Документ из архива «Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «экономика» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «курсовые/домашние работы», в предмете «экономика» в общих файлах.
Онлайн просмотр документа «178133»
Текст 7 страницы из документа «178133»
- «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. , М., 2002
- Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия — М., 2006
- Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.
- Доклад Председателя Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства»Амрина Г.К. 03.03.2008, www.mit.kz
- Кубаев Е., Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане. Журнал «Экономика и статистика.» №4, 2006 г., стр. 56-60
- Анализ состояния развития малого и среднего бизнеса за 9 месяцев 2008 года. www.mit.kz
- «Экономические регуляторы политики поддержки предпринимательства в Казахстане» А.Кантарбаева, У.Шукеев // Альпари № 3 2005 г.
- Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: Экономика», 2000
- Послание Президента Казахстана Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» 6 марта 2009 года www.akorda.kz
- Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000.
- Аналитический доклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, февраль 2008 г. www.mit.kz
- Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы (второй этап) www.mit.kz
- Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 — 2007 годы www.mit.kz
- Аналитическое обозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz
- “Социально-экономическое развитие РК” Информационно-аналитический журнал 2005
- Абуталипов Ж. На пути к рынку//Казахстан: экономика и жизнь, 2000
- Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 2007
Характеристика основных этапов развития малого бизнеса в Республике Казахстан
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Основные нормативно-законодательные акты
Основные проблемы, препятствующие развитию МБ
Количественные характеристики МБ, по состоянию на конец этапа*
Кол-во малых предприятий, тыс. ед.
Численность занятых, тыс. чел.
Этап 1. МБ в условиях СССР (1986-1990)
Закон СССР «О кооперации»
- Внедрение новых форм собственности,
- Начало формирования предпринимательской культуры
- Трудности доступа к сырью и производственным площадям,
- Бюрократические преграды при регистрации кооперативов
Этап 2. МБ в условиях перехода Казахстана от административно-командной к рыночной экономике(1991 – 1996)
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ
Этап 2.1 1991 – 1993
- Закон КазССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в КазССР»;
- Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
- Закон «О Защите и поддержке частного предпринимательства»
- Закон РК «О налогах с предприятий, объединений и организаций»
- Государственная программа поддержки и развития предпринимательства в РК на 1992-1994 г.г.
- Обретение Казахстаном суверенитета
- Резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности
- Несовершенство действующей нормативно-правой основы;
- Ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
- Нехватка знаний у новоявленных предпринимателей
Этап 2.2 1994 – 1996
- Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
- Закон РК «О хозяйственных товариществах»
- Закон РК «О производственном кооперативе»
- Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц»
- Указ президента «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности»
- Государственная программа поддержки и развития предпринимательства в РК на 1994-1996 г.г.
- Приватизация государственной собственности
- Снижение активности в предпринимательском секторе
- Нестабильная социально-экономическая ситуация;
- Не достаточно четкое выполнение действующих законодательных и программных документов
- Внесение частых изменений в действующее законодательство;
- Высокий уровень налогов;
- Недоступность кредитных ресурсов;
- Наличие административных барьеров
Этап 3. МБ в условиях становления рыночных отношений (1997 — 2000)
- Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Казахстан»
- Закон РК «Об индивидуальном предпринимательстве»
- Закона РК «О финансовом лизинге»
- Постановление Правительства РК «О концепции развития ремесленничества»
- Постановление Правительства РК «О развитии женского предпринимательства»,
- Государственная программа поддержки и развития предпринимательства в РК на 1999-2000 г.г.
- Активизация деятельности в секторе МБ
- Усиление государственной поддержки МБ
- Усиление региональных аспектов развития МБ
- Развитие неправительственного сектора поддержки МБ
- Недостаточная доступность финансовых и кредитных ресурсов;
- Необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий МБ и превышение ими своих полномочий;
- Относительно высокий уровень налогов и сложная запутанная система их сбора;
- Недостаточная развитость объектов рыночной и производственной инфраструктуры, способствующей эффективной деятельности МБ
*“Problems in the Development of Small Business Sector and the System for its Financial Support”, Report: Transformation in Kazakhstan; Issue and Challenges, the Sasakawa Peace Foundation; Tokyo, 1998
Источник: studizba.com
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Яценко В.С. — студент КарГТУ (гр. ФЭМ-14-3) Ермекова К.К. — студент КарГТУ (гр. ФЭМ-14-3)
Научн. рук.- ст. препод. Кучер В.Н.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Во всем мире малый бизнес представляет собой движущую силу экономики, основу формирования стабильного среднего класса в стране, что становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности. Предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Государственная политика в отношении малого бизнеса строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе. Для осуществления государственной политики применяется специальное законодательство, регулирующее весь комплекс вопросов поддержки малого бизнеса; реализуется система государственных программ финансового, технологического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям[1].
Можно выделить следующие основные проблемы и ограничения, являющиеся наиболее актуальными для малого и среднего бизнеса:
1) Проверки контролирующими и налоговыми органами;
2) Снижение покупательской способности и сложности в поиске рынков сбыта;
3) Недостатки системы налогообложения субъектов МСБ
4) Высокая конкуренция;
5) Проблема финансирования бизнеса.
В Республики Казахстан делается акцент на решения проблем малого и среднего бизнеса.
Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса.
Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы.
Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу.
Для этого необходимо:
— поощрять стремление малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации и создать систему их поддержки и поощрения;
— развивать внутренний рынок за счет поощрения местных бизнесинициатив и минимального, но жесткого регулирования;
— предусмотреть введение новой, более жесткой, системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса.
Задача сегодняшнего дня — создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних[2].
Исходя из нижеприведенного изображения, мы можем сделать вывод, что в рамках государственных программ и посланий президента Республики Казахстан проводится масштабная работа по развитию малого и среднего бизнеса.
Подводя итог, мы можем сказать, что реализация данных мероприятий играет существенную роль в образование и развитии малого и среднего бизнеса, а значит и экономики страны в целом. В нашей стране создавались, создаются и будут создаваться всё более благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.
Список использованной литературы:
1. Генералов, В.В., Лычагин, М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства, 2008.
2. Послания Президента народу «Стратегия «Казахстан-2050»
3. Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»
Источник: ulagat.com
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в рк это
Не хватает прав доступа к веб-форме.
Записаться на семинар
Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт
Under construction!
Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.
This page is under construction and coming soon.
НИСИПП
+7 495 988-92-52
- Официальная страница НИСИПП
- Проблематика МСП и его господдержка
- Банки и МСП (малый и средний бизнес)
- Антикоррупционный капитал
- О нас
- Интерактивное резюме
- Наши организации
- АНО «НИСИПП»
- ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
- ООО «O2Consulting»
- ООО «Л-СТАР»
- Школа
- Направления деятельности
- Наши технологии
- Мероприятия
- Новости
- Мнения наших экспертов
- Интервью
- Мониторинги
- Исследования
- Законодательство
- Наши публикации
- Программы поддержки
- Мониторинг банковского и государственного финансирования МСП
Главная / Исследования / Современное состояние системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан
Современное состояние системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан
Дата: 30.05.2011
Файлы
- rar rar, 352.35 КБ
Аналитический центр ОАО «МСП Банк»
Соболь А.В.
Шамрай А.А.
1. Современное состояние сектора МСП
К субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан относят:
- субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
- субъектов среднего предпринимательства — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридических лиц, осуществляющих частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек или среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Месячный расчетный показатель на 2011 год установлен на уровне 1512 тенге (283,5 рублей 1 ). Таким образом, ограничение по среднегодовой стоимости активов для субъекта малого предпринимательства составляет 90 720 тысяч тенге (17 млн. рублей), для субъекта среднего предпринимательства – 491 400 тысяч тенге (92,1 млн. рублей). Основные проблемы при отнесении хозяйствующего субъекта к МСП возникают как раз при оценке среднегодовой стоимости активов. Формула для расчета данного показателя не прописана в законодательстве Республики Казахстан, что приводит к многочисленным конфликтам между хозяйствующими субъектами и контролирующими органами.
Сектор малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан динамично развивается. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2011 года число зарегистрированных субъектов МСП составило 941 тысячу (увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составило 1,3%, однако низкий показатель прироста связан с изменением системой учета субъектов МСП).
Число активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в республике увеличилось на 1,3% и составило 676 тысяч.
Численность занятых в сегменте МСП на 1 января 2011 года составляла 2,5 млн. человек.
Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства за 2010 год по сравнению с предыдущим годом, по оперативным данным (в постоянных ценах) увеличился на 1,9% и составил 6847 млрд.тенге (1283 млрд.рублей).
2. Государственная поддержка МСП в Республике Казахстан.
2.1 Органы исполнительной власти
Основным координатором государственной поддержки МСП в республике Казахстан является Министерство экономического развития и торговли РК в лице департамента развития предпринимательства. Также на общегосударственном уровне вопросами поддержки субъектов МСП занимается Министерство индустрии и новых технологий. На базе МИНТ РК функционирует ряд организаций, курирующих различные сферы научно-технического и инновационного развития субъектов МСП – это, в частности, Национальный инновационный фонд (занимается вопросами инноваций и венчурных инвестиций), Центр инжиниринга и трансферта технологий (отвечает за трансферт технологий), Инвестиционный фонд Казахстана (курирует вопросы государственных инвестиций в наукоемкий сектор) и Корпорация по развитию и продвижению экспорта.
2.2. Национальные фонды
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «.азына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
Фонд национального благосостояния «Самрук-.азына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.
Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
- содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
- содействие в стабилизации экономики страны;
- повышение эффективности деятельности компаний.
Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.
Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:
- нефтегазовый сектор;
- электроэнергетика;
- металлургия;
- химия, нефтехимия;
- инфраструктура.
Основными задачами Фонда являются:
- разработка и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба;
- поддержка и модернизация существующих активов компаний Фонда;
- содействие в развитии регионов и реализации социальных проектов;
- поддержка отечественных товаропроизводителей, товаров и услуг.
ФНБ «Самрук-Казына» реализует программу поддержки МСП большей частью через одну из своих дочерних организаций – Фонд развития предпринимательства «Даму». Основной механизм поддержки, реализуемый в рамках Программы – размещение 120 млрд. тенге (около 22,5 млрд. рублей) через банки второго уровня для обеспечения потребности сектора МСП в кредитных ресурсах по льготным процентным ставкам. Следует отметить, что эта часть программы работает достаточно эффективно – средневзвешенная ставка по кредитам на 1 ноября 2009 года составила 11,33%, а эффективная ставка – 12,2% 2 (при фактическом темпе инфляции в 2009 году в 6,2%).
Фонд развития предпринимательства «Даму», упомянутый выше, также является важным звеном в структуре органов государственной поддержки МСП. Фонд, помимо размещения кредитных ресурсов через банки второго уровня, реализует большое число программ, в том числе такие, как:
- программа прямого финансирования субъектов МСП «Даму-Колдау», в рамках которой было размещено более 3 млрд. тенге (около 562 млн. рублей);
- программа финансирования субъектов микрокредитования;
- программа «Бизнес-Советник»;
- программа финансирования лизинговых сделок для субъектов МСП, занятых в обрабатывающей промышленности.
Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд, проходят жесткий конкурсный отбор. Так, по состоянию на 1 марта 2010 из 143 проектов, представленных на рассмотрение в рамках программы прямого финансирования, отбор прошли лишь 10.
Основной программой, реализуемой фондом на данный момент, является «Дорожная карта бизнеса 2020». Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» разработана для реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.
Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. 3
Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:
- поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);
- оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);
- поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора).
2.3 Региональная инфраструктура поддержки
Региональная инфраструктура поддержки МСП в Республике Казахстан представлена на сегодняшний большим количеством различных организаций, оказывающих представителям малого и среднего бизнеса помощь по всем возможным направлениям – от консультаций по вопросам создания собственного дела и выбора организационно-правовой формы до поиска партнеров за рубежом и привлечения инвестиций. На территории Республики Казахстан на сегодняшний день действуют:
- 17 торгово-промышленных палат;
- 18 технопарков;
- 28 бизнес-инкубаторов;
- 121 центр поддержки предпринимательства;
- 228 организаций, предоставляющих услуги адвокатуры для МСП;
- 65 централизованных бухгалтерских служб;
- 2825 ассоциаций предпринимателей;
- 1025 микрокредитных организаций;
- 165 небанковских финансовых учреждений;
- 63 лизинговые и франчайзинговые компании;
- 355 филиалов банков второго уровня 4 .
2.4. Основные проблемы системы поддержки МСП
Наличие большого числа организаций, занимающихся поддержкой МСП, причем, подчас, дублирующих деятельность друг друга и конкурирующих между собой, сдерживает развитие простой и понятной для субъекта МСП системы поддержки. В своем годовом отчете фонд «Даму» обозначил в качестве одной из основных проблем на пути развития предпринимательства в Казахстане отсутствие целостной и централизованной системы поддержки: «Очень часто неудовлетворительные результаты программ для малого и среднего бизнеса обусловлены не плохой реализацией и отсутствием контроля, а отсутствием четкой нацеленности и формулировки целей. Недостаток государственных учреждений, ответственных за планирование и разработку программ по поддержке МСБ, является одной из причин того, что некоторые из этих программ не достигают поставленных целей. Другая причина в том, что в Казахстане нет государственного учреждения, отвечающего за координацию усилий всех линейных учреждений, содействующих развитию МСБ. Такое учреждение должно иметь возможность не только координировать, но программировать и контролировать выполнение государственных программ для МСБ. Наиболее очевидным является орган, который в настоящее время выполняет часть работы, но не обладает полномочиями координации и программирования развития МСБ, – Департамент развития предпринимательства в Министерстве экономического развития и торговли» 5 .
1 Здесь и далее – по курсу ЦБ РФ на 4.05.2011.
2 Материал Министерства экономического развития Республики Казахстан «Результаты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 ноября 2009 года»
3 По материалам официального сайта Программы http://dkb2020.kz/
4 По материалам сайта Минэкономразвития Казахстана – www.minplan.kz
5 «Стратегические аспекты деятельности АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в период 2010-2020 годов, Алматы, 2010.
Источник: nisse.ru