Гчп плюсы и минусы для бизнеса

ГЧП как одна из форм реализации актуальных инвестиционных проектов для юга России не является новой. Но если раньше ГЧП рассматривалось всего лишь как одна из возможных форм реализации инвестпроектов, то в 2014 году в условиях углубляющегося кризиса эта форма приобрела особую актуальность. Она стала практически единственным способом сохранить инвестактивность в регионах.

Помимо снижения нагрузки на бюджет, еще одним важным преимуществом ГЧП является распределение рисков между публичным и частным партнером на всех этапах реализации проекта. Главным стимулом для бизнеса становится предоставление доступа к более дешевым долгосрочным займам (банки охотнее кредитуют под гарантии государства). Собственно, гарантией для банка является уже само участие региональных властей в проекте. Наиболее активен в кредитовании проектов ГЧП на юге России Внешэкономбанк.

По информации пресс-службы ВЭБа, на юге России с участием Внешэкономбанка реализуется ГЧП-проект в сфере инженерной инфраструктуры — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону» — и проект создания сети дошкольных учреждений в 11 муниципальных образованиях Астраханской области. «Из новых проектов ГЧП можно назвать проект по созданию водно-спортивных объектов „40 бассейнов Дона“, также перспективными направлениями являются развитие транспортной инфраструктуры (проект строительства Северного тоннеля в Ростове-на-Дону) и здравоохранение (проект онкоцентра в Ростовской области и тубдиспансера в Астраханской области)»,— добавляют в пресс-службе.

ГЧП — процесс реализации | Бизнес и закон

Между тем, по данным Центра развития государственно-частного партнерства, в 2014 году в РФ в стадии реализации находится 131 проект. Возникает вопрос, почему при всех плюсах такой формы совместной работы государства и бизнеса в России реализуется так мало проектов?

Эксперты выделяют несколько причин. Прежде всего, низкий уровень квалификации сторон партнерства, который создает неравноправие публичного и частного партнеров. «Со стороны чиновника это выражается в непонимании основных принципов ГЧП, неготовности к равноправной работе с бизнесом. Чиновник старается максимизировать свои полномочия и минимизировать ответственность»,— поясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит. Кроме того, законодательная база партнерства далека от совершенства. Федеральные стандарты государственно-частного партнерства, которые можно было бы применить к любому качественному инвестиционному проекту любого масштаба (как на федеральном, так и на региональном уровне), обсуждаются почти десять лет.

Однако, по мнению экспертов, наиболее благоприятная среда для развития ГЧП возникает при дефиците бюджетных средств. Следовательно, именно сейчас, во время кризиса, следует ожидать конкретных шагов от государства по созданию благоприятных условий для развития ГЧП. И такой процесс в сфере применения ГЧП начался уже в прошлом году.

Работа над ошибками

Государственно-частное партнерство

Власти ведущих регионов ЮФО — Краснодарского края и Ростовской области — в 2014 году приняли ряд решений, стимулирующих развитие ГЧП на региональном уровне. В Краснодарском крае в прошлом году за счет средств бюджета создан Инвестиционный фонд. Его задача — финансировать проекты, которые будут реализовываться в крае на принципах ГЧП. В Ростовской области на законодательном уровне также утвержден комплекс мер по развитию государственно-частного партнерства.

По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, в документе определены порядок взаимодействия органов власти области и бизнеса при реализации государственных проектов, условия проведения конкурсных процедур, требования к потенциальному инвестору, условия и сроки реализации соглашений. За отраслевыми министерствами закрепляется функция разработки концепций проектов по своим направлениям.

Есть изменения и на федеральном уровне. В конце 2014 года были сформулированы методические рекомендации по ГЧП для субъектов РФ, которые должны помочь региональной власти в реализации партнерства. В рекомендации включен пункт о повышении квалификации чиновников, которые занимаются вопросами ГЧП.

В прошлом году были приняты, а с 1 февраля 2015 года вступили в силу поправки в закон о концессионных соглашениях. Концессия сегодня — один из самых распространенных видов ГЧП. Принятые поправки существенно расширяют ее возможности и сферу применения. Одним из основных плюсов эксперты считают дополнение перечня объектов, которые можно передавать в концессию.

До недавнего времени концессионные соглашения заключались только по крупным объектам дорожной и коммунальной инфраструктуры. Так, субъекты юга России использовали механизм концессии в основном для модернизации водноканализационного хозяйства. Например, в Ростовской области по концессионному соглашению выполняется широкомасштабная реконструкция системы водоснабжения и водоотведения, публичными партнерами выступают областное правительство и администрация Ростова-на-Дону, частным инвестором является ОАО «Евразийский». В Краснодарском крае действует концессионное соглашение, заключенное между администрацией Краснодарского края и ОАО «Евразийский» по модернизации 60% от основных фондов водно-канализационного хозяйства.

Руководитель проектов практики «Юридическое и налоговое сопровождение» консалтинговой группы «НЭО Центр» Николай Захаров отмечает, что теперь концессия может быть востребована не только при реализации сложных и капиталоемких проектов (преимущественно на федеральном уровне), но и для относительно небольших проектов в регионах. Субъектам МСБ вполне по силам выступать в таких проектах в качестве частных партнеров. «Каждый инвестор может найти для себя проект необходимого масштаба, так как капиталоемкость проектов различается на несколько порядков. К примеру, реконструкция муниципальной котельной обойдется частному оператору в 50–100 млн руб. А строительство крупного мусороперерабатывающего завода может потребовать 5–10 млрд руб.»,— поясняет эксперт.

Финансовые риски частных партнеров существенно снижает поправка, связанная с гарантией прав концессионера. Согласно поправке, государственный заказчик (концедент) обязан принимать меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки.

По мнению председателя совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павла Гагарина, необеспеченность возвратности средств для частного инвестора была одним из главных препятствий для концессионных соглашений, а сейчас это противоречие попытались решить на законодательном уровне. Особенно актуально это изменение для концессий в ЖКХ, где из-за высокого износа основных средств и низких тарифов частный инвестор не видел перспектив по возврату инвестиций. «Сейчас произошли важные изменения в регулировании тарифов. Определены порядок установления долгосрочных тарифов, а также гарантии возврата инвестиций, не возмещенных частному партнеру за счет платы потребителей. В тарифы на услуги водоканалов обязательно будет включаться так называемая «предпринимательская прибыль в размере 5%»,— рассказывает Николай Захаров. По мнению эксперта, это поможет сделать сферу ЖКХ более привлекательной для инвесторов.

Еще одно новшество — теперь существует возможность объединения концедентов для привлечения частных инвесторов при решении большого количества типовых проектов. Это может значительно ускорить и упростить процедуру оформления концессионных соглашений.

Поправки дают новый импульс концессии на региональном уровне. Администрация Ростова-на-Дону сегодня рассматривает возможность заключения концессионных соглашений на уровне муниципалитета по развитию муниципальных парков. Власти города собираются предложить в концессию парки «Дружба», им. Октября, 1 Мая и детского парка им. В. Черевичкина.

В результате реализации концессионных соглашений город получит в собственность благоустроенные парки, а инвесторы — право на их эксплуатацию, отмечает глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань. Посредством концессионного соглашения будет осуществляться создание сети водно-спортивных оздоровительных комплексов в Ростовской области (проект структурирован уже с учетом новых изменений в законодательство о концессиях).

Власти Краснодарского края планируют с помощью концессионных соглашений реализовать программу обращения с ТБО. Таким образом должны быть построены девять межмуниципальных полигонов. В качестве частных партнеров будут выступать региональные предприятия, имеющие опыт работы на этом рынке. Правительство края формирует предмет концессии, куда войдут предложения по инфраструктуре, земельным участкам и требования к строительству объектов. По плану, строительство полигонов должно быть завершено к 2018 году.

Читайте также:  Выращивание ежевика гребенчатого как бизнес

Инициатива наказуема?

С 1 мая текущего года в силу вступит еще ряд поправок в закон «О концессионных соглашениях». Одно из самых обсуждаемых — введение механизма частной инициативы, который предусматривает для частного инвестора возможность выступать с инициативой по заключению концессионного соглашения. То есть инвестор сам может инициировать проект и предложить властям себя в качестве концессионера. Проект будет рассмотрен властями с точки зрения актуальности и бизнес-концепции и затем опубликован с предложением о заключении концессионного соглашения. Если в течение 45 дней предприятий, желающих конкурировать с инициатором на право заключения концессионного соглашения, не найдется, возникает возможность заключения концессионного соглашения с инициатором проекта без проведения конкурсной процедуры.

Правда, поправка о частной инициативе в ее нынешнем состоянии вызывает неоднозначную реакцию у экспертов. С одной стороны, это позитивное изменение. Бизнес получает возможность сам найти для себя интересные ниши. «Нововведение также может быть оценено позитивно и в контексте повышения эффективности расходования бюджетных средств, поскольку предынвестиционную проработку проекта производит не государство, а сам потенциальный частный партнер»,— считает руководитель практики «ГЧП и инфраструктура» юридической фирмы Vegas Lex . Вместе с тем у такого подхода есть и существенные минусы. Сергей Катырин, президент ТПП РФ, указывает на такой аспект: «Представьте, вы провели изыскательские работы, вышли с предложением построить детский сад — вы это генерировали, а потом вам говорят: „Подавайте документы на конкурс на общих началах, и в нем будут участвовать все, кто хочет реализовать такой проект“». Сергей Катырин считает, что у депутатов есть время на то, чтобы усовершенствовать поправку, предусмотрев определенные преференции для компании-инициатора.

Остальные — в парк

Помимо контрактных форм ГЧП — концессионного соглашения и контракта жизненного цикла (один из «подвидов» концессии) — существуют так называемые неконтрактные формы. Это различные технопарки и кластеры. «Публичный партнер решает вопросы с подключением к коммуникациям, разрабатывает правила налогообложения для резидентов, а также множество других преференций для бизнеса»,— комментирует генеральный директор компании «Русюрист» Роман Андрющенко. В свою очередь частный партнер инвестирует в создание объекта на территории кластера. Такая форма уже достаточно хорошо проработана в регионах и имеет под собой правовую базу, разработанную на региональном уровне.

В Ростовской области уже существует несколько площадок, на которых власти и бизнес сотрудничают по созданию кластеров. В 2015 году к ним прибавятся новые объекты. «С января 2015 года стартовали два масштабных проекта в рамках реализации кластерной политики в Ростовской области.

27 января стартовал молочный кластер „Донские молочные продукты“, а 29 января — инновационно-технологический кластер „Южное созвездие“. ОАО „Региональная корпорация развития“ (РКР) является специализированной компанией по координации взаимодействия участников кластера.

Надо заметить, что в рамках создания молочного кластера заявлено о подготовке к реализации двух проектов: фермы четвертого поколения на 3900 голов дойного стада и открытия Центра по подготовке специалистов современного уровня»,— рассказывает руководитель «Региональной корпорации развития» Ростовской области Виктор Гончаров. Результатом деятельности инновационно-технологического кластера «Южное созвездие», по словам эксперта, должны стать рост объемов производства и реализации инновационной продукции, рост производительности труда, увеличение объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых и модернизации существующих технологий и производств, обеспечение социальной стабильности и экономического развития региона, повышение его конкурентоспособности. Кластер «Южное созвездие» объединил четырнадцать «якорных» предприятий и организаций, способных обеспечить высокие темпы развития авиакосмической, морской, атомной и других наукоемких отраслей. «Государственно-частное партнерство может иметь хорошие перспективы в сфере IT, так как это способствует развитию проектов по работе с населением и распространению новых технологий,— считает, например, генеральный директор ГК «Гэндальф» Андрей Шеремет.— В рамках государственно-частного партнерства был бы интересен проект для государства по внедрению электронных архивов документов. Госпредприятия нуждаются в качественных услугах, а крупные системные интеграторы предлагают сервис высокого уровня».

В сентябре 2014 года Корпорация развития и ООО «Углехимкомбинат „РИКОУЛ“» подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству газоуглехимического комбината в Усть-Донецком районе. Новое предприятие будет производить высокоценные химические продукты. На основе ГЧП будут реализовываться инвестпроекты по строительству и организации работы Неклиновского, Сальского, Морозовского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК). Меморандум об этом подписан РКР совместно с ООО МВМ (город Москва) и правительством Ростовской области в рамках участия в реализации государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование».

В Краснодарском крае одной из главных точек приложения усилий по развитию кластеров является туризм. Огромная работа по модернизации инфраструктуры для туристическо-курортной среды была проделана в ходе олимпийского строительства. «Из того, что на виду, назову полностью обновленную городскую среду Сочи: 360 км новых дорог, современные развязки и тоннели, обновилась коммунальная инфраструктура, решена давняя проблема курорта в энергообеспечении»,— комментирует губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.

Развиваются и другие направления: в 2014 году в регионе определены пять площадок для создания промышленных кластеров. Это Абинск, Апшеронск, Армавир, Краснодар и Тамань. «У края уже достигнуты договоренности с несколькими крупными инвесторами, такими как «Тандер», «Независимая нефтегазовая компания», «Уралхим», «ЕвроХим». Они готовы зайти в промышленные парки, разместить свои производства и выходить на рынки других стран. Эта работа стартовала в текущем году, а к 16-му мы ожидаем, что уже в полную силу будут функционировать новые предприятия»,— рассказывает губернатор Краснодарского края.

Еще одним плюсом кластерной политики является то, что «якорный» инвестор создает благоприятные условия для привлечения инвестиций из сектора МСБ. По словам министра экономического развития Ростовской области Александра Левченко, самое продуктивное для поддержки предприятий малого, среднего бизнеса или конкретной территории — построить там новое крупное производство, либо реализовать большой инфраструктурный проект. «Рядом с крупным инвестором всегда найдется место для малого бизнеса. Крупные компании привлекают малый бизнес для предоставления различных услуг, в том числе клининговых, охранных, транспортных»,— поясняет президент ТПП Ростовской области Николай Присяжнюк. Важно, что для проектов, реализуемых в Ростовской области на территории индустриальных парков, льготы по налогам предоставляются независимо от объема инвестиций, то есть одинаково как для крупного, так и для малого бизнеса, добавляет эксперт.

По мнению специалистов из Центра развития государственно-частного партнерства, количество проектов ГЧП в стране сегодня значительно меньше, чем необходимо. Однако с учетом ситуации у совместных проектов бизнеса и власти перспективы лучше, чем у чисто коммерческих, которые полностью зависят от рыночного риска и не имеют поддержки государства. В том числе и по так необходимым сегодня инвестиционным кредитам. Ведь в условиях высокой волатильности банк предпочитает снизить свои риски за счет госгарантий.

Источник: www.vegaslex.ru

Как работает ГЧП в здравоохранении: возможности и сложности реализации

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — это гибкая форма взаимодействия государства и бизнеса, оформленная в виде концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- или муниципально-частном партнёрстве.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — это гибкая форма взаимодействия государства и бизнеса, оформленная в виде концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- или муниципально-частном партнёрстве.

ГЧП в сфере здравоохранения направлено на получение инвестиций, увеличение эффективности управления публичной собственностью и повышение качества услуг для граждан. При этом частная сторона не является донором проекта. ГЧП даёт возможность возвратить инвестиции и получить прибыль. Экономика проекта и государственные гарантии и различные компенсационные механизмы дают гарантии окупаемости и могут открыть частному инвестору возможности ко льготному банковскому финансированию, уменьшению размера налогов и арендной платы за государственное имущество.

Читайте также:  Производство катеров как бизнес

Какими способами можно реализовать инфраструктурный проект в РФ

Привлечь в проект внебюджетные средства в здравоохранение можно несколькими способами (Таблица 1).

Таблица 1. Способы реализации инфраструктурных проектов с привлечением внебюджетных средств

Иные договорные формы реализации проектов

Соглашение о государственно (муниципально)-частном партнерстве — № 224-ФЗ

Контракт жизненного цикла — № 44-ФЗ

Концессионное соглашение — № 115-ФЗ

Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора — Гражданский кодекс РФ, федеральный закон № 135-ФЗ

Создание СПК с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры — Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ (ст. 80)

Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя — № 223-ФЗ

ГЧП вне зависимости от организационно-правовой формы должно соответствовать трём обязательным критериям:

  • быть долгосрочным (более 3 лет);
  • риски и ответственности должны распределяться между партнерами за счет привлечения частного партнера не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и /или техническому обслуживанию;
  • частный партнёр должен полностью или частично финансировать создание объекта общественной инфраструктуры.

ГЧП рассчитано на долгосрочные проекты. Чтобы эффективно реализовать общественные проекты, развить новые технологии и повысить уровни сервиса и управления, привлекаются частные инвестиции. А риски распределяются между сторонами.

Как работает ГЧП в сфере здравоохранения

В рамках ГЧП построили Детскую клиническую больницу, перинатальный центр на базе роддома № 17 в Санкт-Петербурге, перинатальный и кардиоцентры в Самаре, три диализных центра в Иркутске. Это далеко не все успешные примеры. В 24 регионах РФ в рамках ГЧП строятся центры семейной медицины, кабинеты врачей общей практики, фельдшерско-акушерские центры.

ГЧП возможно и в других направлениях:

  • аренда частными медицинскими организациями неиспользуемого имущества государственных медицинских организаций (помещения, оборудование);
  • государственное инвестирование в частные медицинские организации с получением доли в уставном капитале;
  • привлечение государственными медицинскими организациями специалистов частных медицинских центров и наоборот;
  • обмен информацией, навыками и знаниями между государственными и частными медицинскими организациями посредством совместного участия в конференциях, семинарах и т.д.

ГЧП играет активную роль в реализации национального проекта «Здравоохранение», направленного на создание сети больниц и поликлиник. Финансирование поступает из федерального бюджета и разных публичных источников.

Самые дорогие стадии реализации проекта — возведение и оснащение здания. Для постройки бизнес может привлечь кредитные средства, а потом получить возмещение из бюджета.

Сложнее с наладкой эксплуатации. Нужно получить лицензию для осуществления медицинской деятельности и быть готовым к большому количеству отчётности.

Плюсы и минусы ГЧП

Результаты сотрудничества бизнеса и государства в сфере здравоохранения могут оценить практически все граждане. Государство при минимальных затратах получает готовый объект, возможность пользоваться опытом и компетенциями частной стороны.

Инвестор может эксплуатировать объект и оказывать услуги населению с применением современных методов и технологий.

На весь срок проекта выбирается один концессионер или частный партнёр. Пропадает необходимость проводить тендерные процедуры для каждого этапа проекта.

Но есть и минусы. Сроки согласования проектов могут затянуться на годы. Эксперты видят решение проблемы в повышении качества институционных механизмов и потенциала государственного сектора.

Основная проблема с реализацией проектов в регионах — отсутствие сформировавшегося пула игроков, которые будут готовы реализовать проект в любом субъекте РФ.

Мнение ФАС

Антимонопольная служба нередко критикует проекты государственно-частного партнёрства. Некоторые концессионные соглашения могут признать «скрытыми» госзакупками. Такое решение не всегда обосновано и его можно оспорить. Но подготовиться к такому развитию событий стоит.

Рекомендуем

В программе курса будут рассмотрены вопросы, связанные с формированием и совершенствованием системы управления медицинской организации, стратегического планирования, а также вопросы правового регулирования в здравоохранении. Все вопросы рассматриваются на конкретных примерах, с разбором кейсов.

Смотрите также:

  • НДС по перевозкам товаров под таможенными режимами
  • Как правильно составить локальный нормативный акт, регулирующий время труда и отдыха работников
  • Поставщикам государственных, муниципальных и корпоративных закупок: краткий обзор самых важных изменений в правилах участия в закупках с 1 января 2022 года

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

Источник: www.finkont.ru

Концессия vs госзакупка

Вопросы государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктуры детально обсуждались в Москве в конце сентября на форуме «Транспортная инфраструктура России» в рамках Российской недели ГЧП. Организаторами мероприятия выступили Национальный центр ГЧП и Фонд Росконгресс при поддержке госкорпорации развития ВЭБ.РФ. В этом году программа была посвящена преодолению кризисных явлений в экономике, в том числе в реализации инфраструктурных проектов.

В соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в транспортную инфраструктуру должно быть вложено не менее 500 млрд рублей частных инвестиций и 808 млрд рублей федеральных средств в 2021-2023 годах (в соответствии с новым трехлетним бюджетом). В этой связи перед государством и бизнесом существует дилемма: с точки зрения достижения целей, что выгоднее и эффективнее – заключать договоры государственно-частного партнерства, в частности концессионные соглашения, или проводить госзакупку?

Плюсы и минусы ГЧП

И у концессии, и у госзакупки (господряд) есть свои сторонники и противники. Расставить знаки препинания в классической дилемме развития инфраструктуры «Госзакупка невозможна концессия!» пытались участники пленарной дискуссии, прошедшей в рамках форума.

По словам модератора сессии, генерального директора ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Олега Панкратова, по поводу того, что лучше – госзакупка или концессия, – ведется много дискуссий последние несколько лет, причем не только в России, но и за рубежом. Тем не менее, однозначного ответа на этот вопрос нет.

У государственно-частного парт-нерства (ГЧП), к которым относится концессия, есть ряд несомненных плюсов. Один из главных – доступ к частным средствам. Такой проект может финансироваться не за счет госбюджета, а за счет привлеченных кредитов или собственных средств компании-концессионера. По статис-тике, ГЧП-проекты гораздо чаще, чем госзаказы, исполняются в срок и укладываются в изначально сверстанный бюджет. Кроме того, они позволяют государству передать риски, связанные с реализацией проектов, частным компаниям.

Есть и минусы: как правило, стоимость реализации проекта на условиях ГЧП выше по сравнению с госзакупкой. Дело в том, что привлечение средств на реализацию проекта для частной компании всегда оказывается дороже, чем для государства (любое государство всегда является более предпочтительным и надежным заемщиком, чем любой частник). Кроме того, чтобы запустить ГЧП-проект, требуется больше времени, чем при традиционной госзакупке (много времени требуют согласования проекта на всех уровнях и проч.). Очень редко концессионное соглашение удается заключить быстрее, чем за полтора-два года.

Однако эксперты, имеющие большой опыт в реализации проектов ГЧП, сходятся во мнении, что, продумывая, какой механизм – ГЧП или госзакупка – будет более выгодным в каждой конкретной ситуации, нужно исходить из целей проекта.

В теории и на практике

По словам члена правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Евгения Трусова, всякий раз инвестору приходится искать баланс между тремя составляющими – сроками, качеством и стоимостью проекта. Если для проекта критично важна быстрая реализация, то выбор скорее будет сделан в пользу госзакупки. Если важно, чтобы стоимость проекта осталась и по окончании такой же, как было рассчитано вначале, а качество реализации не пострадало, стоит подумать о концессии.

Читайте также:  Возможные варианты финансирования бизнес идей

«Для государственного органа процесс госзакупки максимально понятен, регламентирован и в какой-то степени более безопасен, чем концессия. Концессия гораздо более сложный инструмент. Если во главу всего процесса ставить сроки, концессия проигрывает, но нужно сравнивать еще качество и себестоимость. Преимущества концессии в полной мере реализуются тогда, когда есть конкурентный рынок. Мы участвовали в нескольких таких конкурентных проектах и видели, как уже на этапе конкурса государство получало существенную выгоду в виде снижения стоимости строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов», – рассказал Е. Трусов.

Заместитель председателя правления по инвестициям и стратегическому планированию Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Георгий Чичерин считает, что проекты ГЧП часто помогают бюджету сэкономить на эксплуатационных расходах, поскольку эти расходы ложатся на плечи концессионера. Так происходит, в частности, с платными автомобильными дорогами: их ремонт и поддержание в надлежащем состоянии производятся из средств, собранных в качестве оплаты проезда, и полностью находятся в зоне ответственности оператора.

«В Государственной компании «Автодор» мы применяем широкий инструментарий для реализации проектов, начиная с квазикорпоративного финансирования, когда мы привлекаем финансирование на государственную компанию. Это происходит в тех случаях, когда проекты либо требуют срочной реализации, либо не вытягивают необходимого уровня доходнос-ти. А дальше, в зависимости от того, какую долю частных инвестиций проект выдерживает, мы используем либо инструмент долгосрочных инвестиционных соглашений, либо операторских, либо концессионных», – рассказал Г. Чичерин.

По словам эксперта, в своих действующих проектах «Автодор» использует механизм концессии. Речь, в частнос-ти, идет о маршрутах на восток (трасса Казань – Екатеринбург), хордовых направлениях от Екатеринбурга на юг России. Также госкомпания ждет концессионных инициатив из регионов.

В последнее время госкомпания все чаще прибегает к механизму долгосрочных инвестиционных соглашений, при которых инвестор не получает права собирать деньги с пользователей платной дороги, а возмещает свои расходы поэтапно вместе с предусмотренной нормой доходности на вложенный капитал. За последние два месяца на конкурс на этих условиях были выведены три проекта по трассе М4 «Дон». Долгосрочные инвестиционные соглашения по ним уже заключены. В ближайшие месяцы по этой же схеме на конкурс компания планирует вывести очередной участок трассы М1.

Позитивный пример концессии привел генеральный директор ООО «Магистраль северной столицы» Алексей Бнатов, которое в рамках 30-летней концессии эксплуатирует Западный скоростной диаметр, крупнейший в России проект государственно-частного партнерства в области платных дорог. Протяженность дороги почти 50 км, половина из которых построена на искусственных сооружениях – мостах и эстакадах.

«Лучше всего плюсы концессии видны на практике, и наш проект – тому доказательство. Вот факторы, которые позволяют с большей вероятностью реализовать проекты ГЧП: жесточайший контроль акционеров за сроками, абсолютно корректное финансирование в течение всего срока реализации, контроль бюджета и отчетности, который был возведен в степень «конституционной» приоритетности, трехступенчатый контроль качества, который помог обеспечить низкий уровень эксплуатационных расходов», – рассказал А. Бнатов.

Между тем органы власти охотнее соглашаются на госзакупку, чем на концессию. Особенно хорошо это заметно в регионах с достаточной бюджетной обеспеченностью, например в Москве. Как рассказал первый заместитель директора ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» г. Москвы Артем Барашев, по-прежнему все самые крупные проекты в столице тяготеют к госзакупке, хотя есть и примеры реализации промежуточной формы – контракта жизненного цикла. По сути, он не является концессией, хотя обладает ее значительными признаками, но не является и госзакупкой.

Контракт жизненного цикла — это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру, на строительство дорог, аэродромов или закупку самолетов, поездов, судов. Весь общественный транспорт Москвы сегодня функционирует благодаря заключенным между правительством Москвы и операторами контрактам жизненного цикла. Их общая сумма уже превысила 500 млрд рублей.

«По сути это некий аналог сервисной концессии, то есть контракт, который структурируется по 223-ФЗ. С одной стороны, это закупка, с другой – полноценная концессия в отношении движимого имущества», – пояснил А. Барашев.

Концессия – разновидность проектного финансирования

По словам председателя совета Инвестиционной компании InfraOne Альберта Еганяна, выбирая между гос-закупкой и концессией, нужно исходить не из того, есть в бюджете деньги или нет, а из типа проекта. Он считает, что проблема в нашей стране заключается в том, что у нас не существует сегрегации по типам проектов.

«Концессия – это разновидность проектного финансирования. У проектного финансирования – свои правила. Оно вообще не похоже на классический господряд. И выбор между частным проектным финансированием и государственным в каждом конкретном случае не определяется только тем, есть ли у государства деньги или нет. Наша страна в целом ориентирована на государственную собственность.

Иногда главным аргументом для чиновников в пользу концессии является то, что иных инструментов проинвес-тировать частные средства в государственную собственность в России не существует», – сказал А.Еганян.

По мнению первого вице-прези-дента ПАО «Газпромбанк» Алексея Чичканова, институту концессии необходим лоббист на уровне правительства, поскольку банковское сообщество очень мало пропагандирует плюсы и выгоды концессий для экономики страны. Кроме того, он считает, что на законодательном уровне нужно снижать риски двусмысленных прочтений нормативных документов о концессиях в судах и органах власти.

«Если бы я был чиновником, принимающим решения, выбирать госзакупку или концессию, я бы взял за основу очень простой и понятный критерий. Деньги на развитие инфраструктуры – ограниченный ресурс, а хочется всегда построить больше. Поэтому я бы исходил из коммерческого спроса. Если есть высокий платежеспособный спрос на услугу, то я бы структурировал эти проекты через концессию.

Пусть инвестиции будут окупаться не на 100%, а хотя бы на 50%, это уже даст экономию государственных денег. А сэкономленные деньги я бы направил на те проекты, где коммерческого спроса нет, где нужно обеспечить социальную доступность, развить новые точки экономического роста, которые пока не приносят дохода, но в будущем будут его генерировать», – поделился мнением А. Чичканов.

По мнению генерального директора АО «ВЭБ Инфраструктура» Дениса Ноздрачева, основная причина сущес-твующей сегодня на рынке неудовлетворенности и опасений – неурегулированность законодательной базы.

«Определенные нюансы в законодательстве и практика его применения в последнее время показывают, что существуют риски как для инвесторов, так и для государственного партнера при реализации проектов ГЧП. Преж-де всего речь идет о 224-ФЗ и 115-ФЗ и Соглашении о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Это основные законы, которые надо донастроить», – сказал Д.Ноздрачев.

Правда, не все эксперты согласны с Д. Ноздрачевым. Большинство считает, что и в условиях нынешнего законодательства заключать и реализовывать концессионные соглашения вполне возможно. А вот без личной заинтересованности чиновников сделать институт концессий более популярным не получится. «Пока у конкретных людей в личных KPI не появится количество заключенных концессионных соглашений, мы не сможем увеличить их общий поток. Должна быть личная ответственность», – подвел итог дискуссии Е. Трусов.

Морские порты №8 (2020)

Источник: morvesti.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин