Государственная социальная политика это деятельность органов власти во взаимосвязи с бизнесом

Цель соци­альной политики — создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, условий, обеспечива­ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на­селения. Социальную политику государства можно рассматри­вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по­стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо­мических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.

Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле­ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе­ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль­но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

С позиции субъект-объектных отношений термин «социаль­ная политика» многовариантен:

— это деятельность государства в социальной сфере;

— это взаимодействие всех субъ­ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче­ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут­вержденных целей и задач.

В системе объект-субъектных отношений объектом социаль­ной политики выступает все самодеятельное население, отдель­ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект — это подчи­ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла­дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ­лен социальной сферой общества, а также их показателями — благосо­стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль­ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Важнейшими из них являются:

— выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

— оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

— интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

— социальная защита населения;

— управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Кроме этого, социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:

а) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

В формировании и реализации социальной политики участ­вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон­кретными социальными интересами и осуществляется на осно­ве нормативно-правовой базы.

Одним из первых документов, регламентирующих социаль­ные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод чело­века и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Кон­ституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего до­стойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующе­го гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох­рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные соци­альные права закреплены в Основах законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодек­се Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пен­сиях в России» и ряде других.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе­деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци­пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре­гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от­дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от­ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют раз­граничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.

В основе разграничения деятельности федеральных и регио­нальных органов власти по вопросам социальной политики ле­жат такие фундаментальные принципы федерализма, как обя­зательное «распределение ролей» во всех общественно значи­мых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурса­ми для осуществления самостоятельных и ответственных дей­ствий в этих зонах.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социаль­ной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формиру­ются внебюджетные государственные фонды, определяются ус­ловия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной ин­фраструктуры, разрабатывают направления адресной соци­альной помощи и планируют развитие социальной инфраст­руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жи­лищную политику, политику в области образования, здравоо­хранения и т.д.

Конституция Российской Федерации устанавливает суть со­циальных отношений в обществе. Она дает перечень общих со­циальных гарантий, определяет предметы ведения и полномо­чия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Фе­дерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, на­мечает контуры самостоятельной реализации социальной по­литики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкрети­зируется в региональных законодательствах.

Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содер­жании и механизмах реализации отдельных направлений соци­альной политики. Тем самым создано общероссийское право­вое пространство действий органов власти разных уровней в со­циальной сфере. Главное место отводится регламентации бюд­жетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налого­вого законодательства, других нормативных актов.

Читайте также:  Почему бизнес это хорошо

Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, напри­мер, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы кос­венно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно ме­стных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной влас­тью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.

Основная часть общегосударственных регламентации по управ­лению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами.

Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности регио­нальных и особенно местных властей) сегодня в большей степе­ни присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, на­пример, в сферах экономики, финансов, предпринимательства.

Эта целостность определяется следующими факторами:

1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;

2) единое законодательство, формирующее целостное соци­альное пространство для всех слоев населения;

3) протекционизм государства и иных субъектов социаль­ной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин­формационное обеспечение».

В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкрет­ные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идео­логического, пропагандистского характера.

Основным субъектом реализации социальной политики в со­временном мире является государство. Каждое государство са­мостоятельно определяет перспективы своего развития. Но су­ществуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономи­ки, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития.

Экономика является основой решения соци­альных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под­держания экономической и политической стабильности, сти­мулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

Социальная политика приобретает государственно-обще­ственный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и органи­заций, общественных объединений и организаций, частных лиц.

Основные виды деятельности по реализации социаль­ной политики государства:

— правотворческая деятельность законодательных органов;

— организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

— контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

— совместная деятельность каждой из ветвей власти с соци­ально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление социальным развитием связано с формированием ново­го типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизнен­ного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Конституция определила Российскую Федерацию как соци­альное государство, «политика которого направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер ми­нимальной оплаты труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус­танавливаются государственные пенсии, пособия и иные га­рантии социальной защиты» (ст.7).

Общепризнанными характеристиками социального государ­ства являются:

— развитая система страховых социальных отчислений и вы­сокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие разме­ры отчислений на социальную сферу;

— развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

— развитая правовая система, при которой осуществлено раз­деление властей, четкая реализация функций каждой ветви влас­ти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

В настоящее время Российское государство переориентирова­лось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реаль­ностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил.

Либеральная политика предполагает снижение роли государ­ства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения про­блем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхово­го принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включен­ные в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования:

— сфера труда и распределения доходов;

— реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

В разработке и реализации социальной политики участвуют три сторо­ны: власть (законодательные, исполнительные, судебные орга­ны), общество (политические институты), население (социаль­но-профессиональные и другие объединения граждан, отдель­ные индивиды).

Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

— государственные ведомства и учреждения;

— органы местного самоуправления;

— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

— коммерческие структуры и бизнес;

— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом со­циального права являются:

— правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения;

— социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

— правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж­дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, бежен­цев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных ка­тегорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

— правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Лекция 24. Социальная политика государства.

интерреализация межгосударственной социальной политики.

Основные функции соииа/ыюй политики:

  • определение доли каждого работника в созданном продукте;
  • стимулирование трудовой мотивации рациональной заня­тости и развития производства;»
  • влияние на формирование доходов и структуры потребностей;
  • обеспечение социальной защищенности всех членов обще­ства;
  • согласование личных, коллективных и государственных интересов;
  • создание условий воспроизводства рабочей силы.

Для осуществления социальной политики необходимо иметь разнообразную информацию об экономическом и социальном положении населения.

В мировой практике приняты следующие социальные инди­каторы развития.

  1. Бедность. Чертабедности — индикаторы, характерные для отдельной страны и не подлежащие сравнению с другими стра­нами; верхняя черта бедности является пороговой для бедных слоев населения; нижняя — для беднейших слоев населения. Стоимость минимальной потребительской корзины измеряется в местной валюте.
  2. Показатель количества населения — доля населения в каждой из вышеупомянутых категорий во всем населении страны.
  3. ВВП па душу населения — оценку осуществляют на опреде­ленный год в долларах США в текущих рыночных ценах.
  4. Краткосрочные показатели дохода. Заработная плата не­квалифицированных работников в городе — еженедельная зара­ботная плата лиц, имеющих случайные заработки и не распола­гающих другими источниками дохода.
  5. Заработная плата неквалифицированных работников в сель­ской местности — еженедельная заработная плата сельскохозяй­ственных рабочих, имеющих случайные заработки, безземель­ных или не располагающих землей в количестве, достаточном для удовлетворения их потребности в пропитании.
  6. Условия торговли между селам и городом — соотношение оп­товых цен на зерновые и промышленные товары.
  7. Индекс потребительскихцен (ИПЦ) — индекс на товары и услуги, потребляемые в домашних хозяйствах. ИПЦ для населе­ния с низким доходом включает индекс цен, основанный на по­требительской корзине бедных слоев населения.
Читайте также:  Рейтинг бизнеса в свердловской области

Основные направления государственной социальной полити­ки включают:

  • общие вопросы политики доходов населения;
  • политику в сфере труда и трудовых отношений;
  • социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих сло­ев населения;
  • развитие отраслей социально-культурного комплекса;
  • социальную защиту отдельных категорий и групп населения.

Социальная политика направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, а также адресное равномерное распределение дохо­дов. Очевидно, что отправной-точквй социальной политики яв­ляются доходы. Поэтому представляется важным выяснение по­нятия дохода, перераспределение доходов в обществе, регулиро­вание государством процессов перераспределения.

Доходы населения и их распределение

Доходы — конечная цель действия каждого активного участ­ника рыночной экономики, объективный и мощный стимул его повседневной деятельности. Высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно значимая выгода, по­скольку они в конечном счете являются единственным источни­ком удовлетворения общих потребностей расширения производ­ства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособ­ных. Все одновременно не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным.

Доходы- денежная оценка результатов деятельности эконо­мического субъекта.

Доход обычно представлен деньгами. Благоприятным усло­вием его получения является эффективное участие в экономиче­ской жизни общества. Живем ли мы на заработную плату или за счет собственной предпринимательской деятельности — в любом случае мы должны что-то сделать полезное для других людей, чтобы получить от них денежное вознаграждение.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной дея­тельности нарушается лишь в одном случае — при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, безработные). Названные категории поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия.

Рыночный же доход образуется в результате наших полезных действий для других людей. Он во многом определяется спросом на предлагаемые нами товары и услуги. Взаимодействие спроса и предложения — объективный механизм образования доходов в рыночной экономике.

В настоящее время сформировалась следующая система по­казателей доходов: первичные доходы, национальный доход.

Первичные доходы — это доходы, поступающие хозяйствую­щим субъектам в результате первичного распределения добавлен­ной стоимости: оплата труда, прибыль, доход от собственности.

Для предотвращения нарастания дифференциации доходов между различными группами населения предлагается освобо­дить от подоходного налогообложения доходы граждан в преде­лах черты малообеспеченности, а также средства, направляемые на приобретение и строительство жилья, учебу, лечение, отдых, дополнительное социальное обеспечение; ввести высокопро­грессивное налогообложение сверхвысоких доходов.

Текущие трансферты — платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в виде налогов на доходы и собст­венность, выплат из государственного бюджета на социальные нужды и страховые премии.

Сумма первичных доходов и текущих трансфертов образует располагаемый доход.

Национальный доход — общая сумма всех доходов в общест­ве, которую получают экономические субъекты за предоставле­ние в использование имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Для измерения фактического распределения доходов исполь­зуют кривую Лоренца и коэффициент Джини, показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического не­равенства в данной стране.

Кривая Лоренца — метод графического изображения в уровне неравномерности распределения совокупного дохода между раз­личными группами населения (рис. 3.15).

ОЕ — абсолютно равномерное распределение совокупного до­хода между всеми группами населения.

Однако реальное распределение (OABCDE = Т) всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой.

Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с ося­ми координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая — кривая Лоренца, откло­нение которой от диагонали наглядно покажет степень неравно­мерного распределения доходов.

Точки, находящиеся в заштрихованной области (см. рис. 3.15), являются иллюстрацией коэффициента Джини:

где G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

При коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной уравниловки, а при коэффициенте, рав­ном 1, — в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».

Цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Номинальный и реальный доходы

Чтобы судить о величине дохода, следует различать его но­минальное и реальное выражения.

Номинальный доход — это сумма денег, поступающая в лич­ное распоряжениё»получателя.

Реальный доход — то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на данный номинальный доход.

Номинальный доход может быть:

  • фиксированным;
  • возрастающим;
  • уменьшающимся.

Хотя получатель дохода обладает множеством потребностей, превращение их в реальный платежеспособный спрос на соот­ветствующие товары зависит от ряда факторов. Среди них вы­делим:

  • цены на товары;
  • номинальный доход.

Изменение соотношения цен в наборе избираемых товаров вызывает изменение платежеспособного спроса даже при фикси­рованной величине номинального дохода.

Возрастающий доход вызывает последовательно расширяю­щийся спрос:

  • на продовольственные товары;
  • промышленные товары;
  • товары длительного пользования и услуги.

Сначала прирост дохода направляется на приобретение пре­имущественно продовольственных товаров, однако такой спрос растет до «точки насыщения», после которой переключается на покупку промышленных товаров. Использование прироста дохо­дов на долгосрочные товары и услуги в силу их особой дорого­визны приходит третьей волной.

Главным следствием уменьшения номинального дохода явля­ется переключение на цели текущего потребления.

В результате при уменьшении размеров доходов относитель­но возрастает величина платежеспособного спроса на потреби­тельские товары, что вызывает нарушение рыночного равнове­сия, ибо под давлением спроса начинают расти цены.

Второе следствие — резкое падение нормы сбережения. Это создает трудности для всей экономики, так как инвестируемая часть личных сбережений населения образует один из главных источников экономического роста страны/

Регулирование доходов (перераспределение)

Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перерас­пределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструк­туры), материального поддержания временно незанятых, нетру­доспособных, а также малообеспеченных групп населения.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной заработной платы. Такой предел должен сдерживать развертывание инфля­ционной спирали «цена — зарплата».

Осознавая особую социальную значимость перераспределе­ния доходов для обеспечения стабильности рыночного общества. Правительство стремится избежать двух крайностей:

  1. формирования иждивенческих настроений у малоимущих и
  2. подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

В условиях переходной экономики показатели социального развития ухудшаются. На первое место выступают проблемы обеспечения минимальных доходов населения, организации рынка труда, охраны здоровья, адресной поддержки бедных

Система и механизмы социальной защиты населения

Осуществление активной социальной политики невозможно без ускоренного развития отраслей, которые обеспечивают насе­ление жильем, работой, медицинской помощью, способствуют духовному развитию личности, осуществляют нормальное жиз­необеспечение граждан. В настоящее время в этих отраслях на­растают негативные тенденции: социально недопустимая диф­ференциация уровня потребительских услуг, низкая заработная плата, обострение вопросов трудоустройства и снижение гаран­тий занятости, невозможность приобретения жилья абсолютным большинством населения, особенно молодыми семьями.

Выход отраслей на новые качественные характеристики воз­можен при выработке в России такого экономиче­ского механизма, который позволил бы решить проблемы повы­шения эффективности этих отраслей в новых условиях хозяйст­вования, обеспечил бы их выживание; адаптирование и самораз­витие, помог бы практически реализовать принцип доступности социальных благ для всего населения республики и получения гарантированного права на образование, услуги учреждений культуры, медицинское обслуживание, жилье и работу. В период преодоления кризиса и стабилизации экономики развитие этих отраслей необходимо осуществлять при непосредственном госу­дарственном регулировании, включающем стабильное бюджет­ное финансирование, проведение льготной политики по отноше­нию к отраслям социальной сферы, создание экономических условий для более широкого привлечения в социальную сферу вне­бюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

Читайте также:  Как получить стартап для бизнеса

Характерной чертой переходного периода является противо­речие между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением ресурсных возможностей для их удовле­творения. В этих условиях весьма актуальной становится реорганизация существующей системы социальной защиты населе­ния в соответствии с критериями экономической эффективности и общественной целесообразности. Право на получение соци­альной помощи предоставляется нуждающимся гражданам на определенный период после проверки доходов и материально- бытовых условий жизни. Их социально-экономическое положе­ние должно соответствовать следующим критериям: совокупный доход на душу населения ниже установленного регионального уровня; отсутствие средств существования; одиночество и неспо­собность к самообслуживанию; наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие бедствий и катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

Переход к социально ориентированной экономике и сло­жившаяся ситуация социальной напряженности в обществе предполагают реформирование всей социальной сферы в соот­ветствии с требованиями рыночной экономики, формирование эффективной системы государственного управления этими от­раслями, включая распределение функций управления между уровнями власти.

Основные принципы реформы социальной политики заклю­чаются в следующем:

  • предоставление всесторонних возможностей для обеспече­ния достаточного дохода через зарплату всем трудоспособным людям (образование, здравоохранение и хорошо функциони­рующий рынок труда являются ключевыми элементами для дос­тижения этой цели);
  • самообеспечение должно быть краеугольным камнем соци­альной политики (все граждане трудоспособного возраста долж­ны обеспечивать себя и зарабатывать зарплату или другой до­ход). Защита от риска (т.е. болезнь, инвалидность, уход на пен­сию, поТёря кормильца и безработица) должна быть в виде гиб­ких социальных программ, увязанных с доходом и приспособле­нием к различным потребностям и запросам населения;
  • забота об особых потребностях малообеспеченных граж­дан через гибкую систему обеспечения в натуральном выраже­нии и денежной форме. Для этого потребуется интегрированная система социальных услуг или специальных денежных пособий, предоставляемых местными органами самоуправления и негосу­дарственными организациями;
  • создание системы социальной помощи, апробированной на местном «уровне, дополняющей вышеизложенный набор про­грамм целевыми инициативными мероприятиями, направленны­ми на удовлетворение различных потребностей семей и отдель­ных граждан, которые не могут себя обеспечить, или потому, что они не способны работать, или не охвачены сетью социального обеспечения;
  • создание предпосылок для плавного перехода к пенсионно­му обеспечению, основанному на страховых принципах, с со­хранением прав, приобретенных по действующей пенсионной системе. При этом личные права на пенсионное обеспечение будут гарантироваться наличием учета страховых взносов. Ин­струментом упорядочивания отношений по их взиманию должен стать персонифицированный учет застрахованных

Главным условием для реформирования социальной полити­ки является бюджетная устойчивость, при которой расходы не должны превышать уровень, соответствующий имеющимся ре­сурсам, чтобы не поставить под угрозу макроэкономическую стабильность.

Источник: studfile.net

Понятие социальной политики и её механизмы в обществе

социальная политика

Социальная политика – один из важнейших аспектов деятельности государства. Ее главной целью является не столько рост доходов граждан, сколько развитие ключевых направлений в жизни общества. Соцполитика нашей страны направлена на всестороннее обеспечение потребностей каждого гражданина.

Социальная политика

Определение социальной политики государства

Данное понятие означает меры и мероприятия, призванные обеспечить:

Социальная справедливость

  • рост благосостояния граждан;
  • устранение негативных последствий рыночных процессов;
  • улучшение качества и уровня жизни;
  • эффективное использование трудового потенциала;
  • наличие социальных гарантий;
  • поддержание партнерских отношений между разными группами населения и внутри них;
  • формирование экономических стимулов для участия граждан в производственной деятельности;
  • политическую устойчивость и компромиссы в обществе;
  • социальную справедливость.

Также результатом правильной организации соцполитики является увеличение производительности экономики страны.

Обеспечивается многогранное развитие каждого члена общества, удовлетворяются его интеллектуальные, духовные, культурные и материальные потребности.

Формы реализации

Существует большое количество способов реализации соцполитики. Большинство из них связано с оказанием социальных услуг. Пример – государственная программа в сфере защиты безработных. Она может включать в себя систему страхования на основе трудового стажа и материальное обеспечение в случае нуждаемости.

Соцполитика в сфере труда

Стратегия и приоритеты

Понятие стратегии означает основные направления в решении комплекса социальных проблем государства на текущем историческом отрезке.

Для ее разработки нужно выделить приоритеты, т.е. наиболее важные для общества социальные задачи.

В России таковыми считаются:

  • создание приемлемых условий существования и развития для человека в течение всей его жизни;
  • поддержка института семьи, материнства;
  • улучшение демографической ситуации;
  • экономическая безопасность;
  • защита прав и свобод, задекларированных в Конституции;
  • культурное развитие;
  • совершенствование системы здравоохранения;
  • обеспечение граждан жилплощадью;
  • улучшение соцзащиты граждан.

Какие сферы социальной политики существуют

В соцполитике выделяют несколько направлений. В каждом есть определенный круг задач.

Образование

Главная цель Российского государства заключается в сохранении образования как всеобщего и доступного блага. Это способствует развитию науки и высокотехнологичных производств. Кроме того, образованные люди менее подвержены манипуляциям со стороны внешних сил, использующих дезинформацию и пропаганду.

Образование

Здравоохранение

Цель мероприятий в данной отрасли – обеспечение активного долголетия для граждан, их трудоспособности, повышение уровня здоровья. Государство развивает и модернизирует медицинскую систему, реформирует ее с целью улучшения работы и повышения эффективности, снабжает современной техникой.

Одновременно принимаются меры по улучшению экологии и популяризации физической культуры.

Здравоохранение

В РФ действует система медицинского страхования, позволившая существенно поднять качество оказания услуг и при этом не перегрузить бюджет страны.

Неотъемлемая часть соцполитики в сфере здравоохранения – развитие фармакологии и соответствующих производств.

Жилье

В жилищно-коммунальной сфере реализуется следующий пакет мер:

Жилье

  • выделение субсидий для снижения процентной ставки по ипотеке;
  • реновация жилфонда;
  • модернизация сферы ЖКХ;
  • финансирование строительных программ.

Эти действия призваны обеспечить каждого гражданина и в первую очередь многодетные семьи доступным и комфортным жильем.

Социальное страхование

Система социального страхования обеспечивает материальную поддержку граждан в случае:

  • утраты работоспособности;
  • болезни;
  • потери кормильца;
  • получения статуса безработного;
  • завершения трудовой деятельности по возрасту.

Фонд пополняют граждане, производя отчисления из каждой заработной платы.

Существует 3 системы социального страхования:

  • коллективная (организована профсоюзом);
  • государственная;
  • смешанная – сочетает в себе 2 других варианта.

Концепция социального государства и индикаторы социальности

Модель государства называют социальной, если в основу практики распределения материальных благ положен принцип социальной справедливости. Такой подход предполагает нивелирование общественных различий и помощь нуждающимся.

В результате каждый получает надлежащие качество и уровень жизни.

Оценить социальность помогают индикаторы, например:

Структура семьи

  • удельный вес семей с собственным жильем, размер жилплощади на одного человека;
  • структура семьи;
  • доля граждан, проживающих в городах (урбанизированность);
  • количество врачей и больничных кроватей в пересчете на 1000 человек;
  • число граждан с асоциальным образом жизни (алкоголиков и наркоманов).

Особенности и характеристики социальной политики

Признаки социально ориентированной политики:

  • признание государством обязательств перед гражданами;
  • стремление к стартовому равенству;
  • перераспределение доходов через налоги и социальные программы.

К характеристикам соцполитики относятся показатели рождаемости, уровня образования среди людей, продолжительности жизни, доживаемости и т.д.

Цели социальной политики

В соцполитике есть разные пути достижения результатов. Выбор зависит от того, какая поставлена цель.

Повышение качества жизни населения

Для достижения такого результата государственные структуры предпринимают следующие действия:

  • поддерживают частный бизнес и помогают с его организацией;
  • разрабатывают и внедряют системы стимуляции труда;
  • следят за качеством продукции и услуг;
  • обеспечивают безопасность труда;
  • пересматривают минимальные размеры заработной платы.

Последняя мера увеличивает доходы населения, что положительно сказывается на его покупательской способности.

Удовлетворение материальных и духовных потребностей

Государство делает выплаты нуждающимся категориям населения. Например, молодые мамы получают средства в рамках программы «Материнский капитал».

Источник: sprintinvest.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин