Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер и механизмов, используемых органами государственной власти и ОМСУ в целях стимулирования инновационного развития страны и ее отдельных регионов.
Государственная поддержка инновационной сферы связана с выделением средств на инновационные проекты, введением регламентов инновационных процессов, формированием правовой базы инновационного развития, кадровым обеспечением инновационной деятельности, формированием научно-инновационной инфраструктуры в стране и ее отдельных регионах, обеспечением социальной и экологической направленности инноваций.
Целевые ориентиры государственной поддержки инновационной деятельности
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Реализация государственной поддержки инновационного развития ориентирована на социально-экономический прогресс государства и его становление на инновационный путь развития согласно актуальным тенденциям мировых экономических процессов.
Деньги для бизнеса. Малый бизнес. Меры поддержки малого и среднего бизнеса
Основными целями оказания государственной поддержки инновациям в различных сферах деятельности являются:
- развитие инновационной активности хозяйствующих субъектов и повышение ее уровня;
- рост конкурентоспособности национальной продукции на мировой арене за счет освоения научно-технических достижений и обновления производства;
- оказание поддержки основным инновациям и улучшающим технологическим новинкам в промышленном производстве;
- развитие фундамента современного технологического уклада функционирования национального хозяйства;
- развитие конкурентного рыночного механизма в системе национального хозяйства;
- формирование эффективного инновационного механизма, обеспечивающего защиту интеллектуальной собственности;
- оказание содействия развитию инновационной деятельности в регионах страны;
- содействие межрегиональному и международному трансферу технологий, международному инвестиционному сотрудничеству;
- обеспечение эффективного механизма защиты интересов национального инновационного предпринимательства.
«Государственная поддержка инновационной деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности
Государственная поддержка инновационной деятельности реализуется по следующим основным направлениям:
- Выделение финансовых средств на реализацию инновационных проектов. Государство финансирует инновационные проекты, характеризующиеся социально-экономической значимостью. Данная поддержка реализуется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких субъектов.
- Материально-техническое снабжение инновационной деятельности, имущественное обеспечение деятельности инновационной направленности.
- Информационная поддержка. Она осуществляется посредством формирования специализированных информационных систем и сайтов в сети Интернет, которые предназначаются, в первую очередь, для поддержки функционирования инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.
- Оказание консультационных услуг. Оно предполагает формирование институтов, центров поддержки инноваций, которые проводят консультации по различным аспектам инновационной деятельности и инновационного развития. Консультирование охватывает вопросы разработки инновационных проектов, их принятия и внедрения, оценки их эффективности и сопровождения по ходу реализации.
- Образовательное развитие. Оно связано с формирование в системе основного и дополнительного образования программ инновационного развития специалистов, ориентированных на выпуск специалистов, наделенных научно-техническими знаниями и навыками в сфере инновационной деятельности.
- Оказание помощи и поддержки в осуществлении внешнеэкономического сотрудничества инновационных предприятий. Такая помощь состоит в установлении сотрудничества с международными организациями инновационного развития, продвижении инновационной продукции на международные рынки по разным каналам сбыта.
- Разработка инфраструктуры инновационного развития на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности.
Рисунок 1. Инфраструктура государственной поддержки инновационной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формы реализации государственной поддержки инновационного развития
Государство стимулирует инновационное развитие национальной экономики, используя следующие формы поддержки:
- Прямое финансирование инновационных проектов. Как правило, государство стимулирует развитие инноваций в рамках малого и среднего бизнеса. Оно выделяет субсидии и дотации на реализацию значимых инновационных проектов. Однако, может быть реализована поддержка и крупным корпорациям, реализующим социально и экономически значимую деятельность. Государство, может формировать заказы на производство инновационной продукции.
- Выдача кредитов и займов малым предприятиям и индивидуальным изобретателям на льготных условиях. Как правило, льготы касаются процентных ставок по кредитам и срокам их предоставления. Самым распространенным видом выступает выдача беспроцентных ссуд на реализацию инновационных проектов.
- Создание венчурных инновационных фондов, оказывающих финансовую поддержку внедрению инноваций. Большое значение для поддержки инновационного бизнеса имеют бизнес инкубаторы, занимающиеся поддержкой проектов: от разработки идеи до ее коммерциализации. Широкое распространение в РФ получили торгово-промышленные палаты, оказывающие помощь в выводе на рынок инновационной продукции.
- Предоставление хозяйствующим субъектам, реализующим инновационную деятельность налоговых льгот.
- Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей.
- Введение отсрочки уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям.
- Введение прав на осуществление ускоренной амортизации основных средств, используемых в инновационной деятельности.
- Формирование сети технополисов, технопарков. Технополис представляет собой территорию, на которой функционируют в органичном единстве инновационные предприятия, научные центры, исследовательские лаборатории, а также имеется соответствующая наукоемкая инфраструктура. Технопарк же является имущественным комплексом, включающим научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты.
Источник: spravochnick.ru
МЭР обновило госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Минэкономразвития обновило госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика», включив в ее цели ряд новых направлений, следует из справки к госпрограмме, которая имеется в распоряжении ТАСС.
Новая редакция госпрограммы утверждена правительством в конце прошлого года. Она сформирована в соответствии с новой системой управления государственными программами, с учетом национальных целей развития, а также новых стратегических инициатив правительства. Госпрограмма непосредственно направлена на достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Кроме того, в связи с переформатированием программы для достижения национальных целей госпрограмма продлена до 2030 года (ранее она была рассчитана до 2024 года) и были уточнены ее цели и показатели. Общий объем финансирования госпрограммы до 2024 года составляет 397 млрд рублей, из них 127,3 млрд рублей в 2022 году, в 2023 году — 133,7 млрд рублей, в 2024 году — 136 млрд рублей.
Обновленная госпрограмма содержит четыре цели: «Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата», «Ускорение технологического развития экономики», «Увеличение численности занятых в МСП (включая самозанятых)», «Повышение эффективности государственного управления». Для их достижения в структуру госпрограммы включен ряд направлений реализации.
Цель «Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата» характеризуется, в частности, созданием более чем 118 тыс. новых рабочих мест к 2024 году в рамках реализации мероприятий, направленных на повышение потенциала региональных экономик, а также достижением объема экспорта, поддержанного Российским экспортным центром, Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Росэксимбанком и их «дочками», в 21,8 млрд долларов в 2024 году.
Для достижения этой цели в структуру госпрограммы включены следующие направления: «Стимулирование реализации инвестиционных проектов», «Производительность труда», «Деловая активность» (в рамках этого направления будут реализовываться элементы, связанные с совершенствованием контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности, организационным обеспечением деятельности по повышению инвестиционной привлекательности, тарифным и антимонопольным регулированием и развитием конкуренции, а также с совершенствованием регуляторной политики и единой национальной системы аккредитации), «Повышение потенциала региональных экономик», «Развитие внешнеэкономической деятельности» (предполагает реализацию мероприятий по развитию международной кооперации и экспорта, а также по обеспечению международного экономического сотрудничества).
Цель «Ускорение технологического развития экономики» характеризуется, в частности, достижением общего объема выручки технологических компаний в 2030 году примерно в 650 млрд рублей за счет поддержки, а также достижением объема размещения устойчивых (в том числе «зеленых») облигаций на Мосбирже в 2024 году в 400 млрд рублей. Для достижения этой цели в структуру госпрограммы включены направление «Поддержка инновационных компаний», в рамках которого предполагается реализация мероприятий по стимулированию инноваций, обеспечению правовой охраны и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность, и направление «Климатическая повестка», в рамках которого будут реализовываться мероприятия по созданию и развитию «зеленого» финансирования, формированию системы ограничения выбросов парниковых газов и реализации климатических проектов.
Цель «Увеличение численности занятых в сфере МСП (включая самозанятых и ИП)» характеризуется обеспечением численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, не менее 25,6 млн человек к 2030 году. Для достижения этой цели в структуру госпрограммы включено направление «Развитие малого и среднего предпринимательства», в рамках которого будут реализовываться мероприятия нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Цель «Повышение эффективности государственного управления» характеризуется в том числе подготовкой к 2024 году 52,1 тыс. управленческих кадров, участвующих в реализации национальных и региональных проектов, и снижением нагрузки на респондентов по предоставлению статистической отчетности по итогам 2024 года на 50% к базовому уровню. Для достижения указанной цели в структуру госпрограммы включены следующие направления: «Развитие государственного управления» (включает мероприятия по разработке и внедрению в деятельность органов власти принципов и стандартов клиентоцентричности, повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, подготовке кадров и профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих), «Стратегическое планирование и официальная статистика» (включает мероприятия по обеспечению стратегического планирования и прогнозирования экономического развития, развитию системы информационного обеспечения государственной статистики, а также по совершенствованию официальной статистики).
В госпрограмме реализованы основные идеи президентского указа о политике в области стратегического планирования, считает заместитель руководителя центра развития программно-целевого управления Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Сергей Наумов.
«Хотелось бы отметить такую положительную тенденцию в области этой программы, до этого показатели были более размытые. В этой госпрограмме реализованы основные идеи президентского указа о политике в области стратегического планирования. Здесь довольно четко прослеживается треугольник: национальные цели развития до 2030 года, национальные проекты и государственные программы.
Обеспечивается стыковка трех важнейших компонентов, раньше они существовали по отдельности. Хочется сказать, что здесь реализованы принципы проектного управления, более четко прослеживается целевая направленность, в частности реализация одной из важнейших национальных целей — это «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство». Все это здесь сфокусировано. Радует, что ограничены всего четыре основные цели», — сказал Наумов ТАСС.
«Хотелось бы сказать по цели «Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата». По деловому климату у нас идет постоянная работа, а вот с инвестициями у нас были проблемы в последнее время. Радует то, что здесь до 2030 года запланирован индекс увеличения инвестиций в уставный капитал в районе 170%, что вполне достижимо путем механизма государственно-частного партнерства», — добавил он.
Рассуждая о цели «Ускорение технологического развития экономики», эксперт указал на то, что раньше в ней присутствовал ресурсный, затратный показатель — затраты на исследования и разработки. «Но результатов, как правило, не ощущалось. Здесь как раз есть ощутимый результат, и им очень трудно манипулировать.
Это выручка инновационных предприятий с государственной поддержкой в 50 миллиардов рублей. В этой программе заложен не промежуточный, а конечный результат. Результат хорош тогда, когда он поощряется, когда за него голосуют рублем. Здесь это как раз выражено, это может только радовать», — сказал Наумов.
«Еще один момент по этой цели. Здесь подключена Московская биржа. Это объем торгов акциями предприятий, «зелеными» облигациями — это привлечение капитала с финансового рынка не путем прямой государственной поддержки, а чтобы заинтересовать инвесторов.
Важный момент: это будут те предприятия, которые себя хорошо зарекомендовали, продукция которых известна, — закладывается и репутационное понятие. Ведь на биржу выйти не так просто, здесь нужно соблюсти очень много серьезных условий. Так или иначе, это подталкивает к повышению культуры производства и внедрения инноваций. Вроде бы простые показатели, но очень дисциплинирующие», — отметил эксперт.
nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >
Источник: www.banki.ru
О государственной поддержке инноваций и стартапов
Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.
Роль господдержки новаторской работы
Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.
Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:
- Сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
- Контроль и управление инновациями.
- Стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
- Законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
- Формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
- Повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
- Развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
- Кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности.
Формы и методы государственной поддержки
Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов.
Виды помощи государства новаторам
К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям.
Список опосредованных форм включает:
- Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке.
- Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
- Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования.
- Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования.
- Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями.
- Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов.
Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – Федеральный фонд производственных инноваций.
Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.
Методология господдержки
Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.
Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга.
Результаты господдержки в России
Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.
Нормативное регулирование
С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.
Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.
Результаты развития регионов
Результаты государственной поддержки выражаются непосредственно в тематических рейтингах – международных, определяющих место России в мире, и внутренних – как показателя конкуренции субъектов РФ в срезе инноваций.
В прошлом году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР.
Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах. Среди критериев оценки:
- Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
- Поддержка инноваторов.
- Качество политики в сфере НИОКР.
- Научно-технический потенциал.
В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Республика Башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.
Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.
Источник: viafuture.ru