Цель социальной политики — создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.
Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
С позиции субъект-объектных отношений термин «социальная политика» многовариантен:
— это деятельность государства в социальной сфере;
— это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач.
В системе объект-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.
Некоторые исследователи считают, что объект — это подчиненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представлен социальной сферой общества, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
— выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
— оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
— интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
— социальная защита населения;
— управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Кроме этого, социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
а) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
В формировании и реализации социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе нормативно-правовой базы.
Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующего гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные социальные права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пенсиях в России» и ряде других.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.
Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.
Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых отношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют разграничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.
В основе разграничения деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принципы федерализма, как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах.
Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.
Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д.
Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе. Она дает перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательствах.
Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное место отводится регламентации бюджетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налогового законодательства, других нормативных актов.
Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы косвенно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно местных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.
Основная часть общегосударственных регламентации по управлению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами.
Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности региональных и особенно местных властей) сегодня в большей степени присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, например, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.
Эта целостность определяется следующими факторами:
1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;
2) единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения;
3) протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;
4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение».
В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкретные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идеологического, пропагандистского характера.
Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития.
Экономика является основой решения социальных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.
Социальная политика приобретает государственно-общественный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и организаций, общественных объединений и организаций, частных лиц.
Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:
— правотворческая деятельность законодательных органов;
— организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;
— контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;
— совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.
Управление социальным развитием связано с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.
Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7).
Общепризнанными характеристиками социального государства являются:
— развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;
— развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;
— развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.
В настоящее время Российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.
Либеральная политика предполагает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения проблем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включенные в список минимальных гарантий.
Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования:
— сфера труда и распределения доходов;
— реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);
В разработке и реализации социальной политики участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные индивиды).
Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:
— государственные ведомства и учреждения;
— органы местного самоуправления;
— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
— коммерческие структуры и бизнес;
— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;
— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).
Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом социального права являются:
— правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;
— социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;
— правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;
— правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Лекция 24. Социальная политика государства.
интерреализация межгосударственной социальной политики.
Основные функции соииа/ыюй политики:
- определение доли каждого работника в созданном продукте;
- стимулирование трудовой мотивации рациональной занятости и развития производства;»
- влияние на формирование доходов и структуры потребностей;
- обеспечение социальной защищенности всех членов общества;
- согласование личных, коллективных и государственных интересов;
- создание условий воспроизводства рабочей силы.
Для осуществления социальной политики необходимо иметь разнообразную информацию об экономическом и социальном положении населения.
В мировой практике приняты следующие социальные индикаторы развития.
- Бедность. Чертабедности — индикаторы, характерные для отдельной страны и не подлежащие сравнению с другими странами; верхняя черта бедности является пороговой для бедных слоев населения; нижняя — для беднейших слоев населения. Стоимость минимальной потребительской корзины измеряется в местной валюте.
- Показатель количества населения — доля населения в каждой из вышеупомянутых категорий во всем населении страны.
- ВВП па душу населения — оценку осуществляют на определенный год в долларах США в текущих рыночных ценах.
- Краткосрочные показатели дохода. Заработная плата неквалифицированных работников в городе — еженедельная заработная плата лиц, имеющих случайные заработки и не располагающих другими источниками дохода.
- Заработная плата неквалифицированных работников в сельской местности — еженедельная заработная плата сельскохозяйственных рабочих, имеющих случайные заработки, безземельных или не располагающих землей в количестве, достаточном для удовлетворения их потребности в пропитании.
- Условия торговли между селам и городом — соотношение оптовых цен на зерновые и промышленные товары.
- Индекс потребительскихцен (ИПЦ) — индекс на товары и услуги, потребляемые в домашних хозяйствах. ИПЦ для населения с низким доходом включает индекс цен, основанный на потребительской корзине бедных слоев населения.
Основные направления государственной социальной политики включают:
- общие вопросы политики доходов населения;
- политику в сфере труда и трудовых отношений;
- социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
- развитие отраслей социально-культурного комплекса;
- социальную защиту отдельных категорий и групп населения.
Социальная политика направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, а также адресное равномерное распределение доходов. Очевидно, что отправной-точквй социальной политики являются доходы. Поэтому представляется важным выяснение понятия дохода, перераспределение доходов в обществе, регулирование государством процессов перераспределения.
Доходы населения и их распределение
Доходы — конечная цель действия каждого активного участника рыночной экономики, объективный и мощный стимул его повседневной деятельности. Высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно значимая выгода, поскольку они в конечном счете являются единственным источником удовлетворения общих потребностей расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных. Все одновременно не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным.
Доходы- денежная оценка результатов деятельности экономического субъекта.
Доход обычно представлен деньгами. Благоприятным условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества. Живем ли мы на заработную плату или за счет собственной предпринимательской деятельности — в любом случае мы должны что-то сделать полезное для других людей, чтобы получить от них денежное вознаграждение.
Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае — при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, безработные). Названные категории поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия.
Рыночный же доход образуется в результате наших полезных действий для других людей. Он во многом определяется спросом на предлагаемые нами товары и услуги. Взаимодействие спроса и предложения — объективный механизм образования доходов в рыночной экономике.
В настоящее время сформировалась следующая система показателей доходов: первичные доходы, национальный доход.
Первичные доходы — это доходы, поступающие хозяйствующим субъектам в результате первичного распределения добавленной стоимости: оплата труда, прибыль, доход от собственности.
Для предотвращения нарастания дифференциации доходов между различными группами населения предлагается освободить от подоходного налогообложения доходы граждан в пределах черты малообеспеченности, а также средства, направляемые на приобретение и строительство жилья, учебу, лечение, отдых, дополнительное социальное обеспечение; ввести высокопрогрессивное налогообложение сверхвысоких доходов.
Текущие трансферты — платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в виде налогов на доходы и собственность, выплат из государственного бюджета на социальные нужды и страховые премии.
Сумма первичных доходов и текущих трансфертов образует располагаемый доход.
Национальный доход — общая сумма всех доходов в обществе, которую получают экономические субъекты за предоставление в использование имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
Для измерения фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэффициент Джини, показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.
Кривая Лоренца — метод графического изображения в уровне неравномерности распределения совокупного дохода между различными группами населения (рис. 3.15).
ОЕ — абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения.
Однако реальное распределение (OABCDE = Т) всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой.
Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая — кривая Лоренца, отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.
Точки, находящиеся в заштрихованной области (см. рис. 3.15), являются иллюстрацией коэффициента Джини:
где G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
При коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной уравниловки, а при коэффициенте, равном 1, — в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».
Цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
Номинальный и реальный доходы
Чтобы судить о величине дохода, следует различать его номинальное и реальное выражения.
Номинальный доход — это сумма денег, поступающая в личное распоряжениё»получателя.
Реальный доход — то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на данный номинальный доход.
Номинальный доход может быть:
- фиксированным;
- возрастающим;
- уменьшающимся.
Хотя получатель дохода обладает множеством потребностей, превращение их в реальный платежеспособный спрос на соответствующие товары зависит от ряда факторов. Среди них выделим:
- цены на товары;
- номинальный доход.
Изменение соотношения цен в наборе избираемых товаров вызывает изменение платежеспособного спроса даже при фиксированной величине номинального дохода.
Возрастающий доход вызывает последовательно расширяющийся спрос:
- на продовольственные товары;
- промышленные товары;
- товары длительного пользования и услуги.
Сначала прирост дохода направляется на приобретение преимущественно продовольственных товаров, однако такой спрос растет до «точки насыщения», после которой переключается на покупку промышленных товаров. Использование прироста доходов на долгосрочные товары и услуги в силу их особой дороговизны приходит третьей волной.
Главным следствием уменьшения номинального дохода является переключение на цели текущего потребления.
В результате при уменьшении размеров доходов относительно возрастает величина платежеспособного спроса на потребительские товары, что вызывает нарушение рыночного равновесия, ибо под давлением спроса начинают расти цены.
Второе следствие — резкое падение нормы сбережения. Это создает трудности для всей экономики, так как инвестируемая часть личных сбережений населения образует один из главных источников экономического роста страны/
Регулирование доходов (перераспределение)
Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материального поддержания временно незанятых, нетрудоспособных, а также малообеспеченных групп населения.
Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной заработной платы. Такой предел должен сдерживать развертывание инфляционной спирали «цена — зарплата».
Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества. Правительство стремится избежать двух крайностей:
- формирования иждивенческих настроений у малоимущих и
- подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.
В условиях переходной экономики показатели социального развития ухудшаются. На первое место выступают проблемы обеспечения минимальных доходов населения, организации рынка труда, охраны здоровья, адресной поддержки бедных
Система и механизмы социальной защиты населения
Осуществление активной социальной политики невозможно без ускоренного развития отраслей, которые обеспечивают население жильем, работой, медицинской помощью, способствуют духовному развитию личности, осуществляют нормальное жизнеобеспечение граждан. В настоящее время в этих отраслях нарастают негативные тенденции: социально недопустимая дифференциация уровня потребительских услуг, низкая заработная плата, обострение вопросов трудоустройства и снижение гарантий занятости, невозможность приобретения жилья абсолютным большинством населения, особенно молодыми семьями.
Выход отраслей на новые качественные характеристики возможен при выработке в России такого экономического механизма, который позволил бы решить проблемы повышения эффективности этих отраслей в новых условиях хозяйствования, обеспечил бы их выживание; адаптирование и саморазвитие, помог бы практически реализовать принцип доступности социальных благ для всего населения республики и получения гарантированного права на образование, услуги учреждений культуры, медицинское обслуживание, жилье и работу. В период преодоления кризиса и стабилизации экономики развитие этих отраслей необходимо осуществлять при непосредственном государственном регулировании, включающем стабильное бюджетное финансирование, проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание экономических условий для более широкого привлечения в социальную сферу внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. В этих условиях весьма актуальной становится реорганизация существующей системы социальной защиты населения в соответствии с критериями экономической эффективности и общественной целесообразности. Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам на определенный период после проверки доходов и материально- бытовых условий жизни. Их социально-экономическое положение должно соответствовать следующим критериям: совокупный доход на душу населения ниже установленного регионального уровня; отсутствие средств существования; одиночество и неспособность к самообслуживанию; наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие бедствий и катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.
Переход к социально ориентированной экономике и сложившаяся ситуация социальной напряженности в обществе предполагают реформирование всей социальной сферы в соответствии с требованиями рыночной экономики, формирование эффективной системы государственного управления этими отраслями, включая распределение функций управления между уровнями власти.
Основные принципы реформы социальной политики заключаются в следующем:
- предоставление всесторонних возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату всем трудоспособным людям (образование, здравоохранение и хорошо функционирующий рынок труда являются ключевыми элементами для достижения этой цели);
- самообеспечение должно быть краеугольным камнем социальной политики (все граждане трудоспособного возраста должны обеспечивать себя и зарабатывать зарплату или другой доход). Защита от риска (т.е. болезнь, инвалидность, уход на пенсию, поТёря кормильца и безработица) должна быть в виде гибких социальных программ, увязанных с доходом и приспособлением к различным потребностям и запросам населения;
- забота об особых потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему обеспечения в натуральном выражении и денежной форме. Для этого потребуется интегрированная система социальных услуг или специальных денежных пособий, предоставляемых местными органами самоуправления и негосударственными организациями;
- создание системы социальной помощи, апробированной на местном «уровне, дополняющей вышеизложенный набор программ целевыми инициативными мероприятиями, направленными на удовлетворение различных потребностей семей и отдельных граждан, которые не могут себя обеспечить, или потому, что они не способны работать, или не охвачены сетью социального обеспечения;
- создание предпосылок для плавного перехода к пенсионному обеспечению, основанному на страховых принципах, с сохранением прав, приобретенных по действующей пенсионной системе. При этом личные права на пенсионное обеспечение будут гарантироваться наличием учета страховых взносов. Инструментом упорядочивания отношений по их взиманию должен стать персонифицированный учет застрахованных
Главным условием для реформирования социальной политики является бюджетная устойчивость, при которой расходы не должны превышать уровень, соответствующий имеющимся ресурсам, чтобы не поставить под угрозу макроэкономическую стабильность.
Источник: studfile.net
Понятие социальной политики и её механизмы в обществе
Социальная политика – один из важнейших аспектов деятельности государства. Ее главной целью является не столько рост доходов граждан, сколько развитие ключевых направлений в жизни общества. Соцполитика нашей страны направлена на всестороннее обеспечение потребностей каждого гражданина.
Определение социальной политики государства
Данное понятие означает меры и мероприятия, призванные обеспечить:
- рост благосостояния граждан;
- устранение негативных последствий рыночных процессов;
- улучшение качества и уровня жизни;
- эффективное использование трудового потенциала;
- наличие социальных гарантий;
- поддержание партнерских отношений между разными группами населения и внутри них;
- формирование экономических стимулов для участия граждан в производственной деятельности;
- политическую устойчивость и компромиссы в обществе;
- социальную справедливость.
Также результатом правильной организации соцполитики является увеличение производительности экономики страны.
Обеспечивается многогранное развитие каждого члена общества, удовлетворяются его интеллектуальные, духовные, культурные и материальные потребности.
Формы реализации
Существует большое количество способов реализации соцполитики. Большинство из них связано с оказанием социальных услуг. Пример – государственная программа в сфере защиты безработных. Она может включать в себя систему страхования на основе трудового стажа и материальное обеспечение в случае нуждаемости.
Стратегия и приоритеты
Понятие стратегии означает основные направления в решении комплекса социальных проблем государства на текущем историческом отрезке.
Для ее разработки нужно выделить приоритеты, т.е. наиболее важные для общества социальные задачи.
В России таковыми считаются:
- создание приемлемых условий существования и развития для человека в течение всей его жизни;
- поддержка института семьи, материнства;
- улучшение демографической ситуации;
- экономическая безопасность;
- защита прав и свобод, задекларированных в Конституции;
- культурное развитие;
- совершенствование системы здравоохранения;
- обеспечение граждан жилплощадью;
- улучшение соцзащиты граждан.
Какие сферы социальной политики существуют
В соцполитике выделяют несколько направлений. В каждом есть определенный круг задач.
Образование
Главная цель Российского государства заключается в сохранении образования как всеобщего и доступного блага. Это способствует развитию науки и высокотехнологичных производств. Кроме того, образованные люди менее подвержены манипуляциям со стороны внешних сил, использующих дезинформацию и пропаганду.
Здравоохранение
Цель мероприятий в данной отрасли – обеспечение активного долголетия для граждан, их трудоспособности, повышение уровня здоровья. Государство развивает и модернизирует медицинскую систему, реформирует ее с целью улучшения работы и повышения эффективности, снабжает современной техникой.
Одновременно принимаются меры по улучшению экологии и популяризации физической культуры.
В РФ действует система медицинского страхования, позволившая существенно поднять качество оказания услуг и при этом не перегрузить бюджет страны.
Неотъемлемая часть соцполитики в сфере здравоохранения – развитие фармакологии и соответствующих производств.
Жилье
В жилищно-коммунальной сфере реализуется следующий пакет мер:
- выделение субсидий для снижения процентной ставки по ипотеке;
- реновация жилфонда;
- модернизация сферы ЖКХ;
- финансирование строительных программ.
Эти действия призваны обеспечить каждого гражданина и в первую очередь многодетные семьи доступным и комфортным жильем.
Социальное страхование
Система социального страхования обеспечивает материальную поддержку граждан в случае:
- утраты работоспособности;
- болезни;
- потери кормильца;
- получения статуса безработного;
- завершения трудовой деятельности по возрасту.
Фонд пополняют граждане, производя отчисления из каждой заработной платы.
Существует 3 системы социального страхования:
- коллективная (организована профсоюзом);
- государственная;
- смешанная – сочетает в себе 2 других варианта.
Концепция социального государства и индикаторы социальности
Модель государства называют социальной, если в основу практики распределения материальных благ положен принцип социальной справедливости. Такой подход предполагает нивелирование общественных различий и помощь нуждающимся.
В результате каждый получает надлежащие качество и уровень жизни.
Оценить социальность помогают индикаторы, например:
- удельный вес семей с собственным жильем, размер жилплощади на одного человека;
- структура семьи;
- доля граждан, проживающих в городах (урбанизированность);
- количество врачей и больничных кроватей в пересчете на 1000 человек;
- число граждан с асоциальным образом жизни (алкоголиков и наркоманов).
Особенности и характеристики социальной политики
Признаки социально ориентированной политики:
- признание государством обязательств перед гражданами;
- стремление к стартовому равенству;
- перераспределение доходов через налоги и социальные программы.
К характеристикам соцполитики относятся показатели рождаемости, уровня образования среди людей, продолжительности жизни, доживаемости и т.д.
Цели социальной политики
В соцполитике есть разные пути достижения результатов. Выбор зависит от того, какая поставлена цель.
Повышение качества жизни населения
Для достижения такого результата государственные структуры предпринимают следующие действия:
- поддерживают частный бизнес и помогают с его организацией;
- разрабатывают и внедряют системы стимуляции труда;
- следят за качеством продукции и услуг;
- обеспечивают безопасность труда;
- пересматривают минимальные размеры заработной платы.
Последняя мера увеличивает доходы населения, что положительно сказывается на его покупательской способности.
Удовлетворение материальных и духовных потребностей
Государство делает выплаты нуждающимся категориям населения. Например, молодые мамы получают средства в рамках программы «Материнский капитал».
Источник: sprintinvest.ru