Государственное предприятие — основная разновидность унитарных предприятий; предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.
- Сколько государственных предприятий в России
- В чем разница между государственным и частным предприятием
- В чем отличие государственного предприятия от государственного учреждения
- Кто владелец государственного предприятия
- Какие государственные компании России
- Какие предприятия принадлежат России
- Какие есть государственные организации
- Кто управляет государственным предприятием
- Как определить гос учреждение
- Зачем нужны гос предприятия
- Какие могут быть предприятия
- Чем отличается унитарное предприятие от государственного
- Что такое компания с государственным участием
- Какие отрасли регулирует государство
- Кто контролирует экономику России
- Что может считаться предприятием
- Что понимается под частным предприятием
- Какие бывают типы учреждений
- Что такое государственное унитарное предприятие простыми словами
- Что такое государственные и муниципальные предприятия
- Чем отличаются организации от учреждения
- Что такое государственные учреждения
- Какие есть типы и виды государственных муниципальных учреждений
- Чем отличается автономное учреждение от унитарного
Сколько государственных предприятий в России
В 2020 году в России насчитывается 1465 госкомпаний. Согласно документу в 2021 году их число сократится до 1319, в 2022 году — до 1187, в 2023 году — до 1068. В результате к 2025 году в стране должно остаться 961 предприятие с государственным участием.
Сергей Выходцев. Отличия бизнеса от предпринимательства
В чем разница между государственным и частным предприятием
Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что государство ставит перед своими предприятиями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.
В чем отличие государственного предприятия от государственного учреждения
Ответ: Разница в том, что государственное учреждение — это некоммерческая организация, а государственное предприятие — коммерческая.
Кто владелец государственного предприятия
Государственным является такое предприятие, имущество которого принадлежит государству.
Какие государственные компании России
Лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП. Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%.
Какие предприятия принадлежат России
200 крупнейших компаний России:
- Лукойл Выручка 4740,2 млрд руб. (
- Cургутнефтегаз Выручка 890,57 млрд руб. (
- Магнит Выручка 763,5 млрд руб. (
- Vimpelcom. Выручка 757,6 млрд руб. (
- X5 Retail Group. Выручка 633,9 млрд руб. (
- Группа компаний Мегаполис Выручка 507 млрд руб. (
- Evraz. Выручка 504,2 млрд руб. (
- Татнефть
Какие есть государственные организации
- Президент Российской Федерации
- Федеральное Собрание Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Федеральные министерства
- Федеральные службы
- Федеральные агентства
- Судебная система
- Другие органы власти и организации
Кто управляет государственным предприятием
1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.
Разница между бизнесом в России и США | Как начать бизнес с нуля | Политика в России и США
Как определить гос учреждение
Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Зачем нужны гос предприятия
Они, помимо прочего, приносят значительные доходы государству, служат для правительства инструментом осуществления более жесткого контроля над работой добывающего сектора, способствуют развитию местных технологий и кадрового потенциала, участвуют в управлении рисками в связи с энергетическим переходом.
Какие могут быть предприятия
- Государственные (принадлежит государству);
- Муниципальные (управляется органами местной власти);
- Частные (принадлежит конкретному лицу);
- Коллективные (принадлежит группе лиц);
- Смешанные (разделено между государством и частниками).
Чем отличается унитарное предприятие от государственного
Муниципальное унитарное предприятие
В отличие от ГУП, такая организация создается муниципалитетом, а работа регламентирована нормативными актами органов местного самоуправления (администрация районов, городов). Размер уставного фонда МУП должен быть не менее 1000 МРОТ.
Что такое компания с государственным участием
КГУ представляют собой компании, в которых государству прямо или косвенно принадлежит не менее 10% акций (долей).
Какие отрасли регулирует государство
Государство отвечает за:
- Фискальную политику (бюджет, налоги);
- Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка);
- Регулирование внешней торговли;
- Контроль распределения доходов.
Кто контролирует экономику России
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации экономической политики Правительства России по ряду направлений.
Что может считаться предприятием
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги. Часто в качестве частичных синонимов термина «предприятие» выступают понятия «фирма», «компания», «корпорация».
Что понимается под частным предприятием
Частным предприятием признается коммерческая организация, созданная и управляемая собственником — одним физическим лицом. Частное предприятие является организационно-правовой формой субъектов предпринимательства.
Какие бывают типы учреждений
- государственные учреждения — учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации;
- муниципальные учреждения — учреждения, созданные муниципальным образованием;
- частные учреждения — учреждения, созданные частными физическими или юридическими лицами.
Что такое государственное унитарное предприятие простыми словами
Унитарное предприятие (УП) является коммерческой организацией. У него есть имущество, но УП не может им владеть. Собственником и учредителем выступают государство, субъект России или муниципалитет. Унитарному предприятию его передают на правах оперативного управления или ведения хозяйственной деятельности.
Что такое государственные и муниципальные предприятия
Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них
Чем отличаются организации от учреждения
Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично -ст. 120 ГК РФ., а Организация — может быть как коммерческой, т. е. с полученим прибыли.
Что такое государственные учреждения
1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. 2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Какие есть типы и виды государственных муниципальных учреждений
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Российская Федерация; субъект Российской Федерации; муниципальное образование.
Чем отличается автономное учреждение от унитарного
Но главное отличие заключается в том, что автономное учреждение — некоммерческая организация, а унитарное предприятие — коммерческая организация. Закон об автономных учреждениях допускает создавать автономные учреждения не с нуля, а путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.
Источник: svyazin.ru
Государственное предпринимательство, его особенности
Государственный сектор занимает особое место в экономике, что связано с особым статусом государства: с одной стороны, это один из партнеров на рынке, а с другой – субъект макроэкономического регулирования. Государственное предпринимательство (как и предпринимательство вообще) предполагает получение прибыли.
Однако в данном случае прибыль – не единственный критерий. Через предпринимательство государство решает и другие задачи, связанные с его особым статусом в экономической жизни: например, развитие отсталых регионов, обеспечение жизнедеятельности элементов инфраструктуры, создание рабочих мест и другие. Таким образом, специфика (а зачастую и противоречие в развитии) государственного предпринимательства обусловлена сочетанием у него двух начал: предпринимательского, представленного частным интересом госсектора как обособленного товаропроизводителя, и государственного, воплощающего общественный интерес. Причем достижение общественных задач должно осуществляться при одновременном достижении коммерческих целей госпредприятий.
Исторически формирование государственного сектора связано с появлением таких служб, как почтовая, таможенная, оружейное дело. Впоследствии развитие и функционирование госсектора происходит в результате приобретения или поддержки малорентабельных, разоряющихся предприятий, имеющих общенациональное значение и в то же время низкую привлекательность для частного капитала. И сегодня государственным признается предприятие, в котором государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.
Государственное предпринимательство может осуществляться в разнообразных формах:
¨ предприятиями госсектора: унитарными на праве оперативного управления и хозяйственного ведения;
¨ акционерными предприятиями, в которых государству принадлежит 100 % уставного капитала (такие предприятия отличаются более рыночным поведением, нежели унитарные);
¨ предприятиями смешанной формы собственности. Интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании считается наиболее перспективной формой, так как государство, привлекая и используя частный капитал, решает социально-экономические задачи. Частный же бизнес получает возможность доступа к инвестициям, снижает предпринимательский риск за счет получения определенных льгот по налогообложению, кредитованию и другие. Формирование смешанных предприятий может осуществляться путем продажи части принадлежащих государству акций частным инвесторам либо путем покупки государством акций частных фирм;
¨ возможна передача частным юридическим и физическим лицам государственного капитала и нематериальных активов (прав, патентов, лицензий). Такая форма может реализовываться посредством различных инструментов, один из которых – передача объектов государственной собственности в трастовое (доверительное) управление. Необходимость в такой передаче может определяться неспособностью государства-собственника эффективно использовать объекты принадлежащего ему имущества. Характерно, что доверительное управление не предусматривает перехода прав собственности на имущество к управляющему. И более того государство может устанавливать определенные условия и параметры использования объектов (например, сохранение заданного количества рабочих мест).
Очевидно, что подобные формы интеграции интересов государства и частного бизнеса весьма положительны: способствуют большей устойчивости предпринимательских структур и повышению результативности государственного сектора, а следовательно, эффективности экономики в целом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Виды государственных предприятий в Российской. Виды государственных предприятий в Российской Федерации и сравнение их ключевых особенностей
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 29.96 Kb.
Вятский государственный университет
Виды государственных предприятий в Российской Федерации и сравнение их ключевых особенностей
В статье проводится описание и сравнение разных видов государственных предприятий по ключевым особенностям: имущество предприятия, цель деятельности, формы предприятий, финансы, взаимоотношения с государственной властью, собственником. В конце статьи подводится итог сравнения.
Ключевые слова: унитарное предприятие, казённое предприятие, государственное унитарное предприятие, виды государственных предприятий.
Существует несколько видов государственных предприятий и учреждений в Российской Федерации (далее – РФ). Проведём сравнение между ними.
Государственным предприятием является субъект экономической деятельности, имущество которого находится в государственной собственности – на федеральном или региональном уровне. Отметим также, что подобный правовой статус имеет муниципальное предприятие.
Из существующих выделяют два основных вида государственных предприятий в РФ – это унитарное предприятие и казённое предприятие. Дадим их краткую характеристику.
Государственное унитарное предприятие – это особаяорганизационноправовая формаюридического лица, коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия [1]. Правовое положение государственных унитарных предприятий регламентируетсяГражданским кодексомРФ и законом о государственных и муниципальных предприятиях.
Федеральное казённое предприятие – унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управленияна базе имущества, находящегося в федеральной собственности [2].
Существуют иные виды государственных предприятий. Представим некоторые из них.
Особая разновидность некоммерческих учреждений – государственные корпорации. Учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов с целью решения социальных задач. Государственные корпорации в отношении себя имеют меньший контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие от государственных унитарных предприятий в том, что они владеют имуществом, переданным им органами власти, на праве собственности.
Стоит упомянуть ещё один тип компаний в экономике РФ – бизнесы с государственным участием. Участие государства в них обеспечивается в результате приобретения с его стороны определённой доли в акциях соответствующих фирм.
Перейдём непосредственно к сравнению основных видов государственных предприятий между собой, систематизируя сравнения по определённым типам: имущество предприятия, цель деятельности, формы предприятий, особенности финансов, взаимоотношения с государственной властью, собственником.
Особенность унитарных предприятий (УП) заключается в отсутствииправа собственностина имущество. Унитарным государственное предприятие считается, в том числе, и потому, что его имущество, как было сказано выше, неделимо. Имущество унитарного предприятия (далее – УП) является собственностью РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Основное отличие государственного унитарного предприятия (далее – ГУП) от федерального казённого предприятия (далее – ФКП) заключается в праве владения и распоряжения имуществом. Имущество ГУП принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, в то время как ФКП основано на праве оперативного управления имуществом.
При хозяйственном ведении УП может распоряжаться имуществом, производимой продукцией и доходами по своему усмотрению, учитывая лишь ограничения, установленные законом или другими правовыми актами. При оперативном управлении предприятие вправе распоряжаться закреплённым за ним имуществом, производимой продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества ГУП решает вопросы создания предприятия, его реорганизации и ликвидации, занимается определением целей его деятельности, контролирует сохранность имущества предприятия и использование его по прямому назначению.
Имущество может быть передано собственником ГУП в виде вклада в уставный фонд, а также сверх определённого уставного фонда. Добавим, что УП не могут учреждать дочерние предприятия. Этот запрет является своего рода защитой и вызван недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путём создания дочерних предприятий.
Источники, формирующие имущество УП, могут быть: имущество, которое передаётся предприятию по решению собственника (в том числе в оплату его уставного фонда); доходы,получаемые от хозяйственной деятельности; амортизационные отчисления; заёмные средства; капитальные вложенияи бюджетные дотации; доходы от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых предприятие принимает участие. Также источниками могут являться добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан; другие источники (если они не противоречат законодательству РФ, в том числе доходы от имущества, сданного в аренду).
ГУП в отличие от ФКП имеет право распоряжаться активной частью своих основных средств. ГУП может продавать другим предприятиям принадлежащие ему: сырьё, транспортные средства, оборудование, инвентарь, другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов. Однако, ГУП не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом без одобрения собственника.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июня 2003 года [3], сделки предприятия с имуществом общей стоимостью, превышающей 150 миллионов рублей, согласуются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения Правительства РФ.
Имущество федерального казённого предприятия, как было сказано выше, передаётся в оперативное управление. ФКП может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. При этом РФ несёт субсидиарную ответственность по обязательствам казённого предприятия при недостаточности его имущества [1].
Для ГУП такая ситуация исключена (кроме некоторых случаев банкротства). Поскольку ФКП осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов, то это обстоятельство предопределяет строго целевой характер использования любого закреплённого за ним имущества собственника в отличие от формально самостоятельного характера как у обычного УП. ФКП получает обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, неиспользуемое или используемое не по назначению, а также излишнее имущество может быть изъято.
На примере распоряжения имуществом можно сделать вывод, что в сравнении с ГУП казённые предприятия имеют значительно меньшую правоспособность.
Сравним цели деятельности государственных предприятий.
Цель деятельности унитарных предприятий во многих источниках определяется как решение государственных задач на коммерческой основе. УП не может осуществлять любые, не запрещённые законом виды деятельности, как в случае с коммерческими организациями других организационно-правовых форм.
Рамки предмета и целей деятельности, закреплённые уставом, ограничивают выбор возможных видов деятельности для ГУП. Несмотря на то, что в законодательстве РФ не определено понятие предмета деятельности для УП, исходя из существующей практики, можно сделать вывод, что с ним связана сфера, к которой относится основная деятельность предприятия. Законодательство не требует при определении в уставе предмета деятельности перечислять все виды основной деятельности предприятия, но вместе с тем, учредитель имеет право устанавливать в уставе дополнительные по отношению к законодательству ограничения правоспособности УП, в частности, включать в устав закрытый, не допускающий расширения перечень видов его деятельности. Таким образом, предмет деятельности УП может быть детализирован с различной степенью.
Если говорить о федеральном казённом предприятии , то, помимо сказанного выше об УП, одной из целей своей деятельности оно имеет самостоятельную реализацию произведённой им продукции (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или правовыми актами. ФКП учреждаются в промышленных сегментах, представляя собой в основной массе производственные предприятия. Устав ФКП в отличие от ГУП дополняется сведениями о порядке распределения и использования доходов предприятия [2].
Теперь перейдём к существующим формам государственных предприятий.
В настоящее время существует три типа унитарных предприятий :
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),Государственное унитарное предприятие (ГУП) и Муниципальное унитарное предприятие (МУП).
Учредительным документом для всех типов УП считается, упоминавшийся выше, устав, утверждаемый федеральным органом, на который возложена задача по координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли, в соответствии с действующим законодательством. Кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, устав государственного и муниципального предприятия должен содержать данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия.
Перейдём к типам УП, основанным на праве оперативного управления – Федеральное казённое предприятие (ФКП), казённое предприятие (КП) и муниципальное казённое предприятие (МКП). По действующему законодательству – учреждать УП обоих видов, правомочна как Федерация, так и субъект с муниципалитетом.
Далее сравним особенности финансов государственных предприятий.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счёт активов, закреплённых за ними. При утверждении устава в балансе предприятия отражается величина уставного капитала. Размер уставного фонда ГУП рассчитывается в рублях и должен составлять не менее 5000 МРОТ. Помимо того, что уставный фонд является материальной базой для ведения ГУП хозяйственной деятельности, также он выступает как индикатор её эффективности. В отличие от ГУП в ФКП уставный фонд не формируется [2].
Финансовые ресурсы ГУП формируются за счёт прибыли.
Устав УП определяет порядок распределения прибыли. В соответствии с уставом после уплаты налогов доход предприятия переводится в различные стимулирующие фонды (фонд социальных мероприятий, фонд материального поощрения и другие).
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в ведении предприятия, может быть переведена на увеличение его уставного фонда. Использование целевых бюджетных источников финансирования может являться особенностью финансов УП. Ассигнования в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального, регионального и местных бюджетов направляются, прежде всего, на реализацию отдельных программ и мероприятий социальной направленности.
Скажем несколько слов о специфике привлечения заёмных средств УП. Поскольку ГУП не является собственником имущества, использование заёмных средств как источников финансовых ресурсов становится затруднительным.
Особая организационно-правовая форма ГУП ставит его в неравные условия с остальными участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов. Учитывая это обстоятельство, ГУП, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить бюджетные кредиты [4] на условиях платности и возвратности. Себестоимость является источником погашения процентов по бюджетному кредиту. Бюджетный кредит может быть получен под поставку товаров для нужд собственника УП.
Важной особенностью ГУП являются взаимоотношения с государственной властью. Создание государственного унитарного предприятия осуществляется по инициативе компетентного органа власти – он, в частности, подписывает учредительные документы. Государство может учредить в соответствующем субъекте ГУП с целью решения разного рода социальных задач. Таким образом, например, оно может обеспечить трудовую занятость населения.
Более тесными являются взаимоотношения государственной власти и ФКП. Решение о создании, реорганизации и ликвидации ФКП принимает Правительство РФ. Утверждение устава ФКП, являющегося его учредительным документом, также относится к ведению Правительства РФ. По гражданскому законодательству РФ, как было сказано ранее, государство несёт субсидиарную ответственностьпо обязательствам ФКП при недостаточности его имущества. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1408110 – cite_note-1 Постановлением
Правительства РФ утверждены «Правила создания и регулирования деятельности федеральных казённых предприятий» http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1408110 – cite_note-2, а также дополнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в части утверждения сметы доходов и расходов ФКП.
Резюмируя сказанное, отметим, что наиболее распространённым видом государственных предприятий в РФ являются унитарные предприятия. Они играют важную роль в экономике РФ. Их деятельность осуществляется в различных сферах национального хозяйства. С их помощью государство способно обеспечить занятость граждан, улучшить сегменты экономики, извлечь прибыль. Но, безусловно, роль федеральных казённых предприятий не следует отодвигать на задний план, поскольку этот вид государственного предприятия нацелен скорее на решение стратегических задач государства, по каким причинам его правоспособность значительно уже правоспособности унитарных предприятий, но при этом, деятельность таких предприятий, возможно, значимей в плане поддержания стабильности развития экономики и промышленности государства.
Список литературы
- Гражданский Кодекс Российской Федерации Статья 113. Основные положения об унитарном государственном предприятии (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 №99-Ф3)
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
- Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
- Батычко В. Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011
- ЕремичевИ.А.,ПавловЕ.А.КорпоративноеПраво/3-еизд.,перераб.идоп. – М.: – 438с.2010
- Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, Орлов, 2014
- Е.А.Суханов.Гражданскоеправо:В4т.Том1:Общаячасть.2008
Источник: topuch.com