Государственные программы инновационного бизнеса

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер и механизмов, используемых органами государственной власти и ОМСУ в целях стимулирования инновационного развития страны и ее отдельных регионов.

Государственная поддержка инновационной сферы связана с выделением средств на инновационные проекты, введением регламентов инновационных процессов, формированием правовой базы инновационного развития, кадровым обеспечением инновационной деятельности, формированием научно-инновационной инфраструктуры в стране и ее отдельных регионах, обеспечением социальной и экологической направленности инноваций.

Целевые ориентиры государственной поддержки инновационной деятельности

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Реализация государственной поддержки инновационного развития ориентирована на социально-экономический прогресс государства и его становление на инновационный путь развития согласно актуальным тенденциям мировых экономических процессов.

Деньги для бизнеса. Малый бизнес. Меры поддержки малого и среднего бизнеса

Основными целями оказания государственной поддержки инновациям в различных сферах деятельности являются:

  • развитие инновационной активности хозяйствующих субъектов и повышение ее уровня;
  • рост конкурентоспособности национальной продукции на мировой арене за счет освоения научно-технических достижений и обновления производства;
  • оказание поддержки основным инновациям и улучшающим технологическим новинкам в промышленном производстве;
  • развитие фундамента современного технологического уклада функционирования национального хозяйства;
  • развитие конкурентного рыночного механизма в системе национального хозяйства;
  • формирование эффективного инновационного механизма, обеспечивающего защиту интеллектуальной собственности;
  • оказание содействия развитию инновационной деятельности в регионах страны;
  • содействие межрегиональному и международному трансферу технологий, международному инвестиционному сотрудничеству;
  • обеспечение эффективного механизма защиты интересов национального инновационного предпринимательства.

«Государственная поддержка инновационной деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности

Государственная поддержка инновационной деятельности реализуется по следующим основным направлениям:

  1. Выделение финансовых средств на реализацию инновационных проектов. Государство финансирует инновационные проекты, характеризующиеся социально-экономической значимостью. Данная поддержка реализуется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких субъектов.
  2. Материально-техническое снабжение инновационной деятельности, имущественное обеспечение деятельности инновационной направленности.
  3. Информационная поддержка. Она осуществляется посредством формирования специализированных информационных систем и сайтов в сети Интернет, которые предназначаются, в первую очередь, для поддержки функционирования инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.
  4. Оказание консультационных услуг. Оно предполагает формирование институтов, центров поддержки инноваций, которые проводят консультации по различным аспектам инновационной деятельности и инновационного развития. Консультирование охватывает вопросы разработки инновационных проектов, их принятия и внедрения, оценки их эффективности и сопровождения по ходу реализации.
  5. Образовательное развитие. Оно связано с формирование в системе основного и дополнительного образования программ инновационного развития специалистов, ориентированных на выпуск специалистов, наделенных научно-техническими знаниями и навыками в сфере инновационной деятельности.
  6. Оказание помощи и поддержки в осуществлении внешнеэкономического сотрудничества инновационных предприятий. Такая помощь состоит в установлении сотрудничества с международными организациями инновационного развития, продвижении инновационной продукции на международные рынки по разным каналам сбыта.
  7. Разработка инфраструктуры инновационного развития на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности.

Рисунок 1. Инфраструктура государственной поддержки инновационной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формы реализации государственной поддержки инновационного развития

Государство стимулирует инновационное развитие национальной экономики, используя следующие формы поддержки:

  1. Прямое финансирование инновационных проектов. Как правило, государство стимулирует развитие инноваций в рамках малого и среднего бизнеса. Оно выделяет субсидии и дотации на реализацию значимых инновационных проектов. Однако, может быть реализована поддержка и крупным корпорациям, реализующим социально и экономически значимую деятельность. Государство, может формировать заказы на производство инновационной продукции.
  2. Выдача кредитов и займов малым предприятиям и индивидуальным изобретателям на льготных условиях. Как правило, льготы касаются процентных ставок по кредитам и срокам их предоставления. Самым распространенным видом выступает выдача беспроцентных ссуд на реализацию инновационных проектов.
  3. Создание венчурных инновационных фондов, оказывающих финансовую поддержку внедрению инноваций. Большое значение для поддержки инновационного бизнеса имеют бизнес инкубаторы, занимающиеся поддержкой проектов: от разработки идеи до ее коммерциализации. Широкое распространение в РФ получили торгово-промышленные палаты, оказывающие помощь в выводе на рынок инновационной продукции.
  4. Предоставление хозяйствующим субъектам, реализующим инновационную деятельность налоговых льгот.
  5. Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей.
  6. Введение отсрочки уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям.
  7. Введение прав на осуществление ускоренной амортизации основных средств, используемых в инновационной деятельности.
  8. Формирование сети технополисов, технопарков. Технополис представляет собой территорию, на которой функционируют в органичном единстве инновационные предприятия, научные центры, исследовательские лаборатории, а также имеется соответствующая наукоемкая инфраструктура. Технопарк же является имущественным комплексом, включающим научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты.
Читайте также:  Методы исследования ресторанного бизнеса

Источник: spravochnick.ru

МЭР обновило госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Минэкономразвития обновило госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика», включив в ее цели ряд новых направлений, следует из справки к госпрограмме, которая имеется в распоряжении ТАСС.

Новая редакция госпрограммы утверждена правительством в конце прошлого года. Она сформирована в соответствии с новой системой управления государственными программами, с учетом национальных целей развития, а также новых стратегических инициатив правительства. Госпрограмма непосредственно направлена на достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Кроме того, в связи с переформатированием программы для достижения национальных целей госпрограмма продлена до 2030 года (ранее она была рассчитана до 2024 года) и были уточнены ее цели и показатели. Общий объем финансирования госпрограммы до 2024 года составляет 397 млрд рублей, из них 127,3 млрд рублей в 2022 году, в 2023 году — 133,7 млрд рублей, в 2024 году — 136 млрд рублей.

Обновленная госпрограмма содержит четыре цели: «Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата», «Ускорение технологического развития экономики», «Увеличение численности занятых в МСП (включая самозанятых)», «Повышение эффективности государственного управления». Для их достижения в структуру госпрограммы включен ряд направлений реализации.

Цель «Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата» характеризуется, в частности, созданием более чем 118 тыс. новых рабочих мест к 2024 году в рамках реализации мероприятий, направленных на повышение потенциала региональных экономик, а также достижением объема экспорта, поддержанного Российским экспортным центром, Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Росэксимбанком и их «дочками», в 21,8 млрд долларов в 2024 году.

Для достижения этой цели в структуру госпрограммы включены следующие направления: «Стимулирование реализации инвестиционных проектов», «Производительность труда», «Деловая активность» (в рамках этого направления будут реализовываться элементы, связанные с совершенствованием контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности, организационным обеспечением деятельности по повышению инвестиционной привлекательности, тарифным и антимонопольным регулированием и развитием конкуренции, а также с совершенствованием регуляторной политики и единой национальной системы аккредитации), «Повышение потенциала региональных экономик», «Развитие внешнеэкономической деятельности» (предполагает реализацию мероприятий по развитию международной кооперации и экспорта, а также по обеспечению международного экономического сотрудничества).

Цель «Ускорение технологического развития экономики» характеризуется, в частности, достижением общего объема выручки технологических компаний в 2030 году примерно в 650 млрд рублей за счет поддержки, а также достижением объема размещения устойчивых (в том числе «зеленых») облигаций на Мосбирже в 2024 году в 400 млрд рублей. Для достижения этой цели в структуру госпрограммы включены направление «Поддержка инновационных компаний», в рамках которого предполагается реализация мероприятий по стимулированию инноваций, обеспечению правовой охраны и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность, и направление «Климатическая повестка», в рамках которого будут реализовываться мероприятия по созданию и развитию «зеленого» финансирования, формированию системы ограничения выбросов парниковых газов и реализации климатических проектов.

Цель «Увеличение численности занятых в сфере МСП (включая самозанятых и ИП)» характеризуется обеспечением численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, не менее 25,6 млн человек к 2030 году. Для достижения этой цели в структуру госпрограммы включено направление «Развитие малого и среднего предпринимательства», в рамках которого будут реализовываться мероприятия нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Цель «Повышение эффективности государственного управления» характеризуется в том числе подготовкой к 2024 году 52,1 тыс. управленческих кадров, участвующих в реализации национальных и региональных проектов, и снижением нагрузки на респондентов по предоставлению статистической отчетности по итогам 2024 года на 50% к базовому уровню. Для достижения указанной цели в структуру госпрограммы включены следующие направления: «Развитие государственного управления» (включает мероприятия по разработке и внедрению в деятельность органов власти принципов и стандартов клиентоцентричности, повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, подготовке кадров и профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих), «Стратегическое планирование и официальная статистика» (включает мероприятия по обеспечению стратегического планирования и прогнозирования экономического развития, развитию системы информационного обеспечения государственной статистики, а также по совершенствованию официальной статистики).

Читайте также:  Консумер или бизнес эдишн

В госпрограмме реализованы основные идеи президентского указа о политике в области стратегического планирования, считает заместитель руководителя центра развития программно-целевого управления Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Сергей Наумов.

«Хотелось бы отметить такую положительную тенденцию в области этой программы, до этого показатели были более размытые. В этой госпрограмме реализованы основные идеи президентского указа о политике в области стратегического планирования. Здесь довольно четко прослеживается треугольник: национальные цели развития до 2030 года, национальные проекты и государственные программы.

Обеспечивается стыковка трех важнейших компонентов, раньше они существовали по отдельности. Хочется сказать, что здесь реализованы принципы проектного управления, более четко прослеживается целевая направленность, в частности реализация одной из важнейших национальных целей — это «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство». Все это здесь сфокусировано. Радует, что ограничены всего четыре основные цели», — сказал Наумов ТАСС.

«Хотелось бы сказать по цели «Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата». По деловому климату у нас идет постоянная работа, а вот с инвестициями у нас были проблемы в последнее время. Радует то, что здесь до 2030 года запланирован индекс увеличения инвестиций в уставный капитал в районе 170%, что вполне достижимо путем механизма государственно-частного партнерства», — добавил он.

Рассуждая о цели «Ускорение технологического развития экономики», эксперт указал на то, что раньше в ней присутствовал ресурсный, затратный показатель — затраты на исследования и разработки. «Но результатов, как правило, не ощущалось. Здесь как раз есть ощутимый результат, и им очень трудно манипулировать.

Это выручка инновационных предприятий с государственной поддержкой в 50 миллиардов рублей. В этой программе заложен не промежуточный, а конечный результат. Результат хорош тогда, когда он поощряется, когда за него голосуют рублем. Здесь это как раз выражено, это может только радовать», — сказал Наумов.

«Еще один момент по этой цели. Здесь подключена Московская биржа. Это объем торгов акциями предприятий, «зелеными» облигациями — это привлечение капитала с финансового рынка не путем прямой государственной поддержки, а чтобы заинтересовать инвесторов.

Важный момент: это будут те предприятия, которые себя хорошо зарекомендовали, продукция которых известна, — закладывается и репутационное понятие. Ведь на биржу выйти не так просто, здесь нужно соблюсти очень много серьезных условий. Так или иначе, это подталкивает к повышению культуры производства и внедрения инноваций. Вроде бы простые показатели, но очень дисциплинирующие», — отметил эксперт.

nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >

Источник: www.banki.ru

О государственной поддержке инноваций и стартапов

О государственной поддержке инноваций и стартапов

О государственной поддержке инноваций и стартапов

Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.

Роль господдержки новаторской работы

Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.

роль государства в развитии инноваций

Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:

  • Сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
  • Контроль и управление инновациями.
  • Стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
  • Законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
  • Формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
  • Повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
  • Развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
  • Кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности.
Читайте также:  Как начать бизнес на рисе

Формы и методы государственной поддержки

Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов.

формы поддержки инноваций государством

Виды помощи государства новаторам

К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям.

помощь государства инноваторам

Список опосредованных форм включает:

  • Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке.
  • Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
  • Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования.
  • Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования.
  • Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями.
  • Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов.

Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – Федеральный фонд производственных инноваций.

Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.

Методология господдержки

Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.

Методология господдержки проектов

Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга.

Результаты господдержки в России

Результаты господдержки

Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.

Нормативное регулирование

С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Нормативное регулирование инноваций

Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.

Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.

Результаты развития регионов

Результаты государственной поддержки выражаются непосредственно в тематических рейтингах – международных, определяющих место России в мире, и внутренних – как показателя конкуренции субъектов РФ в срезе инноваций.

Развитие регионов России

В прошлом году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР.

Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах. Среди критериев оценки:

  • Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
  • Поддержка инноваторов.
  • Качество политики в сфере НИОКР.
  • Научно-технический потенциал.

В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Республика Башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.

Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.

Источник: viafuture.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин