Керимов, Р. Н. Глобализация мирового хозяйства: сущность, причины, последствия / Р. Н. Керимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 193-197. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82527/ (дата обращения: 01.06.2023).
Введение
Неотъемлемым элементом международного политического обсуждения и ведущей тенденцией в современной мировой экономике является глобализация. На рубеже XXI века этот процесс затронул даже те страны, где не так явно проявляются остальные тенденции экономики современного мира. Несмотря на то, что участие слабо развитых страна в процессах постиндустриализации и транснационализации достаточно низок, они активно вовлечены в формирование мирового рынка рабочей силы, капитала, товаров и услуг.
Важно отметить, что это только начало развития макромасштабного, сложного и многопланового процесса глобализации. Недостаточный уровень развития внешних связей приводит к изолированности и снижению взаимодействия между государствами на всех уровнях. Глобализация представляет собой всемирный процесс, который связывает национальные социально-экономические образования в мировую экономическую и общественную систему и ведет к интенсивному взаимодействия государств.
Мусорная мафия | Фрагмент международной онлайн-конференции «Глобальный кризис. Время правды»
Границы не служат преградами для транснациональных компаний в нынешней ситуации. Для улучшения результатов в долгосрочном стратегическом периоде, уменьшения издержек и увеличения прибыли компании имеют возможность привлекать капитал с любых развитых рынка, производить продукцию и реализовывать ее, не ограничиваясь территориями и условностями.
Процесс достаточно длителен и противоречив, но при этом, западные эксперты выражают уверенность в том, что данный процесс неизбежен и является благотворным средством для дальнейшего экономического прогресса. Диаметрально противоположный взгляд специалистов демонстрирует угрозу глобальной экономической системе.
Объект исследования — это глобальные процессы в мировой экономике.
Предмет исследования — это глобальные процессы, причины и последствия глобализации.
Цель работы — изучение понятия «глобализация», причин возникновения, в изучении ее развития и последствий.
— определить понятие глобализация и глобальных процессов в мировой экономике
— изучить основные причины и предпосылки глобализации
— рассмотреть последствия глобализации
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
1. Понятие глобализации мировой экономики
В современных условиях трудно представить эффективное и устойчивое развитие стран вне системы, основанной на формировании мировых хозяйственных отношений. Рост и укрепление взаимосвязей регионов и различных стран и взаимозависимости привело к тому, что стало отмечаться резкое обогащение международного рынка товарами и услугами, увеличилась скорость движения международного капитала и быстрота потоков рабочей силы, а также ускорилось внедрение научно-технический новшеств.
Karl Johan Svendsen — Глобальный бизнес: проблемы и решения
Понятие «глобальный» (от лат. Globus — шар, от франц. Global — всеобъемлемый, всеобщий). Считают, что термин «глобализация» впервые ввел южноамериканский экономист Т. Левитт в 1983 году в публикации «Глобализация рынков» («The Globalization of Markets») для отображения процесса объединения рынков. Основными субъектами мирового хозяйства признаны: государства; транснациональные корпорации; международные институты и организации.
Глобализацию можно рассматривать как результат длительного исторического процесса, основным двигателем которого является научно-технический прогресс. Как полную форму интернационализации производств и капиталов, роста финансово-экономического влияния ТНК, развитие международной торговли, усиления межгосударственного миграционного потока и создания мирового рынка труда [1, с. 332].
Рис. 1. Процессы глобализации мировой экономики
График составлен самостоятельно
Глобализация связей мировых хозяйств — это многоуровневое явление, которое затрагивает отдельные предприятия; товарные, финансовые и валютные рынки и рынки труда; региональную, национальную экономику. В условиях рыночных отношений микроуровень составляет структурообразующую основу глобализации мирохозяйственных связей в силу того, что отдельные предприятия, фирмы, предприниматели являются определяющими субъектами международных экономических связей во всех их формах [2, с. 110].
Причины, предпосылки и движущие силы глобализации
К основным прогрессирующим силам глобализации можно отнести экономическую либерализацию и финансовую интеграцию ЕЭС, которая началась в начале 90-х годов ХХ века. Это привело к экономической интеграции Европы в банковскую систему США, стандартизации требований к капиталу и всемирной расчетной системы, регулирования мирового рынка и доступности рынка для всех участников.
Основные предпосылки, которые обуславливают глобализацию:
1. Производственные (научно-технические и технологические):
— значимый рост производственных масштабов;
— внедрение новых технологических процессов;
— использование нового поколения средств транспорта, связи и их унификация;
— в результате научного и интеллектуального обмена широкий доступ к знаниям;
— внедрение передовых технологий для использования обработки, хранения и обновления информации;
— транснациональные компании как международная форма производственно-хозяйственной деятельности;
— ООН, ВТО, Всемирный Банк, МВФ и другие международные неправительственные организации, роль которых глобальна на мировом уровне.
— единые стандарты для всех стран в некоторых областях (технология, финансы, стандартизация и экология, культура и образование);
— применение единых критериев в макроэкономической политике (налоги, антимонопольная политика и область занятости и др.);
— либерализация различных форм экономической торговли (товары и услуги), и другие формы экономической либерализации, с целью обеспечения свободы для мировой торговли;
— внедрение кардинально новых системы получения, обработки и передачи информации в различных сферах (финансовая, производственная, экономическая и научно-техническая);
— использование ноу-хау для создания глобальных сетей и объединения финансовых и товарных рынков;
— централизация управления производственными, коммерческими и научно-техническими процессами, находящимися в разных странах. Компьютеризация, внедрение пластиковых карт и активное использование мгновенных финансовых операций позволяет осуществлять сделки, переводы независимо от границ и расстояний;
— нивелирование политических разногласий между Западом и Востоком;
— постепенное стирание границ что обеспечивает свободу передвижения граждан, капиталов, товаров и услуг;
6. Культурные и социальные:
— повышение мобильности людей разных культур, территорий, национальностей и духовных традиций;
— в рамках оценки рыночной экономики и свободной торговли применение единой системы оценки;
— выделения единого языка для наиболее часто применяемого общения, обучения и межкультурного;
— дистанционное обучение позволяет еще шире изменить границы в сотрудничестве и обмену опытом;
— ослабление государственного контроля за воспроизводством «человеческого капитала», либерализация подготовки трудовых ресурсов.
Эксперты рассматривают следующие направления, в результате которых процесс глобализации будет формироваться более активно: регионализация экономики, глобализация в экономической сфере и развитие мировых монополий и олигополий. В качестве примера, правительство Южной Америки воплощает одно из государственных направлений — «выведение» и консолидация компаний США до интернационального уровня, с целью достижения в дальнейшем уровня мирового господства. Как итог, за 2019 год свыше 55 % прибыли, получаемой за границей, южноамериканские компании возвращают в США.
2. Последствия глобализации
В развитых странах процесс глобализации мировой экономики приветствуется, а при этом, со стороны мира развивающихся стран выражается опасение и настороженность. Вообще, интернационализация хозяйств и технологий не так «безвредны», какими могут показаться — естественным следствием их успехов станет возрастание проблем человечества [3, с. 58–59].
Положительные последствия глобализации:
— экономический рост — возросло производство высококачественных товаров;
— создание новых рабочих мест и рост доходов за счет расширения потребительского спроса и перераспределения капитала;
— значимое развитие в областях автотранспорта, авиатранспорта, туризма и миграция населения;
— модификация инфраструктуры компьютерных связей;
— «зеленая революция» в сельском хозяйстве.
Отрицательные последствия глобализации:
— снижение уровня жизни низкоквалифицированных специалистов;
— рост безработицы на рынках развитых стран;
— негативное влияние на глобальный климат чрезмерной индустриализации;
— растет разрыв как между богатыми и бедными странами так и слоями населения;
— макроэкономическая политика отдельных стран находится в прямой зависимости от монополизации со стороны ТНК;
— рост этнических конфликтов за счет стирания государственных границ;
— обострение экономической зависимости и актуализация проблемной ситуации с внешними долгами.
На разных этапах глобализации наблюдалось различное влияние на экономические процессы развитых и развивающихся стран. Приводятся данные, что лишь 14,5 % западном стран остаются в выигрыше, при этом остальные находятся в практически не затронутом состоянии, такие как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка.
На современном этапе развития довольно интенсивно растет взаимодействие между разными странами. Это в том числе объясняется значительно усилившимся влиянием протекающих глобализационных процессов. Очевидно, что в современном мире без тесной интеграции и взаимодействия всех субъектов мирового сообщества, от государств и их правительств, до частного бизнеса и конечных потребителей, добиться устойчивого и стабильного развития нельзя. Развитие транспортного сообщения, научно-технического прогресса, уменьшение институциональных барьеров и ограничений, и множество других факторов способствует все большей глобализации и активизации международной торговли (рис. 2).
Рис. 2. Динамика международной торговли (Trade shows signs of rebound from COVID-19, recovery still uncertain [Электронный ресурс])
В связи со значимой зависимостью друг от друга наблюдается замедление темпов роста глобализации развитых стран. Экономические события, которые имеют место, отражаются на всех мировых государствах. Благодаря тому, что развивающиеся страны смогли внедрить конкурентные преимущества, таким образом увеличив влияние на мировую экономику, отмечается положительное влияние всемирной интеграции на темпы роста. Можно отметить, что для глобализации характерно не снижение темпов мировой экономики, а смена экономических лидеров.
Положение в международных регионах, группах стран и в отдельных странах непрерывно изменяется, роль и место последних в мировом хозяйстве даны не раз и навсегда, и зависят не только, а нередко и не столько от них самих. Тем более это относится к отдельным фирмам, и национальным и транснациональным [4, с. 32].
Дэвид Доллар, являясь представителем Всемирного банка, соотносит глобализацию со скоростным поездом и отмечает, что попасть в него смогут только страны, которые «построят платформу». Под строительством платформы он подразумевал создание базы, которая способна обеспечить функционирование страны в успешном режиме (имущественные права, верховенство закона, базовое образование и медико-санитарное обслуживание, надежную инфраструктуру и т.д.
Заключение
Подводя итоги, отмечу, что в теории глобализация хозяйственной деятельности положительно влияет на развитие экономики как отдельных стран, так и всего мира, при равных исходных условиях. Это процесс затрагивает как экономическое, политическое состояние, так и влияет на унификации и культурные интеграции стран. Мир убедился в прямой зависимости результатов от эффективного размещения производства в мире, а та же от внедрения достижения науки и техники. Но как показал опыт первой четверти XXI века, выгоды от глобализации хозяйственной деятельности практически являются преимуществом ведущих развитых стран за счет ТНК.
Что касается политической стороны процесса глобализация присуще решение однобоких задач, которые способствуют упрочнению доминирующих позиций для ведущих экономических держав. Концепция глобализации включает положение о наличии единого государства, способного действовать глобально и определяющего приоритетными мировые интересы во всех важнейших сферах.
Без сомнений, глобализация расширяет границы возможностей, но, к сожалению ее блага, доступны не для всего мирового сообщества и неравномерно распределяются ее издержки. Государственные структуры политики должны на глобальном уровне принимать меры, которые могли бы учитывать интересы и потребности развивающихся стран. Важно создать механизм, который бы позволил уменьшить разрыв между богатыми и бедными странами и привел экономику этих стран к определённому уровню жизни. Приоритетными вопросами также являются демографические процессы, а также возможность предупреждения катастроф как экологического, так и техногенного характера.
- Зундэ В. В., Дудакова Л. Г., Сусь Е. Е. Факторы лидерства транснациональных корпораций в мирохозяйственных процессах // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С.330–333. — URL https://moluch.ru/archive/137/38394/ (дата обращения: 12.03.202)
- Мельянцев В. А. Современная глобализация и воздействие на экономически продвинутые и развивающиеся страны//Вестник Московского университета. Востоковедение. 2018. № 1.С.98–119.
- Эскиндаров М. А., Перская В. А. Консолидация в ответ на продвижение конфронтации // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999–2019 годы: Материалы IХ-й Международной научно-практической конференции; в 2-х частях. — Москва: Институт мировых цивилизаций, 2019. — С. 58–63.
- Гайдаренко В. А. Совершенствование подходов к глобализационной трансформации мирового хозяйства// Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 30–33.
- Ефимова Е. Г. Мировая экономика: Учебное пособие для студентов-экономистов. — М.: МГИУ, 2018. — 208 c.
- Зубенко В. В., Игнатова О. В., Орлова И. Л. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Юрайт, 2016. — 425 c
- The World Bank. United States. URL: https://data.worldbank.org/country/united- states?year_high_desc=true (Дата обращения 14.03.2021)
- Материалы всемирного банка для учащихся. URL: https://www.un.org/ru/youthink/globalization.shtml (Дата обращения 26.03.2021)
- The World Bank. URL: https://www.worldbank.org/ (Дата обращения 12.03.2021)
- Trade shows signs of rebound from COVID-19, recovery still uncertain [Электронный ресурс] — URL: https://www.wto.org/english/news_e/pres20_e/pr862_e.htm#:~:text=World %20merchandise %20trade %20volume %20is %20forecast %20to %20fall %209.2 %25 %20in %202020.https://moluch.ru/archive/367/82527/» target=»_blank»]moluch.ru[/mask_link]
2. Проблемы и перспективы развития международной торговли
Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.
Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль. Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам. Но, как и в случае с экспортером, импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте, осуществляющиеся при помощи банков.
В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны.
Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный «валютный риск» из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.
Временной фактор состоит в том, что может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки.
Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки. Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.
Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений. Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли.
Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны:
- получает ссуду от иностранного кредитора;
- становится должником иностранного поставщика;
- выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.
Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру, но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.
Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:
- постановления по валютному регулированию;
- лицензирование экспорта;
- лицензирование импорта;
- торговое эмбарго;
- импортные квоты;
- правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;
- документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;
- пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.
Постановления по валютному регулированию (т.е. по системе контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в стану и из страны), относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменятся.
Таким образом, на данный момент мировая торговля до сих пор встречает на своём пути множество препятствий. Хотя при этом, ввиду всеобщей тенденции к мировой интеграции, создаются всевозможные торговые и экономические объединения государств для облегчения осуществления международной торговли.
Проблемы мировой торговли заключаются в том, что в 2009 году предвещают резкое сокращение объемов. Сокращение объемов в развивающихся странах составит 2-3 % Наибольший ущерб потерпят развитые страны, которые потеряли 10 % торгового оборота.
В 2009 году снижение экспорта было примерно 9%, что вызвано падением спроса из-за крупнейшего экономического спада за несколько десятилетий. Всемирная торговая организация (ВТО) докладывает о том, что это самое значительное сокращение со времен Второй мировой войны.
Вызваны проблемы мировой торговли и тем, что произошли уменьшения возможности получения кредита, что привело к сокращению торговли в целом. Тенденции к сокращению усилились во второй половине прошлого года. Если в 2007 году рост в международной торговле составлял 6% , то за 2008 год рост он уменьшился до 2%.
Из всех международных организаций на данный момент прогноз ВТО является самым пессимистичным. МВФ (Международный валютный фонд) в январе прогнозировал о том, что в текущем году сокращение мировой торговли составит 2,8%.
В 2008 году крупнейшим мировым экспертом осталась Германия. Крупнейшей страной-импортером стили США и Германия (США лидирует).
Специалисты ВТО констатируют, что ранее предполагаемое экспертами мнение о том, что ослабление глобальных экономических связей сделает спад производства в развитых странах менее опасным для развивающихся экономик не оправдалось. Рост экономики в развивающихся странах на прямую зависит от экспортных поступлений, которые значительно сократились с ослаблением мировой торговли.
Дефицит финансирования в 2009 году выросший в четыре раза по сравнению с ноябрем 2008 года затормаживает и усугубил решение проблемы мировой торговли. Из-за вызванного кризисом в мировой экономике сокращения объемов торговле многие страны Азии вынуждены сократить объемы экспорта.
Однако есть некоторые позитивные моменты в мировой экономике, которые отмечает ВТО. По данным этой организации в феврале нынешнего года впервые за несколько месяцев увеличились объемы экспорта ряда товаров из Китая, Тайваня, Вьетнама.
Проблемы международной торговли усугубленные глобальным кризисом все чаще приводят к тому, что некоторые страны все чаще прибегают к закрытию рынков, что может привести к опасным последствиям для мировой экономике. Последствия таких действий безработица, что только усугубит трудную ситуацию, но не будет способствовать защите ни одной страны. Одним из способов борьбы с кризисом является борьба с протекционизмом. Пора лидерам государств перейти от слов к действиям воздержатся от протекционистских шагов, делающих усилия по восстановлению мировой экономики менее эффективными.
Увеличение прироста Валового Внутреннего Продукта (ВВП) на 3.6% оказалась менее активным, чем казалось на первый взгляд. Превышен только средний уровень прироста, который с 1990-2008 году составлял 3.1%. 1
Ряд факторов сдерживал рост торговли и производства. Во-первых, такое влияние оказывало ограничение в ряде государств в второй половине 2010 года правительственных мер, направленных на стимулирование экономики. Руководство европейских стран проводило курс на бюджетно-финансовую консолидацию в расчете на сокращение бюджетных дефицитов по средствам сокращение расходных статей, такие шаги имели негативное влияние на краткосрочный период.
Во-вторых, цены на нефть в 2011 году в среднем составляли 78 долларов за баррель нефти, что на 30% превысило среднею цену 2009 года, привело к сокращению потребление электроэнергии домохозяйств, малого и среднего бизнеса.
В-третьих, безработица мешала росту доходов, и спросу на иностранные товары и услуги.
В 2010 году экспорт по номиналу из развитых стран достиг 16%. Однако из-за более низкого прироста данного показателя, чем в среднем по миру, доля развитых стран в мировом товарном экспорте уменьшилось до исторического минимума (55%) 2 .
Падение доли нельзя объяснить в основном высокими ценами на сырье, экспортируемое из развивающихся стран. Цены в 2008 году были еще выше, однако доля экспорта из развитых стран была выше. Похожая ситуация наблюдалась в области импорта Развитые страны увеличили свою долю, но их доля упала.
2.1 Роль ВТО в регулировании международной торговли
С 19 по 21 сентября 2011 года в Женеве проходил ежегодный общественный форум ВТО. Общая тема «Поиски ответов на глобальные вызовы в области мировой торговли» была разбита на четыре не менее актуальных подтемы: «Продовольственная безопасность», «Торговля природными ресурсами», «Сделано в мире» или торговля добавленной стоимостью» и «Будущее многосторонней торговой системы».
Форум проходил на фоне послекризисной неустойчивости мировой экономики и угрозы срыва продолжающихся уже 10 лет переговоров в рамках Дохийского раунда ВТО. В этих условиях можно только приветствовать стремление руководства секретариата ВТО установить прямой контакт с гражданским обществом. Рекордное число участников – 1500 – говорит об успехе форума.
Проблеме продовольственной безопасности были посвящены семь специальных сессий. Наличие в мире миллионов голодающих вызывает растущее возмущение в широких слоях гражданского сообщества. Принятие дорогостоящих мер по сохранению окружающей среды для будущих поколений, когда умирает от голода или недоедает значительная часть нынешнего поколения, выглядит по меньшей мере неэтично.
Интерес к проблеме продовольственной безопасности был обусловлен и недавним взлетом мировых цен на продовольствие, вызвавшим волнения в некоторых африканских странах. На форуме выявились разногласия в понимании терминов «продовольственная безопасность» и «чрезвычайная ситуация», при которой страны имеют право принимать защитные меры. Любопытной показалась идея «продовольственного суверенитета», для достижения которого предлагалось поддерживать мелкие крестьянские хозяйства, быстро исчезающие в условиях конкуренции со стороны импорта сельскохозяйственных товаров.
Особый интерес вызвала презентация солидного (350 страниц) исследования «Мониторинг и оценка сельскохозяйственной политики-2011» секретариата Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В этом исследовании данные по 34 странам – членам ОЭСР были впервые сопоставлены с данными по России, Китаю, Бразилии, ЮАР и Украине, играющим все более важную роль на мировых рынках продовольствия. Один из важных и неожиданных выводов заключался в том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства в пяти указанных выше странах в целом на протяжении ряда лет был и остается ниже, чем во многих западных странах, а также ниже, чем в среднем по ЕС и ОЭСР.
Одной из причин роста цен на продовольствие стало развившееся в последние годы производство этанола и других видов биотоплива на базе зерна и сахарного тростника. Под лозунгом защиты окружающей среды ряд стран применяет различные формы государственного субсидирования производства биотоплива, без чего его применение оказалось бы нерентабельным. В исследовании ОЭСР прямо сформулирована рекомендация пересмотреть политику по государственной поддержке производства и потребления биотоплива с тем, чтобы избежать обострения продовольственной проблемы.
Проблемам мировой торговли природными ресурсами были посвящены пять сессий, говорилось о влиянии торговли на экологически устойчивое развитие. Свежей выглядела идея о том, что в чрезмерной, хищнической эксплуатации ограниченных природных ресурсов надо винить не только страны-производители, но страны-потребители, которые продолжают наращивать использование сырья сверх среднемировых показателей.
Много говорилось о проблеме стран происхождения высокотехнологичных товаров, которые справедливо считать сделанными в мире (made in the world), а не в одной стране, откуда отгружается готовое изделие. Отсюда вытекает целесообразность учета торговых потоков не только по конечной, но и по добавленной стоимости. Это должно позволить по-новому взглянуть на торговые балансы стран.
Статистический анализ экспорта по добавленной стоимости уже применяется в Швеции, Коста-Рике, брюссельской штаб-квартире ЕС. Давно известно о высокой доле добавленной стоимости зарубежного происхождения в таких продукциях, как бытовая электроника, престижные часы, легковые автомобили. Машины «Вольво», как оказалось, можно лишь на 50% считать шведскими. Заявление о намерении развернуть статистический анализ мировой торговли по добавленной стоимости в секретариате ВТО выглядит разумным.
Что же должна делать ВТО для более успешного функционирования многосторонней торговой системы?
Во-первых, предлагалось расширить деятельность ВТО с тем, чтобы обеспечить более тесную взаимосвязь проблем мировой торговли с экологическими и социальными. Необходимость уделять больше внимания социальным последствиям глобализации была обоснована в ходе презентации совместного исследования ВТО и Международной организации труда (МОТ) на тему «Пути к социально устойчивой глобализации».
Вторая большая группа предложений, высказанных на форуме, касалась процедурных реформ. Самым революционным было предложение создать вместо ВТО и других международных организаций одну всеобъемлющую мегаорганизацию, которая занималась бы вопросами экономического развития и торговли, социальными и экологическими проблемами ХХI века в их тесной увязке.
Выдвигалось также предложение исключить из деятельности ВТО регулирование торговли сельскохозяйственными товарами, передав эту проблематику Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО).
Была озвучена идея допускать при определенных условиях отход от принципа единогласного консенсуса, заменив его принципом критической массы, то есть разумного большинства заинтересованных участников переговоров. Предлагалось также отказаться в будущем от слишком сложных амбициозных раундов переговоров типа Уругвайского или Дохийского, отдав предпочтение переговорам по отдельным секторам и проблемам.
Главным итогом форума следует считать более ясное понимание мировым гражданским сообществом всей сложности проблем, переживаемых многосторонней системой регулирования торговли. Каким путем будут решаться эти проблемы, может хотя бы частично проясниться на предстоящей в декабре министерской сессии стран – членов ВТО.
Источник: studfile.net
Глобальные проблемы международного сотрудничества и пути их решения
В настоящее время мировое хозяйство представляет собой взаимосвязанный, взаимозависимый процесс, который включает в себя страны, находящиеся на разных этапах социально-экономического развития. В современном мире экономика разных стран и групп стран находятся в состоянии сложного взаимодействия и взаимозависимости. Поэтому включение национальных экономик в мировую хозяйственную систему осуществляется на многосторонней основе и с учетом различных уровней участия во внешнеторговом обороте, в движении капитала и технологии. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения, которые строятся на взаимовыгодном обмене и международном разделении труда.
Файлы: 1 файл
Глобальные проблемы международного сотрудничества
и пути их решения
П.2 Международное экономическое сотрудничество ………………………………………………………………….(3)
П. 4 Проблемы международного сотрудничества стран-членов СНГ …………………………………………..(1,5)
П.5 Проблемы международного сотрудничества Белоруссии ……………………………………………………..(2)
В настоящее время мировое хозяйство представляет собой взаимосвязанный, взаимозависимый процесс, который включает в себя страны, находящиеся на разных этапах социально-экономического развития. В современном мире экономика разных стран и групп стран находятся в состоянии сложного взаимодействия и взаимозависимости. Поэтому включение национальных экономик в мировую хозяйственную систему осуществляется на многосторонней основе и с учетом различных уровней участия во внешнеторговом обороте, в движении капитала и технологии. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения, которые строятся на взаимовыгодном обмене и международном разделении труда. Подобные связи и отношения должны опираться на эффективную динамическую государственную политику, в основе которой должна лежать максимальная хозяйственная свобода непосредственный участников хозяйственной деятельности (производителей, экспортеров-импортеров товаров и услуг), занимающихся хозяйственной деятельностью не только в пределах национального государства, но и за его таможенными границами.
С приобретением независимости в Белоруссии появилось острая необходимость в изменении системы управления и начале осуществления экономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к международным контактам и на уровне предприятий в том числе.
Сегодня международные экономические отношения не исчерпываются только торговлей, развитие предпринимательства позволяет активно использовать и другие формы международного сотрудничества (оказание услуг, осуществление совместных проектов на долгосрочной основе, развитие различных правительственных экономических соглашений).
Внешней торговле принадлежит большая доля операций. Движение капитала, создание совместных предприятий далеко не полный список сторон международного сотрудничества. Перечисленные выше обстоятельства прямо указывают на актуальность изучению темы.
П.2 Международное экономическое сотрудничество.
Международное экономическое сотрудничество (М. э. с.) — объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами, группами стран, на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды сторон.
Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. Человечество все больше ощущает себя единым целым, хотя и разделенным на противоречивые, а то и противоборствующие группировки, страны, конфессии. Международная торговля и деятельность межнациональных корпораций, т.е. потоки товаров и капиталов, накрепко связывают экономику различных стран. Вследствие этого между странами налаживается экономическое сотрудничество.
Внешнеторговая политика одной страны косвенно затрагивает другие страны.
Например Япония проводит протекционистскую политику ограничения импорта. Поэтому американские товары не могут прорваться на японский рынок. В то же время США придерживаются политики свободной торговли и японские товары достаточно свободно проникают на внутренний американский рынок. В результате США имеют большой дефицит в торговле с Японией: импорт превышает экспорт.
Поэтому в руках японцев накапливаются доллары, которые они вкладывают в строительство предприятий и скупку земельных участков в США. От такой ситуации выигрывают одни американцы и проигрывают другие. Таким образом, японская внешнеторговая политика самым серьезным образом сказывается на экономике США.
Возьмем другой пример из области внутренней экономической политики: какая-то страна, предположим Франция, решила бороться с инфляцией. Для этого, как мы знаем, Центральный банк обычно проводит жесткую кредитно-денежную политику, которая ведет к росту процентной ставки за кредиты, предоставляемые банками.
В таких случаях повышается и процент, который банк уплачивает по вкладам, т.е. во Франции становится выгодно вкладывать деньги в банки. Тогда иностранцы будут переводить свои средства во французские банки, которые в результате смогут увеличить кредитную эмиссию. В результате денежная масса во Франции возрастет, что противоречит целям антиинфляционной политики.
Эти примеры показывают, что необходимо определенное согласование внешнеторговой и прочей экономической политики между государствами, особенно в тех случаях, когда их экономики особенно тесно связаны между собой. Такие связи наиболее сильны между государствами одного географического региона. Поэтому между ними иногда возникает экономическая интеграция (объединение).
К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров, в том числе и решение экономических проблем.
Политика экономического сотрудничества Европейского Союза со странами Восточной Европы и тем более с Россией строится не на основе обеспечения принципа баланса интересов и, как следствие, общеевропейской стабилизации, а на принципе приоритетности собственного развития, ограничения выхода России на европейские рынки и дисбаланса интересов России и стран Восточной Европы. Именно этой стратегией отбрасывания России на Восток можно объяснить политику «ассоциативных отношений» ЕС со странами Восточной Европы (прежде всего — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), представления им технической помощи и различного рода кредитов (программа «ФАРЕ»), распространения таможенных преференций (льготных таможенных пошлин) по значительному списку товаров.
Расчет руководства ЕС прост: создав относительно благоприятные социально- экономические условия и инфраструктуру рыночных механизмов в этих странах, принять их в свой «союз» (а при балтийские страны вообще без всяких «условий» — учитывается их военно-политическое положение) и на этой основе создать «Большую Европу». Именно поэтому заметны значительные потоки инвестиций в страны Восточной Европы.
Естественно, что эта политика ЕС разрабатывается и реализуется без учета интересов, роли и места России и других стран СНГ в общеевропейском развитии.
Складывается парадоксальная ситуация в системе торговли России и стран общего рынка. За последние годы страны ЕС резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольственных и текстильных товаров.Однако доля России в товарообороте в целом по Евросоюзу в 1995 г. составляла всего лишь производство высокотехнологической, наукоемкой продукции, а также военного потенциала. И именно со своих позиций и приоритетных интересов эта группа стран пытается «подогнать» под сложившуюся систему межгосударственных отношений страны и народы бывшего социалистического лагеря. Однако для достижения этого необходимы два решающих условия:
- Чтобы сама страна, ее общество хотели принять роль «придатка» в таком деформированном мировом сообществе;
- Чтобы в этой стране были соответствующее общественно-политическое устройство и адекватная ему государственная политика (служение международному капиталу в ущерб собственным интересам), а также совместимость интересов политики слабой страны с политикой сильных стран. Современная практика российской политики показывает, что такая «совместимость» возможна, но, видимо, до определенных пределов. А предел, практически, наступил.
Навязывая другим странам модель построения миропорядка, в качестве устойчивой системы современных межгосударственных отношений страны «семерки», МВФ, ЕБРР, ГАТТ (ВТО) и другие международные организации требуют от руководства других стран организации в их обществах таких общественно- политических и социально-экономических устройств, системы законодательства, которые бы способствовали созданию более благоприятных условий для беспрепятственного завоевания внутреннего рынка этих стран, вывоза сырья и капиталов и др. Формирование современной качественно целостной и действительно устойчивой системы мирового сообщества требует двустороннего подхода:
с одной стороны, важно учитывать, что каждая страна в системе мирового сообщества является относительно обособленной, что требует от мирового сообщества уважения независимости каждой страны;
с другой стороны, эта же страна является одновременно частью более широкой системы международных отношений, и значит должна подчиняться наиболее общим законам международного сотрудничества.Международная экономика в таком виде, как она существует сейчас, сложилась не сразу. Много веков велись войны за раздел территорий, обладающих достаточными ресурсами, затем в эпоху гуманизма появилось стремление к сотрудничеству с другими странами с тем, чтобы восполнить недостаток ресурсов путем торговли, обмена различных технологий. Однако наиболее бурно процессы взаимодействия национальных экономик проявили себя в двадцатом веке.
Детища первых послевоенных лет, международные экономические организации глобального плана были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть мировой рынок, отрегулировать торговые и валютно-финансовые отношения. Эти организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы международных расчетов и миграции капитала, к созданию и поддержанию нормальных условий международного хозяйственного оборота.
Выход Государственной экономической политики за национальные границы происходит двумя путями. Первый – развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, то есть экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ГАТТ/ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и организаций.
Последние могут иметь самые разные формы и круг участников – от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых своим «весом» выделяется ОПЕК – организация стран – экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных – ВТО, МВФ, МБРР. Есть и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», то есть группе наиболее промышленно развитых стран. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов. Для Белоруссии важную роль играет ее хозяйственное взаимодействие со странами, входящими в СНГ, активно развиваются отношения на двусторонней основе.
П.3 Международные организации.
В современных условиях насчитывается несколько тысяч международных организаций, работающих в интересах обеспечения политической, экономической стабильности и повышения благосостояния населения во всем мире (табл. 1). События, происходящие сегодня в мире, позволяют констатировать следующие факты:
- Как никогда раньше, наблюдается зависимость человека от уровня жизни и благосостояния;
- Промышленные революции и научные достижения сократили разделяющие людей расстояния и расширили международные контакты и сотрудничество;
- В разных областях политической и социально-гуманитарной жизни возникли глобальные проблемы, в том числе безопасности в целом;
- Взаимозависимость государств продолжает сохраняться в формах соперничества в сфере политики, экономики и культуры.
Структура системы международных организаций
Международные организации (МО)
Источник: www.yaneuch.ru