Государственная поддержка малого бизнеса как фактор конкурентоспособности страны

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова: малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to «stay afloat» and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the «engine» of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Вебинар «Программы поддержки малого и среднего бизнеса в 2022»

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.[1]

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию [2]. Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса [3].

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи [4].

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны [5].

Оценка конкурентоспособности стран: когнитивный подход

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России [6].

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 — 2013 гг. в российском малом, а в 2009 — 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 — 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. — на 53% (табл. 1). [7] Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 — Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель200820092010201120122013
Число предприятий, тыс.134815781644183720032062
%100117,1122,0136,3148,6153,0

В 2008 — 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации «ОПОРА России», предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей — федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству [8].

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

— более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

— зависимость от крупных компаний;

— слабая компетентность руководителей;

— повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

— трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

— неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) [9].

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие [10].

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 — 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики «консервации» достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного «восстановительного роста» в узком кругу и без того «развитых» субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом [11].

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер [12].

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах [13].

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий. [14]

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия [15].

Читайте также:  Правила выделения бизнес процессов

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами [16].

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

-оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

-пессимистичные – для внутренних нужд;

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

-добиваться производства продуктов

-повышать ответственность подчиненных,

-разрабатывать инструкции и политику,

-обучаться и обучать подчиненных [18].

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. — 2016. — №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. — 2016. — №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. — Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». — 2013. -№ 1. -С. 7 — 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. — С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. — 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель ; Пер. с англ. — 2-е изд. — М. : Альпина Паблишер, 2016. — 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. — М. : Издательство «Русайнс», 2015. — 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. — 2016. — №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. — 2016. — №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. — Rostov: «Azov-print» Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app «Business and Law in Russia and abroad.» — 2013. -№ 1. C. 7 — 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. — S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. — 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. — 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. — Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. — 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. — 2nd ed. — Moscow: Alpina Publisher, 2016. — 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. — M .: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K °», 2014. — 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. — M.: «Rusayns» Publishing House, 2015. — 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. — Minsk Higher School, 2014. — 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. — P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90

Источник: research-journal.org

Программно-целевые методы государственной поддержки конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Малый бизнес, ренессанс которого начался в развитых странах в последней четверти XX в. в условиях радикального изменения направленности развития производительных сил от обобществленности к индивидуализации, связанной с массовым внедрением информационно-коммуникационных технологий, представляет собой в настоящее время наиболее массовую, динамичную, гибкую форму организации хозяйственной деятельности, выступающей не только основой экономического благополучия государств с развитой рыночной системой хозяйствования, но и основой гражданского общества и политической стабильности этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимошенко А. Н.

Приоритетные направления реализации инструментов финансирования малого и среднего предпринимательства в современных условиях: региональные сопоставления

Инвестиционная и финансово кредитная политика поддержки малого и среднего предпринимательства
Формы государственной поддержки предпринимательства в Ростовской области

Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Иркутской области

Читайте также:  Принцип эффективных бизнес коммуникаций

Оценка результативности государственной политики в сфере финансовой поддержки малого предпринимательства

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевые методы государственной поддержки конкурентоспособности малого и среднего бизнеса»

снабжение для производителей сельскохозяйственной продукции.

На выбор интеграционной (точнее, консолидационной) или соответственно дезинтеграционной стратегии предприятия оказывает влияние вопрос об оптимальных размерах предприятия, имеется в виду вопрос о рациональных границах предприятия, который давно обсуждается в литературе. Однако единого ответа на него нет, решение зависит от конкретной ситуации: типа предприятия, условий управления, стадии жизненного цикла предприятия, а также экономической среды в стране, где оно функционирует. Объективная граница целесообразности слияния предприятий, как нам представляется может определяться следующими факторами (рис.1)

Таким образом, процесс интеграции может осуществляться в различных формах, проблема — в выборе наиболее эффективной интегрированной системы.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Малый бизнес, ренессанс которого начался в развитых странах в последней четверти XX в. в условиях радикального изменения направленности развития производительных сил — от обобществ-ленности к индивидуализации, связанной с массовым внедрением информационно-коммуникационных технологий, представляет собой в настоящее время наиболее массовую, динамичную, гибкую

форму организации хозяйственной деятельности, выступающей не только основой экономического ^

благополучия государств с развитой рыночной системой хозяйствования, но и основой гражданского ^

общества и политической стабильности этих стран. В развитых странах более 80% из всех зарегист- □

рированных предприятий являются малыми, на них занято до 70% трудоспособного населения, а их ^ доля в валовом национальном продукте достигает 60%.

В России состояние сектора малого предпринимательства можно определить как стагнирующее,

так как динамика основных показателей развития этого сектора изменяется в сторону увеличения с

довольно низкими темпами, оставаясь на уровне 90-х гг. Вклад малых предприятий в ВВП России ®

составляет 10%, что остается ниже аналогичного показателя для стран с развитой системой рыноч- о

ного хозяйствования, степень «насыщенности» малыми предприятиями на 1 тыс. жителей также го- ®

раздо ниже, чем в развитых странах — 6,2 малых предприятий на 1 тыс. жителей в среднем по России, |

тогда как в Великобритании этот показатель достиг 46, в Японии — 50, в Италии — 68, в США — 74 [1]. 0

Поскольку малый и средний бизнес представляет собой относительно самостоятельный сектор о

современной рыночной экономики. то в промышленно развитых странах индивидуальные предпри- ^

ниматели, малые и средние предприятия (МСП) представляют самую большую по численности группу £ по сравнению со всеми остальными формами организации предпринимательских структур (свыше 90%), однако по масштабам задействованных в сфере предпринимательства активов она занимает около 20%,

т.е. индивидуальные предприниматели составляют основу малого предпринимательства. Так, напри- о

мер, в США более 19 млн. фирм относится к категории малых; во Франции — 2,3 млн. фирм (99,8% от о

общего числа), на которых занято 70% рабочей силы. В Испании 99,5% фирм относятся к малым и 9

средним предприятиям, а в Германии на таких предприятиях занято более 65% трудоспособного насе- т

ления. В целом МСП в большинстве развитых стран, являющихся членами Всемирной торговой орга- £

низации (ВТО), в среднем составляют более 95% фирм, обеспечивают 60-70% занятости и постоянно £

создают новые рабочие места [2]. 5

Малые формы организации хозяйственного производства характеризуют такие свойства, как £

гибкость, возможность оперативного реагирования на изменение внешних и внутренних факторов. ЕЕ МСП располагают мощными конкурентными преимуществами, требуют меньше капиталовложений в

расчете на одного работника (по сравнению с крупными), широко используют местные трудовые о

ресурсы. У собственников МСП высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, они лучше [I

информированы об уровне спроса на локальных рынках, часто продукция производится по заказу ^

конкретных потребителей, малые предприятия дают средства к существованию большого количества о

наемных работников. Мировой опыт демонстрирует, что условием эффективного развития является О симбиоз крупного производства со множеством мелких и средних предприятий (аутсорсинг и субкон-

трактинг), каждое из которых выполняет свою определенную функцию, что обеспечивается целенаправленными государственными программами по структурированию неоэкономики и применением программно-целевых методов государственной поддержки.

Хотя малый бизнес прежде всего ориентируются на удовлетворение внутреннего потребительского и промышленного спроса, однако расширяется число МСП, использующих условия либерализации внешнеэкономической деятельности. Около 1/4 продукции малого бизнеса конкурентоспособно на мировом рынке, около 20% продукции МСП привлекает 10-40% выручки от трансграничного перемещения товаров, работ, услуг. В настоящее время доля МСП составляет 25-35% мирового экспорта продукции и привлекает значительную долю прямых иностранных инвестиций. Такие МСП, которые активно проявляют себя во внешнеторговой сфере, как правило, развиваются более интенсивно, чем аналогичные предприятия, ориентированные исключительно на внутренний рынок.

В России число зарегистрированных малых предприятий (2005 г.) составило 989,3 тыс. (в 2004г. — 890,9 тыс.). При общей положительной тенденции в среднем по стране в трех федеральных округах (Центральном, Приволжском и Дальневосточном) произошло сокращение числа зарегистрированных малых предприятий. В Ростовской области количество малых предприятий увеличилось с 2000г с 25 до 29 тыс. в 2004г.

При этом Ростовская область входит первую десятку регионов России, где малое предпринимательство развивается наиболее успешно. За 2005г. Совет Федерации ФС РФ и Торгово-Промышленная палата РФ отметили Ростовскую область дипломом победителя Всероссийского конкурса «Лучший регион (субъект) РФ по развитию малого и среднего предпринимательства» [3].

Многие из таких проблем, присущих малым предприятиям, как недостаток финансирования и управленческих навыков, сложности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, невысокая производительность труда, административные барьеры и др.), сильно обостряются в условиях

‘Т. повышения степени открытости национальной экономики. Потому для усиления своей конкурентоспособности малый бизнес нуждается в модернизации систем управления и поиска информации, об-

д новлении технологической базы, повышении квалификации менеджмента и т.д. В условиях усиления

□ глобализационных процессов государство должно содействовать улучшению доступа МСП к финан-

^ совым и информационным ресурсам, к рынку госзакупок, современным технологиям (включая управ-

а Конкурентоспособность представляет собой поликомпонентное явление, включающее качественен ные и ценовые параметры производимой продукции и зависящее от уровня менеджмента, управле-§ ния финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющей деятельности предпри-ф ятия, конъюнктуры рынка, степени конкуренции со стороны других участников рынка [4, с.17]. Так-| же под конкурентоспособностью понимается свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичны-о ми объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность

Ее выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке [5, с.227].

£ В условиях повышения степени открытости национальной экономики важное значение приоб-

® Суть программно-целевого метода регулирования экономики состоит в отборе приоритетных

Л целей социально-экономического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их дости-^ жению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению [6]. Программа — это научно обоснованное пред-

ставление о состоянии корректного объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет и более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям. Программный подход как метод решения долговременных комплексных проблем социально-экономического развития органически присущ индустриальной системе хозяйствования.

Необходимость формирования и развития эффективной региональной экономической системы программно-целевыми методами определяется невозможностью комплексного решения поставленных задач в приемлемые сроки в рамках сложившихся рыночных механизмов и обязательностью государственной поддержки для их решения. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции: пространственной, когда объединяются усилия различных участников хозяйственной деятельности различных отраслей, районов и форм собственности, и временной, необходимой обеспечения последовательности и взаимосвязи различных этапов рыночного процесса.

Читайте также:  Код для Симс 2 бизнес на уровень

Реализация программно-целевого метода в современных условиях России осуществляется в виде целевых программ — федеральных (ФЦП), регио-нальных и муниципальных, являющихся одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и иные процессы. Федеральная целевая программа (ФЦП) представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

В составлении целевой программы выделяются следующие этапы: отбор проблем для включения в программу, принятие решения о разработке программы, её формирование, экспертиза и оценка, утверждение, управление реализацией и контроль за ходом её выполнения. Инициатором постанов-

ки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые □ юридические и физические лица. Однако в настоящее время эффективность целевого программиро- О вания в экономике РФ невелика, и часто оно заменяется текущим административным управлением.

В отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко рассматрива- ^ лось только как метод планирования. Однако основ-ное в программно-целевом подходе — это органи- а ческое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и ® исполь-зованием организационного и финансового механизмов её реализации, контролем реализации о (последнее является одновременно и элементом обратной связи). Применение такого сложного орга- ® низационно-хозяйственного инструмента, как целевая программа, оправдано для решения далеко не | для всех проблем, возникающих при функционировании хозяйственных систем. ^

В Ростовской области действует около 150 тыс. СМП, в том числе 29 тыс. малых предприятий и о 103,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, 15,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств в фор- ^ ме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 39 муниципальных районах и город- ^ ских округах из 55 созданы и действует более 100 объектов инфраструктуры. В их числе микрофи- ^ нансовые организации (кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и ^ местного развития и др.), информационные, консультационные организации и учебно-производствен- о ные площадки для начинающих предпринимателей (агентства поддержки малого и среднего бизне- 0 са, информационно-консалтинговые центры по обслуживанию малого агробизнеса, крестьянских (фер- о мерских) и личных подсобных хозяйств, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и технопарки).

Развитие малого бизнеса является приоритетным направлением государственной политики Ростовской области. Новой областной целевой программой развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы предусмотрено более десяти форм прямой финансовой поддержки малого бизнеса, направленной на содействие развитию и повышению его конкурентоспособности и эффективности. В 2006 году из средств областного бюджета на эти цели предусмотрено в 2 раза больше средств, чем в 2005 г. — 91,9 млн. руб., из них на финансовую поддержку предпринимателей — 50 млн. руб. [8].

В приоритетные направления поддержки МСП включены:

— бытовое обслуживание населения в сельских районах области;

— защита окружающей среды; 5

— въездной и внутренний туризм, развитие гостиничного комплекса. О

— сельхозпроизводство и сельхозпереработка;

Источник: cyberleninka.ru

Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Предмет. В современных условиях стабильное и устойчивое развитие национальной экономики и экономическая безопасность определяются прежде всего состоянием развития хозяйственной системы. В связи с этим одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности является развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). В данной статье проведен анализ уровня развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также выработаны рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере поддержки МСП для обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации.
Цели. Комплексное авторское исследование основных институциональных характеристик субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также выработка основных рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере поддержки МСП в целях обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации.
Методология. В работе использовались методы логического, статистического анализа, а также метод прогнозирования.
Результаты. Проведено исследование основных характеристик уровня развития малого и среднего предпринимательства в России, в том числе в региональном аспекте с помощью расчета индекса конкурентоспособности региональных предпринимательских систем. Выявлено, что современное состояние сектора МСП в России вызывает серьезную озабоченность, которая обусловлена неустойчивой динамикой изменения численности малых и средних предприятий и занятых на них работников, формированием несбалансированной территориальной структуры малого и среднего бизнеса с преобладанием его концентрации в отдельных регионах и его теневизацией, что влечет соответствующие угрозы национальной экономической безопасности.
Выводы. Угрозы развития сектора МСП влекут за собой соответствующие угрозы национальной экономической безопасности. Предложены ключевые меры совершенствования существующей системы государственной политики в сфере поддержки МСП в рамках направлений компенсации выявленных угроз.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, конкурентоспособность, региональные системы предпринимательства

  1. Воротников Д.С., Рожкова Н.К. Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития // Вестник университета. 2016. № 10. С. 26–33. URL: Link
  2. Кремин А.Е. Методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 3. С. 46–61. URL: Link
  3. Артемьев Н.В. Организационно-экономические проблемы декриминализации малого бизнеса в России: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015. 247 с.
  4. Чеботарев В.С., Ионов В.А. Малое и среднее предпринимательство как важнейший фактор роста экономики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4. С. 184–192. URL: Link
  5. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я.А. и др. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: монография. М.: ИНФРА‑М, 2019. 154 с.
  6. Талыпина М.А. Социально-экономические аспекты развития малого предпринимательства в российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. № 12. С. 8–16. URL: Link
  7. Коробов С.А. Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсно-ориентированного подхода // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 19. С. 2451–2464. URL: Link
  8. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Региональная система предпринимательства: параметры развития и потенциал реконфигурации // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 1107–1122. URL: Link
  9. Жданова Е.С. Анализ определений термина конкурентоспособность предприятия // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. № 4. С. 222–230. URL: Link
  10. Голикова В., Кузнецов Б. Субоптимальный масштаб: факторы, препятствующие росту российских малых и средних компаний // Форсайт. 2017. № 3. C. 83–91. URL: Link
  11. Калганова О.О., Власова Н.Ю. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. С. 27–32. URL: Link
  12. Иванченко Л.А., Леонидова А.И. Методологические подходы к оценке результативности региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник КрасГАУ. 2014. № 8. С. 17–21. URL: Link
  13. Хузина М.Т. Программно-целевой подход к развитию малого и среднего предпринимательства (на примере Республики Татарстан) // Инновационная наука. 2016. № 10-3. С. 145–146. URL: Link
  14. Буров В.Ю., Серватинский В.В., Ортыков А.У. Особенности влияния государства на экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Baikal Research Journal. 2017. № 1. С. 45–57. URL: Link.5
  15. Орехова Т.Р., Карагодина О.В. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 105 с.
  16. Яшина Н.И., Гинзбург М.Ю., Сухова Е.А., Кудрявцева М.О. Социально-экономическое благополучие как залог успешного развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2016. Т. 14. Вып. 7. С. 89–104. URL: Link
  17. Гулаков Р.Н. Преступность теневой экономики // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 7. С. 192–200. URL: Link
  18. Латов Ю.В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 1. С. 16-27. URL: Link
  19. Урузбаева Н.А. Проблемы и пути улучшения делового климата в регионах // Экономика региона. 2016. № 1. С. 150–161. URL: Link

Источник: www.fin-izdat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин