Для того, чтобы сотрудники не потеряли мотивацию в череде однотипных задач, многие организации внедряют в бизнес-процессы игровые формы — эта технология получила название геймификация. Одним из пионеров геймификации на российском рынке стали наши друзья, IT-компания КРОК — там пилотная инициатива выросла в полноценный сервис под названием «Бобромания», которым с энтузиазмом пользуются почти все сотрудники компании.
Специально для нашего блога мы встретились со специалистами из компании КРОК — они подробно рассказали нам о том, как эффективно внедрять геймификацию в бизнес.
Для того, чтобы сотрудники не потеряли мотивацию в череде однотипных задач, многие организации внедряют в бизнес-процессы игровые формы — эта технология получила название геймификация. Одним из пионеров геймификации на российском рынке стали наши друзья, IT-компания КРОК — там пилотная инициатива выросла в полноценный сервис под названием «Бобромания», которым с энтузиазмом пользуются почти все сотрудники компании.
Как создавать геймификацию для бизнес-процессов
Специально для нашего блога мы встретились со специалистами из компании КРОК — они подробно рассказали нам о том, как эффективно внедрять геймификацию в бизнес.
Гости партнерского материала
Игорь Соколов (КРОК)
Директор по отраслевым решениям. Направление HR
Анастасия Трущева (КРОК)
Руководитель команды геймификации
Что такое геймификация?
Что такое геймификация?
Геймификация — это внедрение игровых форм и методов в неигровые процессы: работу, учебу и повседневную жизнь. Основная цель геймификации — повышение нашей вовлеченности: клиенты навряд ли уйдут от компании, которая дает им щедрые бонусы, а сотрудники точно не заскучают в офисе благодаря игровому элементу.
Решения по геймификации HR-процессов впервые появились на рынке примерно 2010-х годах, а сейчас стали настоящим трендом. Во многом это связано с тем, что на рынок труда вышло поколение Z: зумеры привыкли к игровому формату, и старые мотивационные схемы (только материальное вознаграждение) на них уже не действуют. На помощь придут разные игровые элементы — с ними сотрудники точно не потеряют желание работать.
Геймификация — это внедрение игровых форм и методов в неигровые процессы: работу, учебу и повседневную жизнь. Основная цель геймификации — повышение нашей вовлеченности: клиенты навряд ли уйдут от компании, которая дает им щедрые бонусы, а сотрудники точно не заскучают в офисе благодаря игровому элементу.
Решения по геймификации HR-процессов впервые появились на рынке примерно 2010-х годах, а сейчас стали настоящим трендом. Во многом это связано с тем, что на рынок труда вышло поколение Z: зумеры привыкли к игровому формату, и старые мотивационные схемы (только материальное вознаграждение) на них уже не действуют. На помощь придут разные игровые элементы — с ними сотрудники точно не потеряют желание работать.
Все о геймификации простыми словами
Какие игровые элементы внедряются в бизнес-процессы?
- Таблицы лидеров и графики производительности, которые мотивируют набирать больше очков;
- Очки, баллы и особые награды, которые выдаются за определенные достижения;
- Индикаторы прогресса, которые наглядно показывают, как проходит работа над задачей;
- Уровни, из которых состоит рабочий процесс, и которые повышаются после прохождения какого-то этапа.
Какие игровые элементы внедряются в бизнес-процессы?
- Таблицы лидеров и графики производительности, которые мотивируют набирать больше очков;
- Очки, баллы и особые награды, которые выдаются за определенные достижения;
- Индикаторы прогресса, которые наглядно показывают, как проходит работа над задачей;
- Уровни, из которых состоит рабочий процесс, и которые повышаются после прохождения какого-то этапа.
Помимо вовлеченности, геймификация помогает сотрудникам доводить задачи до конца и завершать их точно в срок. Кроме этого, через геймификацию компании могут стимулировать здоровую конкуренцию в коллективе: например, план по продажам превращают в соревнование, где победитель получает бонус. Исследования показывают, что такой подход позволяет повысить вовлеченность сотрудников на 60%, а производительность — на 50%.
Помимо вовлеченности, геймификация помогает сотрудникам доводить задачи до конца и завершать их точно в срок. Кроме этого, через геймификацию компании могут стимулировать здоровую конкуренцию в коллективе: например, план по продажам превращают в соревнование, где победитель получает бонус. Исследования показывают, что такой подход позволяет повысить вовлеченность сотрудников на 60%, а производительность — на 50%.
Геймификация: кейс КРОК
Геймификация: кейс КРОК
Геймификация появилась в КРОК около десяти лет назад — компания стала одним из пионеров этого инструмента в России . Внедряя геймификацию, в КРОК стремились решить четыре задачи: ускорить некоторые бизнес-процессы, повысить качество работ и внутренних сервисов, сократить количество ошибок (и, как следствие, расходы), а также повысить вовлеченность сотрудников в задачи, которые не входят в их должностные обязанности — например, развитие IT-образования или участие в подготовке творческих проектов.
Изначально сотрудникам КРОК представили около десяти миссий, HR-специалисты фиксировали факт их выполнения, заносили в Excel и выдавали в обмен бумажные деньги — внутреннюю валюту, на которую можно было отовариться в корпоративном магазине.
Геймификация появилась в КРОК около десяти лет назад — компания стала одним из пионеров этого инструмента в России . Внедряя геймификацию, в КРОК стремились решить четыре задачи: ускорить некоторые бизнес-процессы, повысить качество работ и внутренних сервисов, сократить количество ошибок (и, как следствие, расходы), а также повысить вовлеченность сотрудников в задачи, которые не входят в их должностные обязанности — например, развитие IT-образования или участие в подготовке творческих проектов.
Изначально сотрудникам КРОК представили около десяти миссий, HR-специалисты фиксировали факт их выполнения, заносили в Excel и выдавали в обмен бумажные деньги — внутреннюю валюту, на которую можно было отовариться в корпоративном магазине.
Изначально сотрудникам КРОК представили около десяти миссий, HR-специалисты фиксировали факт их выполнения, заносили в Excel и выдавали в обмен бумажные деньги — внутреннюю валюту, на которую можно было отовариться в корпоративном магазине.
Источник: personik.ai
Геймификация бизнес-процессов. Как это работает?
Недавно дал развернутое интервью для журнала «Управление персоналом» УП41.
В результате, как это часто и бывает, от начального материала осталось не так много, так что получилась полноценная статья.
Публикую с разрешения редакции отрывок, который касается геймификации.
— Фокус нашей сегодняшней беседы — геймификация бизнес-процессов. Давайте поговорим об этом.
— Геймификация бизнес-процессов — отличный инструмент. Но сама по себе она не работает, и она эффективна, когда решает определенные задачи. Поэтому таким инструментом как геймификация мы тоже пользуемся. Но в моём понимании это всё — часть автоматизация HR–процессов. Я имею в виду, что рассматривать её отдельно от процессов управления персоналом не имеет смысла.
— Скажите, вы или ваши заказчики внедряли в свою компанию именно геймификацию?
— Вообще говоря, геймификация — любой процесс, где есть игровые механики с понятными правилами. У меня компания численностью до 100 человек. Если мы говорим про методики геймификации, то мы каждый день ими занимаемся. Мы подтруниваем друг над другом, даем какие-то обещания, ставим планы и так далее. Уровни сотрудников, новые должности, творческие задания, саморазвитие.
Это всё – механики геймификации. Там же тоже есть кнут и пряник. В результате отличившиеся получают различные вознаграждения, материальные и нематериальные.
Если мы говорим про автоматизацию этих процессов с помощью технологий геймификации, то в нашей компании мы, к счастью, имеем возможность не автоматизировать. Мы — небольшая компания, сосредоточенная в одной локации, и можем постоянно коммуницировать лично друг с другом. В этом смысле мой девиз такой: если можно не автоматизировать — лучше не автоматизировать.
— Поговорим собственно о геймификации. Для чего нужна бывает геймификация?
— Попробую ответить так: геймификация нужна для мотивации к каким-либо действиям, которые нужны бизнесу, и стандартными средствами он, этот бизнес, такой мотивации получить не может. Если совсем грубо: один инструмент — деньги, второй — слава. Например: стандартная история про продажи: продавай больше — получишь больше. Это только про деньги, славы тут нет.
Поэтому такая мотивация работает не суперэффективно. А если мы придумаем геймификацию, где лучшие продавцы будут не только вознаграждены за собственно продажи, но им будут присвоены на уровне компании определенные звания, они будут публично находиться на высоких местах в различных рейтингах и за это будут получать дополнительные привилегии?
Это может стимулировать продажи в нужный момент (например, в «высокий сезон»). Или другой пример — работа сервисных служб. Как измерить уровень сервиса? Как замотивировать давать лучший сервис? Как грамотно вознаграждать сотрудников за лучший сервис?
Это можно решить с помощью механик геймификации.
— Внедряли ли вы геймификацию в компании, которые заказывали ваши услуги?
— Да и до сих пор внедряем, слава богу. У нас на сайте есть опубликованные кейсы из тех, о которых мы можем говорить. Это и банки, и промышленные компании, и ритейл, и фармацевтические компании, и даже государственные организации.
— В каком формате было внедрение геймификации для них?
— Один из ярких примеров с использованием механик геймификации — проект для Банка ХоумКредит, который мы уже в течение несколько лет реализуем совместно с командой этого банка. Игра, которая называется Game of Homes (по аналогии с известным сериалом Game of Thrones). Игра как раз о том, как связать вместе игровые механики, бизнес–показатели и повысить уровень сервиса в компании.
Прежде чем я расскажу о проекте, расскажу в чем, на мой взгляд, проблема, с которой сталкиваются компании, автоматизируя геймификацию.
Когда речь заходит про геймификацию, все говорят об условиях игры. Выполняя эти условия, ты получаешь какую-то условную плюшку. Как правило, порочный круг геймификации подразумевает под собой призыв к действиям типа «Давайте мы будем больше заходить на HR–портал, больше изучать каких-то курсов, генерить каких-то знаний». И за это мы будем получать внутреннюю валюту — коины.
Мы эти коины будем копить. А потом у нас будет магазин призов. Где есть кружки, кепки и футболки. Туда же мы как вип-подарок засунем телефон и обед с руководством — топ-менеджментом. И люди на эти коины смогут покупать призы.
Вот у нас будет такая геймификация.
Играем по-взрослому: как геймификация в бизнесе повышает продажи
Если клиент не реагирует на стандартное УТП, используйте игровые механики. Пригласите его зарабатывать очки, собирать фишки и выигрывать. Компаниям Adobe, NBC, Ford и eBay применение технологии геймификации помогло повысить вовлеченность пользователей в среднем на 30%. В статье мы разберем успешные примеры геймификации для клиентов. И, может быть, они вдохновят вас начать свою игру.
Содержание
Геймификация: что это и почему работает
Определение геймификации довольно простое — это бизнес-инструмент, который предполагает внедрение элементов игры в неигровые проекты. Она переносит обыденные и рутинные процессы (акции, скидки, программы лояльности) в интересную игровую среду. Конкурсы, квесты и миссии стимулируют рост клиентской базы, помогают увеличить средний чек и «привязать» клиента к бренду.
- внутренней — для сотрудников;
- внешней — для клиентов.
Пример внутренней геймификации:
У Миши есть команда копирайтеров и объемный контент-план. Перед Новым годом заказов стало больше, и копирайтеры начали срывать дедлайны. Чтобы мотивировать команду, Миша придумал игру и перенес ее на онлайн-платформу. За каждое задание копирайтеры получали бонусы, а их прогресс был виден каждому. Завязалась битва, все включились в работу.
В итоге заказы были выполнены еще за неделю до праздника.
Читать по теме
Как ставить задачи сотрудникам и контролировать их выполнение
Пример внешней геймификации (или геймификация клиентов):
Юля получила email от книжного магазина: обновление каталога, новинки, бестселлеры. Интересно, но к покупке не мотивирует, да и денег лишних нет. Через 2 недели пришло второе письмо, но уже с предложением принять участие в литературном конкурсе. Юля любит читать и охотно приняла участие, купила книги, которые нужно прочесть для конкурса, и выиграла.
Далее в статье мы сосредоточимся именно на внешней геймификации, то есть на геймификации клиентов, когда на кону стоит лояльность покупателей и прибыль.
Технологии геймификации в бизнесе: разбираем кейсы
Лучше три раза увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы нашли три успешных примера геймификации бизнес-процессов и предлагаем их вашему вниманию.
Autodesk – обучающая игра для пробной версии программы
Autodesk — программа для 2D и 3D-моделирования. В 2013 году компания выпустила сложный и дорогой продукт. Чтобы привлечь к нему интерес аудитории и помочь разобраться со всеми рабочими нюансами, разработчики превратили пробную версию в игру Undiscovered Territory. Участники выполняли миссии, попадали в разные уголки мира и заодно прокачивали навык проектирования. Приз — лицензия на полную версию программы Entertainment Creation Suite.
Одна из миссий игры: нужно превратить эскиз в макет 3Ds Max.
Источник: openlm.com
Результат
Пробной версией с элементами игры воспользовалось на 54% больше пользователей, чем это происходило с обычными trial-версиями. Объемы продаж лицензированной версии выросли на 15%.
Берем на заметку
Autodesk сыграла на простом человеческом желании быть лучше и соревноваться. Участникам хотелось показывать свои умения, а заодно учиться работе со сложным продуктом. Достижения — это один из действенных вариантов вознаграждения в игре.
LinguaLeo – игровой мир английского
Еще один пример геймификации в бизнесе — онлайн-сервис для изучения английского языка LinguaLeo. Главный герой и проводник по миру английского — лев Лео, а образовательная среда — джунгли. Обучение на сайте происходит в интерактивной форме, которая увлекает и взрослых, и детей. В качестве вознаграждения выбрана валюта — фрикадельки. Главная задача проекта — не только вовлечь пользователей, но и показать им, что изучение английского может быть веселым и увлекательным.
Платный продукт тоже есть: «золотой статус», снимающий все ограничения в работе с сервисом, и отдельные пакеты упражнений. Пользователи выполняют задания, награждаются фрикадельками и сами приходят к тому, чтобы купить «золотой статус» или один из пакетов.
В LinguaLeo элементы игры повсюду.
Источник: Скриншот сайта lingualeo.com
Результат
Компания не разглашает точные результаты, но Илья Курылев, один из создателей LinguaLeo, назвал примерные цифры: после того как сервис начал активно внедрять элементы игры, число активных пользователей выросло на 30%, а число возвратов пользователей, которые забросили свой аккаунт, увеличилось на 15%.
Берем на заметку
Чем больше опыта и фрикаделек, тем больше у пользователя возможностей и меньше ограничений внутри сервиса. Людям нравится видеть свой прогресс, это стимулирует развиваться дальше.
Читать по теме
Как понять, что вашему бизнесу нужно мобильное приложение
«Дикси» – игрушки в подарок к каждой покупке
Сеть российских магазинов «Дикси» запустила акцию с прилипалами – это маленькие фигурки из термопласта, которые прилипают к любым поверхностям. Чтобы получить игрушку, нужно совершить покупку от 500 рублей или купить «прилипал» отдельно за 49 рублей.
Смешные прилипалы так бы и остались участниками обычной акции, похожей на коллекционирование фишек с покемонами в 90-е. Но люди настолько увлеклись коллекционированием фигурок, что это быстро переросло в игру. Покупатели собирают игрушки, создают коллекции, участвуют в конкурсах, фотографируются, снимают видеообзоры, обмениваются персонажами и привлекают в игру друзей через соцсети, стимулируя окружающих к увеличению игрушечного богатства.
У прилипал есть свой сайт, который посещает более 10 000 человек в день.
Источник: Скриншот сайта prilipaly3.dixy.ru.
Результат
В 2016 году за 2 месяца сеть магазинов «Дикси» распространила 36 млн прилипал, 95% покупателей получали игрушки вместе с покупкой. Товарооборот акции составил примерно 17,9 млрд рублей. Результаты на 44% превысили прогнозы ретейлера.
Берем на заметку
Подход «Дикси» сработал лучше программ лояльности. Покупателю нравится простота: не нужно собирать баллы, регистрировать коды, отправлять SMS. Достаточно прийти в магазин, купить продукты и получить игрушку.
Как внедрить геймификацию в бизнес
Если вас вдохновили примеры других компаний и вы решили попробовать геймификацию в своем бизнесе, рассказываем, какие шаги для этого нужно предпринять.
- Определите цели. Решите, для чего вам нужна геймификация: повысить лояльность клиентов, увеличить продажи, мотивировать сотрудников. Запишите цель в измеримых показателях. Например, «увеличить число клиентов на 15%», «повысить повторные продажи на 20%» и т. д.
- Продумайте игровую механику. Определитесь, какие действия должен совершать клиент в игре, чтобы они вели к поставленным бизнес-целям. Например, у вас кофейня, и вы хотите замотивировать человека покупать у вас больше кофе. Тогда вы решаете, что за каждый купленный стаканчик кофе вы будете выдавать маленькую наклейку. Если клиент соберет 5 таких наклеек, то получит кофе с круассаном в подарок.
- Придумайте актуальный концепт. Вы можете остановиться на выдаче наклеек или баллов за покупки, а можете разработать целую игровую концепцию. Например, по мотивам известного фильма, сериала или игры. Так сделали «Макдональдс», запустив игру «Монополия» по мотивам одноименной настольной игры. Только вместо бумажных денег и собственности участники могут выиграть реальную недвижимость, путешествия и другие ценные призы. Чтобы включиться в игру, нужно покупать продукты, участвующие в акции, и собирать стикеры.
- Внедряйте и тестируйте. Составьте условия участия в акции, расскажите об игре своим клиентам на сайте, в почтовых рассылках и соцсетях. Оповестите сотрудников об игре. Чтобы измерять результаты, разбейте игру на этапы и представьте в качестве воронки продаж — от привлечения клиента до выполнения целевого действия.
Читать по теме
Как создать воронку продаж, которая будет продавать сама
Принципы хорошей геймификации
Чтобы вы не потратили время впустую, и игра нашла отклик среди клиентов, придерживайтесь простых принципов:
- Легкое начало. Чтобы принять участие в игре, пользователь не должен разгадывать головоломки. Вход в игру должен быть простым и понятным, например, регистрация в приложении.
- Достижимость целей. Делайте небольшие промежутки между достижением целей, чтобы пользователь не разочаровался в игре. Давайте небольшие призы при движении клиента к главной цели. Например, большой приз — купон в магазин на 5000 рублей, а бонус за выполнение промежуточных действий — скидка 15%.
- Конкуренция. Устанавливайте рейтинги пользователей, показывайте реальных победителей.
Книги по геймификации в бизнесе
Если вас вдохновили удачные примеры внедрения игровых механик в бизнес, вас наверняка заинтересуют книги на эту тему:
- «Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса». Кевин Вербах и Дэн Хантер;
- «Геймификация в бизнесе. Как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов». Гейб Зикерманн и Джоселин Линдер;
- Actionable Gamification — Beyond Points, Badges, and Leaderboards. Yu-kai Chou;
- Gamify: How Gamification Motivates People to Do Extraordinary Things. Brian Burke;
- Gamification by Design: Implementing Game Mechanics in Web and Mobile Apps. Gabe Zichermann.
В этой статье:
Поделиться: