Гос. сектор – часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам, полностью контролируемая государством.
Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника.
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
Основные методы и приёмы экономического анализа для бизнеса
Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:
усилить контроль со стороны государства над важнейшими экономическими процессами; регулировать потоки инвестиций; упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства; противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.
Основными экономическими функциями государственного сектора являются: реализация государственной структурной политики; поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора; поддержание определенного уровня цен; решение проблем занятости; обеспечение внешнеэкономического равновесия; обеспечение приоритета социальных целей.
Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются: доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе; количество занятых в нем рабочих и служащих; удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства; число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.
Можно выделить также долю государственного сектора: в общем объеме основных фондов; общий объем инвестиций, в том числе и по отраслям экономики; объем госзаказа, выполняемого государственным сектором; общий объем государственных ресурсов, в том числе по отраслям и сферам.
Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования.
Как отладить процессы вашего бизнеса. Михаил Рыбаков поделится опытом и опишет четкую систему
Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов: как эффективность функционирования объектов государственной собственности; как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов через госбюджет; как эффективность государственных расходов.
В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИКУ
В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору.
Госсектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.
С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,с другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
Госсектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны,но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время:энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Основными экономическими функциями государственного сектора являются:
1. Стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста
2. Реализация государственной структурной политики
3. Поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора
4. Поддержание определенного уровня цен; решение проблем занятости
5. Обеспечение приоритета социальных целей
Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
1. Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства
2. Осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет
Наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:
1. Усилить контроль со стороны государства над важнейшими народно-хозяйственными процессами
2. Повысить общее антикризисное воздействие
3. Регулировать потоки инвестиций
4. Упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства
5. Противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИКУ
Роль государственного сектора заключается в том, чтобы способствовать функционированию национальной экономики в условиях, близких к экономическому оптимуму: он должен обеспечить возможность более эффективного использования ресурсов страны и увеличения совокупного продукта.
Государственный сектор через Центральный банк России регулирует денежный рынок:
1. Устанавливает прибыльные ставки
2. Исполняет процедуры на рынке ценных бумаг
3. Оказывает влияние на денежный курс
Цели формирования государственного сектора направлены на:
1. Моделирование прибыли и затрат правительственного бюджета и национальных внебюджетных фондов
2. Составление плана размеров продукта и развитие планов национальных договоров в поставки продукта, для удовлетворения национальных потребностей
При обстоятельствах скорого формирования государственного сектора на первое место ставится выбор подходящих альтернатив применения национальных средств. Для выгодного подбора применяется способ сопоставления производительности, который предоставляет нужную информацию с целью принятия финансовых и общественно-политических заключений.
Для оценки производительности в государственном секторе применяют подобные способы:
1. Анализ расходов и результативности
2. Анализ расходов и эффективности
Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
1. Доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе
2. Количество занятых в нем рабочих и служащих
3. Удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства
4. Число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам и отраслям
Источник: megaobuchalka.ru
40. Госсектор как комплексный метод воздействия на бизнес
Госсектор Самостоятельный комплексный метод ГР, одновременно его объект и инструмент воздействия на частный сектор. Госсектор — комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих федеральным и местным органам. Изначально включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др.
Позднее государство строило, выкупало у бизнеса хозяйственные объекты, главным образом, в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда необходимо для страны, но не всегда выгодно частному капиталу. Госсектор как инструмент ГР экономики.
1. Поставщик дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных и пр.), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки бизнеса. 2.Противостоит сужению общественного спроса в условиях ухудшения конъюнктуры. 3.Подзаконные акты, принимаемые государством для госсектора, исполь-зуются бизнесом в качестве ориентира для проводимой им ЭП.
4. Госсектор дополняет бизнес там и в той мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной, тем самым изменяя структуру экономики. 5.Госфирмы занимаются внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, предшествуя внедрению национального капитала в ту или иную страну. Госсектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом, как один из инструментов перераспределения ВВП.
41. Глобализация и наднациональное регулирование мировой системы хозяйства
Глобализацию можно определить как растущую экономическую взаимозависимость стран мира в результате увеличивающегося объема и разнообразия трансграничных перемещений товаров, услуг и международных потоков капитала, а также все более быстрой и широкой диффузии технологий. Приоритет имеет взаимопроникновение товаров и технологий, а уже во вторую очередь — финансовых и информационных потоков.
Межгосударственное регулирование можно рассматривать как высшую ступень государственного регулирования экономической жизни, исторически появившуюся последней. Глобальная экономика, как и национальные экономики, с одной стороны, способна к саморегулированию, а с другой стороны, подвергается активному государственному регулированию Межгосударственное регулирование также осуществляется прямыми и косвенными (экономическими) методами. Приоритет имеют экономические. Финансово-кредитная сфера породила большую часть современных инструментов госрегулирования. Наднациональное ограничение или стимулирование использования таких инструментов и составляет основу межгосударственного экономического регулирования.
42. Этапы формирования системы наднационального регулирования
Эволюцию мировой системы госрегулирования разделим на три этапа. Переломными моментами между этапами будем рассматривать мировые экономические кризисы, провоцировавшие радикальные сдвиги в подходах к регулированию. I этап (до 1933 г.) — этап обособленности систем государственного регулирования.Кризис начала 1930-х гг. был первым общемировым.
Доктрина госрегулирования – классический подход. Заложены истоки объединения системы госрегулирования. II этап (приблизительно с 1933-1975 гг.) — этап интеграции экономик различных стран и возникновение взаимосвязи и взаимозависимости систем регулирования.
Зарождение отдельных институтов межгосударственного регулирования (Организация экономического сотрудничества и развития, МВФ, МБРР и др.).Основная направленность такого регулирования — диктат экономически развитых стран по отношению к странам третьего мира. Интеграцию регулированиятормозило экономическое и политическое противостояние социалистического и капиталистического лагеря. Кейнсианский подход в госрегулировании. III этап (с 1975 до н. в.) — этап глобализации экономики и интернационали-зации регулирования. Начало формирования межгосударственногорегулиро-вания как единой системы на базе неоклассического подхода.
Источник: studfile.net