1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).
2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).
3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.
4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.
5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.
Плюсы и минусы банковской гарантии
6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:
1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
2) наименование бенефициара;
3) наименование принципала;
4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);
5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
6) основания выдачи гарантии;
7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;
8) срок действия гарантии;
9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;
10) основания отзыва гарантии;
11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;
13) основания прекращения гарантии;
14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
43 урок. Банковские гарантии
7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации или государственной компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.
8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.
9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.
10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.
11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:
1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.
12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.
13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.
14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.
15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.
16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:
1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);
2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;
3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ;
6) в иных случаях, установленных гарантией.
17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.
18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.
19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.
20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.
21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:
1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;
2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);
3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);
4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;
5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;
6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;
7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);
8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;
9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;
10) в иных случаях, установленных гарантией.
22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.
23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.
Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.
24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.
25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.
26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.
27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).
28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.
Источник: www.zakonrf.info
Государственные гарантии бизнесу что это
Стратегическим фокусом для Национальной гарантийной системы (НГС) является увеличение объемов гарантийной поддержки МСП и повышение эффективности использования гарантийного капитала.
НГС повысит эффективность предоставления гарантийной поддержки субъектам МСП, сократит издержки и риски за счет унификации технологий, стандартов, документации, информационного взаимодействия и подходов к оценке рисков.
В рамках НГС функционирует трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСП, включающая в себя: АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и региональные гарантийные организации (РГО).
АО «Корпорация «МСП» сфокусирует свои усилия на предоставлении гарантий субъектам МСП в рамках реализации средних и крупных проектов, целевых программ.
Фокус деятельности АО «МСП Банк» и РГО будет направлен на применение «поточных» технологий и предоставление гарантий и поручительств в массовом сегменте рынка. Распределение продуктового предложения и лимитов между АО «МСП Банк» и РГО планируется осуществить на основании дифференцированного подхода.
АО «Корпорация «МСП» рассматривает заявки на предоставление независимых гарантий в сумме, превышающей 25 млн рублей, а также в сумме от 5 млн рублей до 25 млн рублей включительно в рамках установленного Советом директоров АО «Корпорация «МСП» лимита на выдачу таких гарантий.
Источник: corpmsp.ru
Кредит под госгарантию малому бизнесу: в чем особенности и как его получить
Начинающим предпринимателям банки часто отказывают в кредите: в случае провала проекта финансовое учреждение не получит назад свои деньги. Можно заложить транспорт или недвижимость, но имущество есть далеко не у всех молодых компаний. Тогда на помощь приходит государство. Если бизнес подходит под определенные критерии, госструктуры готовы поручиться за заемщика.
Это и называют кредитом под госгарантию. Расскажем об услуге подробнее: на каких условиях работает и кому доступна.
Особенности кредита под госгарантию
На поддержку государства могут рассчитывать компании МСП при соблюдении следующих условий:
- юрлицо зарегистрировано на территории России;
- численность персонала не превышает 250 человек;
- объем ежегодной выручки составляет не более 2 млрд рублей;
- по налогам, сборам и другим обязательным платежам нет просрочек;
- кредиты с госгарантией ранее не оформлялись (либо оформлялись, но погашались своевременно);
- предприятие не находится в стадии банкротства.
Для финансовой поддержки субъектов МСП в 2021 году была специально создана Национальная гарантийная система (НГС). В структуру вошли:
- МСП банк. Выдает гарантии под крупные проекты от 100 млн рублей.
- Корпорация МСП. Выступает поручителем по займам от 25 до 100 млн рублей.
- Региональные гарантийные организации (РГО). Предоставляют гарантию по сделкам до 25 млн рублей (в некоторых регионах — до 100 млн рублей).
Полный список РГО опубликован на официальном сайте Корпорации МСП.
Как получить гарантию государства при оформлении кредита
Кредиты под госгарантию выдают под сниженный процент. За поручительство государства придется заплатить, но сумма незначительная: 0,5-3% от величины займа.
Чтобы получить гарантию госструктуры, необходимо сначала выбрать банк. Обязательное условие: финансовое учреждение должно входить в перечень компаний-партнеров Корпорации МСП. Среди аккредитованных организаций: Сбербанк, Совкомбанк, Россельхозбанк, ВТБ, Промсвязьбанк.
Далее руководство компании-заемщика заполняет анкету, кредитную заявку и подает в выбранный банк документы: копии паспортов учредителей, справку из налоговой об отсутствии долгов перед бюджетом, правоустанавливающие бумаги на бизнес, договор аренды помещения или свидетельство о регистрации права собственности.
Обязательно нужно отметить, что кредит будет с поручителем. В качестве гаранта указывают Корпорацию МСП или одну из РГО. Банк сам свяжется с потенциальным поручителем и оформит документы.
Кредит целевой, поэтому придется представить отчеты по всем тратам. Если компания не сможет подтвердить расходы, заемные средства потребуют вернуть обратно в кратчайшие сроки.
Кому не стоит рассчитывать на кредит с госгарантией
Установлен перечень организаций, которым не дают кредит с госгарантией. Это:
- брокеры, управляющие компании;
- юрлица, добывающие или продающие полезные ископаемые;
- ломбарды;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды и страховые организации;
- представители игорного бизнеса;
- юрлица, работающие с подакцизной продукцией (алкоголем, табаком, автомобилями).
Кроме кредита с госгарантией, субъектам МСП оказывают и другие меры господдержки: льготные кредиты по ставке от 7,75% (программа действует до 2024 года), микрозаймы на сумму до 5 млн рублей и сроком до 3 лет, льготный лизинг оборудования.
Источник: bankiroff.ru