Геймификация — включение игровых механик в неигровой контекст, чтобы влиять на поведение пользователей. Элементы геймификации в интернет-магазинах далеко не новы и используются уже много лет: они мотивируют клиентов совершать нужные продавцу действия, повышают возвращаемость покупателей и лояльность.
Что такое геймификация
В современном мире практически каждая торговая онлайн-площадка предлагает систему лояльности, устраивает флеш-распродажи, а индикатор прогресса в корзине демонстрирует этап оформления, на котором находится покупатель. Все это — геймификация.
Рассказываем об эффективных вариантах игровых методов в интернет-магазинах, которые помогут увеличить продажи.
Геймификация в маркетинге: интернет-магазины
Индикатор выполнения
Мозг человека так устроен, что ему сложно выносить незавершенные задачи. Хороший ход — визуально продемонстрировать пользователю прогресс в оформлении заказа, шкалу процента заполненности профиля в личном кабинете, количество заработанных баллов до получения скидочной карты.
Все о геймификации простыми словами
Все это подталкивает покупателей не останавливаться на достигнутом, продолжать работать над завершением задачи: заполнять нужные поля форм, доводить до конца оформление заказа. 100%-выполнение задачи дает людям удовлетворение. Эти простейшие игровые механики должны быть в каждом интернет-магазине.
Конфигуратор карнизов на сайте Hoff отображает шаги, которые нужно пройти для проектирования собственного
Визуальные сигналы и предупреждения
Пользователь, который приходит на сайт, должен всегда понимать, что происходит: «Почему зависла страница? Что будет, если он кликнет на ту или иную кнопку? На каком этапе оформления заявки он находится?». Объяснения нужно максимально доступно представить в визуальном виде: например, через цвета, формы, проценты. Это избавит его от нетерпения, скрасит ожидание результата, погасит рефлекторное желание немедленно закрыть страницу.
При любом сценарии человеку нужно отслеживать статус процесса в реальном времени, так как при малейшем подозрении, что «что-то пошло неверно», он мгновенно закроет или обновит страницу, тем самым обнулит все, что делал до сих пор, рассердится и уйдет.
Когда страница грузится, на сайте Hoff демонстрируется елочка, которая скрашивают ожидание, и пользователь понимает, что все в порядке
Награда и виртуальная валюта
Жажда обогащения — главный фактор, который влияет на поведение людей. Один из главных мотивирующих к покупке приемов онлайн и офлайн — награда.
Виртуальные поощрения могут включать значки, баллы в честь дня рождения или праздников, уровни, скидки за отзывы, пробники, презенты или бесплатную доставку.Такая валюта помогает управлять поведением клиентов, удерживать и вовлекать.
Каждая покупка формирует цифровой кредит пользователей, за который можно выручить бонусы: от скидок до бесплатных продуктов.
Интернет-магазин косметики Randewoo начисляет баллы за отзывы о товарах. Ими потом можно оплатить следующие покупки
Дискуссия: «Роль геймификации в бизнесе» — IT’s Tinkoff Product Meetup: геймификация
АliExpress мотивирует тратить больше, чтобы получить скидку
Бонусы за регистрацию
Очередной распространенный прием — клубы зарегистрированных пользователей. В этом случае привилегии доступны только участникам сообществ. Таким образом у людей создается ощущение особого статуса в сравнении с остальными.
У зарегистрированных участников Lamoda Club скидки больше, чем у тех, кто покупает без регистрации
Магазин мебели дарит разные привилегии тем, кто войдет в их клуб: от повышенных скидок до особых условий по оплате
Награды за рефералов
Актуальная стратегия геймификации заключается в вознаграждении пользователя за приглашение в магазин своих друзей и родственников. Человек получает скидку или виртуальные деньги за каждого приведенного им пользователя.
Для фиксации активности используются отслеживаемые ссылки. Кроме того, награждать участников могут за комментарии или отзывы на сайте или в социальных сетях.
Пользователь получит скидку за друга только, если он сделает покупку в La Redoute
ВкусВилл дарит бонусы за рекомендации понравившихся продуктов
Охота за пасхальными яйцами
Вид геймификации не так распространен, как остальные, однако может изрядно развлечь ваших клиентов и «завируситься», а значит повысить охваты и узнаваемость магазина и продуктов. Принцип цифровых головоломок основан на том, чтобы спрятать подсказки на сайте интернет-магазина и предложить посетителям их найти, чтобы получить приз. Он достанется тому, кто первым опубликует верный ответ в соцсети.
Метод мотивирует к дополнительному изучению сайта. Однако есть риск, что некоторые пользователи сконцентрируются только на охоте за подсказками. Применять эту стратегию нужно. хорошенько продумав все шаги.
ВкусВилл придумал увлекательную игру для своих покупателей, в рамках которой они точно отточат навыки по навигации на сайте и использованию всех акций магазина
Конкурсы и розыгрыши
Вариант стар как мир, но крайне эффективен: устройте конкурс, в котором участники смогут выиграть скидки, бесплатные продукты или эксклюзивный доступ к закрытой распродаже. Это наиболее востребованная геймификация среди брендов и ритейлеров, так как сулит множество дешевых лидов. В большинстве случаев правила заключаются в том, чтобы опубликовать верный ответ на вопрос, разместить фото, оставить комментарий под публикацией или упомянуть бренд при обнародовании в социальных сетях — все это работает на рост узнаваемости.
ВкусВилл предложил покупателям поучаствовать в розыгрыше 10 000 бонусов, выполнив ряд условий, плюс поделившись фотографией товара в соцсетях
«Колесо удачи»
Простой и ненавязчивый способ сбора информации о пользователях — всплывающее на сайте колесо рулетки, прокрутив его покупатель может получить скидку или какой-то другой бонус. В обмен обычно он должен предоставить адрес почты или номер телефона, чтобы получить выигрыш: например, промокод.
Исследования показали, что «колесо фортуны» эффективнее таких распространенных элементов, как всплывающие окна или предложения подписаться на рассылку. Рекомендуется размещать виджет на главной и других основных целевых страницах интернет-ресурса.
«Колесо удачи» в интернет-магазине косметики «Подружка»
«Колесо удачи» в «Эльдорадо» предлагает скидку в денежном эквиваленте на товары от разных брендов
Всплывающее предложение получить подарок за подписку на новости на сайте Yoox
Скретч-купоны
Действует аналогично «колесу удачи»: виртуальная карта со скрытым полем, которое нужно стереть покупателю, кликнув на него. После нехитрых манипуляций открывается возможность получить приз. В большинстве случае это разные типы скидок или рекламных акций, которые мотивируют к покупкам. Часто такие купоны рассылают по электронной почте, также они используются на моменте, когда человек уже проявил интерес к бренду, например, на финальной стадии оформления покупки.
Дополненная реальность (или AR)
Дополненная реальность позволяет интегрировать в реальный мир цифровые объекты и помогает продавцам повышать вовлеченность посетителей магазина в знакомство с товаром, не вылезая из кровати. Метод достаточно дорогостоящий, но рабочий. Недаром в реальном магазине продавцы всегда предлагают попробовать, потрогать, примерить. Даже этот небольшой контакт сильно побуждает к обладанию товаром.
К примеру, виртуальная примерочная, которая использует камеру и позволяет покупателям на себе «примерять» модели одежды, собирать комплекты с использованием аксессуаров и очков. Также примерочная может предлагать подходящие размеры и дополнительные товары, которые будут хорошо сочетаться с выбранной вещью или пользуются популярностью у других. Или виртуальные предметы мебели, которые можно онлайн внедрить в интерьер своего дома и оценить уместность.
Источник: vc.ru
Геймификация, что это такое? Примеры успешной реализации в бизнесе и лучшие техники игрофикации
Геймификация в бизнесе – это использование игровых механик в неигровых процессах. Если этот подход применять правильно, можно добиться значимого увеличения эффективности решения производственных и корпоративных задач.
Основные понятия и лучшие книги по геймификации
Большинство людей делит свою жизнь на две категории. К первой относится работа и связанные с ней обязательства. Ко второй – хобби, приятные занятия для души. Любимые и яркие дела предпочтительнее, ими человек занимается с удовольствием.
игрофикация) – способ превратить обыденную работу в увлекательную игру. Одними из первых такой способ мотивации в бизнесе стали применять в компании Bunchball, основанной Раджатом Пахарией в 2007 году.
Игрофикация в бизнесе использует технологии, схожие с теми, что дизайнеры компьютерных игр внедряют для привлечения геймеров. Но применяются они к неигровым процессам: эффективным продажам, подбору идеально подходящих компании сотрудников, обучению персонала, повышению рейтинга организации.
Факт! Использование мотивационных gamification-методик делает рутинную работу привлекательной. Результат – увеличение продаж, сплоченность коллектива, удовлетворенность клиентов, лояльность сотрудников.
Игровые сценарии предполагают взаимодействие всех игроков в реальном времени и использование поощряющих и мотивирующих элементов.
О геймификации в бизнесе – на видео:
Компоненты геймификации – десять игровых механик
Правильные игровые механики необходимы для привлечения и мотивации пользователей – сотрудников и клиентов. Основных компонентов геймификации десять, они применяются в разных комбинациях в зависимости от цели проекта:
- Немедленная обратная связь – вовлечение пользователей в игровую деятельность путем постоянных напоминаний на экране компьютера или уведомлений на смартфон. Это могут быть поздравления с достижениями или сообщения о новом этапе игры.
- Прозрачность. Достигается путем создания личных или командных профилей, где можно увидеть прогресс игроков.
- Цели, которые нужно достичь. Могут быть краткосрочными или долгосрочными.
- Свидетельства достижений – показатели, определяющие овладение навыком или уровень опыта.
- Статус в сообществе. Преодолев определенный уровень, игрок открывает для себя новую часть квеста и получает заслуженную награду.
- Onboarding – эффективное включение в коллектив и работу без длительной и скучной подготовки.
- Сотрудничество. Командная работа дает возможность выполнять масштабные задачи и обмениваться опытом.
- Конкуренция. Соревнование бодрит пользователей, а таблицы лидеров позволяют наглядно увидеть, кого из конкурентов можно обогнать на текущем этапе.
- Сообщество. Его создание дает возможность обмениваться мнениями и достижениями.
- Баллы. Необходимы для подкрепления виртуального успеха материальными поощрениями. Обычно с их помощью можно приобрести товары или получить другие виды наград, например, лишний выходной.
Благодаря использованию игровых механик, рабочий процесс становится увлекательным состязанием с системой вознаграждений, а не утомительной «обязаловкой».
Книги, статьи и тренинги об игрофикации
Правильное понимание того, что такое геймификация в бизнесе, позволит создать идеальный сценарий «производственной» игры. Чтобы освоить все тонкости процесса, нужно изучить соответствующую литературу. В первую очередь, стоит обратить внимание на книгу «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» гуру геймификации Кевина Вербаха и Дэна Хантера. Они на практике известных компаний показывают все прелести игрофикации и раскрывают последовательность ее внедрения в любой сфере бизнеса.
Техники геймизации в странах постсоветского пространства интересно описаны в журнале «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». Автор статьи «Почему геймификация работает и три основных правила мотивации» Бурлаченко А. В. подсказывает, как сделать довольными всех участников процесса и повысить эффективность деятельности любой команды.
Еще одна полезная работа – «Геймификация в бизнесе» Гейба Зикермана и Джоселин Линдер. В книге подробно описываются выигрышные стратегии и варианты игровых методик, позволяющие завладеть вниманием сотрудников и клиентов.
Мнение эксперта! Бесплатные уроки и обучающие тренинги по геймификации подойдут тем, кто ценит наглядность в обучении. Благодаря им можно научиться создавать системы игрофикации и выбирать нужные элементы в зависимости от целей компании.
Так, узнать, почему привлечь и удержать пользователей с помощью игры дешевле, чем рекламой, можно из видеокурса директора отдела гейм-дизайна RJ Games Константина Сахнова, а практике геймизации поучиться у Владимира Полоника, спикера и одного из разработчиков системы игрофикации в Netpeak.
Готовые решения для геймификации на предприятии
Специалисты в области игровых сценариев считают: лучше, если организация подбирает индивидуальную стратегию, ориентируясь на поставленные цели и задачи. Но у руководства предприятий не всегда есть время и средства для разработки подобных проектов. В этом случае можно воспользоваться готовым решением.
Например, EXECT Business Training предлагает различные виды деловых игр в сфере маркетинга, менеджмента и управления персоналом. Варианты игровых решений для разных сегментов бизнеса, включая образование, продажи, лояльность клиентов, предоставляют такие сервисы, как MLevel, Badgeville, LevelEleven и Intuitive.
Важно! Во многих компаниях есть бесплатный пробный период с ограниченными возможностями. Пример такой платформы – OpenBadges. Она имеет открытый исходный код для создания и выдачи бейджиков работникам предприятия, успешно прошедшим обучение или достигшим определенного уровня мастерства.
В режиме онлайн подобрать подходящие игровые механики можно на сервисе «Пряники», а воспользоваться конструктором игрового интранета для компании – на платформе Gamification Lab. Последняя предлагает брендирование игр и использование на игровой страничке корпоративных цветов.
Геймификация в бизнесе: примеры в мировых компаниях
За рубежом игровые техники для коммерческих целей применяют довольно давно. Как успешно используется геймификация в бизнесе – примеры западных компаний, специализирующихся в разных областях коммерческой деятельности:
Samsung применяет игровую механику значков, свидетельствующих о прохождении разных уровней. Они достигаются в разных сферах – создании контента, просмотра видео, общения в сообществе.
Not Your Average Joe’s. Американская сеть ресторанов устроила соревнование сотрудников с помощью спецприложения Muse. У каждого работника – свой аккаунт, где учитываются все чеки и чаевые, а также реализованные блюда. Победителям «гонок» предоставляются льготы, к примеру, дополнительные выходные.
А если официант продал мало конкретных блюд, скажем, пицц, ему предлагают пройти личный квест: реализовать за заданное время определенное количество «Пеперони» и «Маргарит». В случае успеха он получает дополнительные баллы.
Реализуется игрофикация не только в коммерческих, но и в научных целях. Так, ученые всего мира играют в онлайн-головоломку о фолдинге протеинов Foldit. Они стараются наиболее удачно свернуть белковую структуру. Этот исследовательский проект Вашингтонского университета имеет цель найти вакцину против СПИДа.
Примеры геймификации в России
Отечественные предприятия вслед за западными компаниями начали использовать игровые сценарии. Рассмотрим, как применяется геймификация в бизнесе – примеры успешной реализации в российских реалиях.
Сотовый оператор YOTA предложил своим сотрудникам поиграть в «Звездные войны». Регионы, где располагаются точки компании, стали галактиками, а сами отделы – звездолетами. Планы по реализации продукции превратились в Звезды смерти. Чтобы зарядить свой космолет, нужно было продать определенное количество модемов. Каждая реализованная сим-карта становилась успешным выстрелом из лазерного оружия по войскам Темной стороны.
Войска галактик состязались в количестве пораженных Звезд смерти. Но просто выстрелов было недостаточно. Для победы нужно довести космический корабль к цели. А в этом помогали тренинги, курсы, заполнение чек-листов. Перенос вселенной «Звездных войн» в корпоративную реальность повысил не только процент продаж, но и уровень знаний сотрудников, их мотивацию и вовлеченность.
Еще один оператор – «МТС» тоже запустил воинственную игру Red Quest, но направленную на внешнюю, клиентоориентированную геймизацию. Геймерам нужно было защищать планету, проявляя знания мифологии и истории Земли. За это игроки получали баллы, плюс их премировали за подключение к новым тарифам. В результате общее количество участников составило более 3,5 миллиона, а объем продаж вырос на 20 процентов.
Популярной тенденцией становится банковская геймификация, примеры в бизнесе финансовых учреждений показывают эффективность игровых методик:
- «Тинькофф Банк». Его направленность – работа онлайн и молодая, активная целевая аудитория. Банк одним из первых использовал игровые техники для привлечения клиентов к новым продуктам. Держателям «кредиток» предлагалось пройти челлендж «Кейс на миллион», выполнив семь заданий за пять недель. 444 участника, успешно прошедших квест, разделили миллион рублей и получили по 12 тысяч миль с возможностью потратить их на билеты любых авиакомпаний.
- «Промсвязьбанк». Руководство банка решило не завлекать клиентов банальными скидками, а предложило отыскивать сокровища на виртуальных островах и получать за это призы. Игра рассчитана на участие родителей с детьми. А главный приз – семейное путешествие в экзотическую страну. Проект получил Премию Рунета.
- «Альфа Банк». В этом финансовом учреждении применяется а основе симулятора «Альфа-город» – тренажера для продажи банковских продуктов. Те, кто успешно повышает квалификацию, получают баллы, которые можно обменять на подарки.
- «Банк Хоум Кредит». Здесь отличившихся специалистов поощряют «денежными» премиями в виде собственной «валюты» – HOMEчков. Необычные деньги можно потратить на покупку сувениров, техники и даже автомобиля.
Собственную «валюту» – бобрики использует и компания «КРОК». Их платят за активное отношение к работе. Потратить «деньги» можно на все что угодно: от красивого растения до путешествия. Возможны даже совместные покупки, когда активисты скидываются на что-то нужное для офиса или корпоративную поездку.
Геймификация в мотивации персонала используется для того, чтобы сохранить коллектив. Если человек не видит перспективы развития, ему скучно и тошно работать, он покидает предприятия. И никаким повышением оклада его не остановишь. А игрофикация возвращает интерес к работе, азарт. Особенно, если игра подкреплена материальными бонусами.
О мотивации персонала игровыми методами – на видео:
Геймификация в подборе и обучении персонала
Крупные компании используют игровые стратегии, чтобы привлечь новых сотрудников – от талантливой молодежи до высококвалифицированных специалистов. Для профориентации геймификацию использует, например, ОАО «РЖД», создав систему детских железных дорог.
Что касается гейм-рекрутинга, он применяется уже много лет. Создание игровой атмосферы дает возможность выявить сильные и слабые стороны кандидатов, их творческий потенциал, способность к командной работе. Геймификация в HR позволяет привлечь тысячи кандидатов и выбрать самых лучших:
- С помощью кейса Work4rich рекламное агентство Goodby Silverstein https://feelwave.ru/biznes-terminy/chto-takoe-geymifikaciya-v-biznese» target=»_blank»]feelwave.ru[/mask_link]
Геймификация в бизнесе примеры успешной реализации
Алена Гладкевич, HR-директор развлекательной социальной сети «Фотострана»
Четыре года назад мы задумались о нематериальной мотивации команды при помощи игровых методов. У нас было две цели: повысить вовлеченность сотрудников в работу и корпоративные мероприятия, а также отметить достижения коллег и рассказать о них другим.
Для этого мы разработали бейджи — виртуальные значки-награды, которые отображаются в карточке сотрудника в нашей внутренней сети. Мы их выдаем за ценные идеи, выступления с докладом, перевыполнение планов и другие заслуги. Бейджи наглядно показывают, какие у работника есть достижения, знания, умения и сильные качества.