Государственное участие в бизнес проектах его критерии

Голдобина, А. А. Критерии инвестиционной привлекательности организации для мер государственной поддержки / А. А. Голдобина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96913/ (дата обращения: 25.05.2023).

Статья посвящена рассмотрению перечня критериев, позволяющих органам государственной власти оценить возможность оказания финансовой поддержки организаций, участвующих в реализации инвестиционных проектов в приоритетных для государства направлениях.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционная деятельность, критерии инвестиционной привлекательности, меры государственной поддержки.

Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов является одним из факторов, определяющих успешное развитие отрасли, региона, страны. Существует ряд проблемных моментов, связанных с повышением инвестиционной привлекательности организаций. Одним из них является поиск источников дополнительного финансирования для расширения деятельности, модернизации производства, осуществления разработок и исследований. Возможным решением является привлечение государственных финансовых ресурсов.

Критерии отбора стартапов . Дмитрий Сутормин (YellowRockets.vc). Ангельские стримы

Государство в лице законодательных и исполнительных органов власти является не только регулятором инвестиционных отношений, но и активным участником инвестиционного рынка. Роль государства как стейкхолдера и инвестора может реализовываться посредством финансирования и софинансирования различных инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для экономики страны и отдельных субъектов, а также различного рода поддержки организаций-участников инвестиционной деятельности. Первоочередной целью финансовых мер государственной поддержки является получение положительных социально-экономических, инновационно-технологических, экологических внешних эффектов и лишь во вторую очередь — получение прибыли. Уникальность правового положения государства как инвестора позволяет ему устанавливать «правила игры»: оказывать дотационную, субсидиарную и иную бюджетную поддержку, формировать специализированные институты инвестиционной деятельности, вертикально интегрированные структуры, позволяющие создать благоприятные для инвестиционной среды условия [5].

Ключевые интересы федеральных и региональных органов власти, контроля и надзора по проведению анализа инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства и получению достоверных оценок ее уровня, в том числе, при совместной реализации общественно значимых проектов состоят в совершенствовании законодательства в различных сферах, снижении административных барьеров, улучшении бизнес-климата, стабильности налоговой системы, поддержке отечественного производителя, укреплении экономической безопасности на предприятиях, в содействии социально-экономической стабильности в регионах присутствия этих предприятий, стабильности поступления налоговых платежей, определении направлений региональной поддержки. При этом механизмом взаимодействия государства и бизнеса может служить участие представителей в рабочих и экспертных группах, комиссиях, комитетах, различных публичных мероприятиях, конференциях, упрощение процедур получение разрешительной документации, где это представляется возможным.

Максим Спиридонов | Нетология | Reforma | Бизнес – это не только и не столько про деньги

Следовательно, можно отметить заинтересованность государства в получении и использовании данных об уровне инвестиционной привлекательности не только на региональном и отраслевом уровнях, но и на уровне хозяйствующих субъектов, как важного звена инвестиционных отношений, для оказания адресной поддержки.

Государственная поддержка организациям-участникам инвестиционных проектов представляет собой правовые формы участия государства в инвестиционных отношениях, она оказывается в виде:

— разработки целевых государственных программ;

— субсидирования части понесенных затрат;

— выделении целевых грантов в рамках стимулирования научных разработок и исследований, инноваций, на развитие соответствующей инфраструктуры;

— предоставления бюджетных кредитов (займов), государственных гарантий;

— различных налоговых льгот инвестиционной направленности [4].

Государство стремится реализовать свои инвестиционные интересы и защитить интересы других инвесторов, оказать поддержку субъектам, занимающимся инвестиционной деятельностью. Такая поддержка может быть оказана организациям, соответствующим определенных критериям. Так как на практике были случаи, когда государство зачастую теряет средства, предоставленные в рамках гарантии, при невозможности лица, которому предоставлена такая гарантия, выплатить кредит, особую актуальность приобретает рассмотрение тех критериев инвестиционной привлекательности организации, которые позволили бы органам власти оценить степень целесообразности и эффективности финансирования организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность.

По результатам проведенного анализа нормативных документов [8], определяющих порядок и правила предоставления государственного финансирования юридических или физических лиц при реализации инвестиционного проекта, автор приходит к выводу, что ключевым критерием для такого финансирования является финансово-экономическое положения рассматриваемой организации. Как пример, необходимо определить расчётным путем:

— коэффициент покрытия основных средств собственными средствами (КП) как отношение собственных средств (СС) к основным средствам (ОС) (формула 1):

— коэффициент текущей ликвидности (К ТЛ ) как отношение оборотных активов (ОбА) к текущим обязательствам (ТО) (формула 2):

— рентабельность продаж (R продаж ) как отношение прибыли от продаж (П продаж ) к выручке (В) (формула 3):

— норму чистой прибыли (Н ЧП ) как отношение чистой прибыли (ЧП) к выручке (В) (формула 4) [2]:

После чего необходимо соотнести полученные результаты с допустимыми значениями.

Помимо этого, оценивается соответствие критериям достаточности бюджетной, социально-экономической, инновационно-технологической, экологической эффективности, приемлемому уровню риска при реализации проекта, соответствию представленной проектной документации установленным требованиям.

Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (формула 5) [1].

— коэффициент дисконтирования, Е — норма дисконта.

Бюджетная эффективность (BPI i ) может быть рассчитана как отношение объема дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (B tax ) к планируемому объему субсидии (S sub ). Показателем по критерию инновационно-технологической эффективности (I promi ) может выступать отношение прироста индекса промышленного производства предприятия (I promresi ) к приросту индекса промышленного производства субъекта РФ (I promsubi ), в котором реализуется инвестиционный проект (формулы 6–7) [3].

Оценить инвестиционную привлекательность проекта предлагается путем расчета индекса (I zi ) соотношения объема затрат на капитальное строительство (S capi ) и общим объемом затрат на капитальное строительство объектов инфраструктуры (Z capi ), в том числе предоставляемых бюджетами субъектов (формула 8) [3]:

По мнению автора, в дополнение к вышеназванным критериям, необходимо учитывать региональную инвестиционную привлекательность, инвестиционную привлекательность отрасли. По критерию региональная инвестиционная привлекательность критериальными показателями могут служить показатели, характеризующие каждое направление инвестиционного потенциала и риска. Например, могут быть использованы показатели средневзвешенного индекса риска и доли региона в общероссийском потенциале, рассчитываемые аналитиками рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» [9]. По критерию отраслевая инвестиционная привлекательность критериальными показателями могут служить показатели, характеризующие финансовое, экономическое, инвестиционное, технологическое, инновационное развитие отрасли, а также ее перспективность, степень конкуренции и иные. В качестве таких показателей можно рассматривать данные отраслевой статистики: динамику инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, а также показатели финансового состояния отрасли: коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность продаж, рентабельность активов и др. [6, 7].

Читайте также:  Что продавать в Москве бизнес

Таким образом, критерии инвестиционной привлекательности организации для целей получения государственной поддержки должны рассматриваться в комплексе. Для того, чтобы государству удалось избежать потенциальных рисков и потерь, необходимо применять, как минимум, трехуровневую модель оценки инвестиционной привлекательности, учитывающую критерии каждого экономического уровня, для объективного заключения о возможности финансирования и эффективности использования вложенных целевых средств.

  1. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477 // Система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 07.10.2022г.).
  2. «Об определении минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также об осуществлении анализа финансового состояния принципала» (вместе с «Правилами определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала») Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 № 92 // Система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 07.10.2022г.).
  3. «Об утверждении Методики оценки интегральной эффективности инвестиционных проектов в рамках программы «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Приказ Минпромторга России от 02.10.2014 № 1970 // Система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения 07.10.2022г.).
  4. Егорова А. А. Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности / А. А. Егорова // Предпринимательское право. — 2021. — № 2. — С. 26–33.
  5. Мантуров Д. В. Государство как инвестор: изменение роли государства в финансировании промышленности за последние 20 лет / Д. В. Мантуров // Экономическое возрождение России. — 2017. — № 2(52). — С. 4–16.
  6. Методика составления рейтинга финансового состояния отраслей промышленности. — Текст: электронный // Рейтинговое агентство «РИА-Рейтинг»: [сайт] — URL: https://riarating.ru/corporate_sector_rankings/ (дата обращения: 23.10.2022).
  7. Официальный сайт Единой межведомственной информационно — статистической системы (ЕМИСС). [Электронный ресурс] URL: https://www.fedstat.ru/ — (Дата обращения 02.11.2022г.)
  8. Официальный сайт компании и справочно-правовой системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/ — (Ддата обращения 06.07.2022г.).
  9. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. — Текст: электронный // Рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика»: [сайт] — URL: https://raex-a.ru/rankings/#r_1108 (дата обращения: 22.10.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, государственная поддержка, инвестиционная привлекательность, критерий, показатель, BPI, инвестиционная привлекательность организации, инвестиционный проект, капитальное строительство, региональная инвестиционная привлекательность.

Источник: moluch.ru

Государственное участие в бизнес проектах его критерии

Содержание:

  • Зачем вообще бизнесу госпроекты?
  • Изучаем матчасть
  • Готовимся морально и материально
  • Начинаем поиски и отправляем заявку
  • Обходим «грабли»
  • Заключение

Прошло четыре года, как мы в компании начали работать с госпроектами — сейчас они составляют почти половину всех наших контрактов. В основном мы выступаем как субподрядчики — выделяем независимые команды тестирования.

А еще у нас есть самостоятельно выигранные государственные тендеры. Это крупные проекты с огромной ответственностью и своей спецификой. О ней и поговорим.

Зачем вообще бизнесу госпроекты?

Скажем честно: работа на государство — сложная, очень бюрократизированная, затянутая и совершенно негибкая.

Но есть весомые преимущества:

  • Стабильная обеспеченность работой и надежный заказчик

Выиграв государственный тендер, вы можете быть уверены: изначальный объем работ останется неизменным. На него не повлияют внезапная смена стратегии у заказчиков, внешние факторы или банкротство.

Читайте по теме:

  • Прозрачное финансовое планирование

Самый главный пункт, который вытекает из первого условия. Иногда даже крупные коммерческие клиенты задерживают оплату или откладывают запуск проекта. С государственным заказом такого не произойдет даже в турбулентное время — заплатят в полной мере и, скорее всего, в конце года.

Работа с госпроектами — своеобразная боевая проверка собственной стабильности.

Факт выигранного и выполненного тендера выводит организацию на качественно новый уровень рынка — с другими возможностями, заказчиками и требованиями.

Изучаем матчасть

Чтобы бороться за госпроекты, стоит разобраться с теорией.

Проверьте нишу вашего бизнеса:

  • как много по ней тендеров?
  • какие товары или услуги наиболее востребованы?

Досконально изучите два федеральных закона: 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Первый регламентирует порядок гостендеров, которые проводятся на бюджетные средства. Он более формализированный.

Второй устанавливает общие принципы закупок для бюджетных организаций, которые могут владеть собственными средствами.

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Главный принцип госзакупок — высокая конкуренция. Поэтому подать заявку могут все желающие. В том числе физические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые, если они соответствуют требованиям тендера.

Заранее проверьте, есть ли у вас необходимые для участия документы.

У каждого тендера свои тонкости, но для организаций есть классический минимальный набор:

  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Устав предприятия;
  • Копии учредительных документов;
  • Декларация за прошедший год;
  • Копии контрактов для подтверждения соответствия заявленным в конкурсе требованиям;
  • Решение об одобрении крупной сделки.

Готовимся морально и материально

Люди

Качественная работа с тендерами — это регулярный мониторинг и поиск конкурсов, расчеты и подготовка документов. Если создавать целый отдел вы пока не готовы, советуем взять в штат хотя бы одного компетентного специалиста на эти функции.

Читайте также:  Как заказать карту в Сбер Бизнес

Время

Обычно конкурсный прием заявок длится около месяца. Этого хватает, чтобы подготовить заявку, связаться с организаторами, если остались вопросы, и внести правки.

Но не рассчитывайте на быстрые результаты.

Вполне возможно, что первые 10, а то и 20 тендеров будут проиграны. Причины простые: отсутствие опыта, высокая конкуренция и классические ошибки новичков.

Какие — расскажем дальше.

Деньги

Государственные тендеры — вещь не бесплатная. Во-первых, нужно учитывать стоимость документооборота. Годовая лицензия на электронную подпись стоит около 5 тыс. рублей. Если раньше вы не пользовались ЭДО, то придется выложить еще 6-7 тысяч.

Во-вторых, мониторить все площадки с конкурсами в поисках подходящего — занятие трудоемкое. Обычно компании пользуются платными агрегаторами. Их стоимость — в среднем 3 тыс. рублей в месяц. А еще у площадок может собственная плата за участие в определенных тендерах.

И самое главное: большинство проектов имеют обеспечение заявки. Это сумма до 5% от всей стоимости тендера, которая хранится на специальном счете. На время конкурса она замораживается и работает вашим поручительством.

А если выиграете, придется предоставить обеспечение самого контракта (может доходить до 30% от всей его суммы). Как правило, в этом случае все предпочитают пользоваться банковской гарантией.

Начинаем поиски и отправляем заявку

Всем известный сайт Госзакупок работает как агрегатор и портал правовой информации.

Сами тендеры проводятся на восьми федеральных электронных торговых площадках:

  1. Сбербанк АСТ;
  2. ЗаказРФ;
  3. Росэлторг;
  4. Национальная электронная площадка;
  5. РТС-Тендер;
  6. Российский аукционный дом;
  7. Роснефть ТЭК-Торг;
  8. ЭТП ГПБ Газпромнефть.

Советуем аккредитоваться на каждой из них и следить за конкурсами через сервисы-агрегаторы. По возможности участвуйте во всех тендерах по своему роду деятельности, которые готовы потянуть.

При составлении заявки учитывайте все критерии отбора и оценки участников. Иногда в требованиях прописано, что нужно предоставить определенное количество контрактов или конкретные лицензии — учтите этот момент.

Отправляйте заявку, когда соберете всю необходимую документацию и проверите средства на спецсчете.

Небольшой лайфхак: при регистрации заявки вам присваивается порядковый номер участника. По нему можно догадаться о примерном количестве конкурентов и оценить свои шансы на победу.

Обходим «грабли»

А теперь о стандартных ошибках новичков.

  1. Проблемы с документами. Проверьте их на полное соответствие требованиям, опечатки (даже регистр букв!) и актуальность данных. И, конечно, все налоги компании должны быть уплачены, а отчетность сдана вовремя.
  2. Организация работы. Подготовка документов под каждый тендер грозит горящими дедлайнами и срывом сроков. Советуем заранее отсканировать и рассортировать все сведения о компании и сотрудниках. А еще запаситесь репутационными письмами, благодарностями и рекомендациями партнеров.
  3. Технические моменты. Не забудьте про аккредитацию на площадках государственных закупок — на каждой из них нужно создать отдельный кабинет. Проверьте, для всех ли площадок подходит ваша электронная подпись. Хватает ли средств на обеспечение заявки? Есть нет, пополняйте заблаговременно.

Заключение

И напоследок вредный совет.

Хотите получить два года отстранения от госпроектов и попасть в «‎черный список» (он же — Реестр недобросовестных поставщиков)?

Для этого достаточно нарушить условия госконтракта или уклониться от выполнения работ по выигранному тендеру. Так что отнеситесь к конкурсу и своим обязательствам со всей ответственностью — государственные заказы не прощают ошибок.

Фото на обложке: fizkes/Shutterstock

  • Бизнес
  • Бизнес после признания ДНР и ЛНР
  • Бизнес и правительство
  • Россия

Источник: rb.ru

Компании с государственным участием на Московской бирже

Государство является крупнейшим собственником на российском рынке. В этой статье поговорим о том, в каких публичных компаниях государство является акционером.

Компании с государственным участием на Московской бирже

На российском фондовом рынке присутствует достаточно много компаний, где государство прямо или косвенно является акционером. Это не только привычные Газпром и Роснефть, но и многие другие, даже самые инновационные корпорации. На данный момент доля эмитентов с госучастием в индексе Мосбиржи составляет 40%.

  • Что такое компания с государственным участием
  • Список компаний с госучастием
  • Как провести редомициляцию
  • Особенности компаний с госучастием
  • Кратко

Ещё по теме:

Что такое компания с государственным участием

Основной орган, который осуществляет управление федеральной собственностью в РФ, называется Росимущество. Именно через него государство управляет большинством компаний с госучастием. Однако есть и другие структуры, через которые осуществляется управление. Среди них:

  • Банк России,
  • Ростех,
  • ВЭБ.РФ,
  • и другие.

Также нередки случаи, когда доли в компаниях принадлежат государству не напрямую, а через другие компании с госучастием. Например, 10% НОВАТЭК владеет дочерняя структура Газпрома — Газпром Капитал. В свою очередь, около 50% Газпрома принадлежат государству, а значит, доля владения РФ в капитале НОВАТЭК составляет примерно 5%. Этот показатель называется эффективным процентом контроля или эффективной долей владения.

Эффективная доля владения — это доля материнской компании в капитале дочернего предприятия с учетом как прямого, так и косвенного владения.

Ещё по теме:

Список компаний с госучастием

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) имеет эффективный процент контроля государства на уровне 92,3%. Государство владеет компанией через Росимущество.

Таттелеком — это универсальный оператор связи в республике Татарстан. 87,2% акций компании принадлежат холдингу Связьинвестнефтехим, единственным акционером которого является Татарстан.

ИРКУТ занимается авиастроением, поэтому 87% акций принадлежат ОАК, а еще 8,7% принадлежат компании Сухой, доли которой также распределены между ОАК и госструктурами. Таким образом, доля владения РФ в ИРКУТ составляет примерно 85%.

Совкомфлот — на сайте компании указано, что 82,8% акций принадлежат Российской Федерации, но конкретные владельцы не раскрываются. Вероятно, это также Росимущество.

НМТП, или Новороссийский морской торговый порт, на 50,1% принадлежит компании Транснефть. Еще 10,5% акций принадлежат дочерней структуре Транснефти — ООО «Транснефть-сервис», а еще 20% НМТП находится в руках Росимущества. Таким образом, эффективный процент контроля государства составляет 80%.

Читайте также:  Разведение вешенок как бизнес

Транснефть — 100% обыкновенных акций с правом голоса принадлежат Росимуществу. Однако с учетом привилегированных бумаг эффективная доля владения РФ снижается до 78,5%.

ФСК Россети — крупнейший в России оператор электрических сетей. 75% холдинга принадлежит государству в лице Росимущества. Из-за того, что ФСК Россети владеет контрольными пакетами акций почти во всех МРСК, торгующихся на бирже, в них также присутствует существенная доля владения государства: от 44 до 81%.

Аэрофлот — 73,77% акций компании принадлежат Российской Федерации. Конкретные структуры не уточняются.

РусГидро — в этой компании РФ в лице Росимущества владеет 62,73% акций. Также 13% компании принадлежат банку ВТБ, 60,9% которого находятся в собственности государства. В результате эффективная доля РФ в капитале РусГидро составляет 70,6%.

АЛРОСА — 33% компании принадлежат Росимуществу, 25% — Республике Саха (Якутия) и еще 8% — администрации районов Республики Саха (Якутия). Всего в собственности государства находятся 66% акций компании.

ВТБ — на данный момент 60,9% обыкновенных акций банка принадлежат Российской Федерации через Росимущество.

Ростелеком — компания не раскрывает текущий состав акционеров, но по данным 2020 года 38,2% акций принадлежали Росимуществу, 21% — банку ВТБ и 3,4% — ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля РФ на тот момент составлял 56,3%.

Башнефть — 57,6% акций принадлежат компании Роснефть, 25% — Республике Башкортостан и еще 9,1% — Национальному расчетному депозитарию, который входит в группу Московской биржи. Таким образом, учитывая долю государства во всех перечисленных компаниях, эффективный процент контроля РФ в капитале Башнефти составляет 56%.

Мосэнерго — 53,8% принадлежат дочерней структуре Газпрома — Газпром Энергохолдингу, а 26,4% находятся в собственности Москвы. Таким образом, эффективная доля РФ составляет 53,3%.

КамАЗ — 47,1% акций принадлежат госкорпорации Ростех.

Сбербанк — в 2020 году Банк России продал свою долю в Сбербанке правительству РФ в лице Министерства финансов. Таким образом, теперь 50% + 1 акция принадлежат государству через Минфин.

Газпром — Российская Федерация владеет контрольным пакетом акций через следующие структуры: Росимущество (38,4%), Роснефтегаз (10,97%) и Росгазификация (0,89%). Доля РФ в капитале Газпрома составляет 50,2%.

Газпром нефть на 95,7% принадлежит Газпрому, а значит, доля государства в компании составляет 47,9%.

ОГК-2 на 77% принадлежит Газпрому через дочерние компании. Еще 3,9% принадлежат Мосэнерго. Эффективная доля государства в ОГК-2 составляет примерно 40,5%.

Роснефть — до 2020 года государственная компания Роснефтегаз владела чуть более 50% акций Роснефти, однако позже 9,6% были переданы дочерней компании Роснефти «РН-НефтьКапиталИнвест». Теперь доля государства в нефтяной компании составляет 40,4%.

Татнефть — 34% голосующих акций компании принадлежат Республике Татарстан.

Интер РАО — 8,5% акций принадлежат компании ФСК Россети, которая на 88% государственная. Еще 26,3% находятся в руках Роснефтегаза. Таким образом, эффективная доля РФ в компании составляет 33,8%.

ТГК-1 на 51,8% принадлежит Газпром энергохолдингу, а значит, на 25,9% — государству.

Московская биржа — 11,7% акций группы принадлежат Банку России, 10% находятся в руках Сбербанка, а 8,4% — в руках ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля государства в компании составляет 25,1%.

ВСМПО-АВИСМА — 25% крупнейшего в мире производителя титана принадлежат государству в лице Ростеха.

VK Group — 57,3% голосующих акций VK контролирует компания «МФ Технологии», 10% которой принадлежат Ростеху. Эффективная доля государства в компании, таким образом, составляет 5,7%.

НОВАТЭК — как уже было сказано в начале, 10% НОВАТЭК владеет дочерняя структура Газпрома, а значит, государство занимает в капитале НОВАТЭК примерно 5%.

Компании с государственным участием на Московской бирже. Источник данных: аналитический отдел сервиса Газпромбанк Инвестиции

Компании с государственным участием на Московской бирже. Источник данных: аналитический отдел сервиса Газпромбанк Инвестиции

Ещё по теме:

Особенности компаний с госучастием

У компаний с государственным участием есть ряд достаточно определенных особенностей.

Высокие дивиденды. В 2021 году правительство РФ опубликовало распоряжение, согласно которому в России начал действовать единый подход к правилам выплаты дивидендов госкомпаниями. Теперь все государственные компании обязаны направлять на выплату дивидендов не менее 50% от скорректированной чистой прибыли. Этот факт позитивно сказывается и на миноритарных акционерах — частных инвесторах.

Субсидии и поддержка государства. Поскольку многие компании с госучастием управляют системообразующими предприятиями, государство их всегда поддерживает. Например, Аэрофлот, который очень сильно пострадал от пандемии COVID-19 в 2020 году: чтобы спасти компанию, государство выделило ей субсидию на особых условиях — выплата Аэрофлоту была сделана разом и не зависела от падения трафика. В то же время другие авиакомпании получали субсидии помесячно за каждого пассажира, потерянного в отчетном месяце по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Приоритет при распределении национальных проектов. Когда государство проводит конкурс на реализацию национального проекта, то приоритет нередко дается государственным компаниям. Например, Ростелеком стал ключевым партнером в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». На этот проект из федерального бюджета в 2021–2023 годах планировалось выделить около 552 млрд рублей.

Таким образом, можно заметить, что государство в той или иной степени присутствует практически во всех секторах экономики. Эффективность бизнеса зависит от размера госучастия в его структуре, но несущественно. При этом у госкомпаний есть достаточно много преимуществ перед частным бизнесом, что делает их более устойчивыми к экономическим спадам. Но вместе с тем темпы роста таких компаний могут быть ограничены.

Кратко

  1. 1 Государство прямо или косвенно является акционером 40% компаний из индекса Мосбиржи.
  2. 2 Компании с государственным участием преследуют не только экономические цели, но и социальные.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин