Тухватулина, Л. Р. Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути его совершенствования / Л. Р. Тухватулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68738/ (дата обращения: 28.05.2023).
В статье рассмотрено понятие малого предпринимательства, государственная поддержка и налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства, рассмотрены специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства, дана им характеристика с точки зрения преимуществ и недостатков.
Ключевые слова: малое предпринимательство, налогообложение, системы налогообложения.
Развитие экономики любого государства не может быть успешно без оптимального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства. Малое предпринимательство формируют дополнительные рабочие места, насыщают рынок товарами, а также являются крайне чувствительным регулятором в экономике. Сфера малого предпринимательства зачастую является показателем стабильности экономики и направления ее развития.
Функции налогов | обществознание ЕГЭ 2022
В России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты с численностью персонала до ста человек (включая микропредприятия — до пятнадцати человек), до 800 млн.руб. годового дохода (до 120 млн. — у микропредприятий), а также установлены ограничения по величине активов и участия других юридических лиц в капитале [3].
Малому предпринимательству свойственна высокая мобильность, гибкость и маневренность. Такие организации могут создаваться во всех сферах экономики и достаточно быстро реагировать на неудовлетворенные нужды населения [8].
Прибыль субъектов малого предпринимательства и поступления налоговых доходов в бюджет во многом зависит от режима налогообложения. В случае, если налоговая нагрузка на бизнес будет достаточно высока, то предприниматели могут уйти в теневой бизнес, в результате это повлечёт сокрытие реальных доходов, серые заработные платы, отсутствие пенсионного и медицинского обеспечения работников, сокращение ВВП.
На данный момент в Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы. В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения;
6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) [1].
Выбор оптимальной системы налогообложения приводит к снижению налоговой нагрузки предприятия.
Общий режим налогообложения используют предприниматели и организации, которые по какой-то из причин не могут применять другие системы налогообложения. Это может быть, например, связано с большой численностью сотрудников (более 100 человек) или превышением доступного предела размера дохода (более 800 млн).
Обществознание 8 Виды и функции налогов
При данном режиме налогообложения организации должны вести бухгалтерский и налоговый учет, а также платить такие налоги как: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и другие.
В тоже время применение общего режима налогообложения имеет ряд преимуществ:
− предприниматель может заниматься разными видами деятельности, при этом нет лимита на размер дохода от предприятия;
− есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;
− нет ограничения на количество привлеченных сотрудников и другие [6].
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) может использоваться только организациями или индивидуальными предпринимателями, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, и доля дохода от такой деятельности составляет более 70 %. Ставка налога составляет 6 % от доходов, уменьшенных на величину расходов. К недостаткам данного режима относится необходимость отслеживания доли выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции в общей выручке организации, а также запрет на производство подакцизных товаров.
Субъектами системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции являются организации, признаваемые инвесторами в соответствии с п. 1 ст. 346 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения (п. 3 ст. 346 НК РФ) [2].
К достоинствам данного режима относится то, что инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ [2].
В рамках УСН у предпринимателя есть выбор объекта налогообложения:
- Доходы. Ставка налога составляет 6 %.
- Доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 15 %.
Режим налогообложения с объектом «доходы» является более выгодным для организаций, в которых низкая доля расходов, а с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоден для организаций с высокой долей расходов. При использовании УСН снижается налоговая нагрузка и объем документации, которую необходимо сдавать в налоговую. К недостаткам данного режима можно отнести: организации не имеют права открывать филиалы и представительства; список расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы ограничен.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — режим налогообложения, применяемый только в отношении отдельных видов деятельности, отраженных в п 2. ст. 346.26 НК РФ [2].
Главной особенностью ЕНВД согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ, считается что, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода не важен. ЕНВД рассчитывается исходя из размера, предполагаемого (вмененного) дохода организации, с учетом различных условий, которые могут повлиять на величину дохода. ЕНВД можно использоваться как самостоятельный режим налогообложения, но и сочетать, например, с УСН. В случае получения убытка перечисление вмененного налога осуществляется в обязательном порядке, т. е. ЕНВД не зависит от фактических результатов деятельности.
Патентная система налогообложения — специальный режим налогообложения, который вправе применять только индивидуальные предприниматели со средней численностью наёмных работников не более 15 человек. При данном режиме налогоплательщик освобождается от уплаты НДС (п.11 ст.
346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ) [2]. Индивидуальному предпринимателю требуется вести книгу учета доходов и расходов, в связи с чем возникает необходимость ведения первичного учета.
К достоинствам данного режима налогообложения относится: налоговая декларация не сдается, срок действия патента ИП может выбрать самостоятельно. ПСН можно сочетать с другими режимами налогообложения. К недостаткам можно отнести, что стоимость патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное страхование, как при УСН и ЕНВД.
При УСН и ЕНВД из-за освобождения от уплаты НДС, организации не выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, а это лишает контрагентов права возмещения НДС, что делает сотрудничество с первыми невыгодным [5].
Налог на профессиональный доход — специальный режим, предусмотрен для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не имеющих работодателя и не привлекающие наемных работников (ст. 2 закона 422-ФЗ) [4]. Налоговая ставка составляет: 4 % — с доходов от физических лиц, 6 % — с доходов от юридических лиц и ИП. Также к преимуществам данного режима относится: освобождение от налоговой и бухгалтерской отчетности (учет доходов ведется в приложении «Мой налог»); отсутствие обязанности уплачивать фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса:
- Введение ограничения на резкие изменения в налоговом законодательстве в сторону увеличения налоговой нагрузки;
- Совершенствование законодательства с целью придания большей прозрачности законам, снижения налоговых ставок;
- Доработка законов, направленных на регулирование деятельности налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства
- Разработка мер по упрощению ведения учета;
- Организаций мероприятий по проведению консультативной и разъяснительной работы налогоплательщикам;
- Предоставление льгот инвесторам, которые вкладывают средства в развитие малых предприятий.
Исходя из вышесказанного ясно, что отсутствие изменений в области налогообложения малого предпринимательства, не позволит государству в полном объеме выполнять фискальные функции, а также повышать конкурентоспособность страны в целом за счет повышения мотивации к развитию малого бизнеса.
Итак, налогообложение субъектов малого предпринимательства предусматривает общий и специальные режимы налогообложения. Использование специальных режимов позволяет снизить налоговую нагрузку на организацию, упростить ведение учета и составление отчетности, а также порядок ее предоставления. Совершенствование налогового законодательства позволит повысить мотивацию к предпринимательской деятельности, способствует развитию конкурентоспособной среды, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
- Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»// Справочная правовая система «Консультант плюс»;
- Перфильева, К. А. Анализ и оценка специальных режимов налогообложения [Текст] / К. А. Перфильева // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. — 2018. — С. 256–260.
- Помазанова, В. В. Особенности налогообложения малого бизнеса [Текст] / В. В. Помазанова, Т. О. Беляева, А. Р. Хаметова // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 59–62.
- Сарычева, О. А. Проблемы и пути развития налогообложения малого бизнеса [Текст] / О. А. Сарычева, А. В. Плахов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 2 (7). — C. 236–238.
- Тимофеев, В. И. Роль малых и средний предприятий в экономике [Текст] / В. И. Тимофеев // ВУЗ. XXI ВЕК. — 2015. — № 1 (47). — С. 99–112.
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, РФ, система налогообложения, режим налогообложения, налоговая нагрузка, доход, налог, отдельный вид деятельности, режим, ставок налога.
Источник: moluch.ru
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе осуществлялось немало попыток дать определение малому предпринимательству. При этом часть авторов объединяют воедино термины «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другая часть, напротив, пытается найти различия между этим понятиями.
Согласно анализу российского законодательства, правомерным будет определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» приобретен из зарубежной лексики и является синонимом «малого предпринимательства». Существуют многочисленные определения термина «малый бизнес», на наш взгляд наиболее общее, всеобъемлющее и четкое определение приводит Муравьев А.И., который в своей книге «Малый бизнес: экономика, организация, финансы». Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [1]. Малый бизнес обладает рядом функций: 1. Экономические: • придает рыночной экономике необходимую гибкость; • мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые); 8
• вносит вклад в формирование конкурентной среды (особенно для нашей высокомонополизированной экономики); • интегрирующая функция − малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, постоянно ищут то появляющиеся, то исчезающие потребности [11]; 2. Социальные: • решает проблемы занятости населения; • смягчает социальную напряженность и способствует демократизации рыночных отношений; • формирование широкого слоя собственников (среднего класса); • демпфирующая функция − сглаживание противоречий между двумя полюсами человеческого общества, снижение социальной напряженности; 3. Инновационные: • осуществляет прорыв по ряду важнейших направлений научнотехнического прогресса; • функция катализатора научно-технического прогресса; • осуществление производственного обучения, «обкатка» молодых кадров Следует отметить, что малое предпринимательство может стать фактором развития только в случае одновременного выполнения всех функций. Например, выполнение инновационной функции неотъемлемо связано с функцией повышения конкурентоспособности продукции или услуги, что является одним из условий жизнеспособности предприятия. Наряду с этими факторами важен спрос на данную продукцию или услуги, которые напрямую зависят от уровня доходов населения. 9
Для российской истории социально-экономической явление – малое предпринимательство является относительно новым. Оно существует около тридцати лет. Начальным этапом его развития является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности [13].
В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социальноэкономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения, которые и заложили основу для формирования современных форм малого бизнеса.
Анализ развития последующей ситуации в малом бизнесе в России позволяет выделить следующие основные этапы становления малого бизнеса в РФ: 1. С 1985 по 1987 гг. начальный этап истории развития отечественного предпринимательства. В период этого этапа проводилась работа центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, начала формироваться законодательная база, регламентирующая деятельность малого бизнеса.
2. Сфера деятельности малого бизнеса увеличивается в промежутке 1987–1988 г., когда оно развивалось в основном в виде кооперативов. Кооперативы явились прообразом малых предприятий. Их число с каждым годом возрастало. Это подтверждалось объемами производства, продажи товаров и оказания услуг. Малое предпринимательство на этом этапе становится одним из важных элементов народного хозяйства в целом, участвует в формировании экономической и финансовой базы государства. В 1987 г. 10
объем субъектов малого предпринимательства составил 330,7 млн руб., в 1988 г. — 6,1 млрд руб., в 1989 г. — 40,3 млрд руб. За два года он увеличился в 122 раза, в том числе в 1989 г. — в 6,6 раз. Кооперация, начав почти с нуля, к концу 1989 г. дала около 4% процентов всего национального продукта страны.
Появились первые объединения, регламентирующие деятельность малого предпринимательства и осуществляющие более эффективное взаимодействие с органами власти. Был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели.
Нехватка законодательства, с помощью которого прослеживается работа малого предпринимательства, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. 3. Одним из самых важных этапов становится промежуток времени с 1989–1990 гг., так ка к для него характерно принятие основополагающих законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий, упорядочивание и систематизация нормативно-законодательной основы их деятельности.
В результате расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. В 90-е годы стабильно росла доля малых предприятий в общем объеме ВВП. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий.
На них было занято 4,9 млн человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд руб. 4. Для четвертого этапа (1991–1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 г. — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности 11
занятых в них (7,7 % от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т. п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.
5. К пятому этапу развития малого предпринимательства в России можно отнести 1993–1998 гг. — период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования.
Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства. Но уже к 1995 г. и до 1998 г. были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности.
Многие малые предприятия, преимущественно торговопосреднические и научно-консультационные, прекратили свое существование. 6. В 1998-2000 г.г. появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Вносятся изменения в правила регистрации субъектов малого предпринимательства.
Так, например следует осуществлять регистрацию в нескольких различных фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.). Малый бизнес сталкивается с бюрократическими процедурами, процесс регистрации предприятий усложняется. Именно в это время в российском законодательстве в 1998 году с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» появляется понятие единого налога на вмененный доход. Кризис 1998 года стал тяжелым ударом для малого предпринимательства, лишь к началу 2000 года число малых предприятий вновь составило 891 тысячу единиц, приблизившись к отметке 12
1994 года. 7. С 2000 по 2003 г.г. осуществляется более благоприятные условия для развития малого предпринимательства, увеличивается качество и эффективность мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это является целью Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Благодаря программе произошло увеличение субъектов малого предпринимательства, оборота предприятий, инвестиции и численность работников. Так же, в этот промежуток времени, а именно в 2003 году, появляется один из специальных налоговых режимов направленных на снижение нагрузки – упрощенная система налогообложения.
8. С 2004–2007 г.г. показатели малого предпринимательства начали существенно расти. За три года численность малых предприятий резко возросла по сравнению с предыдущими годами, более чем на 100 тысяч, — в 2005 примерно на 55 тысяч, 2006 году почти на 70 тысяч, а в 2007 – 85 тысяч.
В 2004 году устанавливается система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей(единый сельскохозяйственный налог), который устанавливается гл. 26.1 НК РФ с 1 января 2004 года. 9. С 2008 по 2010гг.
В связи с экономическим кризисом 2008 года, инвестиции в основной капитал малых предприятий имеют тенденции к снижению, которая отрицательно сказывается на деятельности предприятий в различных отраслях экономики 10. Развитие малого бизнеса в 2011-2013 году носит позитивный характер. По итогам 2013-2014 года по сравнению с 2012 годом в целом по стране наблюдался рост основных показателей развития малого предпринимательства: количество малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, объемы оборота малых предприятий и инвестиций в основной капитал в абсолютных значениях также выросли (с поправкой на ИПЦ, напротив, сократились) [2]. 13
Сравнение истории развития российского предпринимательства с общемировыми тенденциями развития малого бизнеса, позволяет говорить, что развитие отечественных субъектов малого предпринимательства за достаточно короткий срок прошло все стадии эволюционного развития, характерные для большинства ведущих зарубежных стран. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.
В настоящее время развитие малого предпринимательства зависит от двух факторов: с одной стороны, большое значение имеет экономическополитическая ситуация в стране, с другой стороны, важным фактором оказывается способность субъектов малого предпринимательства использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Помимо общеэкономического значения развитие субъектов малого предпринимательства находит отражение в формировании финансовой базы государства. Уплата малым бизнесом применяемых в России льготных систем налогообложения формирует в настоящее время около 5 % доходов всей бюджетной системы РФ. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по данным Федеральной налоговой службы РФ в 2014 году приведена на рисунке 1. Из рисунка 1 видно, что в общей структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, специальные налоговые режимы занимают всего 4%, в то время как основную часть доходов составляют федеральные налоги. Вместе с тем, фискальная функция специальных налоговых режимов не является ключевой, специальные налоговые режимы выполняют ряд других функций и предоставляют полноценный контроль над малыми и средними предприятиями. 14
Источник: studfile.net
Функции и принципы налогообложения предприятий малого бизнеса
Статья посвящена анализу и систематизации теоретических и практических аспектов налогообложения на предприятиях малого бизнеса, в том числе, в связи с введением специальных налоговых режимов, концепция которых направлена на обеспечение реализации государственной политики по совершенствованию системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
Оценить
552 0
Содержимое разработки
ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
Налог представляет собой сложное, многогранное явление, будучи одновременно материальной, экономической и юридической категорией.
Налоговый кодекс РФ [1, 2] дает легальное (законодательное) определение налога. Согласно ст. 8 НК РФ [1] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Это достаточно точное и научно корректное определение налога, вполне отвечающее потребностям правового регулирования налоговых отношений и практике осуществления налоговой деятельности государства применительно к условиям Российской Федерации.
В свою очередь, в части 2 статьи 8 НК РФ [1] указано, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Экономическими признаками налога являются следующие:
— налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства;
— налог, как правило, носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги;
— налог является безвозвратным платежом;
— уплата налога носит безэквивалентный характер;
— при уплате налога происходит смена формы собственности;
— налог порождает стабильное экономическое отношение.
Налог – это принудительное изъятие государством в целях финансового обеспечения своей деятельности денежных средств, принадлежащих на праве собственности организациям и физическим лицам: а) осуществляемое на основе правового акта, принятого надлежащим государственным органом и в надлежащей форме; б) производимое в определенных размерах и в установленном порядке; в) носящее обязательный, безвозвратный и безвозмездный характер.
Современный этап развития малого бизнеса ознаменовался введением с 01.01.2003 г. специальных налоговых режимов — упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК РФ [3]) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ [3]), концепция которых направлена на обеспечение реализации государственной политики по совершенствованию системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
Упрощенная система налогообложения существенно отличается от действовавших налоговых систем ранее, но, в то же время, сохранился основной принцип: некоторые категории налогоплательщиков могут добровольно перейти на особую, отличную от общего режима налогообложения систему, при которой несколько самых существенных видов налогов заменяются уплатой одного, так называемого единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Объектами налогообложения являются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Если объектом налогообложения являются доходы, то ставка применяется 6%, а если объектом налогообложения является доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка является 15%.
Максимально адаптировался к гл. 25 НК РФ («Налог на прибыль организаций») порядок определения доходов и расходов, значительно расширен состав расходов, принимаемых к вычету.
Преимущество налогоплательщикам предоставляет также определение доходов и расходов кассовым методом. Появилась возможность переноса убытков на финансовый результат будущих периодов.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по сравнению с действовавшим ранее законодательством значительно сузила контингент вероятных плательщиков. Системой преследуется охват микробизнеса, в связи с чем основными плательщиками становятся предприятия бытового обслуживания, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг и ремонта автотранспорта, ветеринарных услуг и др. Отменены практически все ограничения, остались только в розничной торговле (сняты ограничения по численности) и общественном питании — площадь торгового зала ограничивается 150 м 2 , а также автотранспортные услуги могут оказываться не более, чем двадцатью автомобилями (при любой численности работников).
Вмененный доход по-прежнему определяется как потенциально возможный доход налогоплательщика, но с учетом обязательных параметров, установленных НК РФ и необходимых для расчета налога: физические показатели, базовая доходность в месяц и т.д.
Введение данной системы налогообложения значительно сократило перечень уплачиваемых налогов, установленный ст. 19–21 Закона «Об основах налоговой системы РФ», и освобождает от обязанности по уплате некоторых налогов. Данная система налогообложения выделяется как «наиболее прогрессивный и перспективный вид налогообложения, касающийся малого бизнеса».
Сегодня предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели уплачивают налоги посредством либо общего режима налогообложения, либо специального налогового режима.
Использование предприятием общего режима предусматривает уплату НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.д. При использовании специального налогового режима, применяется особый, установленный НК РФ, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
Специальные режимы нацелены на смягчение налогового бремени, возложенного на малый и средний бизнес, а также упрощение порядка исчисления и уплаты налогов в зависимости от состава субъектов или вида предпринимательской деятельности. Малые предприятия в силу своей специфики, как правило, не имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, а из-за сложности в понимании и применении общеустановленной системы налогообложения возникают дополнительные издержки (например, значительные штрафные санкции за непреднамеренное нарушение налогового законодательства).
По этой же причине возрастают расходы налоговых органов из-за сложности налогового администрирования малого бизнеса. Вменение (на основе статистической и налоговой информации прошлых лет) дохода хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, связанную со сложно контролируемым налично-денежным оборотом, позволяет обеспечить налоговые взаимоотношения с бюджетом. По мнению некоторых ученых, указанные противоречия со временем разрешаться, а необходимость в специальных налоговых режимах естественным образом отпадет. Другие напротив считают, что «специальный налоговый режим позволяет упростить порядок взимания налогов. В конечном счете, это позволит обеспечить достижение положительного результата проведения налоговой реформы в России».
Мировая практика убедительно доказала целесообразность введения специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий. Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий.
Позиция специалистов в области налогообложения представляется более правильной, специальные налоговые режимы необходимы как системы, позволяющие существенно упростить налогообложение и снизить затраты на администрирование.
Организация или физическое лицо, отнесенные согласно указанным выше признакам к субъектам малого предпринимательства, приобретают право на определенные льготы (порядок регистрации, кредитование и др.).
Для малых предприятий большое практическое значение имеет определение степени выгодности упрощенной системы налогообложения, поскольку ее условиям удовлетворяет большая часть субъектов малого бизнеса, и на первый взгляд, в связи с явным уменьшением налоговой нагрузки данная система должна быть более выгодна, чем традиционная. Однако на самом деле не все так однозначно. Основным недостатком упрощенной системы налогообложения является то, что субъект, применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и все суммы уплаченного поставщикам налога относит на свои затраты. Поэтому у покупателя, приобретающего у этого субъекта товары (работу, услуги), не возникает входящего НДС, который он может поставить к вычету при исчислении НДС для уплаты в бюджет.
При переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно происходят два процесса: снижение обшей суммы налогов, за счет исключения суммы налога на имущество, и увеличение расходов, за счет включения в расходы сумм входящего НДС.
И эти две тенденции вполне могут друг друга компенсировать, но при условии, что экономия на налогах будет равна увеличению расходов на сумму входящего НДС. А это значит, что такой вариант возможен для предприятий с относительно небольшой долей материальных расходов, с большой долей фонда оплаты труда, также это возможно, если у предприятия на балансе дорогостоящее имущество.
Установлено, что чем меньше доля материальных расходов, тем выгоднее будет применение упрощенной системы. Именно этим объясняется ее активное распространение в отраслях, оказывающих услуги, которые при этом стремятся избрать в качестве обложения доход с применением 6% ставки.
Однако круг предприятий, занятых в сфере услуг и имеющих право перейти на упрощенную систему налогообложения, значительно ограничен главой 26.3 НК РФ о едином налоге на вмененный доход, которая значительную часть сферы услуг переводит на уплату единого налога на вмененный доход.
Кроме того, упрощенная система будет выгодна для предприятий, реализующих свою продукцию покупателям, не являющимся плательщиками НДС, так как для них в любом случае цена предприятия, работающего по упрощенной системе налогообложения, будет ниже.
В данной ситуации покупателями могут быть предприятия, освобожденные от уплаты НДС, предприятия и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также это могут быть конечные потребители. Если же вспомнить, что реализацией товаров, работ, услуг конечным потребителям занимается в основном сфера услуг и розничная торговля, то опять же возникают ограничения, установленные единым налогом на вмененный доход.
Налоги, уплачиваемые предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения представлены в таблице 1.
Таблица 1 ̶ Налоги, уплачиваемые предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения
Организация (юридическое лицо)
Единый налог, исчисляемый по упрощенной системе налогообложения: 6 процентов, при объекте налогообложение «доходы» и 15 процентов, при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»
Налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
Акциз при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Предприятие, занимающееся розничной торговлей, также может перейти на упрощенную систему, если торговая площадь данного предприятия хотя бы по одному объекту торговли превысит 150 м 2 , и, следовательно, предприятие уже на будет подпадать под налогообложение единым налогом на вмененный доход. Необходимо также отметить то, что предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения в торговле, может списать полную стоимость товаров в расходы только после того, как товар, будучи оплачен поставщику и продан покупателю.
Покупная стоимость товаров отражается в налоговом учете без НДС, уплаченного поставщику. Это связано с тем, что этот налог является самостоятельным видом расходов. И поэтому НДС можно списать в расход независимо от того, продан ли сам товар. Как, впрочем, и НДС товарам, работам и услугам, расходы на приобретение которых были признаны для налогообложения.
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14–ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146–ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230–ФЗ (ГК РФ) [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.–правовой компании]. – [М., 2014]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117–ФЗ (НК РФ) [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.–правовой компании]. – [М., 2014]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/.
Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402–ФЗ. О бухгалтерском учете. [Электронный ресурс] // Гарант : [сайт информ.–правовой компании]. – [М., 2014]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/law/.
- Кладиёва Валентина Викторовна
- Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
- Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Экономика организации»
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации Специальность 080114
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля Выполнение работ по должности служащего Агент страховой специальность 080118 Страховое дело (по отраслям)
Источник: www.prodlenka.org