобразовать свою компанию, ему нужно начинать с себя, поскольку результат деятельности корпоративного «оркестра» зависит как от профессиональной компетентности первого лица, так и от его личностных качеств.
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»
Источник: hr-portal.ru